Главная / Музыка / Конспект урока по музыке в 6 классе на тему "Инструментальная баллада"

Конспект урока по музыке в 6 классе на тему "Инструментальная баллада"

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.

6 КЛАСС

Тема урока: «Инструментальная баллада».


Цель урока: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы.


Задачи:

  1. знакомство обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений;

  2. знакомство с жанром «инструментальная баллада»;

  3. развитие умения анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Музыкальный материал

  1. Ф. Шопена «Баллада№1»;

  2. Ю. Левитанский, Я. Френкель песня «Баллада о гитаре и трубе».


Ход урока:

1. Повторение пройденного материала

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из самых талантливых польских композиторов – Фредерика Шопена.

На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры.

Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете?


Д.: Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд…


У.: Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к камерной музыки? Почему?


Д.:


У.: Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что он, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий.

Вспомните понятие «прелюдия»? 


Д.: Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ.


У.: Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом.

С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке?


Д.: «Прелюдия №7», «Прелюдия №20».


2. Изучение нового материала

Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это баллада. Инструментальная баллада. Об этом жанре и пойдет речь сегодня на уроке.

(работа с учебником с. 102-103)


В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Позднее у западно-европейских народов эта песня приобретает повествовательный характер, часто с драматическим и лирическим содержанием. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды.

Запишем тему урока: «Инструментальная баллада» и определение:

Музыкальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

В музыке баллада впервые получила классическое выражение в вокальном произведении Франца Шуберта.

С одной из баллад Шопена мы уже знакомы. Какой?


Д.: Баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте.


У.: Запишем еще одно определение:

Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки.

Сегодня мы познакомимся с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф. Шопена. В ней ярко выражено героико-трагическое настоящее страны и народа. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая взволнованность — с картинной живописностью.

Какое настроение несёт эта музыка?


(звучит фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена)

 

Д.: Спокойствие, умиротворение…


У.: Какие музыкальные образы создаёт у слушателя?


Д.:

 

У.: В «Балладе №1» эпические, драматические и лирические образы тесно переплетены. Сдержанное вступление выполняет функцию пролога.

Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом изображении с помощью линий (таблица на доске).


лирические интонации

плавная линия в горизонтальной плоскости

трагические скорбные мотивы

линия уходит вниз

порывистые, взволнованные интонации

линия переходит в верхнюю плоскость

 

Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку. Результаты работы занесем в таблицу в тетрадь.


«Баллады №1» соль минор Ф.Шопена

 

(звучит фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена,

ученики «зарисовывают музыку»)

 

 У.: Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с песней Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре баллады, «Баллада о гитаре и трубе».


(работа над песней)

 

3. Обобщение урока


У.: Подведём итоги нашего урока.

С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились?


Д.: Баллада.


У.: Вспомните понятие «баллада»? 


Д.: Баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.


У.: Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически?


Д.: «Баллада №» соль минор.


У.: К какому жанру музыки относится эта баллада?


Д.: Инструментальная.


У.: С какой вокальной балладой мы сегодня познакомились?


Д.: Песня Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».


(выставление оценок)


У.: Спасибо всем за работу на уроке. Дома я предлагаю вам записать в тетради известные примеры обращения современных композиторов и исполнителей к жанру «баллада». Спасибо за урок.


 



Конспект урока по музыке в 6 классе на тему "Инструментальная баллада"
  • Музыка
Описание:

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.

6 КЛАСС

Тема урока: «Инструментальная баллада».

 

Цель урока: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы.

 

Задачи:

1.     знакомство обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений;

2.     знакомство с жанром «инструментальная баллада»;

3.     развитие умения анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Музыкальный материал: 

1.     Ф.  Шопена «Баллада№1»;

2.     Ю. Левитанский, Я. Френкель песня «Баллада о гитаре и трубе».

 

Ход урока:

1. Повторение пройденного материала

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из самых талантливых польских композиторов – Фредерика Шопена.

На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры.

Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете?

 

Д.: Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд…

 

У.: Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к камерной музыки? Почему?

 

Д.: …

 

У.: Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что он, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий.

Вспомните понятие «прелюдия»? 

 

Д.: Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ.

 

У.: Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом.

С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке?

 

Д.: «Прелюдия №7», «Прелюдия №20».

 

2. Изучение нового материала

Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это баллада. Инструментальная баллада. Об этом жанре и пойдет речь сегодня на уроке.

(работа с учебником с. 102-103)

 

В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Позднее у западно-европейских народов эта песня приобретает повествовательный характер, часто с драматическим и лирическим содержанием. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды.

Запишем тему урока: «Инструментальная баллада» и определение:

Музыкальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

В музыке баллада впервые получила классическое выражение в вокальном произведении Франца Шуберта.

С одной из баллад Шопена мы уже знакомы. Какой?

 

Д.: Баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте.

 

У.: Запишем еще одно определение:

Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки.

Сегодня мы познакомимся с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф. Шопена. В ней ярко выражено героико-трагическое настоящее страны и народа.  Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая взволнованность — с картинной живописностью.

Какое настроение несёт эта музыка?

 

(звучит  фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена)

 

Д.: Спокойствие, умиротворение…

 

У.: Какие музыкальные образы создаёт у слушателя?

 

Д.: …

 

У.: В «Балладе №1» эпические, драматические и лирические образы тесно переплетены. Сдержанное вступление выполняет функцию пролога.

Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом изображении с помощью линий (таблица на доске).

 

лирические интонации

плавная линия в горизонтальной плоскости

трагические скорбные мотивы

линия уходит вниз

порывистые, взволнованные интонации

линия переходит в верхнюю плоскость

 

Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку. Результаты работы занесем в таблицу в тетрадь.

 

«Баллады №1» соль минор Ф.Шопена

 

(звучит  фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена,

 ученики «зарисовывают музыку»)

 

 У.: Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с песней Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре баллады, «Баллада о гитаре и трубе».

 

(работа над песней)

 

3. Обобщение урока

 

У.: Подведём итоги нашего урока.

С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились?

 

Д.: Баллада.

 

У.: Вспомните понятие «баллада»? 

 

Д.: Баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.

 

У.: Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически?

 

Д.: «Баллада №» соль минор.

 

У.: К какому жанру музыки относится эта баллада?

 

Д.: Инструментальная.

 

У.: С какой вокальной балладой мы сегодня познакомились?

 

Д.: Песня Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

 

(выставление оценок)

 

У.: Спасибо всем за работу на уроке. Дома я предлагаю вам записать в тетради известные примеры обращения современных композиторов и исполнителей к жанру «баллада». Спасибо за урок.

 

 

 

 

Автор Зайцева Анна Сергеевна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 6358
Номер материала 6403
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓