Конспект
урока чтения
по теме «Введение
нового звука У , букв У,у»
1 класс
(Программа «2100»)
Автор:
Амоголонова Лидия Дашиевна
Учитель
начальных классов
МАОУ
СОШ№47 г.Улан-Удэ
2014г
Тема :
Знакомство со звуком У, буквой У.
Цель:
познакомить со звуком (у), буквой у, с его особенностями, с ролью звука и буквы
в русском языке.
Задачи: формировать
умение выделять, распознавать звук (у) в речи, развивать фонематический слух,
технику чтения при работе со словами воспитание культуры общения
Оборудование:
предметные картинки насекомых, таблица слогов, печатные слова, схемы
звуковичков, модели звуков, образец печатных букв У,у.
Ход
урока:
1. Организационный
момент.
Прозвенел звонок.
А мы начнем сейчас
урок.
2. Актуализация
знаний
На какие
группы делятся звуки речи?
-Как различить
гласные от согласных?
- На какие
группы делятся согласные звуки?
- Как
различить глухие от звонких?
- Буквы-звуковички
решили с вами поиграть в прятки. Отгадайте какие спрятались буквы?
- Давайте
порассуждаем, какая бы могла быть первая буква? А есть еще звонкие согласные?
(Г)
- Какой звуковичок
второй по счету?
А есть еще глухие?
Назовите какие это буквы могли быть?
Это будет парная
согласная первой. Какая? (К)
- Какая следующая
буква? (гласная) Как определили? (по красным башмачкам) .
Назовите гласные
звуки.
А это буква
смягчает согласные? (И)
- А какой
четвертый звуковичок? (?)
- Мы его не знаем.
Какой у нас урок?
(Урок открытия новых знаний)
3. Постановка
учебной задачи.
- Какие учебные
задачи поставим на уроке?
(1. Узнать новый
звук, 2.Какой буквой обозначим, 3. Научиться читать слова с новой буквой)
4. Открытие
нового звука, буквы
Языковая разминка.
А какой звук будем
открывать узнаем из языковой разминки.
- Как кричит
кукушка?
- Как прекликаются
дети в лесу?
- Как воет волк?
Какой звук
прозвучал ?
Артикуляция звука.
Произнесите. Губы
вытянуты вперед трубочкой. Воздух свободно проходит . Какой это звук? (гласный)
Оденем нашего
человечка в ботиночки. Какого цвета разукрасим? ( красные)
А теперь
понаблюдаем звук (у) в словах.
Составление схемы
слова
Составим
схему слова-отгадки . Отгадайте загадку.
Пестрая крякушка ловит лягушек,
Ходит в развалочку спотыкалочкой.
Утка
-
Сколько слогов? Почему?
-
Назовите 1 слог. Сколько звуков?
-
Назовите 1 звук. Какой ? (гласный у)
-
назовите 2 звук. Какой? ( согл. Твердый) Обозначьте буквой. ( т)
Прочитайте
1 слог. (ут)
-
произнесите 2 слог. Сколько звуков?
-
Произнесите. Какой звук? (согл.глух. к) Можем мы обозначить буквой?
-
Произнесите последний звук. Какой? (глас.а) Обозначьте буквой.
Прочитаем
слово.
Какой
звук не обозначен буквой? (У)
Звук
(у) обозначают буквами У,у и называют «у» .Напишу на животике звуковичка букву
У.
Поставьте
ударение. Какой звук под ударением? Какой звук у? (ударный)
-
А может звук у быть безударным?. Ваши предположения. Докажите. Приведите
примеры.
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять
Как его родная мать. (утенок)
-
Какую позицию занимает звук у.? ( в начале слова)
-
На какую гласную падает ударение?( о)
Сделайте
вывод . Значит звук у может быть безударным.
5. Распознавание
звука у в словах.
У
нас в гостях буква У. Она приготовила для вас задание. Найдите картинки, в
словах которых звук у. Определите какую позицию занимает звук (у).
(
паук, жук, кузнечик, муха, кенгуру, медведь, заяц)
Среди
названных слов найдите группу слов, которую можно назвать одним словом.
(насекомые)
Сейчас
мы сможем их увидеть на улице? Почему.
С
приходом осени, холодов насекомые прячутся в уютные убежища. Таким убежищем
может быть щели домов, под опавшей листвой, под корой дерева, где проспят всю
зиму.
6. Музыкальная
физминутка.
7. Чтение .
Дайте
характеристику буквы У.
С
каким буквами будет жить у? (с гласными) Почему?
Откройте
учебник. Прочитайте буквы гласные.
А
сейчас какая следующая задача? (научиться читать)
Перед
чтением проведем артикуляционную разминку.
Игра
«Сломанный телевизор» (парная работа)( дети должны угадать звук по губам)
Чтение слогов.
Найдите
слоги с буквой у. Прочитайте. Как звучат согласные с буквой у?
Чтение
других слогов цепочкой, хором с удивлением, с вопросительной интонацией, с
восхищением, сердито.
Составление слов из слогов.
Парная
работа. Найдите половинку слова.
КУ
РУ УН УН
КА
РЫ РО КИ ТЫ
(выходят дети парами и составляют
слова)
Чтение слов 2 столбика
(выходят дети к доске)
- Прочитайте слово , где нет У.
(порка)
- что означает это слово порка? (
вид телесного наказания, обозначает действие – распороть по швам)
- найдите слово во множественном
числе.( пути)
- измените в ед.число. (путь)
- природное явление. (пурга –
метель, сильный ветер со снегом)
Соотнесите слова с картинкой.
(куртка, пурга)
Чтение
предложений.
- Сколько
предложений на доске? (2)
Паук у норы крота.
У Тани утки и
куры.
Найдите эти предложения в учебнике.
Прочитайте вполголоса.
Прочитайте вслух 1 предложение- О
чем говорится? ( о пауке)
. Сколько слов? Какое слово состоит
из одной буквы? (у)
У может быть целым словом и в
русс.языке называется предлогом. У в значении рядом, около.
- Прочитайте 2 предложение.
Сколько слов?
- О чем говорится? (О Тане)
Объясните слова с заглавной буквы.
Что у обозначает? ( принадлежность)
- В каких случаях употребляем
заглавную букву?
Подберите слова с большой буквы:
название города, имя, кличка, реки. (Улан-Удэ, Уда, Уля, Утя)
8. Итог
урока.
Что нового
вы узнали? Чему вы научились? Оцените свою работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.