Урок
по обществознанию 10
класс.
Тема:
Участие граждан в политической жизни
Цель:
|
формирование
компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся
по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой
культуры.
|
Задачи:
|
1) сформировать
представления учащихся о политических демократических ценностях:
демократическом политическом процессе;
2) развивать критическое
мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить
компромиссные решения обсуждаемых проблем;
3) способствовать
воспитанию гражданского долга, становлению правовой культуры
старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в
политической жизни государства.
|
Оборудование:
|
компьютер,
проектор, презентация, документы.
|
|
|
Тип
урока:
|
углубления
и систематизации знаний.
|
|
|
Форма
урока:
|
урок-дискуссия.
|
Приветствие учителя.
Посмотрели
друг на друга, улыбнулись и пожелали успеха
Ребята, мы продолжим изучать раздел « Политическая сфера». Урок у нас
насыщенным будет, поэтому домашнее задание я проверю с сегодняшней темой на
следующем уроке.
Стремясь
достичь поставленных целей, власть действует не в безвоздушном пространстве.
На
территории, находящейся в зоне её политического влияния, существуют различные
политические партии, общественные организации, социальные слои и группы,
личности. Все лица, представляющие власть, партии, движения, общественные
организации, называются социально – политическими силами или участниками
политического процесса.
Политический
процесс ( слайд № З)
Некоторые
политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом.
историческая
справка о нём:
Был
в мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царём Лациума,
страны латинян, от всесильного Сатурна получивши дар ясно видеть всё в прошлом
и будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя
лицами: молодым, обращённым в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь
времён. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам
в двуликого бога начала и конца. Сегодня двуликим Янусом мы называем
неискреннего человека.
Вопрос:
Как вы понимаете это сравнение?
Только открытые политические процессы, происходящие на глазах у всего общества
и при сознательном политическом участии граждан ведут в будущее.Это
демократические процессы, в которых принимают граждане участие, политическое
участие.
Как
вы понимаете консервативный процесс и реформаторский процессы?
А) консервативный – процесс, когда властные структуры стремятся сохранить,
законсервировать существующее положение в политической сфере ( форма
государственного правления, административный аппарат, имеющиеся политические
партии и т.д.Если власть намерена сохранить всё в неизменном виде, то она
вынуждена ограничить свободу действий тех, кто не поддерживает власть.
Б)
реформаторский – процесс протекает открыто, и представлен различными
действиями: избирательной кампанией, митингами, демонстрациями,
сотрудничеством.
Работа
с учебником (
стр.263 – 264)
Какие
типы политических процессов вам известны? Какова структура политического
процесса?
Назовите
стадии политического процесса.
Эпиграфом к уроку будут слова политического деятеля.
Если
вы не займётесь политикой, политика займётся вами.
Шарль Монталамбер (Слайд2)
Формулирование
темы урока.
Цель
сегодняшнего урока через рассуждение сформулировать своё отношение к участию в
политической жизни.
Что вы на уроке
должны сделать?
- Узнать, что
такое участие в политической жизни?
- Определить формы
участия.
- Выяснить причины
пассивности.
- Определить своё
отношение к политической жизни.
- Что нужно для
повышения активности людей?
Проблемный
вопрос
(слайд 4)
Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической
жизни – это право? обязанность? необходимость
Демократические
процессы открыто происходят на глазах всего общества и при сознательном и
активном политическом участии народа.
И что же такое политическое участие?
(слайд 6)
Каким бывает политическое участие? (схема,
слайд 6)
Задание:
Сравните два
высказывания, в чем сходство и различие точек зрения? (слайд 7)
Французский просветитель 18 в.
Ж.Ж. Руссо, один из создателей теории общественного договора и сторонник
народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один
закон, не одобренный народом, не имеет обязательной
силы.
Современник Руссо,
американский мыслитель и политический деятель Томас Джефферсон, считал
народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и
принимать политические решения через избранных в него народных представителей.
Общее:
идея народного суверенитета.
Различия:
Руссо – сторонник прямого
(непосредственного) участия, Джефферсон – сторонник непосредственного (
представительного) участия.
Учитель:
Перед вами лежит документ, который имеет высшую силу в государстве. Как он
называется? Когда он принят? Какова особенность последней Конституции? Вот и
открываем 2 главу.
Анализ документа – гл.2
ст.31,32 Конституции РФ
Вопросы классу:
С точки зрения Конституции, участие в
политической жизни – право или обязанность граждан РФ?
Как граждане РФ могут участвовать в
управлении делами государства?
Каковы формы участия граждан в
политической жизни?
Приведите примеры опосредованного политического
участия.
И примеры непосредственного участия, но
для этого мы используем работу в группах.
Работа в группах: (слайд 8)
Задания:
1 группа: доказать, что самым
эффективным способом участия в политической жизни являются митинги, шествия, пикетирования
2 группа: доказать, что самым
эффективным способом участия в политической жизни является участие в
политических партиях
3 группа: доказать, что самым
эффективным способом участия в политической жизни является участие в выборах
Участие в политике – дело
ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям. Почему?
Обратимся к
высказыванию:
«Политики всюду одинаковы. Они
обещают тебе построить мост там, где нет реки.»(Н.С. Хрущёв) (слайд 9)
Вопросы классу:
Как вы понимаете его
смысл? О каком явлении идет речь?
Что такое популизм?
(слайд 10)
Совпадают ли по смыслу
словосочетания: человек – популист и популярный человек? Ответ объясните.
- Не совпадают по
смыслу.
- Популист – деятель,
который заигрывает с массами, а популярный человек – тот, кто пользуется
широкой известностью.
В чем его опасность и
вред?
- Популист безнравствен,
т.к.он манипулирует доверием людей.Вред популизма в том, что он разрушает
доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и
ценности.)
Как можно бороться с
этим явлением?
(Ответ: повышать
политическую культуру граждан, которая состоит из элементов: научные знания,
ориентация на демократические ценности и нормы, модели поведения, согласованные
с установленными демократическими правилами)
Учитель:
Мы давно забыли о
достоинствах бога Януса. Когда мы называем кого – нибудь « двуликим Янусом»,
мы хотим сказать: неискренний, двуличный человек. Таким человеком и является
популист. Нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо великая
опасность попасть под влияние популиста. Все обещания требуют критического к
себе отношения. ( Вспомнить обещания кандидатов в Президенты)
Все ли из нас участвуют
в политике, в выборах?
Конечно, не все люди участвуют в
выборах, которые являются активным проявлением участия в политической жизни.
У таких людей - политическая апатия, отсутствие интереса к политике.
Как называется в политологии
уклонение от участия в выборах?
(правильный ответ: абсентеизм)
(слайд 11)
Выделить причины участия и
неучастия в политической жизни, а также пути решения данной проблемы.
Задания по
группам
1 группа: определить
основные причины пассивности граждан в политической жизни (отстранение части
граждан от политики; ощущение, что « от меня ничего не зависит», т.е. как бы
человек не проголосовал – ничего не изменится; название программ партий и
трудности с выбором; отсутствие политических знаний; слабое и медленное
освоение демократических ценностей, т.к. люди низко их оценивают.)
2 группа: обосновать причины
необходимости участия в политической жизни
( неравнодушие к судьбе
страны, своего региона, села; участие в выборах – это поддержка власти, того
курса, который проводится страной; )
3 группа: выработать пути решения
данной проблемы
( интерес и желание, политические
знания, применение знаний, т.е. уметь аргументировать)
Учитель узнала интересный факт и
делюсь с вами:
Как выяснилось, в ряде зарубежных
стран выборы являются обязательными. В Голландии, Испании, ФРГ, многих
государствах Латинской Америки голосование рассматривается не только как право,
но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы,
общественное порицание или другие наказания.
В Турции вообще может наступить уголовная ответственность за постоянное злостное
уклонение от выборов. В Австрии граждане, не принявшие участия в голосовании,
подвергаются 4–недельному тюремному заключению. В Австралии избиратель может
быть наказан штрафом. Такая же история и в Аргентине, где явка избирателей
также обязательна. По закону за неучастие в выборах налагается штраф в размере
от 50 до 500 песо (от 20 до 200 долларов). Не явившийся на выборы избиратель не
только штрафуется, но и лишается возможности в течение трех лет занимать
государственные должности. В Бельгии предусмотрен прогрессивный штраф, то есть
за каждое новое непосещение избирательного участка сумма штрафа постоянно
увеличивается. Так что можно в такие долги залезть, что просто ужас. Согласно
греческому законодательству волеизъявление на выборах есть не только право, но
и обязанность гражданина. За неявку на выборы могут последовать серьезные
санкции, вплоть до ареста. Вопросы классу: Считаете ли вы, что необходимо
наказывать за уклонение от участия в выборах?
Нужно ли вводить подобные
санкции в нашей стране?
Учитель: продолжить наш разговор хочу притчей, а вы объясните её смысл
В стародавние
времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой,
кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан
на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в
назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2
мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка
так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать
состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели,
что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику:
«Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если
соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую
он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же
он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах
у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет
повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный
ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»
И, конечно, вернёмся к
проблемному вопросу урока:
Какую точку зрения вы считаете
наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность?
необходимость? (слайд 12)
Учитель:
Подведем итог нашему
разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете
принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил
вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело
каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все
в ваших руках.
А закончить наш урок
хочу еще одним высказыванием: «Всякий народ имеет такое правительство, какое
заслуживает» (Ж. Местр.) (слайд 13)
Домашнее задание: написать эссе по высказыванию: «Всякий народ имеет такое
правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.)
Метод « Выходная карта»
1.Главная мысль урока.
2. Вопрос, который остался после
обсуждения.
3.Назовите мысль, с которой вы не
согласны.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.