Главная / Обществознание / Конспект урока по обществознанию 10 класс.Тип урока: углубление и систематизация знаний. Форма урока:урок - дискуссия.

Конспект урока по обществознанию 10 класс.Тип урока: углубление и систематизация знаний. Форма урока:урок - дискуссия.

Урок по обществознанию 10 класс.



Тема: Участие граждан в политической жизни



Цель:

формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой культуры.


Задачи:

1) сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе;


2) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;


3) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.



Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, документы.



Тип урока:

углубления и систематизации знаний.



Форма урока:

урок-дискуссия.

Приветствие учителя.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали успеха

Ребята, мы продолжим изучать раздел « Политическая сфера». Урок у нас насыщенным будет, поэтому домашнее задание я проверю с сегодняшней темой на следующем уроке.

Стремясь достичь поставленных целей, власть действует не в безвоздушном пространстве.

На территории, находящейся в зоне её политического влияния, существуют различные политические партии, общественные организации, социальные слои и группы, личности. Все лица, представляющие власть, партии, движения, общественные организации, называются социально – политическими силами или участниками политического процесса.

Политический процесс ( слайд № З)

Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом.

историческая справка о нём:

Был в мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царём Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получивши дар ясно видеть всё в прошлом и будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращённым в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времён. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Сегодня двуликим Янусом мы называем неискреннего человека.

Вопрос: Как вы понимаете это сравнение?

Только открытые политические процессы, происходящие на глазах у всего общества и при сознательном политическом участии граждан ведут в будущее.Это демократические процессы, в которых принимают граждане участие, политическое участие.


Как вы понимаете консервативный процесс и реформаторский процессы?

А) консервативный – процесс, когда властные структуры стремятся сохранить, законсервировать существующее положение в политической сфере ( форма государственного правления, административный аппарат, имеющиеся политические партии и т.д.Если власть намерена сохранить всё в неизменном виде, то она вынуждена ограничить свободу действий тех, кто не поддерживает власть.

Б) реформаторский – процесс протекает открыто, и представлен различными действиями: избирательной кампанией, митингами, демонстрациями, сотрудничеством.

Работа с учебником ( стр.263 – 264)

Какие типы политических процессов вам известны? Какова структура политического процесса?

Назовите стадии политического процесса.

Эпиграфом к уроку будут слова политического деятеля.


Если вы не займётесь политикой, политика займётся вами.

Шарль Монталамбер (Слайд2)



Формулирование темы урока.

Цель сегодняшнего урока через рассуждение сформулировать своё отношение к участию в политической жизни.

Что вы на уроке должны сделать?

- Узнать, что такое участие в политической жизни?

- Определить формы участия.

- Выяснить причины пассивности.

- Определить своё отношение к политической жизни.

- Что нужно для повышения активности людей?

Проблемный вопрос (слайд 4)

Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность? необходимость


Демократические процессы открыто происходят на глазах всего общества и при сознательном и активном политическом участии народа.

И что же такое политическое участие? (слайд 6)

Каким бывает политическое участие? (схема, слайд 6)


Задание:

Сравните два высказывания, в чем сходство и различие точек зрения? (слайд 7)

Французский просветитель 18 в. Ж.Ж. Руссо, один из создателей теории общественного договора и сторонник народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеет обязательной силы.

Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель Томас Джефферсон, считал народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.

Общее:

идея народного суверенитета.

Различия:

Руссо – сторонник прямого (непосредственного) участия, Джефферсон – сторонник непосредственного ( представительного) участия.

Учитель:

Перед вами лежит документ, который имеет высшую силу в государстве. Как он называется? Когда он принят? Какова особенность последней Конституции? Вот и открываем 2 главу.

Анализ документа – гл.2 ст.31,32 Конституции РФ

Вопросы классу:

С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ?

Как граждане РФ могут участвовать в управлении делами государства?

Каковы формы участия граждан в политической жизни?

Приведите примеры опосредованного политического участия.


И примеры непосредственного участия, но для этого мы используем работу в группах.

Работа в группах: (слайд 8)

Задания:

1 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни являются митинги, шествия, пикетирования

2 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни является участие в политических партиях

3 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни является участие в выборах

Участие в политике – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям. Почему?

Обратимся к высказыванию:

«Политики всюду одинаковы. Они обещают тебе построить мост там, где нет реки.»(Н.С. Хрущёв) (слайд 9)

Вопросы классу:

Как вы понимаете его смысл? О каком явлении идет речь?


Что такое популизм? (слайд 10)

Совпадают ли по смыслу словосочетания: человек – популист и популярный человек? Ответ объясните.

- Не совпадают по смыслу.

- Популист – деятель, который заигрывает с массами, а популярный человек – тот, кто пользуется широкой известностью.

В чем его опасность и вред?

- Популист безнравствен, т.к.он манипулирует доверием людей.Вред популизма в том, что он разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности.)


Как можно бороться с этим явлением?

(Ответ: повышать политическую культуру граждан, которая состоит из элементов: научные знания, ориентация на демократические ценности и нормы, модели поведения, согласованные с установленными демократическими правилами)

Учитель:

Мы давно забыли о достоинствах бога Януса. Когда мы называем кого – нибудь « двуликим Янусом», мы хотим сказать: неискренний, двуличный человек. Таким человеком и является популист. Нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо великая опасность попасть под влияние популиста. Все обещания требуют критического к себе отношения. ( Вспомнить обещания кандидатов в Президенты)


Все ли из нас участвуют в политике, в выборах?

Конечно, не все люди участвуют в выборах, которые являются активным проявлением участия в политической жизни. У таких людей - политическая апатия, отсутствие интереса к политике.

Как называется в политологии уклонение от участия в выборах?

(правильный ответ: абсентеизм) (слайд 11)

Выделить причины участия и неучастия в политической жизни, а также пути решения данной проблемы.

Задания по группам

1 группа: определить основные причины пассивности граждан в политической жизни (отстранение части граждан от политики; ощущение, что « от меня ничего не зависит», т.е. как бы человек не проголосовал – ничего не изменится; название программ партий и трудности с выбором; отсутствие политических знаний; слабое и медленное освоение демократических ценностей, т.к. люди низко их оценивают.)

2 группа: обосновать причины необходимости участия в политической жизни

( неравнодушие к судьбе страны, своего региона, села; участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится страной; )

3 группа: выработать пути решения данной проблемы

( интерес и желание, политические знания, применение знаний, т.е. уметь аргументировать)

Учитель узнала интересный факт и делюсь с вами:

Как выяснилось, в ряде зарубежных стран выборы являются обязательными. В Голландии, Испании, ФРГ, многих государствах Латинской Америки голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания.
В Турции вообще может наступить уголовная ответственность за постоянное злостное уклонение от выборов. В Австрии граждане, не принявшие участия в голосовании, подвергаются 4–недельному тюремному заключению. В Австралии избиратель может быть наказан штрафом. Такая же история и в Аргентине, где явка избирателей также обязательна. По закону за неучастие в выборах налагается штраф в размере от 50 до 500 песо (от 20 до 200 долларов). Не явившийся на выборы избиратель не только штрафуется, но и лишается возможности в течение трех лет занимать государственные должности. В Бельгии предусмотрен прогрессивный штраф, то есть за каждое новое непосещение избирательного участка сумма штрафа постоянно увеличивается. Так что можно в такие долги залезть, что просто ужас. Согласно греческому законодательству волеизъявление на выборах есть не только право, но и обязанность гражданина. За неявку на выборы могут последовать серьезные санкции, вплоть до ареста. Вопросы классу: Считаете ли вы, что необходимо наказывать за уклонение от участия в выборах?

Нужно ли вводить подобные санкции в нашей стране?

Учитель: продолжить наш разговор хочу притчей, а вы объясните её смысл

В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»

И, конечно, вернёмся к проблемному вопросу урока:

Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность? необходимость? (слайд 12)

Учитель: 

Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в ваших руках.

А закончить наш урок хочу еще одним высказыванием: «Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.) (слайд 13)


Домашнее задание: написать эссе по высказыванию: «Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.)

Метод « Выходная карта»

1.Главная мысль урока.

2. Вопрос, который остался после обсуждения.

3.Назовите мысль, с которой вы не согласны.


Конспект урока по обществознанию 10 класс.Тип урока: углубление и систематизация знаний. Форма урока:урок - дискуссия.
  • Обществознание
Описание:

   Постоянной заботой политиков является мотивация участия граждан в официальной политике. 

Актуальность проблемы участия, которое подразумевает не только политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит  представление, согласно которому без широкого участия, соответственно, обеспечение шансов для участия граждан в принятии решений невозможно достижение общественного согласия.          Конспект урока по обществознанию тема:" Участие в политической жизни страны" ( 10 класс).Тип урока: углубление и систематизация знаний. Форма урока: урок - дискуссия.В разработку входят конспект и презентация.Урок можно использовать и при повторении. Применяется групповой метод работы.

Автор Коровина Людмила Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1850
Номер материала 30349
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓