Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру.

Конспект урока по окружающему миру.

Светлана Евгеньевна Волжанина,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №118,

г. Нижний Новгород

Тема: Надёжная защита организма. Кожа.

Цель: познакомить со строением и функциями покровного органа тела человека – кожей; формировать потребности беречь своё здоровье.


Универсальные учебные действия

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.

Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтоб окружающий мир познавать,

Нужно серьёзно всё изучать.

(Много есть чудес на свете;

Человек их всех чудесней.)

  1. Постановка темы урока.

Прочтите тему нашего сегодняшнего урока (слайд 1): «Надёжная защита организма». Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?

(Свободные высказывания детей.)

- Может, мы сегодня поговорим об универсальной одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же она не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить хоть сто лет. А ведь такая одежда есть.

- Послушайте загадку и подумайте, о чём идёт речь?


Вот одежда, так одежда!

В ней уютно и тепло,

Под дождём не промокает

И не мнётся ни за что!

А ещё не выцветает,

И дышать легко нам в ней,

И носить её мы можем,

Не снимая много дней. (Кожа.)

(слайд 2)


Правильно. Это кожа – самый большой орган человека. Полтора квадратных метра живой, гибкой, прочной долговечной ткани.

Что бы вы хотели узнать о коже?

(Свободные высказывания детей.)

- Сегодня на уроке вы превратитесь в исследователей и ответите на все свои вопросы сами. А я и наши гости, которые сегодня будут не просто гостями, но и экспертами, поможем вам найти ответы на все ваши вопросы. Ещё нам помогут научная литература, учебники, различное оборудование, интернет.

- Давайте определим предмет нашего исследования.

(Предмет исследования – кожа.)

Кожа это орган, имеет: определённую форму, строение и функции.

форма

строение

функции

- Что мы должны изучить на уроке?

(Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение и функции кожи.)

- Для чего мы должны об этом знать?

(Это поможет нам правильно ухаживать за кожей.)

- Много вы будете работать в группах и самостоятельно, передвигаться по классу, давайте вспомним правила такой работы.


1. Слушай, не перебивай.
2. Возражай культурно.
3. Приведи свои доказательства.

4. При работе с оборудованием будь осторожен.






- Всё, что мы узнаем о коже, разместим в таблице:







СВОЙСТВА КОЖИ

ФУНКЦИИ КОЖИ

Тонкая, упругая, мягкая, прочная.

Бледно-розовая

Имеет отверстия – поры, волоски, складки, линии (рисунок)


Осязательная

Защитная

Выделительная

Регулятивная

- Вам, наверное, уже не терпится начать отвечать на интересующие вас вопросы, так давайте же начнём.

  1. Работа по теме урока.

-Исследование 1. «Заморочки из бочки.»Детям даются на ощупь разные предметы, определите, что это.

(Дети определяют предметы, не видя их.)

- О какой функции кожи мы вспомнили. (Осязательная функция). Вписываем в таблицу.

- Почему для человека так важно ощущать кожей различные прикосновения? Зачем нам чувство осязания? (горячее, острое, опасность)

- Вот вы и сделали первое открытие. А теперь я предлагаю работу в группах. Вы сделаете ещё много открытий, а потом поделитесь своим открытием со всеми. Каждая группа получит своё задание, ваши помощники я, группа экспертов (учителя присутствующие на данном уроке), научная литература (справочники, энциклопедии), интернет. Желаю удачи.

5. Исследовательская деятельность детей.

ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

  1. Исследование формы и места кожи.
    Заштрихуйте тело человека там, где находиться кожа. А теперь представьте, что кожа исчезла, какую роль она выполняет?
    Запишите, какая она на ощупь? Какого цвета кожа?
    Подумайте и сделайте вывод, какую форму имеет кожа?


2. Исследование верхнего слоя кожи с помощью микроскопов.

Рассмотрите строение кожи по таблице на странице 28 вашего учебника. Составьте рассказ о строении кожи. Используйте карточку-помощницу.

 



3. Исследование строения кожи с помощью лупы.

Рассмотрите через лупу кожу руки. Что вы видите на поверхности кожи? Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Какую работу они выполняют?

Какую роль играют волоски на коже?
Проведите пальцем медленно по лбу, а потом приложите палец к зеркалу, уберите палец, что вы увидели на зеркале?

Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Что наблюдали? Сделайте вывод. Используйте карточку помощницу.

 

4. Правой рукой захватите складки кожи на суставе, а теперь медленно согните палец. Что происходит? Сделайте вывод, для чего нужны складки на суставах?

Нанесите акварельную краску на тыльную сторону вашей руки и сделайте отпечатки на альбомном листе бумаги, рассмотрите их, что вы заметили?


6. Отчёт работы групп.

1-я группа.

Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает всё тело человека и имеет форму тела. Она гладкая, мягкая, нежно-розового, бледно-жёлтого или тёмно-жёлтого цвета.(Слайд 3)

У. Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет?

Д. Она защищает человека, внутренние органы.

У. Она защищает органы от повреждений, воды и солнечных лучей.

2-я группа.(Слайд 4)

Мы исследовали верхний слой кожи. Она состоит из клеток, плотно прилегающих друг к другу.

Кожа имеет три слоя.

-Наружная оболочка (эпидермис) – это наружный очень тонкий защитный слой. В нём находятся поры, через которые кожа дышит.

-Кожа (дерма) – более толстый слой. Его толщина 1-2мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делают её более мягкой, а ещё потовые железы. Меланин – красящее вещество.

- Подкожный жир – предохраняет органы от ушибов, играет роль амортизаторов, сохраняет тепло.

3-я группа.

Мы исследовали верхний слой кожи через лупу и увидели волоски, поры, после выполнения упражнений на коже появился пот и жир. Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется, когда жарко, а жир смазывает кожу, чтоб она не пересыхала.

Добавим, что пот и «гусиная» кожа появляется, когда идёт процесс регуляции температуры.

4-я группа. 

Мы пришли к выводу, что складки на коже нужны для осуществления движения.

Сделав отпечатки большого пальца и сравнив отпечатки участников нашей группы, мы пришли к выводу, что рисунок на наших руках не повторялся. Он индивидуален.

У. Давайте ещё сделаем вывод о значении кожи. Для этого вспомним, о чём нам сообщали представители каждой группы. (Слайд 6.)

1.Защищает внутренние органы от повреждения.

2. Не пропускает в организм микробов.

3. Не пропускает в организм воду.

4. Удаляет с потом вредные вещества.

5. Защищает организм от жары и холода.

Знаете ли вы, что на 1кв. см. кожи могут жить до 40 тыс. микробов. Должны ли мы помогать коже избавлению от микробов?(Слайд 7,8)

В начале урока мы говорили, что кожа наша «одежда», которая нас защищает. Нужно ли заботиться о коже? (да.)

Давайте вместе составим правила ухода (заботы) о нашей коже.(Слайд 9)

Утром и вечером мойся тёплой водой с мылом.

После мытья руки вытирай насухо, чтобы не появились трещины.

Не играй со спичками и с огнём, чтобы не обжечься.

Пользуйся только своим полотенцем, носками, обувью.

7. Рефлексия. (Слайд 10)

- Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Достигли ли мы поставленных целей?

Подарок: (Слайд 11)

Советов не давай – советов не беру.

Сама учусь всему, свой опыт мне дороже.

Живу, как журавли, как лесовик в бору,

Воспринимая жизнь душой и кожей.

Н. Леонова.

- Задумайтесь, как можно воспринимать мир кожей?






Конспект урока по окружающему миру.
  • Начальные классы
Описание:

      Конспект урока по курсу "Окружающий мир" 4 класс. Тема урока: "Надёжная звщита организма. Кожа".

      Направление работы - групповая самостоятельная работа над проблемой как приоритетный вид деятнльности в обучении.

     Современная система обучения должна отвечать новым социальным запросам общества. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных процессов, особенностей и возможностей ребёнка.

        Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

        Концепция УУД разработана на основе системно-деятельностьного подхода.

 

       Среди метапредметных УУД, на мой взгляд особое значение для младших школьников имеет именно познавательные УУД, т.к. именно от них зависит результативность всего последующего образования человека.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся и определение ступени образовательного процесса. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

 

Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.

Автор Волжанина Светлана Евгеньевна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 555
Номер материала 5264
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓