Главная / Музыка / Конспект урока по музыке в 7 классе на тему "Камерная инструментальная музыка. Этюд"

Конспект урока по музыке в 7 классе на тему "Камерная инструментальная музыка. Этюд"

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.

7 КЛАСС

Тема урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд».


Цель: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах на примере этюдов эпохи романтизма.


Задачи:

  1. углубление знаний о музыкальном жанре – этюд, концертный этюд;

  2. знакомство с чертами эпохи романтизма в музыке;

  3. развитие интереса к камерной инструментальной музыке.


Музыкальный материал:

  1. Ф.Шопена «Этюд №12»;

  2. Ф. Лист – этюд «Метель».


Ход урока:

  1. Повторение пройденного материала

У.: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о двух направлениях музыкальной культуры. Каких?


Д.: Духовная и светская музыка.


У.: С чем были связаны два этих направления?


Д.: Светская музыка – с народной, песенной, танцевальной культурой. Духовная – с богослужением.


  1. Изучение нового материала

У.: Сегодня мы подробнее остановимся на светской музыке.

А. Швейцер писал: «Иной думает, что видит картину, тогда как в действительности он слышит, ибо его художественное волнение проистекает от музыкального звучания или молчания, которое он ощущает в изображенном». Давайте рассмотрим репродукции картин в учебнике на страницах 92-93.


(беседа о репродукциях картин в учебнике на страницах 92-93)


Вопросы:

Вызывают ли они ощущение звучания музыки определенного характера?

Какой музыкальный образ у вас возникает при просмотре?

Какую музыку исполняют композиторы, изображенные на гравюрах?


У.: Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд». Запишем тему и определение:

Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение».

Жанр этюда известен с XVIII века. Развитие этот жанр получил в эпоху романтизма. Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в.

В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в.. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.

Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.

Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества — песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика —Л. Бетховена.


(работа с учебником с.92-93)


Вопросы:

Какие композиторы являются яркими представителями романтизма?

Чем их творчество схоже, а чем отличается?

Какие черты романтизма мы знаем?


У.:  Под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Ф.Шопен создает свой самый известный этюд – «Этюд №12» («Революционный этюд»).

Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд? И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.

Еще один яркий представитель романтизма, повлиявший на развитие жанра «этюд» -  был венгерский композитор Ференц Лист. Мысль о преобразовании жанра этюда в произведение высокого художественного смысла зародилась у Листа еще в первые, едва ли не детские годы его концертной деятельности. Уже тогда он интуитивно сознавал великое образное значение динамики, тембра и фактурных средств фортепиано. Свои и чужие этюды лист объединил в циклы. Отличающиеся скрытой программностью, образно-художественной живописной манерой изображения. «Колокольчик», «Охота», «Метель», «Блуждающие огни» и др., все эти этюды явились выражением сверхвиртуозной техники их создателя. Г. Гейне писал: «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка».

Сейчас мы услышим два этюда этих двух великих композиторов. Что общего между ними? Какие чувства вызывает эта музыка?


(звучит «Революционный этюд» Ф.Шопена и этюд «Метель» В.Листа)


Д.:


У.: В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.


(работа над песней)


  1. Обобщение урока

У.: В заключении урока вспомним определение «этюд»?


Д.:


У.: Чем же отличается этюд от концертного этюда?


Д.:


У.: Фредерик Шопен и Ференц Лист – композиторы романтики. Новаторство композиторов проявилось в расширении выразительных возможностей жанра этюда. Способствовали возникновению нового жанра – концертный этюд. Оба были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист – в больших концертных залах.



Конспект урока по музыке в 7 классе на тему "Камерная инструментальная музыка. Этюд"
  • Музыка
Описание:

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.

7 КЛАСС

Тема урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд».

 

Цель: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах на примере этюдов эпохи романтизма.

 

Задачи:

1.                углубление знаний о музыкальном жанре – этюд, концертный этюд;

2.                знакомство с чертами эпохи романтизма в музыке;

3.                развитие интереса к камерной инструментальной музыке.

 

Музыкальный материал:

1.                 Ф.Шопена «Этюд №12»;

2.                 Ф. Лист – этюд «Метель».

 

Ход урока:

1.                Повторение пройденного материала

У.: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о двух направлениях музыкальной культуры. Каких?

 

Д.: Духовная и светская музыка.

 

У.: С чем были связаны два этих направления?

 

Д.: Светская музыка – с народной, песенной, танцевальной культурой. Духовная – с богослужением.

 

2.                Изучение нового материала

У.: Сегодня мы подробнее остановимся на светской музыке.

А. Швейцер писал: «Иной думает, что видит картину, тогда как в действительности он слышит, ибо его художественное волнение проистекает от музыкального звучания или молчания, которое он ощущает в изображенном». Давайте рассмотрим репродукции картин в учебнике на страницах 92-93.

 

(беседа о репродукциях картин в учебнике на страницах 92-93)

 

Вопросы:

Вызывают ли они ощущение звучания музыки определенного характера?

Какой музыкальный образ у вас возникает при просмотре?

Какую музыку исполняют композиторы, изображенные на гравюрах?

 

У.: Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд». Запишем тему и определение:

Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение».

Жанр этюда известен с XVIII века. Развитие этот жанр получил в эпоху романтизма. Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в.

В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в.. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.

Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.

Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества — песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика —Л. Бетховена.

 

(работа с учебником с.92-93)

 

Вопросы:

Какие композиторы являются яркими представителями романтизма?

Чем их творчество схоже, а чем отличается?

Какие черты романтизма мы знаем?

 

У.:  Под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Ф.Шопен создает свой самый известный этюд – «Этюд №12» («Революционный этюд»).

Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд? И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.

Еще один яркий представитель романтизма, повлиявший на развитие жанра «этюд» -  был венгерский композитор Ференц Лист. Мысль о преобразовании жанра этюда в произведение высокого художественного смысла зародилась у Листа еще в первые, едва ли не детские годы его концертной деятельности. Уже тогда он интуитивно сознавал великое образное значение динамики, тембра и фактурных средств фортепиано. Свои и чужие этюды лист объединил в циклы. Отличающиеся скрытой программностью, образно-художественной живописной манерой изображения. «Колокольчик», «Охота», «Метель», «Блуждающие огни» и др., все эти этюды явились выражением сверхвиртуозной техники их создателя. Г. Гейне писал: «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка».

Сейчас мы услышим два этюда этих двух великих композиторов. Что общего между ними? Какие чувства вызывает эта музыка?

 

(звучит «Революционный этюд» Ф.Шопена и этюд «Метель» В.Листа)

 

Д.: …

 

У.: В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.

 

(работа над песней)

 

3.                Обобщение урока

У.: В заключении урока вспомним определение «этюд»?

 

Д.: …

 

У.: Чем же отличается этюд от концертного этюда?

 

Д.: …

 

У.: Фредерик Шопен и Ференц Лист – композиторы романтики. Новаторство композиторов проявилось в расширении выразительных возможностей жанра этюда. Способствовали возникновению нового жанра – концертный этюд. Оба были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист – в больших концертных залах.

 

 

Автор Зайцева Анна Сергеевна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 5195
Номер материала 6406
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓