МОЯ СЕМЬЯ — ЧАСТЬ МОЕГО НАРОДА
Задачи урока:
представить детям семейные традиции как признак принадлежности к тому или иному
народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость
культурной преемственности в семье от старших к младшим.
Планируемые достижения
учащихся: уметь находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать
пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных
предметов быта на языке своего народа.
Оборудование. У учителя — тарелка, обтянутая пищевой
фольгой, яблоко; иллюстрации прялки, ложки и туеска с характерной для региона
цветовой гаммой росписи по дереву (либо подлинные предметы); запись плясовой
песни, исполняемой на баяне, магнитофон.
Предварительная работа.
Почитайте с детьми народные сказки. Посетите в краеведческом музее экспозиции
народного декоративно-прикладного искусства и быта.
Ход урока
Дети раскрывают учебник на
с. 54. Учитель сообщает: «Ребята, мы отправляемся вслед за волшебным клубочком
в новое путешествие. (Пускает по столу клубок.) Сейчас я возьму мое серебряное
блюдечко и наливное яблочко и точно узнаю, куда мы попали. (Учитель катает по
тарелке яблоко.) Молчит мое серебряное блюдечко. Придется нам самим догадаться,
куда привел нас волшебный клубочек. Давайте заглянем в окошко вот этой избушки».
Учитель обращает внимание
детей на репродукцию картины М. Игнатьева на с. 54 учебника и спрашивает: «Как
вы думаете, в какое время привела нас нить волшебного клубочка? (В давние
времена, в прошлое.) Нас очень много, не всем хорошо видно. Расскажи,
пожалуйста, что видно в окне». (Учитель дает клубок одному из учеников, и тот
описывает, что изображено на репродукции.)
Учитель читает слова
колыбельной песни (по возможности напевает), затем задает вопросы: «Что это за
песня, как она называется? (Колыбельная.) А кто знает, почему она так
называется? (Потому что пелась у колыбели.) Ребята, как вы думаете, в какой
стране стоит избушка, куда мы сейчас заглянули? (В России.) А как вы
догадались? (По костюму девочки, по домашним вещам — мы такие видели в музее;
по словам колыбельной песни.) А если бы вы услышали вот такие слова (произносит
нараспев, как колыбельную): «Гоупы, гоупы, кочка снедла кроупы...» — вы поняли
бы, о чем эта песня? (Можно догадаться, что это колыбельная, но непонятны
слова.) Конечно, ведь это слова незнакомого нам чешского языка. Давайте еще раз
послушаем русскую колыбельную и выберем из нее самые ласковые слова. (Еще раз
читает текст.) Ребята, пели ли вам колыбельные песни дома? Какие? (Тому из
детей, кто отвечает, учитель дает в руки клубочек.) А какие колыбельные вы
будете петь своим детям, когда станете папами и мамами? (Те же, что слышали
сами в детстве.) Вот и протянется ниточка волшебного клубочка, ниточка народной
памяти, культуры через вас дальше, к вашим потомкам».
Учитель: «А теперь
рассмотрите, ребята, фотографию внизу. Кто это? (Дедушка и два внука, которые
перенимают дедушкино мастерство.) Что они делают? Какая может звучать музыка:
веселая или грустная? Может быть, такая?» Учитель включает запись музыки, исполняемой
на баяне. В это время могут быть проведены физкультминутки: дети произвольно
танцуют под музыку.
Далее учащиеся
рассматривают старинные предметы на с. 54—55. Учитель задает вопросы: «Какие из
этих предметов могли быть в деревенской избе, а какие — в городском доме, в
зажиточной усадьбе? Для чего они служили в доме?» Дети по очереди называют
предметы (в случае затруднений учитель сам называет предметы и их назначение):
на с. 54 — люлька, горшочек на бочке, солонка-уточка, прялка, плетеный из лозы
сундук с полотенцами и вышитым ковриком, подойник для молока, деревянная миска
с черпаком; на с. 55 — чайник и сахарница, шкафчик-горка с фарфоровой посудой,
конь-качалка, на картине А. Красносельского — настольная лампа, голландская
печь (без плиты), уютный диван (в глубине у стены). При этом остальные ученики
указывают на каждый из предметов при помощи указки — счетной палочки.
Затем дети выполняют
задания в рабочей тетради на с. 40. На доске заранее написаны или выложены
магнитными буквами названия предметов, изображенных в тетради. Учитель:
«Посмотрите, есть ли на этом рисунке ложка. (Дети находят предмет, его название
в словах для справок, подписывают, сверяясь с доской.) Есть ли на рисунке
солонка? прялка? веретено? туесок?» Если есть региональные особенности в
названиях предметов, учитель обсуждает это с детьми.
Учитель спрашивает у
учащихся, карандашами какого цвета можно раскрасить эти предметы. Дети
совместно с учителем рассматривают образцы росписи; возвращаются к с. 15
учебника, вновь рассматривают прялку и ее роспись, так как прялка в рабочей
тетради — близкий к ней вариант. Затем подбирают подходящие карандаши и
показывают учителю, поднимая их в руке.
Учитель вновь пускает по
столу клубочек и говорит: «Смотрите, ребята, волшебный клубочек опять зовет нас
за собой. Наверное, он предлагает заглянуть в окно, откуда льется такой
приветливый свет». Вновь обращает внимание детей на репродукцию картины А.
Красносельского на с. 55 учебника. Ученики описывают ее и отвечают на вопросы: «Сколько
внуков слушают бабушкину сказку? Знаете ли вы имена героев русских былин и
сказок? Какие сказки вам читают дома? Какие сказки вы будете рассказывать или
читать своим детям, когда станете родителями сами?» У каждого ребенка, который
отвечает, в руках клубочек.
Учитель завершает урок:
«Сегодня волшебный клубочек показал нам, что каждая семья хранит невидимые, но
драгоценные нити народной памяти, культуры. Когда дети слушают колыбельные,
сказки, видят в своем окружении предметы старинного быта, говорят на родном
языке, играют в национальные игры, это и есть волшебные нити, которые соединяют
сердце каждого ребенка с родным народом. Когда ребенок вырастает, становится
взрослым, то эту добрую память он передает дальше, своим детям».
Национально-региональный
компонент. Выучите с детьми названия предметов домашнего быта на языках народов
своего края, диалектные формы таких названий на русском языке. Вспомните героев
фольклора народов вашего региона.
Физкультминутки. Дети
изображают игрушки (см. рекомендации по проведению физкультминуток в уроке 22).
Рекомендации для занятий в
семье. Вспомните и проиграйте с ребенком его раннее детство: покачайте на
коленях, напойте колыбельные песенки, посмешите потешками. Вспомните игры,
забавные случаи из жизни, любимые сказки. Выполните вместе с детьми задание № 3
на с. 41 рабочей тетради (по желанию).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.