Главная / Обществознание / Конспект урока по обществознанию "Права несовершеннолетних" (9 класс)

Конспект урока по обществознанию "Права несовершеннолетних" (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия с.Раевский

Тема урока: «Преступления и

наказания несовершеннолетних»

Составила и провела

Учитель обществознания

Самирханова М..М

2014 г.


Цель: 1 .Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.

2.Учить анализировать свое поведение с точки зрения юридической

ответственности.

3.Продолжить формировать у учащихся основы правовой культуры;

учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

4.Развивать у учащихся навыки решения практических задач

практической работы с Конституцией РФ, законами, нормативными

документами.

5.Продолжать содействовать воспитанию

гражданственности, патриотизма, уважения к закону, социальным и

правовым нормам.

Основные понятия и термины: юридическая ответственность,

преступление, наказание, административная ответственность, материальная ответственность, Уголовный кодекс, уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность, проступок.

Оборудование урока: 1)Изречения: «Только слабые совершают

преступления: сильному и счастливому они не нужны».Ф.Вольтер,

французский философ; «Кто имея возможность предупредить

преступления не делает этого, тот ему способствует» Сенека

Младший , римский философ; «Большое число соучастников не

оправдывает преступления»; 2) Лепестки для игры Ромашка с записью основных понятий урока; раздаточный материал.


Ход урока:

Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, особенно за те, которыми он приносит зло другим людям, и окружающему миру. « Ты ищешь причину зла . Она только в тебе». Ж.Ж.Руссо. - эпиграф к нашему уроку. И мы продолжаем разговор о юридической ответственности.


1 .Проверка домашнего задания.

При нарушении права, то есть если совершено правонарушение, для

нарушителя наступает юридическая ответственность.

Что такое юридическая ответственность?

- связана с принуждением со стороны государства;

- устанавливается в особом порядке , указанном в законе.

2) Как называется свод законов о наиболее опасных деяниях? (Уголовный Кодекс) Он определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает наказание за совершенное преступление.

3) Как вы думаете, какой термин из юридической практики закрыт под листочком, если учесть, что этот термин определяют еще 9 понятий?

4) Гражданские и административные нарушения норм мы называем?-(правонарушениями)

-Какие правонарушения мы называем гражданскими? Административными?

5)Какие признаки отличают преступление от проступка? ( перечислить признаки)

2)Какое понятие выражается в данных формах?

Прямой умысел,

Косвенный умысел,

Неосторожность.

3) К совершению преступления готовятся заранее.

Приведите в соответствие , кому из участников принадлежит какая

функция?

Организатор

Дает советы и указания

Подстрекатель

Уговаривает других людей на противоправные действия

Пособник

Разрабатывает план

Исполнитель

Претворяет план в жизнь


Итак, мы знаем законы, но почему-то их нарушаем. Отчего это происходит? Вопрос о том, почему совершаются преступления и проступки людей, изучался издревле. Одни исследователи считали, что все зависит от индивидуальных особенностей человека. Вот, например, у преступников особое строение черепа, своеобразная внешность. Мы нередко думаем про себя, увидев какого-либо человека: «Подозрительный тип. Похож на преступника». Но соответствует ли это действительности? Взяв за основу указанные рассуждения, фашисты обосновали идею о существовании преступных рас.

Юрид. Ответственность — представляет собой совокупность неблагоприятных последствий, возникающих у тех, кто нарушил право.

Признаки: - наступает после вполне конкретного правонарушения;

Другие исследователи уверены, что все зависит от воспитания человека. Тот, кто рос в неблагополучных семьях, обязательно будет нарушать закон. А вот в порядочной семье не вырастет преступник.

Третьи же склонны считать, что преступность напрямую связана с возрастом. Боюсь подростков, -заявила женщина в автобусе,- они еще не сознают последствия всего совершаемого. В другом возрасте они подобное бы не совершили».

Так ли это? Почему подростки совершают преступления? И какие наказания для несовершеннолетних предусмотрены законом за совершенные преступления

Тема сегодняшнего урока.

На диаграмме вы видите процентное соотношение преступлений к концу 90-х годов, (диаграмма)% преступлений совершили подростки. Что толкает подростков на преступления? Каковы причины подростковой преступности? Тема сообщения ,которое мы

сей час заслушаем. Слушание сообщения





hello_html_m45337d55.png











Вывод по сообщению (учитель)

Мы перечислили основные причины преступности. В основном они связаны с кризисными явлениями переходного периода нашей страны. Правовая безграмотность.

- Подумайте, возможно ли государство, где нет нарушителей законов? ( ответы учащихся).



























hello_html_m3943dead.png



«Оденьте преступление в золото — и крепкое копье правосудия переломится, не поранив; оденьте в рубище — его пронзит и соломинка пигмея», — писал английский драматург У. Шекспир.

Как, на ваш взгляд, меняется психология человека, который в течении длительного времени за правонарушения и даже преступления не получает по заслугам?

Почему безнаказанность порождает преступность?





hello_html_531937ed.png


Актуальна ли для современной России данная проблема?

За совершение любых преступлений следует уголовая ответственность. В нашей стране она наступает только с 16 лет. По уголовному праву Ирландии привлекают к ответственности с 7 лет, а в Португалии- с 12.

В уголовном праве РФ действует жесткое правило: если человек совершил опасное деяние, не указанное в законе, он не будет нести уголовной ответственности ( пример)

В нашей стране, как и во многих других странах действует принцип презумпции невиновности.. Он означает, что только суд

может назвать человека преступником, определив ему меру наказания. Определению вины предшествует кропотливая работа правоохранительных органов.....................

Задержали группу подростков на рынке. Они вымогали деньги у покупателей, а у некоторых вытаскивали из сумок кошельки. Возбуждено уголовное дело. Согласно правилам нужно провести дознание и предварительное следствие. Вначале юридически такие ребята называются подозреваемыми, так как на них падают подозрения в совершении преступления. Когда же им предъявят обвинения, они станут обвиняемыми. Но это не обязательно. Подозреваемых могут вообще отпустить, если выяснится, что они ничего противоправного не совершили. Некоторые из них могут выступать свидетелями по делу.

Следователь - уполномоченное лицо органов внутренних дел. Он проводит допрос, чтобы собрать сведения о совершившемся деянии. Есть специальные тактические приемы, используемые свидетелем на допросах. Они разработаны в криминалистике.. Это наука, изучающая технические, тактические средства и методы расследования преступлений. Все показания заносятся в протокол. На допрос несовершеннолетних могут быть приглашены педагог и родители. Если они не пользуются авторитетом у подростков, их не приглашают.

Проведены допросы, выявлены обстоятельства дела. Следователь составляет обвинительное заключение, подписывает прокурор, и дело передается в суд.

В процессе судебного заседания вновь разбирается совершенное деяние и роль в нем подсудимого. Суд может вынести оправдательный или обвинительный приговор. Если человек совершил преступление и суд его доказал, непременно следует наказание, предусмотренное законом.


Работа с документом ст 20. УК РФ.

Закон оговаривает специальные правила, применяемые при наказаниях несовершеннолетних (работа с учебником стр. 124)


Текст с ошибками

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие-назначение наказания.


Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; В) конфискация имущества; г) пожизненное лишение свободы; д) обязательные работы; е) исправительные работы; и) арест; к) лишение свободы на определенный срок.

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а сам не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Как и в предыдущем уголовном законодательстве, в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет. Несовершеннолетний возраст, как отягчающее обстоятельство, учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.


Ситуация

1. Четырнадцатилетний Киселев ночью пришел в частный магазин, выставил оконное стекло, проник в помещение и похитил продукты на сумму 1000 руб.

2. Четырнадцатилетний Карпов и Сазонов на улице, угрожая ножом, отобрали у мужчины дипломат, в котором находились документы и деньги. Деньги они поделили между собой, документы и дипломат выбросили в реку.


Закрепление

Тесты

1.С какого возраста наступает уголовная ответственность за все

преступления, предусмотренные УК РФ:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет; в) с 18 лет.

2. Назовите обстоятельства, исключающие уголовную ответственность:

а) преступление не завершено;

б) крайняя необходимость;

в) состояние алкогольного опьянения. 3. Может л и наступить уголовная ответственность за деяния, не предусмотренные в УК РФ:

а) может;

б) не может;

в) этот вопрос в юриспруденции еще не решен.

4. Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок:

а) не более 8 лет;

б) не более 10 лет; в) не более 15 лет.

5. Закончите следующее утверждение: « В случае совершения несовершеннолетними деяния, предусмотренного УК РФ, к ним:

а) может быть применено уголовное наказание;

б) может быть применено церковное покаяние;

в) могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия;

г) может быть применена пытка.

6. Принудительными мерами воспитательного характера для несовершеннолетних являются:

а) наказание розгами;

б) предупреждение;

в) обязательные работы;

г)передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

д) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

е) ограничение средств, выдаваемых на карманные расходы.;

ж) лишение права заниматься определенной деятельностью.

Игра референдум « За и против смертной казни».



Конспект урока по обществознанию "Права несовершеннолетних" (9 класс)
  • Обществознание
Описание:

Цель: 1 .Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.

2.Учить анализировать свое поведение с точки зрения юридической

ответственности.

3.Продолжить формировать у учащихся основы правовой культуры;

учить    их    готовности    к    принятию на    себя ответственности    засовершаемые действия.

4.Развивать   у   учащихся   навыки   решения   практических   задач

практической работы с Конституцией РФ, законами, нормативными

документами.

5.Продолжать                      содействовать                      воспитанию

гражданственности, патриотизма, уважения к закону, социальным и

правовым нормам.

Основные   понятия   и  термины:   юридическая  ответственность,

преступление,                     наказание,                     административнаяответственность, материальная            ответственность, Уголовныйкодекс, уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность,проступок.

Оборудование  урока:   1)Изречения:   «Только  слабые  совершают

преступления: сильному и счастливому они не нужны».Ф.Вольтер,

французский    философ;    «Кто   имея   возможность   предупредить

преступления  не  делает  этого,  тот  ему  способствует»   Сенека

Младший , римский философ;  «Большое число соучастников не

оправдывает   преступления»;   2)   Лепестки   для   игры   Ромашка   сзаписью основных понятий урока; раздаточный материал.

Автор Самирханова Магира Магановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 738
Номер материала 18759
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓