1.Организационный момент. Подготовка к
активной деятельности уч-ся.
Цель этапа для учителя:
Мотивировать учащихся на активную и
плодотворную работу на уроке
Задачи:
- Создание
доброжелательного психологического настроя на уроке
-Стимуляция деятельности учащихся
-Организация внимания учащихся
- Кратковременность этапа
Цель этапа для учащихся:
Готовность и быстрое включение класса в
деловой ритм.
Задачи:
-
Доброжелательный настрой на урок
Метод: беседа
Предполагаемый итог этапа: Готовность класса к уроку. Положительные эмоции
2.Постановка темы и цели
урока
Цель этапа для учителя:
1.Определить тему, цели изучения нового
материала
2.Показать практическую значимость изучения
нового материала
3 Привлечь внимание и вызвать интерес к
изучению новой темы
Цель этапа для учащихся:
Осознанное понимание темы, цели урока.
Задачи:
- Внимание и активное участие
Методы: репродуктивный, наглядный
Преполагаемый итог
этапа: Готовность
учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных
знаний
3. Этап усвоения новых знаний
Цель этапа для учителя:
1.Дать учащимся конкретное представление о роли
одиночества
2 Добиться от учащихся восприятия,
осознания, обобщения и систематизации новых знаний по данной теме
Задачи:
- обеспечения восприятия, осмысления, запоминания
знаний по теме: «Проблемы одиночества».
- организация самостоятельной деятельности
учащихся на уроке в процессе изучения и закрепления нового материала.
Цель этапа для учащихся:
Иметь конкретное
представление об изучаемом материале.
Задачи:
-уметь выделять важную информацию
- самостоятельно
находить нужную информацию по заданной теме
- четко и грамотно излагать ее
-уметь дать ответ
на вопросы, позволяющие ориентироваться в окружающем мире, востребованные в
повседневной жизни.
4.Этап закрепления
Цель: -уметь применять полученные знания при
рассуждении «за» и «против одиночества».
- создать условия для самостоятельной
деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать
востребованную ими помощь.
Методы:
- метод сравнения
- практический метод.
5. Рефлексия.
Цель этапа:
Дать анализ и оценку урока.
Метод: словесный, наглядный.
6. Подведение итогов.
Цель этапа: - Соотнести поставленные задачи
с достигнутым результатом
- Оцень работу класса и отдельных
учащихся.
- Аргуменровать выставленные отметоки,
замечания по уроку
- Стимулировать высказывания личного
мнения об уроке и способах работы на нем.
Методы: - словесный
7. Домашнее задание.
Цель этапа:
- Сообщить учащимся о домашнем задании
- создать условия мотивации на дальнейшую
учебную деятельность
Методы: - практический
- исследовательский
- метод стимулирования и мотивации учебно-
познавательной деятельности (творческое задание)
|
1.Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые ребята и гости!
2. Выявление настроения учащихся
- С каким
настроением вы пришли сегодня в школу?
- Давайте посмотрим в глаза своему соседу,
улыбнемся ему. И пожелаем хорошего дня.
Мотивация.
Светлым августовским деньком на лесной
поляне тепло и уютно. Сотни цветов, трав, кустарников и насекомых с
наслаждением нежатся на ней. Кто-то перебирается поближе к солнечным лучам,
кто-то стремится спрятаться в тенек, кто-то расположился поближе к речке, а
кто-то подальше от протоптанных дорожек. Всем весело и радостно.
И только Одинокий Горный Цветок устало поглядывает на все это веселье с
каменистого склона. Уж он-то знает цену всем этим теплым чувствам. «Цена им -
грош», - бормочет он. «Не ради любви и дружбы собрались они здесь и даже не
просто так - они все преследуют свои меркантильные интересы. Тот гриб внизу,
возле березы, делает вид, будто предан до гроба этой самой березке, даже
назвался подберезовиком, а на самом деле... рядом с березой он получает то,
что не может получить в других местах. А пчелы! Жужжат о любви всем цветам
подряд, а сами-то то и дело нектар домой таскают. И цветочки зря время не
теряют: радостно принимая пчелок, не забывают опылиться. Но в особое умиление
меня приводит сладкая парочка - пень и мох. Перед всеми щеголяют
неразлучностью своей и настоящей дружбой, а сами... мох сосет из пня весь
сок, а тот и рад - не остался на старости лет одиноким, делает вид, что не
замечает корысти своего «друга»».
- «Все они
такие», - цинично улыбается Одинокий Горный Цветок.
Но с каждым
днем его улыбка становилась все грустнее и неуверенней. Хотя он все же знал,
он твердо верил, что однажды наступит день, когда ему удастся доказать всем
этим влюбленным в жизнь созданием, что чувства их - сплошная игра, и кроме
корысти в их поведении нет ничего. И вот однажды... наступила зима. Поляну
покрыл густой слой снега, а в горный склон ударил беспощадный ледяной
ветер...
Вопросы к
классу:
- О чем
притча? (Предполагаемые ответы уч-ся: О горном цветке, который видел во
всем лживость и лицемерие. Всех высмеивал, кто находился в паре. О том, что
он одинок. )
- Какое
отношение она имеет к нашему уроку? ( Наверно связана с темой нашего
урока.)
- Как вы думаете
о чем пойдет речь на нашем уроке? (об одиночестве)
- Молодцы!
- Тема нашего
урока «Проблемы одиночества». (презентация)
- Зная тему нашего урока, давайте попробуем определить цели нашего
урока.
(должны узнать
что такое одиночество, причины возникновения одиночества, как справиться с
одиночеством)
- Молодцы!
- А как вы
думаете об этом нужно говорить, это актуально в нашем обществе? Или
поговорить на другую тему? (Нет, об этом нужно говорить, так как эта
проблема очень актуальна особенно в подростковом возрасте?)
- А почему именно
в подростковом возрасте вы считаете, она актуальна? (так как в этом возрасте
человек более чувствителен и раним. )
Введение в
новый материал.
- Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы
ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все
новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его
возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в
разные периоды жизни.
- Попробуем и мы исследовать это явление…
1. Что такое
одиночество?
- В настоящее
время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или
счастье, норма или патология.
- Попробуем дать определение «Одиночество – это…»
(Предполагаемые
ответы уч-ся: одиночество – это беспокойство, напряжение, связанное со
стремлением иметь дружеские отношения. Это когда ты никому не нужен, не
интересен. Это когда тебя придает близкий человек. Это возможность побыть
одному.)
- Действительно, для одних одиночество — результат осознания человеком
оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и
потерей надежды, для других — активное творческое состояние, благоприятная
возможность для общения с самим собой и источник силы.
2. Кто
чувствует себя одиноким?
- Откройте учебники на стр 150. Пользуясь материалом учебника скажите
мне:
- Кто чувствует
себя одиноким?
(Предполагаемые
ответы уч-ся: больные люди томятся от одиночества, разведенные, овдовевшие,
потерявшие близких.)
- Когда впервые
появляется это чувство и как меняется это чувство с возрастом?
(Впервые
появляется в юности, в зрелом возрасте человек переключается на другие
переживания, а к старости опять обостряется)
3. Каков он,
одинокий человек?
- Одинокий человек… Каков он? Какие черты характера присущи ему? Как он
выглядит? Как ведет себя с окружающими?
- Давайте
попробуем описать одинокого человека.
(старается
быть незаметным, держится в «уголке», старается уйти от большого скопления,
или наоборот затеряться в толпе, угрюмый, задумчивый, печальный,
обиженный …)
После проверки
выполнения задания появляется схема
- Следовательно,
одиночество ассоциируется у вас с состоянием непонятности другими,
отсутствием дружеских контактов, отчужденностью. Правда, некоторые отметили
романтизм и непохожесть на других.
3. Причины
одиночества.
- У многих одиноких людей, естественно, возникает желание узнать
причины своего состояния. Их понимания помогает разобраться в неприятной
ситуации и может стать первым шагом на пути решения проблем в своих
отношениях с обществом. А какие вы знает причины одиночества?
- Задание: разбившись на группы, обсудите вопрос о причинах возникновения
чувства одиночества у подростков. Для этой работы я раздаю вам листочки на
которых каждая группа должна записать причины по которым, по их мнению,
возникает чувство одиночества. (2 мин)
(предполагаемые
ответы групп: непонимание в семье; ссора с друзьями; насмешки в классе;
расставание с любимым человеком; жизнь в мегаполисе, где уделяется мало
внимание отдельным личностям; собственная неуверенность…)
- Как вы думаете
с какой цель, я дала вам такое задание? (предполагаемые ответы уч-ся: разобравшись
в причинах одиночества, мы сможем избежать этой проблемы.)
Одиночество
«за» и «против».
Представим себе,
что мы присутствуем на заседании дискуссионного клуба, тема которого:
«Одиночество: «против» и «за».
Задание: поделитесь на две группы.
• Первая группа: найдите аргументы против
одиночества, выявив негативные последствия этого явления.
• Вторая группа: найдите аргументы за
одиночество, выявив позитивные последствия этого.
Работу презентуйте.
- Мы бы хотели всё – таки узнать, как же выйти из ситуации одиночества?
(приложение. Презентация)
- На сегодняшнем уроке я хочу сделать вам небольшой подарок, подарить
вам «Советы психолога» (приложение)
-Если тебя тревожит
одиночество, постарайся увидеть полноценного собеседника, в себе самом, учись
общению с самим собой.
-Люби себя. Не жалей на
себя сил и времени, собственных трудов, совершенствуй себя.
-Постарайся прожить
среди людей так, чтобы твои следы не были грязными в их памяти и сознании.
-Радуйся не своей
власти над людьми, а собственной власти над самим собой. Твори себя. Каждый
день ищи возможные пути преодоления одиночества.
Проверка
понимания.
1.Продолжите фразы.
Подросток чувствует
себя одиноким, когда _____________________
Если подросток
чувствует себя одиноким, то ____________________
2. Многие подростки
«уходят от одиночества» с помощью компьютера. Они часами общаются с
невидимами друзьями на различных сайтах. Может такое общение стать спасением
от одиночества? Почему?
- Я предлагаю
побыть вам в роли учителя. У вас на столах лежат разноцветные прямоугольники.
Я попрошу вас дать оценку нашему уроку. Красные – отлично, зеленые – хорошо,
желтые - так себе, синие – плохой.
- Спасибо,
аргументируйте свой выбор.
- Какую тему
сегодня на уроке мы изучали? («Проблемы одиночества»)
- Какие виды
деятельности мы с вами осуществляли для достижения целей урока? (беседовали
о понятии одиночество, работали с учебником для того чтобы понять, кто
чувствует себя одиноким, описывали одинокого человека, искали причины его
одиночества, участвовали в дискуссии по проблеме «за» и «против» одиночества,
выслушивали советы по преодолению одиночества.)
- Молодцы!
- Давайте
попробуем оценить нашу сегодняшнюю работу. Как вы думаете, за что сегодня и кому
я могу поставить оценки? (за активное участие, свое мнение)
Выучить § 21 и
выполнить разноуровневые задания:
• 1 уровень: прочитатать § 21, ответить на
вопросы.
• 2 уровень практикум на стр 154 учебника
• 3 уровень: придумайте притчу об одиночестве.
- Наш урок я хочу
закончить словами.
Хотелось бы
пожелать вам, чтобы вы никогда не сталкивались с таким чувством, как
одиночество. А ещё одиночество никогда не придёт к вам, когда рядом с вами
есть верные друзья, которые смогут придти к вам на помощь в любую минуту.
Твоя душа полна
стремленьем жить.
И обязательно
найдешь свою дорогу.
Ты обязательно
счастливым должен быть!
Пусть утихают
беды понемногу...
В тебе так много
звонкой доброты...
В тебе так много
нежности, вниманья
И так же много
детской чистоты,
Которая за гранью
пониманья.
Ты - человек,
которому всегда
Отдашь без
сожаленья свои мысли.
И пусть с небес
холодная вода,
И пусть меняются
года, недели, числа...
Ты будь счастливым.
К этому иди...
Ведь всё на свете
этого лишь стоит.
У тебя так много
впереди!
А жизнь всё за
тебя сама достроит!
Звучит песня
«Дорогую добра»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.