Главная / ОБЖ / Конспект урока по ОБЖ в 6 классе "Съедобные грибы и ягоды, ПМП при отравлениях

Конспект урока по ОБЖ в 6 классе "Съедобные грибы и ягоды, ПМП при отравлениях

Урок ОБЖ в 6 классе.

Тема: Съедобные грибы и ягоды. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

Цель: Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями.

Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Оказание ПМП», формировать навыки анализа чрезвычайной ситуации и принятия решения в экстремальной ситуации, формировать потребности бережного отношения к здоровью.

Ход урока.

Учитель: В лесу существует большая опасность – ядовитые грибы и ягоды, растения и их плоды. В лесу растет много как съедобных, так и ядовитых грибов и ягод. Сегодня мы будем говорить о правилах безопасного обращения с грибами и ягодами, встречающимися в лесу.

Правило №1. Собирать можно только знакомые вам ягоды и грибы.

Правило №2. Ни в коем случае не пробовать на вкус незнакомые грибы и ягоды.

Чтение и анализ стихотворения «Вкусный суп».

Ведьма суп варить решила.

Змей сушеных покрошила,

Развела большой костер

И поставила на стол

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор-

Отыскала мухомор,

Для приправы – бузины,

Для отравы – белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины.

Супчик вышел – то, что надо:

Целых двадцать литров яда!



Учитель: Почему суп оказался ядовитым?

Дети: Потому что в него положили ядовитые грибы и ягоды.

Учитель: Кто запомнил, какие грибы и ягоды собирала ведьма?

Дети: Поганки, мухомор.

1. Вкус у ягод хорош,

Но сорви её, поди-ка,
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван… (Ежевика)

2. Сладкая, душистая,

Выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду.
Летом в гости к вам приду.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых. (Малина)

3. На припёке, у пеньков,
Много тонких стебельков

.Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки. (Земляника)

4. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну-ка. Кто со мной знаком? (Клюква)

5. Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая,
Что за ягода созрела, синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил -
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен. (Черника)

А вы знаете, где растёт рябина? (рябина растёт на дереве)

Брусника? (брусника растёт на кустике)

Клюква? (на кочке в траве)

Калина? (на кусте)

Аконит. На лесных полянках в разгар лета расцветает аконит. С этим растением связана очень интересная легенда. Жила в Индии злая, “ядовитая” девушка. Она питалась аконитом. Девушка была очень красива, но настолько пропитана ядом, что не только прикосновение к ней, но даже один взгляд убивал человека. Цветки у аконита формой напоминают башмачки, бывают жёлтого, синего. Фиолетового цвета. А листья у аконита похожи на пальчики.

Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд дафнин. Если он попадёт на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадёт в глаза. Может быть поэтому, люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного. Опасного, назвали его волчьим лыком.

Дурман. Дурман растёт на пустырях, свалках. Это травянистое растение с большими листьями. Цветки крупные, пахучие, белые, сидят поодиночке. Плод - коробочка округлая, колючая. Всё растение с сильным неприятным запахом. Напоминающий табачный.

Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких, длинных листочка, а между ними - круглую чёрную ягоду. Она напоминает чей-то глаз. Правда, такого сплошь чёрного глаза вообще не бывает. И у вороны он тоже не такой. Но именно за черноту назвали его вороньим. Ягода эта красивая. Но не бери её в рот - она ядовита. Будьте осторожны.

Ландыш. Гуляя по лесу, мы видим тёмно-зелёные листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков - колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде. Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. И за свою жизнь растение цветёт только 2–3 раза. Плод - круглая оранжевая ягода. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков - лекарственное средство, которое укрепляет работу сердца.

Белена. Стебель толстый. Ветвистый, высотой до 80 см. Листья зубчатые, сверху темно-зелёные, снизу - серовато-зелёные. Растение покрыто тонкими клейкими волосками, издающими неприятный запах. Цветки состоят из 5 лепестков грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми жилками.

Учитель: Запомните! Волчье лыко, вороний глаз, аконит, ландыш, белена, дурман - ядовитые растения. Находясь в лесу, не срывай и не бери в рот незнакомые растения. Если во время привала ты собираешься подкрепиться едой, вымой руки чистой водой с мылом, вытри их носовым платком.

Учитель: Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. Это не преувеличение. По содержанию белка грибы превосходят все овощи. В 1 кг белых сушеных их в 2 раза больше, чем в рыбе. Белые сушеные грибы по питательности превосходят яйца и колбасу, а грибной бульон в 7 раз калорийнее мясного.

- А как нужно срывать грибы? Грибы нужно срезать ножом или выкручивать, не вырывать из земли, чтобы не повредить грибницу, которая находится под землёй. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землёй.

Учитель: Мы поведём разговор о грибах. Что это за гриб?

а) Шляпки этих грибов похожи на опавшие листья дерева, под которым они чаще всего встречаются. (Подосиновик)

б) Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. (Опята)

в) Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он получил своё название. Это царь грибов. (Белый)

г) Этот гриб является лекарством для лосей. Он ядовитый, но очень красивый. (Мухомор)

д) Растёт в хвойных и лиственных лесах группами. Название свое получил за характерную ярко-рыжую окраску, единственный гриб, который не мнётся и не крошится. (Лисички)

Учитель: На какие две группы можно разделить эти грибы?

- Назовите съедобные грибы.

- Назовите ядовитые.

- Я вам хотела бы рассказать о ложных ядовитых опятах.

Пластинки у съедобных опят белые или слегка золотистые. У ложных опят - ярко-жёлтые, зелёные, черно-оливковые. И, наконец, осенних опят вы узнаете по пленчатому кольцу на ножке. У ядовитых грибов ножки гладкие.

- Но в первую очередь нужно знать о бледной поганке.

Один из главных признаков бледной поганки - чехольчик на нижней части ножки. Цвет у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.

- Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.

Почему же их так назвали?

Если вырос под берёзкой – то подберёзовик.
Если вырос под осинкой, то подосиновик.
Если вырос во мху, то моховик,
Если масляная шляпка, то маслёнок.
Если вырос на пеньке, то опёнок.
Волнистые – волнушки,
Серые – серушки.
Зелёные – зеленушки,
Беленькие – белянки.

Упражнение “Исправь ошибку”

На пеньке вырос … подберёзовик.
Под осинкой вырос … боровик.
В бору вырос … подосиновик.
Во мху выросли …опята.
Мухомор – съедобный гриб.





Угадай, какой гриб.

ПОДОСИНОВИК.

Этот гриб большой и крепкий,
В красной беретке.
Поищи под осинкой-
Будет полной корзинка!

БОРОВИК.

Этот гриб – господин!
Он в лесу такой один.
Отыскать его на даче –
Небывалая удача.

ВОЛНУШКА.

Розовеет на опушке
Шляпка с модной бахромой.
– Подойди! – зовёт волнушка, –
Отнеси меня домой.

ОПЯТА.

Знают взрослые и дети:
Нет грибов дружней, чем эти.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

«Съедобное – не съедобное».

Памятка путешественнику.

Внимательный человек может определить съедобное растение по косвенным признакам. Осматриваясь по сторонам, он заметит плоды, поклеванные птицами, скопления помета на ветках и стволах, а на земле под деревом - обрывки кожуры, множество косточек. Увидит белку или ежа, прячущих добычу, и плоды, объеденные наземными животными и т. п.

Но абсолютно доверять этому правилу нельзя, так как некоторые животные способны поедать растения, которые для человека небезопасны. Лоси поедают мухоморы, чтобы избавиться от глистов; грызуны, собаки, дрозды нечувствительны к дурману и белладонне.

Что ж, это самое мудрое решение - считать любое незнакомое растение или гриб заведомо ядовитыми. Но опыт показывает, что изголодавшийся человек здравому смыслу не внемлет.

Если он решил отведать незнакомый плод или ягоду, отговорить его бывает почти невозможно. Поэтому, уж коли человек решился на рискованный эксперимент, делать это следует осторожно, с умом.

Вначале надо слегка втереть разрезанное растение в кожу в том месте, где она наиболее нежна. Например, с внутренней стороны руки от локтя до подмышки. Если в натёртом месте будет ощущаться жжение или оно припухнет или появится сыпь, краснота, то растение употреблять в пищу нельзя.

При нормальном состоянии кожи можно повторить тест на других участках тела. Мазнуть соком растения кожу возле губ или в уголках рта, прикоснуться к кончику языка. Трогать нежную кожу возле глаз не следует, так как это может повредить глазам.

После успешного проведения "кожного теста" можно переходить непосредственно к пищевому. Для начала положить небольшой кусочек растения в рот и подержать минут пять. Если не возникнет неприятных ощущений, можно его пожевать - и снова вслушаться в свои ощущения: нет ли жжения, горечи, мыльного или иного неприятного привкуса?

Если нет - проглотить сок, но выплюнуть мякоть. И вновь выждать какое-то время. Затем, при отсутствии тревожных признаков, съесть 1-2 г. незнакомого растения, подождать несколько часов. И постараться в это время ни есть, ни пить, чтобы не смазать опыт

Не рекомендуется есть:

растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко) сок, так как среди них много ядовитых;

грибы с неприятным запахом, имеющие у основания клубневидное утолщение, переспелые и испорченные. А лучше всего отказаться от всех незнакомых на вид грибов;

луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха;

косточки и семена плодов - они очень часто бывают ядовиты;

фрукты, которые делятся на пять долек;

траву и растения с крошечными шипами на корне и листьях, напоминающими волоски. Некоторые из них можно рассмотреть только в увеличительное стекло. При употреблении они вызывают раздражение слизистой оболочки рта и пищеварительного тракта;

волосатые растения (либо при употреблении их тщательно проваривать);

старые, увядшие листья растений (в том числе черники, малины, вишни, сливы и пр.), в которых по мере взросления могут накапливаться ядовитые вещества;

перезрелый папоротник.

3. Первая помощь при отравлениях.

Учитель: Но иногда из-за беспечности, по неосторожности или от незнания ребёнок или взрослый попробовал ядовитые ягоды, грибы.

Первая помощь при отравлении заключается в возможно более быстром выведении яда из организма. Для этого пострадавшему следует дать 4-5 стаканов теплой воды (лучше 1%-й раствор соды или 0,1%-й раствор марганцовокислого калия). Вода разжижает яд, ослабляет его действие.

Затем вызвать рвотный рефлекс механическим раздражением задней стенки глотки. Во время рвоты происходит частичное удаление яда из желудка. Промывание желудка следует повторить несколько раз. Нельзя вызывать рвоту, если пострадавший находится без сознания. Промывать желудок рекомендуется даже спустя несколько часов после отравления.

Позднее пострадавшему надо давать обильное питье и согревать поясницу. Усиленное мочевыделение способствует удалению яда из организма. Остатки пищи, воды, которую употреблял пострадавший, лучше уничтожить, сохранив небольшое количество для последующего анализа.

Самый надежный способ избежать отравления - это, собираясь в путешествие, изучить ядовитые растения, грибы и ягоды, встречающиеся в данной местности.

Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.





Конспект урока по ОБЖ в 6 классе "Съедобные грибы и ягоды, ПМП при отравлениях
  • ОБЖ
Описание:

В 6 классе при изучении темы "Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде"  урок можно провести используя данный конспект или фрагменты из него. Учащиеся приобретут новые знания,  в игровой форме проверят свои знания, научатся оказывать первую помощь при отравлениях. Конспект сопровождается презентацией. Даются рекомендации: как различить съедобное от не съедобного.

Знание дикорастущих растений, грибов, соблюдение общих правил безопасности в условиях автономного существования нужны каждому.  Необходимо научить этому каждого школьника.

Автор Швецова Надежда Павловна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел Конспекты
Просмотров 1830
Номер материала 8803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓