Инфоурок Музыка КонспектыКонспект урока по музыке в 6 классе на тему "Инструментальная баллада"

Конспект урока по музыке в 6 классе на тему "Инструментальная баллада"

Скачать материал

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.

6 КЛАСС

Тема урока: «Инструментальная баллада».

 

Цель урока: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы.

 

Задачи:

1.     знакомство обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений;

2.     знакомство с жанром «инструментальная баллада»;

3.     развитие умения анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Музыкальный материал

1.     Ф.  Шопена «Баллада№1»;

2.     Ю. Левитанский, Я. Френкель песня «Баллада о гитаре и трубе».

 

Ход урока:

1. Повторение пройденного материала

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из самых талантливых польских композиторов – Фредерика Шопена.

На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры.

Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете?

 

Д.: Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд…

 

У.: Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к камерной музыки? Почему?

 

Д.:

 

У.: Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что он, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий.

Вспомните понятие «прелюдия»? 

 

Д.: Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ.

 

У.: Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом.

С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке?

 

Д.: «Прелюдия №7», «Прелюдия №20».

 

2. Изучение нового материала

Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это баллада. Инструментальная баллада. Об этом жанре и пойдет речь сегодня на уроке.

(работа с учебником с. 102-103)

 

В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Позднее у западно-европейских народов эта песня приобретает повествовательный характер, часто с драматическим и лирическим содержанием. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды.

Запишем тему урока: «Инструментальная баллада» и определение:

Музыкальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

В музыке баллада впервые получила классическое выражение в вокальном произведении Франца Шуберта.

С одной из баллад Шопена мы уже знакомы. Какой?

 

Д.: Баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте.

 

У.: Запишем еще одно определение:

Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки.

Сегодня мы познакомимся с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф. Шопена. В ней ярко выражено героико-трагическое настоящее страны и народа.  Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая взволнованность — с картинной живописностью.

Какое настроение несёт эта музыка?

 

(звучит  фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена)

 

Д.: Спокойствие, умиротворение…

 

У.: Какие музыкальные образы создаёт у слушателя?

 

Д.:

 

У.: В «Балладе №1» эпические, драматические и лирические образы тесно переплетены. Сдержанное вступление выполняет функцию пролога.

Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом изображении с помощью линий (таблица на доске).

 

лирические интонации

плавная линия в горизонтальной плоскости

трагические скорбные мотивы

линия уходит вниз

порывистые, взволнованные интонации

линия переходит в верхнюю плоскость

 

Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку. Результаты работы занесем в таблицу в тетрадь.

 

«Баллады №1» соль минор Ф.Шопена

 

(звучит  фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена,

 ученики «зарисовывают музыку»)

 

 У.: Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с песней Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре баллады, «Баллада о гитаре и трубе».

 

(работа над песней)

 

3. Обобщение урока

 

У.: Подведём итоги нашего урока.

С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились?

 

Д.: Баллада.

 

У.: Вспомните понятие «баллада»? 

 

Д.: Баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

 

У.: Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически?

 

Д.: «Баллада №» соль минор.

 

У.: К какому жанру музыки относится эта баллада?

 

Д.: Инструментальная.

 

У.: С какой вокальной балладой мы сегодня познакомились?

 

Д.: Песня Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

 

(выставление оценок)

 

У.: Спасибо всем за работу на уроке. Дома я предлагаю вам записать в тетради известные примеры обращения современных композиторов и исполнителей к жанру «баллада». Спасибо за урок.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по музыке в 6 классе на тему "Инструментальная баллада""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ Зайцева А.С. 6 КЛАСС Тема урока: «Инструментальная баллада». Цель урока: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы. Задачи: 1. знакомство обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений; 2. знакомство с жанром «инструментальная баллада»; 3. развитие умения анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Музыкальный материал: 1. Ф. Шопена «Баллада№1»; 2. Ю. Левитанский, Я. Френкель песня «Баллада о гитаре и трубе». Ход урока: 1. Повторение пройденного материала У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из самых талантливых польских композиторов – Фредерика Шопена. На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры. Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете? Д.: Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд… У.: Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к камерной музыки? Почему? Д.: … У.: Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что он, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий. Вспомните понятие «прелюдия»? Д.: Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ. У.: Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом. С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке? Д.: «Прелюдия №7», «Прелюдия №20». 2. Изучение нового материала Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это баллада. Инструментальная баллада. Об этом жанре и пойдет речь сегодня на уроке. (работа с учебником с. 102-103) В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Позднее у западно-европейских народов эта песня приобретает повествовательный характер, часто с драматическим и лирическим содержанием. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды. Запишем тему урока: «Инструментальная баллада» и определение: Музыкальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев. В музыке баллада впервые получила классическое выражение в вокальном произведении Франца Шуберта. С одной из баллад Шопена мы уже знакомы. Какой? Д.: Баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте. У.: Запишем еще одно определение: Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки. Сегодня мы познакомимся с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф. Шопена. В ней ярко выражено героико-трагическое настоящее страны и народа. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая взволнованность — с картинной живописностью. Какое настроение несёт эта музыка? (звучит фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена) Д.: Спокойствие, умиротворение… У.: Какие музыкальные образы создаёт у слушателя? Д.: … У.: В «Балладе №1» эпические, драматические и лирические образы тесно переплетены. Сдержанное вступление выполняет функцию пролога. Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом изображении с помощью линий (таблица на доске). лирические интонации плавная линия в горизонтальной плоскости трагические скорбные мотивы линия уходит вниз порывистые, взволнованные интонации линия переходит в верхнюю плоскость Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку. Результаты работы занесем в таблицу в тетрадь. «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена (звучит фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена, ученики «зарисовывают музыку») У.: Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с песней Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре баллады, «Баллада о гитаре и трубе». (работа над песней) 3. Обобщение урока У.: Подведём итоги нашего урока. С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились? Д.: Баллада. У.: Вспомните понятие «баллада»? Д.: Баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев. У.: Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически? Д.: «Баллада №» соль минор. У.: К какому жанру музыки относится эта баллада? Д.: Инструментальная. У.: С какой вокальной балладой мы сегодня познакомились? Д.: Песня Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». (выставление оценок) У.: Спасибо всем за работу на уроке. Дома я предлагаю вам записать в тетради известные примеры обращения современных композиторов и исполнителей к жанру «баллада». Спасибо за урок.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 684 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.04.2020 6448
    • DOCX 20.5 кбайт
    • 311 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лихонина Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лихонина Елена Вячеславовна
    Лихонина Елена Вячеславовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 100862
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыкальный менеджмент: от создания до продвижения

PR-менеджер (музыкальный бизнес)

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3600 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дополнительного образования

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 89 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1712 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека