Главная / Обществознание / Конспект урока по обществознанию на тему "Правоохранительные органы"

Конспект урока по обществознанию на тему "Правоохранительные органы"

Урок по обществознанию

«Правоохранительные органы»

Цель: Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями.

Задачи:

  • формировать у учащихся представления о системе правоохранительных органов Российской Федерации;

  • продолжить развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную речь учащихся;

  • развивать навыки использования правовой терминологии;

  • воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Словарь: Прокуратура, таможня, следственный комитет.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: изучение новой темы

                                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Нацеливание.


Мы с вами знаем, что ни одно государство не может обойтись без законов. Ни одно государство не может обойтись без органов, которые охраняют законы. А какие органы существуют у нас в РФ? Вот эту систему мы разберем на сегодняшнем уроке. Конечно было бы идеально если бы все люди соблюдали законы, но к сожалению пока это невозможно, люди еще не настолько совершенны и не хорошо владеют собой и контролируют себя и свои поступки, чтобы не нужны были нам эти органы.

1.Мотивация к учебной деятельности.

  1. Представьте себе такую ситуацию, вам предстоит разрешить спор с соседями о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации? (ЖКХ, прокуратуру, суд)

  2. Куда можно обратится за помощью для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой?(нотариус)

  3. Представьте себе, что с вами произошла такая история вы неподалёку от своего дома нашли банковскую карту? Как вы поступите? Что с ним будете делать?(полицию)

Куда большинство граждан предпочли обратиться в сложившихся ситуациях?

( в суд и милицию, адвокатуру, а также нотариат)

Что объединяет все эти учреждения?

Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в сфере правоотношений.

Как называются все эти учреждения?

Правоохранительные органы.

Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

(Слайд 1) Правоохранительные органы.


Цель нашего урока - познакомиться с правоохранительными органами государства, узнать их основные функции, чем они занимаются, и какие к ним предъявляются требования. Обо всем узнаем на уроке.


А теперь я вас попрошу выполнить такие задания для разминки.


1. Заполнять пропуски :

Наказание зависит от….(вреда)

Уголовный кодекс РФ содержит перечень…(преступлений)

Кодекс об административных правонарушениях дает четкое определение… (проступкам)

Гражданский кодекс РФ требует полностью возместить причиненный… (ущерб)

Трудовой кодекс РФ предусматривает наказание для нарушителей трудовой…(дисциплины)


  1. Работа у доски.

Закон


Санкции



Конституция


Дисциплина



Преступление

Установленные государством общеобязательные правила.


Меры наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.


Основной, главный закон страны.


Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали


Общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным правом.


Опрос

    1. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения

  1. к семье 2. к классу 3. к коллективу 4. к группе детского сада


2.Правила, по которым живет группа:

1. Закон 2. Кодекс 3. Норма 4.регламент


3.Человек, который берет руководство группой на себя:

1.отличник 2.противник 3. Лидер 4.спортсмен


  1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей

1.общение 2.ритуал 3 деятельность 4.нормы


  1. Какое качество особенно ценится в общении?

  1. Умение интересно рассказывать

  2. Умение слушать

  3. Умение рассмешить

  4. Умение сопровождать рассказ мимикой и жестами


6.Ребенком в РФ считается человек в возрасте

1. до 16 лет 2. До 18 лет 3. До 14 лет 4. До 7 лет


  1. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами

  1. С 16 лет 2. С 18 лет 3. С рождения 4. С 14 лет


  1. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте

  1. С 14 лет 2. С18 лет 3.с 16 лет 4.с 20 лет



К правоохранительным органам РФ относятся : прокуратура, суд, полиция, ФСБ, таможня, адвокатура, нотариат. Различают государственную и негосударственные правоохранительные органы К государственным относятся…, негосударственным относятся … Их назначение – это борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.

Помимо правоохранительных органов в состав системы общественной безопасности входит: адвокатура и нотариат. Почему? Адвокатура и адвокаты занимаются защитой граждан, в случае если права ущемлены, то можно обратиться к адвокатам. Адвокаты законные представители в судах, они защищая интересы граждан, защищают закон. Нотариат занимается другим видом деятельности. Нотариусы помогают составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью. Они фиксируют документы. Есть и другие ряд организаций, которые занимаются правоохранительной деятельностью. Например: детективные агентства, частные охранные агентства. Ею может заниматься один человек или организация. Для этого нужно получить лицензию. Они оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества. В большинстве правоохранительных органов работают сотрудники с юридическим образованием.


Давайте теперь запишем число, тему урока «Правоохранительные органы». И сделаем такой «Кластер». Можно на инт. доске.

Государственные

 

Негосударственные

 

  • Прокуратура

  • Суд

  • Полиция

  • ФСБ

  • Таможня

  • Адвокатура

  • Нотариат

  • Частные охранные службы

  • Частные детективные агентства

 



В повседневной жизни бывают часто случаи нарушения прав. И гражданин не зная как защититься от несправедливости, обращается за помощью к специалистам.

Итак, давайте изучим полномочия различных видов правоохранительных органов, а именно: полиции, прокуратуры, суда, адвокатуры. Деятельность каждого правоохранительного органа регламентируется особым законом. Вот есть Федеральный закон «О полиции».

Из всех правоохранительных органов наибольшей популярностью среди населения, пользуется «Полиция». Поэтому первым начнём изучать именно этот правоохранительный орган. Узнаем функции и полномочия полиции. А поможет в этом нам разобраться участковый уполномоченный Савельев А.В.

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "О полиции". Этот документ внес существенные изменения в ряд аспектов правоохранительной деятельности. Чтобы сделать процесс знакомства с новым законом как можно более простым для населения, была подготовлена специальная памятка, разъясняющая основные положения закона в части взаимодействия полиции и граждан. 

Статья 2. Задачи полиции?

Задачами полиции являются:

  • обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

  • выявление и раскрытие преступлений;

  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.



Статья 19. Прием и увольнение сотрудников полиции

На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

Учитель: На память об этой встрече вам останутся вот эти памятки.

Памятка для несовершеннолетнего.

Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.

1.Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.

2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.

3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.

4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.

5. Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.

Мы продолжаем нашу работу. Теперь мы свами будем рассматривать такие правоохранительные органы: суды, прокуратура, адвокатура. Для этого будем работать в группах . Переходим к практической части.

3. Основная часть урока. Работа в группах. Выполнение заданий.

1 группа. Суд


Суд. Работаем по учебнику стр. 121.

Суд является единственным органом имеющим право признать человека виновным в совершении преступления и назначить наказание. Суд защищает Конституцию, права, свободы и законные интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Суд  осуществляет правосудие.

Требования к судьям: высшее юридическое образование,

Стаж не менее 5 лет,

Не моложе 25 лет, должен быть жизненный опыт.

Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?


Рубрика «Картинная галерея» стр.123


Почти в каждом здании суда в любой стране мира можно увидеть статую, изображающую Фемиду.

 Фемида - символ правосудия.


И всегда она изображается с завязанными глазами. На самом деле, все довольно просто — таким образом начиная с древних времен изображалась беспристрастность — закон должен быть един для всех, и выполняться справедливо, не зависимо от того, кого постигло судебное разбирательство. Весы же означают, что для вынесения справедливого приговора, поступки должны быть оценены по сравнению с законом. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он поскольку закон не только карает, но и предупреждает.


2 группа. Адвокатура. Функции и требования.


Внимательно прочитайте ст. 48 Конституции РФ и ответьте на вопросы:


Функции: главной функцией является оказание квалифицированной юридической помощи всем , кто в ней нуждается: консультация, составление жалоб, заявлений, представительство в суде.

Требования: Юридическое образование.


Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?


3 группа. Прокуратура. Федеральный закон «О прокуратуре»

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном порядке. 


Внимательно прочитайте стр. 120 документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры?

Функции: защита прав и свобод человека, надзор за исполнением закона и соблюдение прав, осуществляет оперативно-розыскную работу.

Требования: юридическое образование, гражданин РФ, есть специальные учебные заведения.

Задача. Милиционер в квартире Иванова произвел обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?

Слово предоставляется группам. Решение задач.


Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, выступает от имени государства в судебном процессе.

Сотрудники этой службы стоят на страже только одной отрасли права – права уголовного. Они осуществляют расследование уголовных преступлений, находят виновных, собирают доказательства их вины и передают полученные сведения в суд. Называется этот правоохранительный орган – Следственный комитет.

Следственный комитет осуществляет следственные действия в рамках уголовного права.

Эта служба пресекает преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, борется с терроризмом, шпионажем. Сокращенно она называется ФСБ. Кто сможет расшифровать ее название?

Правильно, Федеральная служба безопасности.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) - борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства.


Все люди и вещи, которые перемещаются через границы государств сталкиваются с этой службой. Эта служба следит за тем, чтобы, те кто пересекают границу не нарушали законы, а так же за тем, чтобы из-за границы в страну не попали запрещенные или неправильно оформленные товары. Эта служба называется таможня.

Таможня следит за законностью перемещений товаров и лиц через границу


Физкультминутка.

Итак, ребята. Сегодня мы с вами познакомились с правоохранительными органами. Их много каждый из них осуществляет свои определенные функции. Но что же их всех объединяет? Давайте вместе сформулируем определение, что же такое правоохранительные органы.(это орган куда можно обратиться за помощью)

тетрадь записать:

Правоохранительные органы - это органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.


Закрепление учебного материала

Сегодня на уроке мы свами познакомились с правоохранительными органами. Какие у вас впечатления? смогли ли мы свами достичь поставленной цели? Я надеюсь, если у вас возникнут вопросы к правоохранительным органам за консультацией, юридической помощью вы не запутаетесь и обратитесь за помощью к нужному специалисту.


Мы сейчас проверим. Решаем правовые ситуации.

  1. Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист)

  2. Вам угрожают, или украли телефон, вещи (милиция)

  3. Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причиненный ущерб (суд)

  4. Вас незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с вами обращались (прокурор).

Следит за законностью перемещения товаров и людей через границу». Таможня.


Борется с терроризмом. Фсб.

Учитель: Все граждане нуждаются в защите со стороны правоохранительных органов. Но больше всего в этом нуждаются дети. Как вы думаете почему?

Ученик. Потому что взрослые могут сами себя защитить. Они знают законы, знают свои права. Детям приходится сложнее ещё и потому, что они несовершеннолетние.

Слайд 13.45213

Правоохранительные органы

Задачи



А) суд




1) представление интересов обвиняемого.

Б) полиция

2) осуществление надзора за исполнением законов

В) прокуратура

3) удостоверение всевозможных сделок, оформление наследственных прав.

Г) адвокатура  

4) разрешение конкретных правовых споров на основе закона.

Д) нотариат

5) охрана общественного порядка; борьба с преступностью.



Я рада, что у нас на уроке присутствовал и внёс свой вклад в развитие вашего правового образования сотрудник полиции, но не всё порой зависит от полиции. Многое зависит от вас и ваших родителей. Поэтому в преддверье каникул пусть вот этот слайд будет напоминать вам и вашим родителям об ответственности за вас и ваше воспитание.(Комендантский час)

5. Подведение итогов урока.

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами ребята познакомились с понятием правоохранительных органов, изучили полномочия различных видов правоохранительных органов, а именно: прокуратуры, суда, адвокатуры, полиции, ФСБ, таможня. Узнали каким именно законом регулируется деятельность каждого правоохранительного органа.

Д-з функции нотариата заполнить, п.


Оценивание



Мне больше всего понравилось…

Ребята, а кто- нибудь из вас задумался пойти в п\о, стать юристом, адвокатом, нотариусом, инспектором есть еще много профессий правоохр.органов: кинолог, таможенный инспектор, эксперт-криминалист. Подумайте.



9



Конспект урока по обществознанию на тему "Правоохранительные органы"
  • Обществознание
Описание:

Урок по обществознанию

«Правоохранительные органы»

Цель: Познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями.

Задачи:

  • формировать у учащихся представления о системе правоохранительных органов Российской Федерации;
  • продолжить развивать   внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, связную устную речь учащихся;
  • развивать навыки использования  правовой терминологии;
  • воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Словарь: Прокуратура, таможня, следственный комитет.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: изучение новой темы

                                                    Ход урока.

1.       Орг. момент. Нацеливание.

·         1.Мотивация к учебной деятельности.

·         Памятка  для несовершеннолетнего.

2.     Работа у доски.

3.     3. Основная часть урока. Работа в группах. Выполнение заданий.

-1 группа. Суд

-Рубрика  «Картинная галерея» стр.123

          2 группа. Адвокатура. Функции и требования.

4.     Решение задач.

5.     Физкультминутка

6.     Закрепление учебного материала

7.      Подведение итогов урока. Оценивание.

 

 

Автор Борисова Надежда Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2428
Номер материала 30580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓