Главная / Музыка / Конспект урока по музыке «Русская, народная, игровая, хороводная…» 2 класс

Конспект урока по музыке «Русская, народная, игровая, хороводная…» 2 класс

Конспект урока

Педагог: Асташкина Ольга Вячеславовна

Тема урока: «Русская, народная, игровая, хороводная…»

Цель: познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен, способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

- Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности: способность нравственно- этического оценивания усеваемого содержания.

- Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.

- Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанию и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

- Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество с сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.

Задачи:

Образовательные:

Через вопросы помочь обучающимся осознать источники русской пени и ее значение в жизни людей.

Учить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен.

Учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, динамику, жанровые особенности.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, умение работать в группе.

Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать

ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.

Воспитывающие:

Привить навык самостоятельной работы.

Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, экран, словарь эстетических эмоций, музыкальные инструменты.



Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент:

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися:

Настроить на продуктивную работу на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Создать условия для продуктивной работы на уроке.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой.

Метод: хоровое пение.


Вход детей в зал под музыку.

Музыкальное приветствие.

- Учитель: Очень рады видеть вас, друзья! У нас на уроке- гости. Давайте их поприветствуем!

2.

Этап подготовки к изучению нового материала.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися:

Осознать чувства, мысли, переживания человека, связанные с русской народной песней.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Создать условия для осознания чувств, мыслей, переживаний, связанных с русской народной песней.

Метод: выполнение творческих заданий.

-Ребята, давайте выполним задания.

Индивидуальная работа.(Записать струнные, духовые, клавишные, ударные музыкальные инструменты).

Работа в парах. Доскажи словечко.

Оркестр народных … (инструментов)

Я с комариком … (плясала)

Русская народная… (песня)

Ой, вставала я … (радешенька)

Работа с классом. Найди лишнее слово из перечисленных.

Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.


3.

Введение в тему.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

создать условия для формирования умения самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.

Метод: предположение.


Этап изучения нового материала.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: познакомить с жанрами русских народных песен, источником их возникновения и осознать их значение в жизни человека.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

познакомить учащихся с жанрами русских народных песен, создать условия для осознания источника их возникновения и значения песни в жизни человека.


Методы : хоровод- игра, самоисследование,

частично-поисковый.

Формы деятельности:

групповое взаимодействие, сравнительный анализ, работа с текстом песни, музыкальное движение, слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.


- Ребята, посмотрите на экран! Прочитайте слова «Русская, народная, игровая, хороводная…»

- О чем они говорят? (О песне.)

- Почему вы так решили? (Ответы детей.)

Послушайте стихотворение «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

- Ребята, как вы понимаете эти слова «С песней на Руси родилась.» (Ответы детей.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о народных песнях и посмотрим какие они бывают.

- А какую песню мы называем народной?

- Чем народная песня отличается от композиторской?

- А кто нам скажет какой вид музыкального искусства на Руси является самым древним? (Ответы детей. )

- А мы сейчас проверим и поиграем в игру «Эхо» используя песню «Со вьюном я хожу».

- Хоровод- игровой элемент с платком.

- Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хоровод- это древний народный круговой танец. Хоровод водили в избе (доме) во время бесед, на зеленых лужайках. Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. Показывали в движении как нужно,

чтобы вырос лен и рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.

- Ребята, а что значит «играть» песню? (Возможные ответы детей.)

- Очень часто можно услышать народные песни, которые «играют», это значит, песня сопровождается движениями, в которых раскрывается сюжет танца.

- На прошлых уроках мы выучили песню «А я по лугу». Давайте ее исполним.

- Какая эта песня по характеру? (Напевная, плавная, мелодичная).

- А сейчас давайте исполним песню с движениями (Девочки исполняют песню в хороводе).

- Большой популярностью у детей пользовались сюжетно- игровые песни. Часто здесь разыгрывались действия или целые представления. Главные герои выступали в образе животных или птиц.

- Ребята, назовите мне песню, которую можно разыграть. «Жили у бабуси». (Исполнение).

- Какое настроение вызывает у вас эта песня?

- Почему?

- А что еще хотелось вам делать под эту музыку?

- Сколько китов в этой песне?

- Давайте ее разыграем?

Исполнение.

Физминутка.

  1. Носок- пятка, перетоп,

Носок- пятка, перетоп,

Вот какие молодцы-

Мы танцоры удальцы.

  1. Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем.

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

  1. Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя-

Замечательная.

  1. Пятки вместе, носки врозь-

Потанцуй, лениться брось!

- Гости дорогие, учителя. Ребята!

Как хочется в русский пляс с душой пуститься!

Приглашаем всех вас повеселиться!

(Исполнение танца «Спляшем, Ваня».)

-Говоря о русских народных мелодиях, нельзя не вспомнить на каких народных инструментах исполняют их. Какие вы знаете народные инструменты? На какие делятся музыкальные инструменты?

- Послушайте загадку что это за инструмент?

1. У нее есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать

И по- русски приседать! (Балалайка.)

- Балалайка- один из инструментов, ставший музыкальным символом русского народа. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Обратите внимание, у нее треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуты три струны.

- К какой группе музыкальных инструментов относят балалайку?

- Давайте послушаем звучание балалайки.

- Вот вам следующая загадка.

2. Ду-ду, ду-ду-ду,

Да-да, да-да-да_.

Вот так поет она всегда!

Не полочка, не трубочка,

А что же это… (Дудочка.)

- А к какой группе относится дудочка?

Дудочка состоит из одной трубки с боковыми отверстиями и свистком.

Давайте послушаем звук дудочки.

-А ват еще загадка.

3.У него рубашка в складку

Любит он плясать вприсядку.

Он и плачет и поет-

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак и буян

Голосистый мой… (Баян)

- К какой группе относится баян?

- Ни один праздник не обходился без баяна.

- Что это за пуговицы у баяна? (Это кнопки)

(Давайте послушаем звучание баяна.)

4.Следующая загадка.

Чьи мы слышим перекаты?

Словно гром гремит- раскаты.

В ряд пластинки- будто щетки,

А звучит сейчас- трещотка.

- трещотка- русский народный инструмент, из 20 и более дощечек, разделенные узкими палочками, которые нанизаны на ремешок. Трещотка- от слова трещать, шуметь.

- К какой группе относится трещотка?




А сейчас послушаем стихотворение про оркестр.

- Эх, оркестр народный

Раздольно- хороводный.

То он грянет плясовую,

Вместе с ним я затанцую.

То он грянет грустную,

Грусть в душе почувствую,

То он плачет. То хохочет,

С нами делает, что хочет.

- А сейчас мы создадим свой оркестр.

-Чтобы было интересней,

Мы сыграем вам все вместе.

Инструменты есть у нас.

Что ж, за дело?

В добрый час!

Мы ребята удальцы.

Все мы вместе- молодцы

Русских песен много знаем,

Вам одну сейчас сыграем.

(У вас на столах лежат музыкальные инструменты. Какими звуками будем играть на ложках? (Короткими и длинными.)А какими на дудочке и свистульке? (Длинными).)

- Исполнение рус.нар.песни «Ах, вы сени».

- Молодцы, играли дружно,

Отдохнуть теперь вам нужно.



Этап закрепления изученного материала.

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися:

сформировать представление о русской народной песне, осознать роль народных песен в жизни человека.


Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

создать условия для того, чтобы у обучающихся сформировать представление о русской народной песне, помочь осознать роль народных песен в жизни человека.


- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О рус. нар. песне)

- Какая песня вам понравилась больше всего?

- Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

(Потому что рус. нар. песни очень разнообразны.)

- Совершенно верно. Но все- таки, какая же она?

- ХОРОВОДНАЯ.

- ИГОРОВАЯ,

- ПЛЯСОВАЯ,

-ПЕСЕННАЯ.

- А сейчас послушаем стихотворение «Сколько песен у России».

- Молодцы, ребята. Послушайте музыкальное задание- и ответьте на него.

1. Какие музыкальные инструменты входят в состав русского народно оркестра?

- скрипка;

- дудочка;

- барабан;

-баян;

-контрабас;

-трещотки.

2. Творческая работа «Плясовая» в цветовых оттенках, на эскизах рисунков.

-Ребята, подумайте, какие цвета больше всего подходят плясовой музыке?

- Как вы чувствуете?

на ваших столах лежат образцы русских платков, карандаши, фломастеры.

Раскрасьте свои образцы такими цветами, какие больше всего подходят плясовой музыке.

- Работать будем по группам (4 эскиза). Рисуют.

- Что получилось? Какие цвета вы выбрали? Почему?



Анализ и итог урока.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужны такие песни?

Они повышают настроение, под них хочется петь и плясать. Они учат добру.


Этап оценивания учащихся.

- Молодцы.


Этап информации о домашнем задании.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

подобрать соответствующие изобразительные средства.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

развивать познавательный интерес через поисковую деятельность.

Д/з: сделать иллюстрацию к любой понравившейся песне на уроке.


Этап рефлексии.


Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

осознать свои ожидания, опыт, умения, знания, полученные на уроке, увидеть свое продвижение вперед.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

побудить обучающихся к осознанию своих ожиданий, знаний, умений, опыта, полученного на уроке, увидеть свое продвижение вперед в изучении предмета музыки.


- «Цветы настроения». Оцените наш урок, какое настроение сопровождало вас на уроке и нарисуйте его.

- Все сегодня занимались,

Каждый, каждый- молодец!

А теперь пора прощаться,

Уроку наступил конец!

- А на память о нашем уроке, как частичку русской народной песни, частичку русского платка, русской души и просто хорошего настроения. Вам, дорогие гости я хочу подарить вот эти цветы, сделанные своими руками.




Урок закончен.

Выход под музыку.







Конспект урока по музыке «Русская, народная, игровая, хороводная…» 2 класс
  • Музыка
Описание:

Знакомство с жанрами русских народных песен.

Через вопросы помочь обучающимся осознать источники русской пени и ее значение в жизни людей.

Учить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен.

 

Учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, динамику, жанровые особенности.

Развивать познавательную активность, умение работать в группе.

Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать  

 

ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.

Привить навык самостоятельной работы.

Сформировать  опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.

 

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

Вход детей в зал под музыку.

Музыкальное приветствие.

- Учитель: Очень рады видеть вас, друзья! У нас на уроке- гости. Давайте их поприветствуем!

Индивидуальная работа.(Записать струнные, духовые, клавишные, ударные музыкальные инструменты).

Работа в парах. Доскажи словечко.

Оркестр народных … (инструментов)

Я с комариком … (плясала)

Русская народная… (песня)

Ой, вставала я … (радешенька)

Работа с классом. Найди лишнее слово из перечисленных.

Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

 

Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

Послушайте стихотворение «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

- Ребята, как вы понимаете эти слова «С песней на Руси родилась.» (Ответы детей.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о народных песнях и посмотрим какие они бывают.

- А какую песню мы называем народной?

- Чем народная песня отличается от композиторской?

- А кто нам скажет какой вид музыкального искусства на Руси является самым древним? (Ответы детей. )

- А мы сейчас проверим и поиграем в игру «Эхо» используя песню «Со вьюном я хожу».

- Хоровод- игровой элемент с платком.

 

- Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хоровод- это древний народный круговой танец. Хоровод водили в избе (доме) во время бесед, на зеленых лужайках. Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. 

- Ребята, посмотрите на экран! Прочитайте слова «Русская, народная, игровая, хороводная…»

- О чем они говорят? (О песне.)

- Почему вы так решили? (Ответы детей.)

Послушайте стихотворение «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

- Ребята, как вы понимаете эти слова «С песней на Руси родилась.» (Ответы детей.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о народных песнях и посмотрим какие они бывают.

- А какую песню мы называем народной?

- Чем народная песня отличается от композиторской?

- А кто нам скажет какой вид музыкального искусства на Руси является самым древним? (Ответы детей. )

- А мы сейчас проверим и поиграем в игру «Эхо» используя песню «Со вьюном я хожу».

- Хоровод- игровой элемент с платком.

- Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хоровод- это древний народный круговой танец. Хоровод водили в избе (доме) во время бесед, на зеленых лужайках. Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. Показывали в движении как нужно,

чтобы вырос лен и рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.

- Ребята, а что значит «играть» песню? (Возможные ответы детей.)

- Очень часто можно услышать народные песни, которые «играют», это значит, песня сопровождается движениями, в которых раскрывается сюжет танца.

- На прошлых уроках мы выучили песню «А я по лугу». Давайте ее исполним.

- Какая эта песня по характеру? (Напевная, плавная, мелодичная).

- А сейчас давайте исполним песню с движениями (Девочки исполняют песню в хороводе).

 - Большой популярностью у детей пользовались сюжетно- игровые песни. Часто здесь разыгрывались действия или целые представления. Главные герои выступали в образе животных или птиц.

- Ребята, назовите мне песню, которую можно разыграть. «Жили у бабуси». (Исполнение).

- Какое настроение вызывает у вас эта песня?

- Почему?

- А что еще хотелось вам делать под эту музыку?

- Сколько китов в этой песне?

- Давайте ее разыграем?

Исполнение.

Физминутка.

1.     Носок- пятка, перетоп,

Носок- пятка, перетоп,

Вот какие молодцы-

Мы танцоры удальцы.

2.     Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем.

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

3.     Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя-

Замечательная.

4.     Пятки вместе, носки врозь-

Потанцуй, лениться брось!

- Гости дорогие, учителя. Ребята!

Как хочется в русский пляс с душой пуститься!

Приглашаем всех вас повеселиться!

(Исполнение танца «Спляшем, Ваня».)

-Говоря о русских народных мелодиях, нельзя не вспомнить на каких народных инструментах исполняют их. Какие вы знаете народные инструменты? На какие делятся музыкальные инструменты?

- Послушайте загадку что это за инструмент?

1. У нее есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать

И по- русски приседать! (Балалайка.)

- Балалайка- один из инструментов, ставший музыкальным символом русского народа. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Обратите внимание, у нее треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуты три струны.

- К какой группе музыкальных инструментов относят балалайку?

- Давайте послушаем звучание балалайки.

- Вот вам следующая загадка.

2. Ду-ду, ду-ду-ду,

Да-да, да-да-да_.

Вот так поет она всегда!

Не полочка, не трубочка,

А что же это… (Дудочка.)

- А к какой группе относится дудочка?

Дудочка состоит из одной трубки с боковыми отверстиями и свистком.

Давайте послушаем звук дудочки.

-А ват еще загадка.

3.У него рубашка в складку

Любит он плясать вприсядку.

Он и плачет и поет-

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак и буян

Голосистый мой… (Баян)

- К какой группе относится баян?

- Ни один праздник не обходился без баяна.

- Что это за пуговицы у баяна? (Это кнопки)

(Давайте послушаем звучание баяна.)

4.Следующая загадка.

Чьи мы  слышим перекаты?

Словно гром гремит- раскаты.

В ряд пластинки- будто щетки,

А звучит сейчас- трещотка.

- трещотка- русский народный инструмент, из 20 и более дощечек, разделенные узкими палочками, которые нанизаны на ремешок. Трещотка- от слова трещать, шуметь.

- К какой группе относится трещотка?

 

А сейчас послушаем стихотворение про оркестр.

- Эх, оркестр народный

Раздольно- хороводный.

То он грянет плясовую,

Вместе с ним я затанцую.

То он грянет грустную,

Грусть в душе почувствую,

То он плачет. То хохочет,

С нами делает, что хочет.

- А сейчас мы создадим свой оркестр.

-Чтобы было интересней,

Мы сыграем вам все вместе.

Инструменты есть у нас.

Что ж, за дело?

В добрый час!

Мы ребята удальцы.

Все мы вместе- молодцы

Русских песен много знаем,

Вам одну сейчас сыграем.

(У вас на столах лежат музыкальные инструменты. Какими звуками будем играть на ложках? (Короткими и длинными.)А какими на дудочке и свистульке? (Длинными).)

- Исполнение рус.нар.песни «Ах, вы сени».

- Молодцы, играли дружно,

Отдохнуть теперь вам нужно.

 

 

Автор Асташкина Ольга Вячеславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 4597
Номер материала 1847
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓