Инфоурок Обществознание КонспектыКонспект урока по обществознанию на тему "Субъекты права. Право- и дееспособность"

Конспект урока по обществознанию на тему "Субъекты права. Право- и дееспособность"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Управление образования Новоуральского городского округа

Муниципальная автономная общеобразовательная школа-интернат

«Школа – интернат № 53»

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъекты правоотношений. Право -  и дееспособность

 

 

 

 

 

                                                          

 

Автор:

Трифонова Наталия Викторовна

Учитель обществознания и экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новоуральск

2014


Методическая разработка урока

Предмет: обществознание

Класс: 9

Урок № 5

 

 «СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРАВО- И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ»

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

- сформировать представления о право- и дееспособности;

- ввести понятие эмансипация

Решаемые учебные задачи:

1)        Закрепить знания о субъектах правоотношений;

2)        Обратить внимание обучающихся на дееспособность несовершеннолетних;

3)        Сформировать общие представления о значении право- и дееспособности и условиях наступления;

4)        Поупражняться в решении ситуационных задач с помощью правовых источников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты обучения: сформировать у обучающихся общее представление о субъектах правоотношений, их право- и дееспособности, эмансипации.

Метапредметные результаты обучения - развивать у обучающихся умения:
- строить логичные рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- совершенствовать навыки работы с правовыми источниками;
- развивать творческие способности.

Личностные результаты обучения:

- понимание значения условий наступления право- и дееспособности;
- углубление интереса обучающихся к теории права;
- развитие у обучающихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- формирование гражданской ответственности, правового самосознания;
- развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся;

Основные понятия: субъект права (субъект правоотношения), физическое лицо, правоспособность, дееспособность, эмансипация.

Оборудование:

·           Компьютер

·           Мультимедийный проектор

·           Учебник, правовые источники (Гражданский кодекс)

·           Рабочие листы с выдержкой из рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник»

·           Рабочие листы  с логической схемой «Право- и дееспособность»

·           Карта самооценки

·           Рабочие листы с упражнениями (домашнее задание)

При объяснении материала данного урока важно иметь в виду, что основные понятия урока, такие, как «субъект права», «правоспособность», «дееспособность», - это понятия теории права. «Субъект права» - единое понятие для всех отраслей права. Ключевые понятия данной темы – «правоспособность» и «дееспособность» юридических и физических лиц. «Положение о правоспособности и дееспособности» изложено в Гражданском кодексе РФ, где определяются правоспособность и дееспособность граждан (физических лиц) и юридических лиц. Однако в каждой отрасли права эти понятия имеют свои особенности, обусловленные спецификой сферы той или иной отрасли. В частности, досрочное признание гражданской дееспособности физического лица не означает, что гражданин имеет право реализовать свои избирательные права. Правоспособность и дееспособность гражданина по трудовому праву наступает по общему правилу с 15 лет. К уголовной ответственности за некоторые преступления могут быть привлечены несовершеннолетние, достигшие 14 лет. Таким образом, в отношении физических лиц имеются различия по возрасту, с которого на них распространяется действие соответствующего законодательства.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.                   

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня у нас урок открытия нового знания.

- Напомните, пожалуйста, как происходит познание нового?

Верно, мы будем опираться на наши знания и жизненный опыт, выявлять наши затруднения, чтобы найти способы их разрешения.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

2.                   

Актуализация юридических знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Обучающиеся уже знакомы с таким важным юридическим понятием, как «правоотношение», и структурой правоотношения, поэтому рассмотрение вопросов данной темы необходимо начать с повторения его определения. В качестве иллюстрации правоотношений можно обратиться к литературным персонажам, вспомнить рассказ «Злоумышленник», написанный А.П. Чеховым.

Вопросы к обучающимся:

- о каких правоотношениях идет речь?

- кто является субъектами правоотношения в описанной ситуации?

- поясните структуру правоотношения на этом примере.

Субъекты права очень разнообразны. Мы уже говорили, что к ним относятся не только конкретные люди, но и должностные лица, и государственные органы, и РФ, и многие другие.

- Что объединяет субъекты права?

- А какими правами обладаете Вы?

- Давайте прочитаем ситуации представленные на слайде? Сможете ли вы ответить на вопросы? Аргументируйте свой ответ.

 

 

 

 

 

Обучающиеся читают выдержку из рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся Обучающиеся читают ситуации, обсуждают, сообщают о своих затруднениях в некоторых случаях.

3.                   

Выявление места и причины затруднения

Цели нашего урока: сформировать представления о право- и дееспособности. Ввести понятие эмансипация.

Какие задачи на этот урок вы для себя поставите? Почему?

Обучаемые выдвигают предположения, чему они должны научиться.

4.                   

Построение проекта выхода из затруднения

Вспомните свой жизненный опыт, обсудите с товарищами по парте следующие понятия:

- правоспособность;

- дееспособность;

-эмансипация.

Сформулируйте их определения.

Обучающиеся обсуждают и формируют понятийный аппарат, высказывают свои определения, анализируют.

5.                   

Реализация построенного проекта

Для того, чтобы определить когда возникают право- и дееспособность предлагаю провести небольшую игру в виде телепередачи «До 16 и старше» и пригласить экспертов-юристов, которые разъяснят нам основные понятия. Правильно ли мы с вами дали им определения.

В роли экспертов-юристов выступают наиболее подготовленные обучающиеся.

 

 

 

 

Герои передачи – ученик 9 класса Вася Иванов. История его жизни такова: «Иванов учится в обыкновенной школе и живет с родителями. Совсем недавно ему исполнилось 14 лет. Родители привыкли считать его маленьким, и он постоянно выслушивает в свой адрес назидательные речи. Иванову же хочется быть самостоятельным, купить машину, компьютер, устроиться на работу. На день рождения дедушка дал ему денег, на которые можно купить компьютер, но родители против того, чтобы их сын самостоятельно распоряжался этими деньгами. Они считают, что Иванов недееспособный, а поэтому делать сам ничего не может».

В передаче принимают участие родители Иванова.

 

 

 

 

Гости передачи (в этой роли выступают все оставшиеся ученики).

В качестве примера вам предложены приблизительные варианты вопросов гостей передачи.

- Может вы хотели выяснить, что- то для себя лично. Сформулируйте вопрос и задайте его экспертам.

 

Обучающиеся заслушивают выступления экспертов, анализируют на сколько они близки к научному определению понятий. Корректируют свой понятийный аппарат.

Обучающиеся получают опережающее задание внимательно прочитать учебный текст параграфа о дееспособности несовершеннолетних и познакомиться со ст. 17-18, 21, 26-30 ГК РФ. В ходе игры вместе с гостями обсуждают проблемы главного героя и дают консультации по разрешению спорной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся, играющие эту роль, внимательно анализируют учебный материал и самостоятельно формулируют вопросы экспертам.

Обучающиеся задают вопросы экспертам о правовом положении несовершеннолетних. А также, вместе с экспертами обсуждают проблемы главного героя и дают консультации по разрешению спорной ситуации.

6.                   

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте теперь попробуем применить полученные знания на практике. Посмотрите предложенную логическую схему взаимосвязи изученных понятий и заполните ее.

Что у вас получилось и почему?

Проверяем и проговариваем.

Вы – молодцы!

Обучающиеся заполняют логическую схему самостоятельно, а потом обобщают совместно и исправляют (если допущены) ошибки

7.                   

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Давайте вернемся к упражнению предложенному в начале урока и определим, кто из перечисленных лиц совершил действия, которые гражданское право считает недействительными.

 

- У вас на партах лежат карточки со смайликами. Оцените свою работу при помощи смайлика. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая отражает вашу работу

 

Мне было легко J

Было немного сложно  LJ

Мне было сложно L

 

Ответьте на вопросы:

- Что не получилось?

- Надо ли еще потренироваться?

Обучаемые самостоятельно выполняют задание, затем сверяют свое решение с эталоном (демонстрацией ответов на слайде)

Обучающиеся оценивают свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.                   

Включение в систему знаний и повторение

Прочитайте вопрос и предложенные варианты ответов, выберите верный по-вашему мнению. Обоснуйте свой выбор.

Обучающиеся переносят полученные знания на метапредметный материал.

9.                   

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Молодцы! Хорошо поработали на уроке.

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?

-Мы получили ответ на поставленный вопрос?

- Что нового узнали на уроке?

- Какой обобщающий вывод мы можем сделать по теме урока?

- Где можно применять полученные знания?

- Как вы оцените свой  вклад в урок?

 

Обучающиеся отвечают на вопросы, выдвигают предположения применения полученных знаний в практической деятельности человека.

 

 

 

Обучающиеся дают оценку собственным действиям на уроке.

10.                

Домашнее задание

В качестве домашнего задания обучающимся предложено 4 ситуационных задачи (нужно решить любые 2 на выбор).

Записывают в дневник

 

Методическое сопровождение урока:

1. Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.]; Под ред. Л.Н. Боголюбова. 13-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 400с.

2. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания / авт.-сост.: С.А. Зимина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Планета, 2012

3. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя 8-9 кл./Н.Г. Суворова, С.И. Володина, А.М. Полиевктова и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М.: Вита-Пресс, 2000. – 400 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по обществознанию на тему "Субъекты права. Право- и дееспособность""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение к уроку.doc

Приложения к уроку

Приложение 1

 

«Злоумышленник» А.П. Чеховым.

«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.

– Денис Григорьев! – начинает следователь.– Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на сто сорок первой версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

– Чаво?

– Так ли все это было, как объясняет Акинфов?

– Знамо, было…..

- Для чего ты отвинчивал гайку?

– Коли б не нужна была, не отвинчивал бы,– хрипит Денис, косясь на потолок.

Тысяча восемьдесят первая статья Уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы….»

 


Приложение 2

 

 

Самостоятельно

 

Несовершеннолетний

с_____до____лет

 
                              


Приложение 3

 

Упражнение 1.

Пятнадцатилетний Олег работает на заводе. В последнее время его родители стали замечать, что всю свою заработную плату он расходует на покупку видеокассет, т. е. тратит денежные средства неразумно.

Могут ли родители ограничить право Олега самостоятельно распоряжаться своим заработком? Какой орган может ограничить, право Олега?

Упражнение 2.

Ивану 16 лет. По решению органа опеки и попечительства он объявлен полностью дееспособным, потому что в 15 лет Иван начал заниматься предпринимательской деятельностью — сбором лекарственных трав и растений. В связи с особым родом своих занятий Иван решил купить дом в деревне.

Имеет ли он на это право?

Упражнение 3.

Трое ребят, среди которых был 13-летний Игорь, украли из кабинета математики своей школы видеомагнитофон. Мальчиков привлекли к уголовной ответственности.

«Да как же это! — плакала мать Игоря в кабинете следователя. — Он еще маленький, у него даже паспорта нет. А мне сказали, что дееспособность наступает по достижении 18 лет. Значит, вы не можете привлекать его к уголовной ответственности».

Права ли мать Игоря?

Упражнение 4.

Малолетний Николай до позднего вечера мог гулять по улицам, иногда курил, соседи часто жаловались на его поведение: то стекло разобьет, то белье с веревок в грязь скинет. Однако роди­тели Николая не обращали внимания на жалобы соседей, не осуществляли должного надзора за поведением своего сына. Как-то прохладным осенним вечером Николай, гуляя по улице, замерз и решил погреться. Он залез в сарай, принадлежавший жи­вущему по соседству Ивану Сергеевичу Котову, и развел внутри костер. Сарай, находившиеся в нем дрова, заготовленные Иваном Сергеевичем на зиму, и инструменты, которые он хранил в сарае, сгорели.

Будет ли малолетний Николай отвечать за вред, причиненный Ивану Сергеевичу? Если нет, то кто будет отвечать за причинен­ный Николаем вред?

Кто будет продолжать выплачивать Ивану Сергеевичу денежные средства за причиненный вред после того, как Николаю испол­нится 18 лет?

Упражнение 5.

В 16 лет Иванова вступила в брак. Через год она расторгла брак, после чего продала автомобиль, подаренный ей отцом. Отец подал в суд иск о признании акта купли-продажи недействи­тельным, обосновав иск тем, что, будучи несовершеннолетней, Иванова не вправе совершать подобные сделки.

Имеет ли упомянутый договор купли-продажи юридиче­скую силу? Ответ обоснуйте.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по обществознанию на тему "Субъекты права. Право- и дееспособность""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по обществознанию для 9 класса «Субъекты права. Правоспособность и дееспособность».

Сегодня, как никогда остро, общество нуждается в распространении юридических знаний, воспитании чувства уважения к закону, формировании у обучающихся убеждения в том, что пользоваться своими правами, отстаивать их законными способами, воздерживаться от нарушения прав других граждан – это значит выполнять свой гражданский долг.

Усвоение основ правовых знаний в школе способствует формированию правовой культуры обучающихся, что является крайне важным, т.к. именно для молодежной среды в большей степени характерны правовой нигилизм, низкий уровень правосознания.

В процессе урока у учащихся формируются представления о сути гражданского права и особенностях гражданских правоотношений, формулируются условия правового статуса несовершеннолетних, а так же проводятся параллели с современным миром.

В методической разработке урока используется современные образовательные технологии системно-деятельностного обучения. В ходе урока применяются исследовательский, проблемный и частично-поисковый методы, а также работа с правовыми источниками.

При проведении данного урока используются индивидуальные и групповые  формы работы, что позволяет активно включать всех учащихся класса в исследовательскую деятельность. Учащиеся на уроке смогут показать свои умения проводить поиск необходимой информации в различных источниках,  анализировать данные, называть характерные признаки правового статуса несовершеннолетних и условия эмансипации, проводить оценку правовым ситуациям, применять правовые знания для раскрытия причин и сущности современных событий. 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по теме "Развитие общества. Многовариантность общественного развития" 10 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 11122
  • 200
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 865
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 1490
    • RAR 25.5 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Трифонова Наталия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Трифонова Наталия Викторовна
    Трифонова Наталия Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 32220
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 416 человек

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 292 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек