Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №33

г. Сызрани







Разработка «открытого» урока

по предмету «Окружающий мир» в 4 классе А


Тема урока: «Кто во что верит».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-исследование

Дата проведения: 24.04.2010 г.


Составил:

учитель начальных классов:

Басова Светлана Юрьевна







2010 год

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-исследование

Тема урока: «Кто во что верит».

Цели урока:

  1. Образовательные:

-Дать представление учащимся о неоднородности, «многоликости» современного человечества, о том, что объединяет всех людей, об общечеловеческих ценностях.

-Заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным культурам, религиям, народам, из которых складывается российское и общечеловеческое общество.

-Овладение картиной мира: научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать верующих разных религий и атеистов.

-Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека: нарушают соблюдение свободы совести. Дать возможность ученикам предложить меры для исправления видимых нарушений.

2. Развивающие:

- Развитие познавательного интереса к предмету, внимания, речи,

наблюдательности;

- развитие умения работать в группах.

3.Воспитательные:

-Воспитывать терпимое, конструктивное отношение к противоположному мнению, к разным мировоззренческим позициям, памятуя, что «дом» (страна, планета) на всех один и от нас зависит, каким он будет.


Оборудование:

-Презентация

-фонограмма

-рисунки для групповой работы

-карточки с тестовыми вопросами.





















План урока:


1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка темы и целей урока.

4. Версии детей, актуализация знаний.

5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

6. Выражение решения проблемы.

7. Применение нового знания.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание.



































Деятельность учителя

Деятельность ученика



Ход урока:


  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пройдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.


  1. Проверка домашнего задания.

    • Какую большую тему изучаем? (Слайд)

    • Как называется государство, в котором власть передается в результате народных выборов? (Республика) (Слайд)

    • Способ управления государством, при котором власть принадлежит народу? (Демократия) (Слайд)

    • Как называется государство, в котором главой является король, царь или император и власть передается по наследству? (Монархия) (Слайд)

    • Религия, возникшая у первобытных племен и народов? (Язычество) (Слайд)

    • Особая группа людей, которая по внешним признакам, принадлежащим только ей, отличается от других? (Раса) (Слайд)

3. Постановка проблемы: почему люди не могут думать одинаково?

- Сегодня мы поговорим на тему: «Кто во что верит?». Это заключительная тема раздела.

-Как всегда нашими помощниками на уроке будут Анюта и Илюша – брат и сестра, у которых много общего, много общих воспоминаний и интересов, переживаний. (Слайд)

-Однажды между ними произошел такой разговор. Давайте его послушаем.

-Одинаково ли думают Анюта и Илюша? (Слайд)




Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.


Слайд: «Почему люди не могут думать одинаково?»

4. Версии детей, актуализация знаний.


-Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?

(Все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п.)


Слайд с ромашкой «Мы разные»

-Ребята, по каким признакам люди отличаются друг от друга? (Работа со слайдом)



-Сейчас поработаем в группах. Я раздам каждой группе по 2 рисунка, иллюстрирующих многоликое человечество. Представители от групп должны разместить свои листы в том или ином лепестке ромашки и объяснить свой выбор.






5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).



-Обратите внимание на лепесток «по взглядам на мир». Вы разместили сюда карточку «Верующие разных религий». Какие религии вы знаете?


-Сейчас нам ребята расскажут о том, где и какие религии зародились.



-Что общего есть между разными религиями мира?

-Какие общие черты есть у всех религий?

Вывод:

Религия – вера в сверхъестественные силы (духов, богов, Бога). Поклонение этим силам предполагает:

  1. Посредников между Богом и человеком (колдуны, жрецы, шаманы, священнослужители)

  2. Места для поклонений (рощи, ручьи, идолы, храмы)

  3. Обряды (молитвы, иногда жертвы и т.д.), в которых используются различные священные предметы.

-Давайте проверим свои выводы по учебнику на с.90 - 91 «У Бога милости много».






-Как вы думаете, все люди на планете верят в каких-нибудь богов?

-А как такие люди называются, кто знает? (Слайд)

-Рассмотрите рисунки на с. 92.

- Определите, кого из людей, изображенных на рисунках, можно назвать верующими, а кого атеистами?

-С кем из них вы бы согласились, кто из них прав?


Вывод: каждый по-своему прав, каждый может думать так, как считает нужным.


- Вы не первые, кто спорит из-за религиозных взглядов на мир. Часто в истории такие споры приводили к серьезным конфликтам, даже войнам. (крестовые походы, разрушение церквей большевиками в начале 20 века)


-Так кто же был прав в споре о том, во что надо верить?

(Каждый сам для себя должен выбрать, во что верить, а во что нет?)

-Проверим свои выводы по учебнику на с. 92 «Свобода совести».







-Ребята, храмы, священные предметы - все это памятники человеческой культуры, искусства. Можно ли считать хорошим поступком, если верующий одной религии уничтожит памятник или священный предмет другой религии?

Вывод:

Уничтожение священного для верующего предмета - это оскорбление, по «золотому правилу нравственности» - это плохой поступок. Кроме того, любоваться памятником культуры может человек любой религии (или атеист), данное произведение может быть интересно для разных людей. Значит, уничтожение любого памятника культуры – это вред всему человечеству.


6. Выражение решения проблемы.


-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока.

Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему люди не могут думать одинаково?) (Слайд)

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?


Чтение вывода на слайде.

7. Применение нового знания.

- А сейчас вы проверите свои знания по тесту.

Вам нужно выбрать правильные утверждения и поставить около них плюсы.


8. Итог урока.

-Ребята, оцените свою работу.

-Кому что-то непонятно?

-Что на уроке вам больше всего понравилось?

9. Домашняя работа.

1. Нарисовать плакат, призывающий людей к уважительному отношению к чужой вере, другим взглядам на мир.

2. Подбери по одному примеру государств или народов, исповедующих какую-нибудь религию.























Фронтальная работа.


























Учащиеся инсценируют разговор брата и сестры.



Дети формулируют основной вопрос урока.





Предположения детей.





Ответы детей.




Сначала дети работают в группах, затем представители от каждой группы размещают рисунки в том или ином лепестке ромашки и объясняют свой выбор.






Ответы детей.




Выступление заранее подготовленных учащихся с презентациями.


Ответы учащихся.














Работа по учебнику на с. 90-91.

Чтение текста учебника по «цепочке»





Ответы учащихся.




Предположения учащихся, возможна дискуссия.













После этого дети помещают карточку «Атеисты» в лепесток схемы «По взглядам на мир»


Ответы учащихся, их рассуждения.

















Ответы учащихся.

Чтение вывода на слайде.






Самостоятельная работа.






Ответы учащихся.





















































Конспект урока по окружающему миру
  • Начальные классы
Описание:

Урок в 4 классе по кружающему миру "Кто во что верит".

УМК "Школа 2100", учебник Вахрушева.

Урок-исследование.

К уроку прилагается презентация.

Цель урока: дать представление учащимся о неоднородности, «многоликости» современного человечества, о том, что объединяет всех людей, об общечеловеческих ценностях.

-Заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным культурам, религиям, народам, из которых складывается российское и общечеловеческое общество.

-Овладение картиной мира: научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать верующих разных религий и атеистов

Автор Басова Светлана Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1106
Номер материала 28520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓