Управление
образования Новоуральского городского округа
Муниципальная
автономная общеобразовательная школа-интернат
«Школа
– интернат № 53»
Субъекты правоотношений. Право
- и дееспособность
|
Автор:
Трифонова Наталия
Викторовна
Учитель
обществознания и экономики
|
Новоуральск
2014
Методическая разработка урока
Предмет:
обществознание
Класс:
9
Урок
№ 5
«СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРАВО- И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ»
Тип урока: урок открытия новых
знаний
Цели
урока:
-
сформировать представления о право- и дееспособности;
-
ввести понятие эмансипация
Решаемые учебные задачи:
1)
Закрепить знания о субъектах правоотношений;
2)
Обратить внимание обучающихся на дееспособность
несовершеннолетних;
3)
Сформировать общие представления о значении право-
и дееспособности и условиях наступления;
4)
Поупражняться в решении ситуационных задач с
помощью правовых источников.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты обучения: сформировать у обучающихся общее представление о субъектах
правоотношений, их право- и дееспособности, эмансипации.
Метапредметные результаты обучения - развивать у обучающихся умения:
- строить логичные рассуждения, включающее установление причинно-следственных
связей;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации;
- совершенствовать навыки работы с правовыми источниками;
- развивать творческие способности.
Личностные результаты обучения:
-
понимание значения условий наступления право- и дееспособности;
- углубление интереса обучающихся
к теории права;
- развитие у обучающихся учебно-познавательного интереса к новому учебному
материалу и способам решения новой частной задачи;
- формирование гражданской ответственности, правового самосознания;
- развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся;
Основные понятия: субъект права
(субъект правоотношения), физическое лицо, правоспособность, дееспособность,
эмансипация.
Оборудование:
·
Компьютер
·
Мультимедийный проектор
·
Учебник, правовые источники (Гражданский кодекс)
·
Рабочие листы с выдержкой из рассказа А.П. Чехова
«Злоумышленник»
·
Рабочие листы с логической схемой «Право- и
дееспособность»
·
Карта самооценки
·
Рабочие листы с упражнениями (домашнее задание)
При объяснении материала данного урока важно иметь в виду,
что основные понятия урока, такие, как «субъект права», «правоспособность»,
«дееспособность», - это понятия теории права. «Субъект права» - единое понятие
для всех отраслей права. Ключевые понятия данной темы – «правоспособность» и
«дееспособность» юридических и физических лиц. «Положение о правоспособности и
дееспособности» изложено в Гражданском кодексе РФ, где определяются
правоспособность и дееспособность граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Однако в каждой отрасли права эти понятия имеют свои особенности, обусловленные
спецификой сферы той или иной отрасли. В частности, досрочное признание
гражданской дееспособности физического лица не означает, что гражданин имеет
право реализовать свои избирательные права. Правоспособность и дееспособность
гражданина по трудовому праву наступает по общему правилу с 15 лет. К уголовной
ответственности за некоторые преступления могут быть привлечены
несовершеннолетние, достигшие 14 лет. Таким образом, в отношении физических лиц
имеются различия по возрасту, с которого на них распространяется действие
соответствующего законодательства.
Ход урока
№
|
Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1.
|
Мотивация к учебной деятельности
|
Сегодня у нас урок открытия нового знания.
- Напомните, пожалуйста, как происходит познание
нового?
Верно, мы будем опираться на наши знания и жизненный
опыт, выявлять наши затруднения, чтобы найти способы их разрешения.
|
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
|
2.
|
Актуализация юридических знаний и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии.
|
Обучающиеся уже знакомы с таким важным
юридическим понятием, как «правоотношение», и структурой правоотношения, поэтому
рассмотрение вопросов данной темы необходимо начать с повторения его
определения. В качестве иллюстрации правоотношений можно обратиться к литературным
персонажам, вспомнить рассказ «Злоумышленник», написанный А.П. Чеховым.
Вопросы к обучающимся:
- о
каких правоотношениях идет речь?
-
кто является субъектами правоотношения в описанной ситуации?
-
поясните структуру правоотношения на этом примере.
Субъекты права очень разнообразны.
Мы уже говорили, что к ним относятся не только конкретные люди, но и
должностные лица, и государственные органы, и РФ, и многие другие.
- Что объединяет субъекты права?
- А какими правами обладаете Вы?
- Давайте прочитаем ситуации
представленные на слайде? Сможете ли вы ответить на вопросы? Аргументируйте
свой ответ.
|
Обучающиеся читают выдержку из
рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» и отвечают на вопросы
Ответы обучающихся
Ответы обучающихся Обучающиеся
читают ситуации, обсуждают, сообщают о своих затруднениях в некоторых случаях.
|
3.
|
Выявление места и причины затруднения
|
Цели нашего урока: сформировать представления
о право- и дееспособности. Ввести понятие эмансипация.
Какие задачи на этот урок вы для
себя поставите? Почему?
|
Обучаемые выдвигают предположения,
чему они должны научиться.
|
4.
|
Построение проекта выхода из затруднения
|
Вспомните свой жизненный опыт,
обсудите с товарищами по парте следующие понятия:
- правоспособность;
- дееспособность;
-эмансипация.
Сформулируйте их определения.
|
Обучающиеся обсуждают и формируют
понятийный аппарат, высказывают свои определения, анализируют.
|
5.
|
Реализация построенного проекта
|
Для
того, чтобы определить когда возникают право- и дееспособность предлагаю
провести небольшую игру в виде телепередачи «До 16 и старше» и пригласить экспертов-юристов,
которые разъяснят нам основные понятия. Правильно ли мы с вами дали им определения.
В роли
экспертов-юристов выступают наиболее подготовленные обучающиеся.
Герои
передачи – ученик 9 класса Вася Иванов. История его жизни такова: «Иванов
учится в обыкновенной школе и живет с родителями. Совсем недавно ему исполнилось
14 лет. Родители привыкли считать его маленьким, и он постоянно выслушивает в
свой адрес назидательные речи. Иванову же хочется быть самостоятельным, купить
машину, компьютер, устроиться на работу. На день рождения дедушка дал ему
денег, на которые можно купить компьютер, но родители против того, чтобы их
сын самостоятельно распоряжался этими деньгами. Они считают, что Иванов
недееспособный, а поэтому делать сам ничего не может».
В
передаче принимают участие родители Иванова.
Гости
передачи (в этой роли выступают все оставшиеся ученики).
В качестве примера вам предложены приблизительные варианты вопросов гостей
передачи.
-
Может вы хотели выяснить, что- то для себя лично. Сформулируйте вопрос и задайте
его экспертам.
|
Обучающиеся заслушивают выступления
экспертов, анализируют на сколько они близки к научному определению понятий.
Корректируют свой понятийный аппарат.
Обучающиеся
получают опережающее задание внимательно прочитать учебный текст параграфа о
дееспособности несовершеннолетних и познакомиться со ст. 17-18, 21, 26-30 ГК
РФ. В ходе игры вместе с гостями обсуждают проблемы главного героя и дают
консультации по разрешению спорной ситуации.
Обучающиеся,
играющие эту роль, внимательно анализируют учебный материал и самостоятельно
формулируют вопросы экспертам.
Обучающиеся
задают вопросы экспертам о правовом положении несовершеннолетних. А также,
вместе с экспертами обсуждают проблемы главного героя и дают консультации по
разрешению спорной ситуации.
|
6.
|
Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи
|
Давайте теперь попробуем применить
полученные знания на практике. Посмотрите предложенную логическую схему взаимосвязи
изученных понятий и заполните ее.
Что у вас получилось и почему?
Проверяем и проговариваем.
Вы – молодцы!
|
Обучающиеся заполняют логическую
схему самостоятельно, а потом обобщают совместно и исправляют (если допущены)
ошибки
|
7.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
|
Давайте вернемся к упражнению предложенному
в начале урока и определим, кто из перечисленных лиц совершил действия,
которые гражданское право считает недействительными.
- У вас на партах лежат
карточки со смайликами. Оцените свою работу при помощи смайлика. Поднимите,
пожалуйста, ту карточку, которая отражает вашу работу
Мне было легко J
Было немного сложно LJ
Мне было сложно L
Ответьте на вопросы:
- Что не получилось?
- Надо ли еще потренироваться?
|
Обучаемые самостоятельно выполняют
задание, затем сверяют свое решение с эталоном (демонстрацией ответов на слайде)
Обучающиеся оценивают свою работу
|
8.
|
Включение в систему знаний и повторение
|
Прочитайте вопрос и
предложенные варианты ответов, выберите верный по-вашему мнению. Обоснуйте
свой выбор.
|
Обучающиеся переносят полученные
знания на метапредметный материал.
|
9.
|
Рефлексия учебной деятельности на
уроке
|
Молодцы! Хорошо поработали на уроке.
- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале
урока?
-Мы получили ответ на поставленный
вопрос?
- Что нового узнали на уроке?
- Какой обобщающий вывод мы
можем сделать по теме урока?
- Где можно применять
полученные знания?
- Как вы оцените свой вклад в урок?
|
Обучающиеся отвечают на вопросы,
выдвигают предположения применения полученных знаний в практической деятельности
человека.
Обучающиеся дают оценку собственным
действиям на уроке.
|
10.
|
Домашнее задание
|
В качестве домашнего задания обучающимся
предложено 4 ситуационных задачи (нужно решить любые 2 на выбор).
|
Записывают в дневник
|
Методическое сопровождение урока:
1. Обществознание:
учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова,
А.И. Матвеев и др.]; Под ред. Л.Н. Боголюбова. 13-е изд. – М.: Просвещение,
2008. – 400с.
2.
Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые
ситуации, проблемные задания / авт.-сост.: С.А. Зимина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Планета, 2012
3.
Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя 8-9
кл./Н.Г. Суворова, С.И. Володина, А.М. Полиевктова и др.; Российский фонд
правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых
знаний». – М.: Вита-Пресс, 2000. – 400 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.