Главная / ОБЖ / Конспект урока по ОБЖ на тему: "Загрязнение окружающей природной среды" 5 класс

Конспект урока по ОБЖ на тему: "Загрязнение окружающей природной среды" 5 класс

Тема урока: "Загрязнение окружающей природной среды"

Данные об авторе:

Ф.И.О.: Мальчикова Наталья Викторовна

Место работы, должность: МАОУ СОШ № 2 имени Ж.И. Алфёрова, преподаватель – организатор ОБЖ

Регион, город: Свердловская область, г. Туринск.

Уровень образования: высшее

Характеристики урока (занятия):

Целевая аудитория: Учащийся

Класс(ы): 5 класс

Предмет(ы): Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока:

Активизация познавательной деятельности учащихся

Тип урока: Урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник ОБЖ 8 класс Смирнов, Хренников

Используемое оборудование:

карточки с заданием, клей, картинки, бумага, ножницы, карандаши.


Краткое описание: «Загрязнение окружающей природной среды» Цель: активизация познавательной деятельности учащихся Ход игры Учащиеся делятся на 3 команды по 8 человек. 1. Задание. Команды придумывают себе название по теме «Защитники природы». 2. Задание. Каждой команде необходимо было заранее подготовиться и выступить с докладом о проблеме загрязнения: 1 команда- атмосферы, 2 команда- почвы, 3 команда- воды. Команды наиболее раскрывшие эту проблему получают наибольший балл. 3 задание. Определение влияния окружающей среды на здоровье человека. 4 Задание. Вопрос – ответ. 5 задание. Необходимо составить перечень промышленных объектов, расположенных в Балаковском районе и рассказать об их влияние на экологическую обстановку 6 Задание. Конкурс экологической листовки. Подведение итогов игры. Выявление победителей



«Загрязнение окружающей природной среды»

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся

Задачи: формировать оптимальные отношения со средой обитания, развивать и совершенствовать умения и навыки по сохранению природной среды, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса

Оборудование: карточки с заданием, клей, картинки, бумага, ножницы, карандаши.

Ожидаемые результаты: выявить победителя, формировать чувство ответственности у учащихся за сохранение окружающей среды





"Загрязнение окружающей природной среды"

Ход игры

Учащиеся делятся на 3 команды по 8 человек.

Учитель: Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва – все это необходимо для полноценного и здорового существования.

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью людей, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в экологической безопасности.

Итак, сегодня мы попытаемся выяснить причины неблагоприятной экологической обстановки в мире.

1. Задание. Команды придумывают себе название по теме «Защитники природы».

2. Задание. Каждой команде необходимо было заранее подготовиться и выступить с докладом о проблеме загрязнения: 1 команда- атмосферы, 2 команда- почвы, 3 команда- воды. Команды наиболее раскрывшие эту проблему получают наибольший балл.

1 команда. Загрязнение атмосферы.

Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

К основным источникам загрязнения относятся предприятия комплексно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других -взвешенными частицами.

Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды.

Взвешенные частицы представляют собой пыль искусственного происхождения. Широко используемый в строительстве асбест вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.

Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами.

2 команда. Загрязнение почвы.

Загрязнениепочвы - накопление на участках Земли промышленных и хозяйственно-бытовых отбросов и отходов, приводящее к потере плодородия почвы.

В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии.

3 команда. Загрязнение вод.

Загрязнение пресных вод— попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземные воды. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие адекватных мер по очистке и удалению вредных веществ.

В большинстве случаев загрязнениепресных водостаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам. Однако объём естественных загрязняющих веществ ничтожен по сравнению с производимыми человеком. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ.

С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.



3 задание. Определение влияния окружающей среды на здоровье человека.

Командам предлагаются карточки с заданиями. Кто быстрее и правильнее справится с заданием, получают наибольший балл.

Карточка.

1.Внимательно рассмотреть картинки.

2. Вписать во 2 столбике таблицы основные загрязнители воды, воздуха, почвы.

3. Вписать в 3 столбике таблицы, причины загрязнения.


Основные загрязнители

Причины загрязнения

вода



Воздух



почва





4 Задание. Вопрос – ответ.

Команда по очереди задаются вопросы, надо быстро и правильно дать ответ.

1. Почему в городе нельзя сжигать мусор?.

2. Назвать две причины экологического голодания воздуха в городе.

3. Что такое радиационный фон, из чего он складывается?

4. Когда автомобиль выбрасывает больше токсических веществ?

5. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья.

6. Почему бывают современные дожди кислые?

7. Какое поражающее действие имела авария на Чернобыле?

8. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы?

9. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?

10. Почему не рекомендуется употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?

11. Назовите самый токсичный металл?

5 задание. Необходимо составить перечень промышленных объектов, расположенных в нашем районе и рассказать об их влияние на экологическую обстановку.

6 Задание. Конкурс экологической листовки. Учащимся даны разнообразные картинки. Необходимо выбрать правильные, расположить их на листе и сделать к ней комментарий, чтобы получилась экологическая листовка. Побеждает команда закончившая первой и сделавшая все правильно.

Учитель. Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе определенных правил и запретов. Давайте попробуем составить самые основные правила по сохранению окружающей природной среды.

  • любить и беречь окружающую среду;

  • всегда быть готовым помочь растениям и животным,

  • не разводить огонь в лесу;

  • не выбрасывать мусор в неположенных местах;

  • не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе



Подведение итогов игры. Выявление победителей.

Учитель: Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окружающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля для следующих поколений; так как для этого нужны усилия всех живущих на ней людей.

Конспект урока по ОБЖ на тему: "Загрязнение окружающей природной среды" 5 класс
  • ОБЖ
Описание:

Тема урока: "Загрязнение окружающей природной среды"

Данные об авторе:

Ф.И.О.: Мальчикова Наталья Викторовна

Место работы, должность:  МАОУ  СОШ № 2 имени Ж.И. Алфёрова, преподаватель – организатор ОБЖ

Регион, город:  Свердловская область, г. Туринск.

Уровень образования: высшее 

Характеристики урока (занятия):

Целевая аудитория:  Учащийся  

 Класс(ы):  5 класс

 Предмет(ы):  Основы безопасности жизнедеятельности

 Цель урока: 

Активизация  познавательной  деятельности учащихся

 Тип урока:  Урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник ОБЖ 8 класс Смирнов, Хренников

 Используемое оборудование: 

карточки с заданием, клей, картинки, бумага, ножницы, карандаши.

 

                Краткое описание:  «Загрязнение окружающей природной среды» Цель: активизация познавательной деятельности учащихся Ход игры Учащиеся делятся на 3 команды по 8 человек. 1. Задание. Команды придумывают себе название по теме «Защитники природы». 2. Задание. Каждой команде необходимо было заранее подготовиться и выступить с докладом о проблеме загрязнения: 1 команда- атмосферы, 2 команда- почвы, 3 команда- воды. Команды наиболее раскрывшие эту проблему получают наибольший балл. 3 задание. Определение влияния окружающей среды на здоровье человека. 4 Задание. Вопрос – ответ. 5 задание. Необходимо составить перечень промышленных объектов, расположенных в Балаковском районе и рассказать об их влияние на экологическую обстановку 6 Задание. Конкурс экологической листовки. Подведение итогов игры. Выявление победителей

 

«Загрязнение окружающей природной среды»

 Цель: активизация  познавательной  деятельности учащихся

 Задачи: формировать оптимальные отношения со средой обитания, развивать и совершенствовать умения и навыки по сохранению природной среды, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

 Целевая аудитория: учащиеся 5 класса

Оборудование: карточки с заданием, клей, картинки, бумага, ножницы, карандаши.

Ожидаемые результаты: выявить победителя, формировать чувство  ответственности у учащихся  за сохранение окружающей среды

 

 

"Загрязнение окружающей природной среды"

Ход игры

 Учащиеся делятся на 3 команды по 8 человек.

 Учитель: Качество жизни человека зависит от состояния окружающей среды. Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва – все это необходимо для полноценного и здорового существования.

В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью людей, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в экологической безопасности.

 Итак, сегодня мы попытаемся выяснить причины неблагоприятной экологической обстановки   в мире.

 1.     Задание. Команды придумывают себе название по теме «Защитники природы».

 2.     Задание. Каждой команде необходимо было заранее подготовиться и выступить с докладом о проблеме загрязнения: 1 команда- атмосферы, 2 команда- почвы, 3 команда- воды. Команды наиболее раскрывшие эту проблему получают наибольший балл.

1 команда.  Загрязнение атмосферы.

Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

К основным источникам загрязнения относятся предприятия комплексно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других -взвешенными частицами.

 Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды.

Взвешенные частицы представляют собой пыль искусственного происхождения. Широко используемый в строительстве асбест вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.

 Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами.

2 команда. Загрязнение почвы.

Загрязнениепочвы - накопление на участках Земли промышленных и хозяйственно-бытовых отбросов и отходов, приводящее к потере плодородия почвы.

 В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды, применяемые в сельском хозяйстве.

 К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.

 Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии.

3 команда. Загрязнение вод.

Загрязнение пресных вод— попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземные воды. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие адекватных мер по очистке и удалению вредных веществ.

В большинстве случаев загрязнениепресных водостаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам. Однако объём естественных загрязняющих веществ ничтожен по сравнению с производимыми человеком. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ.

 С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.

 

3 задание.  Определение влияния окружающей среды на здоровье человека.

 Командам предлагаются карточки с заданиями.  Кто быстрее и правильнее справится  с заданием, получают наибольший балл.

 Карточка.

 1.Внимательно рассмотреть картинки.

 2. Вписать во 2 столбике таблицы основные загрязнители воды, воздуха, почвы.

 3. Вписать в 3 столбике таблицы, причины загрязнения.

 

Основные загрязнители

Причины загрязнения

вода     

 

 

Воздух

 

 

почва  

 

 

 

4       Задание.  Вопрос – ответ.

Команда по очереди задаются вопросы, надо быстро и правильно дать ответ.

1.     Почему в городе нельзя сжигать мусор?.

 2.     Назвать две причины экологического голодания воздуха в городе.

 3.     Что такое радиационный фон, из чего он складывается?

 4.     Когда автомобиль выбрасывает больше токсических веществ?

 5.     Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья.

 6.     Почему бывают современные дожди кислые?

7.     Какое поражающее действие имела авария на Чернобыле?

 8.     Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы?

 9.     Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?

 10.   Почему  не рекомендуется употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?

11.   Назовите самый токсичный металл?

    

5 задание.   Необходимо составить перечень промышленных объектов, расположенных в  нашем районе и рассказать об их влияние на экологическую обстановку.

6 Задание. Конкурс экологической листовки. Учащимся даны  разнообразные картинки. Необходимо выбрать правильные, расположить их на листе и сделать к ней комментарий, чтобы получилась экологическая листовка. Побеждает команда закончившая первой и сделавшая все правильно.

                 Учитель. Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе определенных правил и запретов. Давайте попробуем составить самые основные правила по сохранению окружающей природной среды.

·         любить и беречь окружающую среду;

·         всегда быть  готовым  помочь растениям и животным,

·         не разводить огонь в лесу;

·         не выбрасывать мусор в неположенных местах;

·         не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе

 

Подведение итогов игры. Выявление победителей.

 

Учитель: Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окружающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля для следующих поколений; так как для этого нужны усилия всех живущих на ней людей.

Автор Мальчикова Наталья Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 4223
Номер материала 22491
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓