Главная / Начальные классы / Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Я,я. Буква я- показатель мягкости согласных"(1 класс)

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Я,я. Буква я- показатель мягкости согласных"(1 класс)

Открытый урок

по обучению грамоте

в 1-А классе

МКОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова

с.Обильного

(программа «Школа России»)

Тема: « Гласные буквы Я,я.

Буква Я-показатель

мягкости согласных»





Учитель: Л.В.Логвинова



урок по обучению грамоте в 1-А классе

Тема

Гласные буквы Я, я. Буква Я- показатель мягкости согласных.

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления знаний учащихся о букве я, развития связной речи

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Определяют значение новых слов. Работают со скороговоркой и поговорками

Личностные результаты

Формируют границы собственного знания и незнания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в тексте; логические – осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умеют контролировать действия партнера

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Предложение, рассказ, скороговорка, поговорки

Образовательные ресурсы

«Лента букв», электронное приложение к учебнику « Азбука» В.Г.Горецкого, презентация к уроку

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Артикуляционная гимнастика

Выполните упражнения: «Пароход», «Иголка»

Выполняют упражнения под руководством учителя

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя


Учитель:

С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

(с буквой «я»)

Посмотрите на доску (на слайд):

Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на

кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила

для вас интересные задания.


Слушают учителя

о предстоящей работе

Принимают учебную задачу, сформулированную учителемБезымянный.bmp

Фронтальный. Устные ответы

IV. Закрепление знаний и способов действий.


Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

На слайде:

оликбя Слайд 2

ляноби

яоз

аря

Составьте слова из каждой группы букв.

яблоки

яблони

Зоя

Рая

Что можно сказать о словах яблоки и яблони?

(слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки

обозначает название плодов этого дерева)

Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)

Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)

Сколько звуков в этих словах?

(яблоки – 7 звуков, яблони – 7 звуков)

Почему количество букв и звуков не совпадает?

(т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [йa])

Что общего у слов Зоя и Рая?

  1. это женские имена;

  2. буква стоит после гласной и обозначает два звука [йa];

  3. в этих словах по три буквы и 4 звука.


Учитель:


Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово! (А. Шибаев)


В каких из этих слов буква «я» образует слог? (Зо-я, Ра-я) Слайд 3

слайд3.bmp

Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова: Слайд 3


ябеда, напёрсток, аквариум — Яна

Что можно сказать о букве «я» в этом слове?

(Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука,

образует слог).



Читают.

Отвечают на вопросы

Выявляют способ чтения буквы я в начале слов и после гласных
в середине и на конце слов. Объясняют, что буква
я обозначает слияние двух звуков

Фронтальный. Чтение, устные

ответы








слайд2.bmp








Составление слов ,чтение слов, ,

определение значения слов

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

VФизкультминутка

Коллективная. Практический. Гимнастика для рук

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,солим

Мы капусту жмем

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Активно участвуют
в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V1Изучение нового материала


1. Работа в парах


Работа в парах

Словесный, проблемный Чтение

Работа в парах:

Придумайте ещё имена с буквой «я», чтобы они

начинались со слога я.

(Я-ша, Я-ков, Я-ро-слав, Я – ро – сла – ва)


Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар.


Читают слова , делят их на слоги

Определяют, что буква я образует слог

Работа в парах. Чтение, устные ответы

2. Игра : «Слоговой аукцион»

Групповая. Словесный.

Слоговой аукцион. Работа в группах (3 группы). Слайд 4

Найдите слова в слове. Кто больше найдёт таких слов?

слайд4.bmp

ярмарка (яр, марка, мак, як, рама, арка, ар)

ябеда (я, беда, еда, да, яд)

ягода (я, год, да, Яга, яд, ода)


Проверка: один из учеников группы называет получившиеся

слова. Выигрывает группа, назвавшая большее

количество слов.

( * Яр - крутой, обрывистый берег реки, обрыв).

Учитель:

Какое слово обозначает ежегодный регулярный большой торг, распродажу товаров обычно с увеселениями и развлечениями, проводимый в одном месте

и в одно время? (ярмарка)

У нас на Руси первые ярмарки появились примерно 500 лет назад! (16 век)

Учитель:

Что общего у этих трёх слов? (Буква «я» стоит в начале слова,

имеет два звука a]).


Читают, распределяют слоги Устраивают конкурс.

Правильно составляют новые слова

Различают звуки в словах. Наблюдают за произнесением звуков в словах

Групповой.

Составление и чтение слов

3 Наблюдение за местонахождением буквы «я» в разных словах

Фронтальная. Словесный, практический, наблюдение. Чтение, беседа

Слайд 5

Учитель:

Прочитайте слова:

аллея

поляна

деревья

земляника

1.Наблюдение.

Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.

В каких словах «я» имеет два звука? Почему?

(аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [йa];

деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [йa]).

В каких словах буква «я» находится после согласной?

(поляна, земляника)

Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля

земляника – ля.

Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).

Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

(земляничная поляна)

Верно. И мы сейчас окажемся вместе с буквой Я на такой поляне.

Эта поляна не простая – волшебная – поможет

запомнить новый материал.


Анализируют слова

Выполняют задание по аналогии, наблюдают за местонахождением буквы «Я», определяют , где буква обозначает два звука, а где стоит после согласной и обозначает её мягкость.слайд5.bmp

Фронтальный. Чтение, устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

V11Физкультминутка

Коллективная. Практический.

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.

Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.

Ягодки покушайте, Слайд 6

Тишину послушайте.


Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются

здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений



Окончание табл.


2

3

4

5

6

V111 Итог урока



Слайд 15

Учитель:слайд13.bmp

Давайте подведём итоги урока.

С какой буквой мы работали на уроке?

Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?


Приведите примеры таких слов. Вам может помочь

волшебная полянка и буква Я.


берёза ключ вишня туфля ягода Яша





ix. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось?

Что вызвало затруднения?

Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы



Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Я,я. Буква я- показатель мягкости согласных"(1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Я,я.Буква я-показатель мягкости согласных" разработан на основе календарно-тематического планирования рабочей программы "Русский язык.Литературное чтение" УМК " Школа России", учебник "Русская азбука" (автор Горецкий,  Климанова)

Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС,  с ууд,  с использованием презентации  ( слайды указаны к каждому этапу урока) В своей работе  конспект могут использовать как опытные педагоги, так и молодые учителя, можно использовать для проведения открытых уроков.

Автор Логвинова Людмила Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4007
Номер материала 23875
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓