Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока по общей биологии: "Общие закономерности биологической эволюции"

Конспект урока по общей биологии: "Общие закономерности биологической эволюции"

Скачать материал

МБОУ «Новомирская ООШ»

 

 

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО БИОЛОГИИ

«Общие закономерности биологической эволюции»

9 класс

 

 

Подготовила: учитель биологии

Животкевич Н.Н

 

 

2014/15 уч.год

 

Цель урока:

рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы.

Задачи:

Обучающие: на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюции, рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне.

Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных и информационных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений.

Воспитывающие: воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры труда и общения, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для саморазвития.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения: частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

 

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: филогенез, дивергенция, конвергенция

Источники информации: Биология. ОБЩИЕ ЗАКОМЕРНОСТИ. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 66 стр; электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Постановка учебной проблемы.

Поиск решения проблемы.

Первичное закрепление знаний.

Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

Ход работы:

№п.п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сопровождение

1

Орг. Момент

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный сообщите имена отсутствующих?

Сегодня на уроке отсутствуют……..

 

2

Опрос д/з

10 мин

- На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Главные направления эволюции».

- И так, давайте повторим изученный материал:

1. задание: Дайте определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптации, общая дегенерация, приведите примеры.

2. задание: На доске изображены примеры, описывающие разновидности направлений эволюции, распределите их в тир графы: ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация..(выполните письменно в тетради)

3. задание: электронные тест (1 человек)

 

 

 

1.             Задание:

Ароморфоз – это усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень. (переход от пассивного питания к активному – появление челюстей у позвоночных)

Идиоадаптация – это приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации животных или растений.

 (пятипалая конечность млекопитающихся)

Общая дегенерация – это упрощение организации ведущий к исчезновению органов активной жизни. (виды перешедшие от свободного образа жизни к паразитизму отличаются по строению – аскарида человеческая и плоский червь ламинария)

2.        Задание:

1)       ячеистые легкие у рептилий;

2)       первичная кора головного мозга у рептилий;

3)       голый хвост у бобра;

4)       отсутствие конечностей у змей;

5)       отсутствие корней у повилики;

6)       возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;

7)       молочные железы у млекопитающих;

8)       образование ластов у моржей;

9)       отсутствие кровеносной системы у цепней;

10)   отсутствие потовых желез у собак

Слайд №1,2

3

Изучение новой темы:

15мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание:

 

 

 

 

 

 

Поиск решения проблемы

 

 

 

 

 

Групповая работа с текстом учебника.

 

 

 

 

 

 

Диалоговое общение на основе работы с материалами учебника:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради:

 

 

 

- Сравните дождевого червя и личинку майского жука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и относятся к одному типу?

- Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми чертами сходства, но относятся к разным типам животных?

- Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции.

Продолжим учиться работать с учебной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

- Вспомните определение эволюции?

 

-  Среди форм эволюции выделяют:

Дивергенцию

Конвергенцию

- Рассмотрим более подробно эти формы и выясним их эволюционное значение.

- Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника с.66-67 “Дивергенция”. Раскройте содержание понятия дивергенция. Чем можно объяснить различие признаков у организмов родственных групп.

Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника с.67-70 “Конвергенция”.

- Раскройте содержание понятия конвергенция. Чем можно объяснить возникновение общего сходства у неродственных групп организмов. Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.

- Что такое дивергенция?

- Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.

- Приведите примеры дивергенции.

(рассмотреть в качестве примера дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) (Приложение №1)

-  На каком уровне можно наблюдать дивергенцию.

- Какова роль дивергенции в процессе эволюции?

Формулирование вывода: после возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций.

- Что такое конвергенция? (Приложение №2)

- Как могло возникнуть сходное внешнее сходство у животных разных систематических групп? А внутреннее?

 

 

 

- Может ли эволюционный процесс дать обратный ход и жизнь вернется к истокам?

- Подвести к выводу: в истории Земли нередко возникали физические условия, повторяющие уже существовавшие ранее. Например, территория Западной Сибири неоднократно поднималась со дна моря и вновь опускалась.

Виды отличаются друг от друга не отдельными признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков статистически невероятно, исходя из чего: эволюция – процесс необратимый.

- Правила эволюции: (Приложение №3) памятки

Правило необратимости эволюции

Правило чередования главных направлений эволюции.

- После текста вам даны два вопроса на которые вы должны подготовить ответ к следующему уроку.

Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви классу Малощетинковые черви. Имеет вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится небольшая подвижная головная лопасть, лишенная глаз, антенн и щупалец. Тело сегментировано, снабжено маленькими щетинками.

Пиявка относится к типу Кольчатые черви, классу Пиявки. Имеет вытянутое, уплощенное в спинно-брюшном направлении тело, на переднем и заднем концах расположены присоски, щетинки отсутствуют.

Личика майского жука относится к типу Членистоногие, классу Насекомые. Внешне похожа на червя, хорошо передвигается в почве, Из-за того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается растительными остатками и корнями растений.

 

Ведут разный образ жизни – среда обитания, пиявка – хищник или паразит, а червь в основном растительноядные или могут питаться органическими веществами, содержащимися в песке.                        

Способ добычи пищи, образ жизни.

 

Закономерности эволюции.

 

 

 

 

 

 

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

 

 

 

 

Работа в группах с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дивергировать могут виды, семейства, отряды.

Дивергенция приводит к возникновению разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более полное использование условий среды.

 

 

Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.)

В одних условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство)

- Нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают вслух текст памятки.

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №5,6,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8,9,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

4

Закрепление:

10мин:

- Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции.

Форма эволюции      Краткая характеристика      Причины сходства признаков  Причины различия признаков            Примеры .

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сравните организмы и объясните, к какому явлению относится их сходство или различие. Ответы внесите в таблицу: Дивергенция         Конвергенция

Медведка и крот (сходство форм передних ног)

Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия в строении)

Заяц-беляк и заяц-русак

Верблюд и курдючная овца (запас жира)

Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый

Речной рак и скорпион (имеют клешни)

Речной рак и краб (имеют клешни)

Виноградная улитка и большой прудовик

Плавунец окаймленный и плавунец черный-тинник

Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги)

Лягушка и жаба

Лягушка и комнатная муха (анабиоз)

Бражник и колибри (не садятся на цветок в процессе питания, а зависают над ним в воздухе, быстро-быстро перебирая узкими крыльями)

Еж и ехидна (сходство покрова)

 

 

Дивергенция       Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды. Родство организмов                Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды          

Конвергенция     Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.                Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды         Организмы относят к разным систематическим группам.

 

Ключ

Дивергенция                  Конвергенция

2, 3, 5, 7, 8, 9, 11        1, 4, 6, 10, 12, 13, 14

 

Слайд № 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №13-26

Слайд №27

5

Повторение:

5 мин:

- А теперь я предлагаю вам поработать над повторение и вспомнить основные моменты изученных ранее тем:

- На слайде изображены рисунки видов борьбы за существование, нужно выбрать 1 лишний в каждом ряду..

- Перед вами матрешки с понятиями, но они перепутаны соберите их правильно.

 

 

Работа с интерактивной доской

1 – 3, 2-1, 3-3.

Работа у доски.

 

6

Вывод по уроку:

4 мин:

- И так с какими новыми понятиями мы познакомились на уроке?

- Что бы понять как прошел наш урок я попрошу вас ответить на вопросы:

1. На уроке я работал           активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я            доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я    не устал / устал

5. Мое настроение    стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / не интересным

 

 

 

 

 

Отвечают и сдают листочки

 

 

Слайд № 28

7

Д/З:

1 мин:

- Домашнее задание п 13, ответ на вопросы в памятке, Плотников А, Зыкова В, Курбатова А получают олимпиадные задания.

Записывают в дневнике.

Слайд № 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дивергенция

Появление новых форм всегда связано с приспособлением к местным географическим и экологическим условиям существования. Так, класс млекопитающих состоит из многочисленных отрядов, представители которых отличаются родом пищи, особенностями мест обитания, то есть условиями существования (насекомоядные, рукокрылые, хищные, парнокопытные, китообразные и т. д.). Каждый из этих отрядов включает подотряды и семейства, которые, в свою очередь характеризуются не только специфическими морфологическими признаками, но и экологическими особенностями (формы бегающие, скачущие, лазающие, роющие, плавающие). Внутри любого семейства виды и роды различаются образом жизни, объектами питания и т. п. Как указывал Дарвин, в основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция. Дивергенция любого масштаба есть результат действия естественного отбора в форме группового отбора (сохраняются или устраняются виды, роды, семейства и т. д.). Групповой отбор так же основан на индивидуальном отборе внутри популяции. Вымирание вида происходит за счёт гибели отдельных особей.

Своеобразие морфологических особенностей организмов, приобретаемых в процессе дивергенции, имеет некоторую единую основу в виде генофонда родственных форм. Конечности всех млекопитающих сильно отличаются, но имеют единый план строения и представляют собой пятипалую конечность. Поэтому органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение, независимо от выполняемой функции, называют гомологичными. Примером гомологичных органов у растений являются усы гороха, колючки кактуса – всё это видоизменённые листья.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конвергенция

В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение. Такое сходство строения возникает при сходстве функций и ограничивается лишь органами, непосредственно связанными с одними и теми же факторами среды. Внешне очень похожи хамелеоны и агамы, лазающие по ветвям деревьев, хотя относятся к разным подотрядам.

У позвоночных животных конвергентное сходство обнаруживают конечности морских рептилий и млекопитающих.

Схождение признаков затрагивает в основном лишь те органы, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ

1.     Правило необратимости эволюции:

Л. Долло в 1893 г. так сформулировал закон о необратимости эволюции: "Организм ни целиком, ни даже отчасти не может вернуться к состоянию, уже осуществленному в ряду его предков".

Бельгийский палеонтолог Л. Долло сформулировал общее положение, что эволюция представляет процесс необратимый. Это положение многократно затем подтверждалось и получило название закона Долло. Сам автор дал очень краткую формулировку закона необратимости эволюции. Он не всегда бывал правильно понят и вызывал иногда не вполне обоснованные возражения. По Долло, «организм не может вернуться, даже частично, к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков».

2.     ПРАВИЛО ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭВОЛЮЦИИ

Алексей Николаевич Северцов биографияСформулированное А. Н. Северцовым (1910) правило, согласно которому между путями эволюции имеются определенные соотношения: после ароморфоза (выхода группы в новую среду) начинается интенсивный аллогенез (освоение новых условий среды) и формирование новых таксонов данной естественной группы организмов (происходит адаптивная радиация). Такое чередование направлений эволюции характерно для всех групп животных и растений.

 

 

 

Задания: Найди информацию об ученых, которые внесли вклад в создание данных законов.

                 Дай определения выделенным понятиям, используя дополнительную литературу.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по общей биологии: "Общие закономерности биологической эволюции""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:

рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы.

Задачи:

Обучающие: на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюции, рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне.

Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных и информационных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений.

Воспитывающие: воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры труда и общения, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для саморазвития.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения: частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

 

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: филогенез, дивергенция, конвергенция

Источники информации: Биология. ОБЩИЕ ЗАКОМЕРНОСТИ. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 66 стр; электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Постановка учебной проблемы.

Поиск решения проблемы.

Первичное закрепление знаний.

Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1125
    • DOCX 93.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Животкевич Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Животкевич Наталья Николаевна
    Животкевич Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 226971
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека