Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру 1 класс. "Почему солнце светит днём, а ночью- звёзды".

Конспект урока по окружающему миру 1 класс. "Почему солнце светит днём, а ночью- звёзды".

Урок окружающий мир 1 класс

Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью?

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением игровых и мультимедийных технологий.


Цели: Формировать представления о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде, познакомить с созвездием Льва;

развивать речь, внимание, память, логическое мышление.


Оборудование: мозаика, глобус, лампа, горошина, пластилин, ноутбуки, тетрадь, учебник.


План урока:


Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент: приветствие.

1-2 минуты

Постановка темы урока.

1 минута

Изучение нового материала.

15 минут

Опыт.

5 минут

Физкультминутка.

1минута

Практическая работа.

5-7 минут

Закрепление изучаемых понятий.

3 минуты

Подведение итогов урока.

1-2 минуты.




Ход урока.

  1. Организационный момент.

Улыбнись с утра щенку,

И росинке и цветку,

Пёстрой бабочке в лугах,

Солнцу в лёгких облаках.

- Ребята давайте все вместе улыбнёмся солнцу, которое пришло в гости к нам на урок.

- И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы: кто? что? где? когда? почему? и зачем?

-Я предлагаю вам совершить еще одно виртуальное путешествие, но теперь уже в космос по звёздному небу, где нас ждёт только самое удивительное.

- А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Чудо птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звёзд. (Ракета)

2. Физкультминутка

Представьте, что вы ракеты. Встали все.

На носочках подтянись,

Руки верх, летите ввысь!

- А куда мы полетим на ракете? А что мы можем там увидеть?

Итак, приготовились к путешествию. Спинки прямые, начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.

Мы попадаем в космос, посмотрите как там удивительно и красиво.

3.Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Мы пролетаем над нашей планетой.

- На какой планете мы с вами живём?

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Как называется столица нашей Родины?

- В каком городе мы живём?

- Хорошо, вы знаете ответ на мои вопросы.

- Пока мы с вами летали, друг Муравьишка уже приготовил для вас задание. У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур (Приложение 1). Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая подскажет вам, о чем мы будем говорить сегодня. (Работа в группах)

- Какие картинки у вас получились?

- Вы догадались, о чем будем говорить сейчас?

Правильно мы узнаем, что такое Солнце, научимся изготавливать модели звезд и познакомимся созвездиями Льва.

4.Объяснение нового материала.

Первое что встречается нам на пути - это Солнце.

- Какую форму имеет Солнце?

-На что похоже?

О солнце нам расскажет ……

Сообщение: Солнце - это огромный пылающий шар. Температура 20 млн. градусов. На самом деле Солнце очень большое. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показ)

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля одна из девяти планет солнечной системы. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- Ребята, я прошу вас внимательно посмотреть на картинки, которые вы собирали. У кого получилось Солнце? Какое настроение выражает ваше солнышко? (Ответы детей)

- Как вы думаете, в какое время суток солнышко улыбается? А какое заставляет его грустить и по какой причине?

- Знаете ли вы, почему наступает день?

- Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды.

Демонстрирую на глобусе с помощью лампы.


Делаем вывод: Солнце - это огромный пылающий шар. Солнце от Земли находится далеко, поэтому оно не сжигает нашу планету, а только освещает её и обогревает.


5.Физкультминутка.

Вот как солнышко встаёт –

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдёт –

Ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся,

А под солнышком нам всем

Весело живется!


- И мы отправляемся дальше и Муравьишка приготовил вам загадку.


Раскинут ковер,
Рассыпан горох;
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.
      (Небо и звезды)

Обратив внимание детей на то, что в загадке звезды сравниваются с горохом, учитель спрашивает: «А какие они на самом деле?»

-Что звезды по форме и вправду похожи на горошины (демонстрирует горошину), но они огромные (во много раз больше Земли!) и пылающие.

-Почему же звезды кажутся нам маленькими светящимися точками? (что более удаленные от наблюдателя предметы кажутся меньше)

И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звезд.

Одни звёзды большие, другие маленькие. Одни очень яркие, другие чуть заметны.

-Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу. Вы знаете, что такое звезды?

О звездах нам расскажет

Сообщение: Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды –очень, очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца. Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики.

Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. Само Солнце называют жёлтым карликом.

Запоминаем :

Звезды - это огромные пылающие шары.

Расположены далеко от Земли.

Звезды отличаются друг от друга цветом и размером.

Солнце - это тоже звезда, которая ближе всех расположена к нашей планете.

-Давайте сравним некоторые звезды.

Перед вами одна из самых ярких звезд - Альдебаран. Она имеет яркую красно - оранжевую окраску. Следующая звезда - Регул. Это горячая звезда, имеет беловатую окраску. Самой яркой звездой созвездия Большого Пса - это звезда Сириус, имеет синюю окраску.

Солнце - это желтая звезда, размер её меньше многих других звезд. Но она кажется нам большой, потому что расположена ближе остальных звезд.


6.Практическая работа.

Муравьишка предлагает каждому ряду вылепить модель звезды из пластилина (дети лепят), изображенных на рисунке в учебнике и на экране. Правильно покажите их форму, цвет и размер.

Это позволит закрепить представления о шарообразности звезд и различиях между ними. Звезду Альдебаран лепит учитель. Закончив работу, учащиеся называют самую большую и самую маленькую из вылепленных ими звезд (последняя оказывается Солнцем), говорят об их цвете (Альдебаран — оранжевая звезда, Регул — белая, Солнце — желтая, Сириус — голубая). ВНИМАНИЕ НА УДАРЕНИЕ!!!

Почему же днем звезд не видно?

- Потому что светит Солнце, а оно расположено ближе остальных звезд.

- А ночью?

- А есть ли жизнь на звёздах? (Ответы детей)

- Земля единственная известная ученым место, где могут жить люди, на других планетах нет воздуха.


- Мы предлагаем вам полюбоваться звездным небом.

- Много, много лет назад люди использовали вид ночного неба как карту, они подолгу смотрели на звезды и сравнивали различные группы звезд с изображением животных.

- Наука, изучающая звезды называется - астрономией, а люди, занимающиеся этой наукой - астрономы.

Раньше таких ученых называли звездочетами. Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.

Посмотрите, ребята, в руках у звездочета какой-то прибор. Кто знает, как он называется? Это телескоп - прибор для изучения звезд и других небесных тел.

Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры, которые назвали созвездиями. Люди разделили звёзды на группы и нанесли их на карты, соединив их черточками. Так появились картинки - созвездия, похожие на людей, зверей, сказочных героев.

Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны – можно видеть 54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена, которые пришли из Др.Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Например: Большая Медведица, Овен, Дева, Телец.

7.Закрепление и обобщение изученного материала.

Практическая работа на компьютерах. Выполните задание в компьютере и узнайте, о каком созвездии идет речь.

Инструкция к заданию

Открой папку «Мои документы»

Щелкни 2 раза ЛКМ на документе « Созвездие»

Выбери инструмент «линия»

Соедини линиями звёзды по порядку.

Какое созвездие получилось?

Проверка


Гимнастика для глаз: Закрыли глаза, крепко зажмурили и сосчитали до десяти. Открыли глаза и проводили взглядом звездочку


Проверьте. Посмотрите на экран. Как называется это Созвездие? Почему? (напоминает льва)

Существует Миф о созвездии Льва,послушайте:

Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”


Царь зверей золотогривый Величаво и лениво На эклиптике лежит И на Львенка не глядит РЕГУЛ - символ царской власти Под охраной грозной пасти, А на кисточке хвоста - Ах! Какая красота! - ДЕВА в шутку приколола Яркий бантик - ДЕНЕБОЛУ!

- А под каким созвездием родились вы?

Дома вы найдите миф о вашем созвездии или нарисуете.


8.Подведение итогов урока.


Сидим спокойно. Включаю торможение. Наше путешествие подходит к концу и мы летим домой, но наши двери ракеты заблокированы и чтобы их открыть нам предлагают разгадать кроссворд.

1. Ученый, изучающий звезды (астроном)

2. Самая близкая к Земле звезда. (Солнце)

3. Группа звезд (созвездие)

4. Человек, совершающий полет в космос (космонавт)

5. С помощью чего астроном изучает звезды? (телескоп)

6. Планета, на которой мы живем (Земля)

7. Огромный пылающий шар (звезда)


Вот мы и дома. Как перенесли полет? Полет прошел нормально! (хором) Муравьишке стало интересно, понравилось нам ли в космосе и сейчас мы это увидим. (Ребята дают оценку проведенному уроку: на свой контрольный лист они должны приклеить соответствующую картинку)


  • если вам было интересно и понятно, вы пополнили свои знания и получили ответы на все поставленные ответы, приклейте улыбающееся, весёлое солнышко;

  • если вам было не все понятно на уроке, трудно и не очень интересно, нарисуйте солнышко грустное, невеселое.


А когда мы подрастем мы с вами этой же командой отправимся на экскурсию в Планетарий.

Спасибо за урок.


Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.

















8


Конспект урока по окружающему миру 1 класс. "Почему солнце светит днём, а ночью- звёзды".
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью?

Тип урока: урокознакомления с новым материалом с применением игровых и мультимедийных  технологий.

 

Цели: Формировать представления о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде, познакомить с созвездием Льва;

развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

 

Оборудование:  мозаика, глобус, лампа, горошина, пластилин, ноутбуки, тетрадь, учебник.

 

План урока:

 

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент: приветствие. 

1-2 минуты

Постановка темы урока.

1 минута

 Изучение нового материала.

15 минут

Опыт.

5 минут

Физкультминутка.

1минута

Практическая работа.

5-7 минут

Закрепление изучаемых понятий.

                3 минуты

Подведение итогов урока.

                 1-2 минуты.

 

 

 

Ход урока.

1.     Организационный момент.

Улыбнись с утра щенку,

И  росинке и цветку,

Пёстрой бабочке в лугах,

Солнцу в лёгких облаках.

- Ребята давайте все вместе улыбнёмся солнцу, которое пришло в гости к нам на урок. 

- И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы: кто? что? где? когда? почему? и зачем?

-Я предлагаю вам совершить еще одно виртуальное путешествие, но теперь уже в космос по звёздному небу, где нас ждёт только самое удивительное.

- А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Чудо птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звёзд. (Ракета)

 

2.      Физкультминутка 

Автор Борунова Ирина Анатольевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2308
Номер материала 21169
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓