Тема: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
5 класс
Цели и задачи: познакомить обучающихся с мерами безопасности на
уроках в школе; воспитывать ответственное отношение к вопросам личной и
общественной безопасности, дисциплинированность, неукоснительное исполнение
требований охраны труда и правил техники безопасности.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
Безопасность
- состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.
II.
Изучение новой
темы.
1.
Рассказ учителя.
Безопасность
- состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.
Учебное заведение предназначено для безопасного
пребывания в нём участников образовательного процесса и выполнения своих
обязанностей: учителя обучают, а обучающиеся приобретают знания.
Учебные предметы по общепринятой квалификации могут
делиться на две категории:
1) безопасные для жизни, здоровья (история, литература
и подобные гуманитарные предметы)
2) имеющие процент риска для жизни и здоровья
(физкультура)
Мы же с вами рассматриваем случаи, когда у нас
обучаются ученики нормированного поведения и нормального психического развития.
2.
Правила поведения учащихся
в кабинетах повышенного риска.
Вначале перечислим школьные помещения повышенного
риска:
−
кабинет информатики 5
класс
−
кабинет домоводства 5
класс
−
кабинет ручного труда 5
класс
−
мастерская 5 класс;
−
спортзал 5 класс;
−
столовая 5 класс.
−
В спортзале заниматься
можно только в специальной форме и обуви. Перед выполнением упражнений
необходимо сделать разминку. Нельзя отвлекаться при выполнении силовых
упражнений, не забывайте о страховке при выполнении гимнастических упражнений.
Если при выполнении каких-либо действий вы почувствовали болевые ощущения,
прекратите их, боль – сигнал бедствия, предупреждающий о возможности получения
травмы.
−
В мастерской, кабинете
ручного труда следите, чтобы лезвие режущих инструментов всегда было направлено
в сторону, станок должен быть свободен от лишних предметов. При работе
старайтесь, чтобы ваше тело было устойчиво. Одежда должна быть удобной и
безопасной.
3.
Материал учебника.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
Находясь в школе, необходимо соблюдать правила
безопасности. Особое внимание нужно уделить безопасности на уроках химии, физики, трудового обучения.
Изучение этих предметов требует использования химических реактивов, газового
или электрооборудования, колющих и режущих предметов.
Уберечь от несчастных случаев поможет строгое
соблюдение правил техники безопасности.
Безопасное проведение на уроках физкультуры,
ОБЖ и при занятии спортом
Для предотвращения травматизма на занятиях
физической культурой необходимо соблюдать следующие общие правила:
−
Перед тренировкой
(выполнением упражнения) проверьте исправность тренажёров, тренировочных
приспособлений, спортивных снарядов.
−
При лыжных тренировках,
прогулках соблюдайте гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви,
следите за исправностью лыж, лыжных палок и креплений.
−
Перед выполнением
силовых упражнений сделайте общую разминку, а затем специальную. Специальную
разминку проводите и перед выполнением упражнений с предельными весами, и после
отдыха, когда мышцы несколько «застывают».
−
Никогда не отвлекайтесь
при выполнении силовых упражнений.
−
При работе на
гимнастических снарядах, с предельными и большими весами не забывайте о
страховке.
−
Исключайте из
тренировки упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. Боль
– сигнал, предупреждающий о возможности получения травмы.
−
После длительных
перерывов в тренировке не форсируйте объём и интенсивность работы, а повышайте
их постепенно.
−
При работе с приборами
дозиметрического и химического контроля, а также во время проведения
мероприятий «Школы безопасности» будьте внимательны и осторожны.
Безопасность при работе с режущими, колющими
инструментами и металлорежущим оборудованием
Режущие, колющие инструменты (ножи, пилы,
топоры, отвёртки), а также металлорежущее оборудование (токарные, фрезерные,
сверлильные, шлифовальные, заточные станки) являются источниками повышенной
опасности для человека и могут при их неправильном использовании в быту, на
уроках труда и на практике привести к серьёзным травмам.
Для того чтобы избежать травм, необходимо
руководствоваться следующими правилами безопасности:
−
При работе с режущими и
колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть
направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы
при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.
−
Пальцы рук, удерживающие
обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих
кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом
зажимном приспособлении.
−
На рабочем месте режущие и
колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть
освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно
зацепиться или споткнуться.
−
Положение тела работающего
должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся
основании. При работе с режущим инструментом, имеющим электрический или
какой-либо другой механический привод (электродрели, электрорубанки,
электропилы), нужно быть особенно осторожным и строго соблюдать требования
безопасности. Электрический инструмент является источником многих тяжелейших
травм, так как скорость его вращения очень велика, а быстрота реакции человека
недостаточна, чтобы в момент аварии вовремя отключить подачу электричества.
−
Если при работе с
электроинструментом вы почувствовали удар током, необходимо немедленно
прекратить работу до устранения повреждения изоляции. Обычно ручной
электроинструмент выполняется в корпусе и с рукояткой из электроизолирующего
материала (пластмассы). При повреждении корпуса или наличии трещин его
использование недопустимо. Выпускают электроинструменты и в металлическом
корпусе, но они менее надёжны с точки зрения обеспечения электробезопасности,
поэтому ими лучше не пользоваться.
−
Работающий должен быть
одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на
движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были
застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий
инструмент.
−
Инструмент включают только
после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность
и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент
должен быть отключён.
−
При обработке хрупких
материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под
режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут
нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте
отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено
маской, а глаза – очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.
−
При обработке твёрдых
материалов образуется стружка (особенно опасна металлическая). Она
наворачивается на вращающийся режущий инструмент, а затем под действием
центробежной силы может вылететь и нанести травму. Поэтому образующуюся
ленточную стружку нужно своевременно удалять с инструмента, предварительно
остановив его.
−
Обрабатываемые поверхности
и обрабатывающий инструмент при высоких скоростях резания за счёт трения
разогреваются до высоких температур. Поэтому после обработки, прежде чем
дотрагиваться до обработанной поверхности и инструмента, нужно дать им
охладиться.
−
Металлорежущие станки
оборудуются прочными защитными экранами для защиты от осколков, частиц стружки.
Работа допускается только при опущенном защитном экране.
Задание для выполнения в группах.
Поведите учебную игру. Класс делится на четыре
команды.
1.
Первая
команда. Первый
участник первой команды на листке бумаги начинает писать рассказ на тему: «Это
случилось на уроке физкультуры». После нескольких фраз передаёт листок
следующему участнику команды. Когда листок доходит до последнего члена команды,
у команды в руках оказывается коллективное сочинение, в котором рассказывается
о том, что могло произойти на уроке физкультуры, если бы не выполнялись правила
техники безопасности.
В каждом случае команда-соперник должна определить,
нарушение каких именно правил безопасности привело к неприятностям.
2.
Вторая
команда в это время
коллективно пишет сочинение на тему «Это случилось на перемене в коридоре на
лестнице».
В каждом случае команда-соперник должна определить,
нарушение каких именно правил безопасности привело к неприятностям.
3.
Третья команда проводится аналогично первому. Первый
участник первой команды на листке бумаги начинает писать рассказ на тему «Это
случилось на уроке трудового обучения».
В каждом случае команда-соперник должна
определить, нарушение каких именно правил безопасности привело к неприятностям.
4.
Четвертая
команда Что будет, если… …учащиеся перестанут соблюдать правила безопасности на переменах,
уроках трудового обучения, ОБЖ и физкультуры?
5.
Пятая команда Сформулируйте (письменно) лаконичные (чёткие)
и привлекающие внимание правила (рекомендации, советы) пребывания учеников в
различных школьных помещениях (коридорах, классах).
Вопросы
1)
Что необходимо
предпринять, если вы обожгли кожу кислотой, щёлочью?
2)
Почему, находясь в
кабинете физики, недопустимо прикасаться к приборам мокрыми или важными руками?
3)
В каких случаях на
уроках трудового обучения необходимо использование защитной маски и очков?
Домашнее задание: учитель предлагает ученикам составить краткую
инструкцию безопасного поведения в школе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.