Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружаещему миру : "Моя семья- часть моего народа" (1 класс).

Конспект урока по окружаещему миру : "Моя семья- часть моего народа" (1 класс).

Скачать материал

МОЯ СЕМЬЯ — ЧАСТЬ МОЕГО НАРОДА

 

      Задачи урока: представить детям семейные традиции как признак принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим.

      Планируемые достижения учащихся: уметь находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа.

      Оборудование. У учителя — тарелка, обтянутая пищевой фольгой, яблоко; иллюстрации прялки, ложки и туеска с характерной для региона цветовой гаммой росписи по дереву (либо подлинные предметы); запись плясовой песни, исполняемой на баяне, магнитофон.

      Предварительная работа. Почитайте с детьми народные сказки. Посетите в краеведческом музее экспозиции народного декоративно-прикладного искусства и быта.

 

Ход урока

 

      Дети раскрывают учебник на с. 54. Учитель сообщает: «Ребята, мы отправляемся вслед за волшебным клубочком в новое путешествие. (Пускает по столу клубок.) Сейчас я возьму мое серебряное блюдечко и наливное яблочко и точно узнаю, куда мы попали. (Учитель катает по тарелке яблоко.) Молчит мое серебряное блюдечко. Придется нам самим догадаться, куда привел нас волшебный клубочек. Давайте заглянем в окошко вот этой избушки».

      Учитель обращает внимание детей на репродукцию картины М. Игнатьева на с. 54 учебника и спрашивает: «Как вы думаете, в какое время привела нас нить волшебного клубочка? (В давние времена, в прошлое.) Нас очень много, не всем хорошо видно. Расскажи, пожалуйста, что видно в окне». (Учитель дает клубок одному из учеников, и тот описывает, что изображено на репродукции.)

      Учитель читает слова колыбельной песни (по возможности напевает), затем задает вопросы: «Что это за песня, как она называется? (Колыбельная.) А кто знает, почему она так называется? (Потому что пелась у колыбели.) Ребята, как вы думаете, в какой стране стоит избушка, куда мы сейчас заглянули? (В России.) А как вы догадались? (По костюму девочки, по домашним вещам — мы такие видели в музее; по словам колыбельной песни.) А если бы вы услышали вот такие слова (произносит нараспев, как колыбельную): «Гоупы, гоупы, кочка снедла кроупы...» — вы поняли бы, о чем эта песня? (Можно догадаться, что это колыбельная, но непонятны слова.) Конечно, ведь это слова незнакомого нам чешского языка. Давайте еще раз послушаем русскую колыбельную и выберем из нее самые ласковые слова. (Еще раз читает текст.) Ребята, пели ли вам колыбельные песни дома? Какие? (Тому из детей, кто отвечает, учитель дает в руки клубочек.) А какие колыбельные вы будете петь своим детям, когда станете папами и мамами? (Те же, что слышали сами в детстве.) Вот и протянется ниточка волшебного клубочка, ниточка народной памяти, культуры через вас дальше, к вашим потомкам».

      Учитель: «А теперь рассмотрите, ребята, фотографию внизу. Кто это? (Дедушка и два внука, которые перенимают дедушкино мастерство.) Что они делают? Какая может звучать музыка: веселая или грустная? Может быть, такая?» Учитель включает запись музыки, исполняемой на баяне. В это время могут быть проведены физкультминутки: дети произвольно танцуют под музыку.

      Далее учащиеся рассматривают старинные предметы на с. 54—55. Учитель задает вопросы: «Какие из этих предметов могли быть в деревенской избе, а какие — в городском доме, в зажиточной усадьбе? Для чего они служили в доме?» Дети по очереди называют предметы (в случае затруднений учитель сам называет предметы и их назначение): на с. 54 — люлька, горшочек на бочке, солонка-уточка, прялка, плетеный из лозы сундук с полотенцами и вышитым ковриком, подойник для молока, деревянная миска с черпаком; на с. 55 — чайник и сахарница, шкафчик-горка с фарфоровой посудой, конь-качалка, на картине А. Красносельского — настольная лампа, голландская печь (без плиты), уютный диван (в глубине у стены). При этом остальные ученики указывают на каждый из предметов при помощи указки — счетной палочки.

      Затем дети выполняют задания в рабочей тетради на с. 40. На доске заранее написаны или выложены магнитными буквами названия предметов, изображенных в тетради. Учитель: «Посмотрите, есть ли на этом рисунке ложка. (Дети находят предмет, его название в словах для справок, подписывают, сверяясь с доской.) Есть ли на рисунке солонка? прялка? веретено? туесок?» Если есть региональные особенности в названиях предметов, учитель обсуждает это с детьми.

      Учитель спрашивает у учащихся, карандашами какого цвета можно раскрасить эти предметы. Дети совместно с учителем рассматривают образцы росписи; возвращаются к с. 15 учебника, вновь рассматривают прялку и ее роспись, так как прялка в рабочей тетради — близкий к ней вариант. Затем подбирают подходящие карандаши и показывают учителю, поднимая их в руке.

      Учитель вновь пускает по столу клубочек и говорит: «Смотрите, ребята, волшебный клубочек опять зовет нас за собой. Наверное, он предлагает заглянуть в окно, откуда льется такой приветливый свет». Вновь обращает внимание детей на репродукцию картины А. Красносельского на с. 55 учебника. Ученики описывают ее и отвечают на вопросы: «Сколько внуков слушают бабушкину сказку? Знаете ли вы имена героев русских былин и сказок? Какие сказки вам читают дома? Какие сказки вы будете рассказывать или читать своим детям, когда станете родителями сами?» У каждого ребенка, который отвечает, в руках клубочек.

      Учитель завершает урок: «Сегодня волшебный клубочек показал нам, что каждая семья хранит невидимые, но драгоценные нити народной памяти, культуры. Когда дети слушают колыбельные, сказки, видят в своем окружении предметы старинного быта, говорят на родном языке, играют в национальные игры, это и есть волшебные нити, которые соединяют сердце каждого ребенка с родным народом. Когда ребенок вырастает, становится взрослым, то эту добрую память он передает дальше, своим детям».

      Национально-региональный компонент. Выучите с детьми названия предметов домашнего быта на языках народов своего края, диалектные формы таких названий на русском языке. Вспомните героев фольклора народов вашего региона.

      Физкультминутки. Дети изображают игрушки (см. рекомендации по проведению физкультминуток в уроке 22).

      Рекомендации для занятий в семье. Вспомните и проиграйте с ребенком его раннее детство: покачайте на коленях, напойте колыбельные песенки, посмешите потешками. Вспомните игры, забавные случаи из жизни, любимые сказки. Выполните вместе с детьми задание № 3 на с. 41 рабочей тетради (по желанию).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружаещему миру : "Моя семья- часть моего народа" (1 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Задачи урока: представить детям семейные традиции как признак принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим.

      Планируемые достижения учащихся: уметь находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа.

      Оборудование. У учителя — тарелка, обтянутая пищевой фольгой, яблоко; иллюстрации прялки, ложки и туеска с характерной для региона цветовой гаммой росписи по дереву (либо подлинные предметы); запись плясовой песни, исполняемой на баяне, магнитофон.

      Предварительная работа. Почитайте с детьми народные сказки. Посетите в краеведческом музее экспозиции народного декоративно-прикладного искусства и быта.

 

Ход урока

 

      Дети раскрывают учебник на с. 54. Учитель сообщает: «Ребята, мы отправляемся вслед за волшебным клубочком в новое путешествие. (Пускает по столу клубок.) Сейчас я возьму мое серебряное блюдечко и наливное яблочко и точно узнаю, куда мы попали. (Учитель катает по тарелке яблоко.) Молчит мое серебряное блюдечко. Придется нам самим догадаться, куда привел нас волшебный клубочек. Давайте заглянем в окошко вот этой избушки».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 093 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 849
    • DOCX 18.2 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нурутдинова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25268
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 437 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек