Главная / Музыка / Конспект урока по музыке на тему "Симфоническая сказка "Петя и Волк" С.С. Прокофьева"

Конспект урока по музыке на тему "Симфоническая сказка "Петя и Волк" С.С. Прокофьева"

Конспект урока по музыке на тему:

«Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьева»

(2 класс)

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.


  1. Организационный этап

СЛАЙД 1

(дети входят в класс под музыку)


У.:  Здравствуйте, ребят. Я рада приветствовать вас на этом уроке.  Посмотрите друг другу в глаза, поприветствуйте, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе!

Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное.


  1. Этап повторения пройденного материала

У.: На предыдущих уроках речь мы говорили о необычном месте, а вот где мы побывали, вы ответите после просмотра видео фрагмента.


(просмотр видео «Большой театр (шоу света)»)


Д.: Мы были в музыкальный театр.


У.: Верно! На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическими жанрами, с музыкальными произведениями, которые мы можем увидеть на сцене музыкального театра (фронтальный опрос).

  • Как называется во всем мире известный театр в Москве? (Большой театр)

  • Чем отличается опера от балета?

  • Что лежит в основе каждой оперы и балета? (литературный текст) 

  • Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом в которых является  сказка? («Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила», «Золушка»)

  • Что общего в этих жанрах? (начинаются с увертюры)

  • Что такое увертюра? (оркестровое вступление) 

  • Как называется коллектив музыкантов, которым руководит один человек? (симфонический оркестр) 

  • Как называют  человека, который руководит симфоническим оркестром? (дирижер)


  1. Этап контроля и всесторонней проверки знаний

СЛАЙД 2 (1-ый щелчок)


Сейчас я предлагаю вам проверить себя самим. Каждый получит литок, на котором в двух столбиках написаны музыкальные жанры и названия произведений, с которыми мы уже знакомы. Соедините стрелками название произведения с его жанром.


(Самостоятельная работа / Приложение №1)


СЛАЙД 2 (проверка задания – дети сами проверяют свои работы)


  1. Этап подготовки к усвоению нового материала

СЛАЙД 3 (1-ый щелчок)


У.: Итак, ребята, из МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА мы перемещаемся в КОНЦЕРЬНЫЙ ЗАЛ, где мы не увидим на сцене героев, декорация, а только услышим звуки музыки. На прошлых уроках мы с вами встречали сказку в опере и в балете, а сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой, которую нам подарил русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Окунуться в эту сказочную историю нам поможет поэтическая загадка


С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.


Вот мы и попали в сказку, но необычную, а симфоническую, и ее название напрямую связано именами главных героев. Значит, сегодня мы говорим о симфонической сказке…:


Д.: «Петя и волк»


СЛАЙД 3 (2-ой щелчок)


У.: Молодцы!


  1. Этап осмысления учебной задачи

СЛАЙД 4


Сегодня на уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам и  внешнему виду,  определять героев сказки по характеру  и различным интонациям мелодии.


  1. Этап усвоения новых знаний

СЛАЙД 5 (1 щелчок - симфоническая сказка)


У.: А как вы думаете, почему эта сказка называется «симфоническая»?


Д.: Потому что ее исполняет симфонический оркестр.


СЛАЙД 5 (2 щелчок - симфоническая сказка + написана для симфонического оркестра)


У.: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра, а у каждого героя есть своя музыкальная тема. Композитор создал эту сказку для детей, таких как вы, чтобы познакомить с симфоническим оркестром и научить понимать симфоническую музыку. Но эту сказку полюбили и взрослые. Ведь даже взрослым людям симфоническая музыка иногда кажется сложной и непонятной.

Прокофьев первый в мире написал такое произведение, а уже на его музыку позже появился и балет, и мультфильм.


СЛАЙД 5 (3 щелчок - симфоническая сказка / написана для симфонического оркестра + у каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема)


У.: У каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема, присущая только ему.

Но если в опере темы персонажи поют, то в сказке Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра.


СЛАЙД 6 (тембр – окраска звука)


Каждый человек имеет голос, присущий только ему. Так и каждый инструмент имеет свой неповторимый голос – «тембр», как говорят музыканты.


У.: Начнем же знакомство с героями сказки.


СЛАЙД 7 (герои сказки / кто они?)


У.: Сейчас мы внимательно прослушаем вступление и узнаем, с какими персонажами мы встретимся в сказке. Если вы заметили, то сидите по группам, и перед вами лежат карточки двух цветов, на одних написаны герои, на других – инструменты симфонического оркестра. Каждая группа составит пары: герой и инструмент, который его озвучивает.


(Звучит вступление)


СЛАЙД 8 (герои сказки / первый столбик – имена / второй – инструменты, второй столбик выплывает постепенно в работе по группам)


(Работа в группах / Приложение №2)


СЛАЙД 9 (1 щелчок – Петя / его портрет)


У.: Итак, Петя – главный герой сказки. Это мальчик примерно вашего возраста, который приехал на каникулы к дедушке. Послушаем тему Пети, чтобы понять, какой же он, главный герой сказки.


«Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…

Петя весело, не спеша шагает среди полевых цветов, деревья приветствуют его, машут ветвями, цветы кивают, как другу, бабочки садятся на голову, даже рыбешки показывают головы из пруда — Петя любит природу, его манит все живое…»


(Звучит тема Пети)


Д.: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает.
Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.


СЛАЙД 9 (2-4 щелчок – Петя / его портрет + характер героя)


У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Пожалуйста, встаньте и покажите движениями рук, как на них играют.


(Звучит тема Пети, ребята показывают ее пластикой)


У: Молодцы! Итак, тему Пети исполняет струнный квартет – четыре инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас.


СЛАЙД 9 (5-6 щелчок – Петя / его портрет / характер героя + струнный квартет)


(Работа с плакатом в классе «Струнно-смычковые инструменты»)


У.: Еще в первом классе мы узнали, что любая мелодия несет в себе характер песни, танца или марша. А что несет в себе музыкальная тема Пети?


СЛАЙД 10 (характер?)


Д.: Танец!


У: Как я уже говорила, Петя приехал погостить к Дедушке.


СЛАЙД 11 (1 щелчок - Дедушка / портрет)


У: Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки?


Д.: Добрую, веселую, сердитую, нежную…


У: Послушаем тему Дедушки у Сергея Сергеевича, определим характер. Совпадет ли наше предположение с темой композитора?


(звучит тема Дедушки)


Д.: Тема звучит сердито, строго.


СЛАЙД 11 (2-3 щелчок - Дедушка / портрет + характер)


У.: Действительно, Дедушка обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой


«…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»


Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.


СЛАЙД 11 (4-5 щелчок - Дедушка / портрет / характер + фагот)


У.: Фагот – это деревянный духовой инструмент. Посмотрите, как он выглядит. Какой голос у фагота?


Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.


СЛАЙД 12 (1 щелчок - портреты)


У.: А вот еще три героя – Птичка, Кошка и Утка.


У.: Тема какого героя сейчас прозвучит?


(Звучит тема Птички)


Д.: Птички.


У.: Какой инструмент ее озвучивает?


Д.: Флейта.


СЛАЙД 12 (2-3 щелчок – фото + флейта)


У.: Как звучит тема Птички, что мы представляем, слушая эту музыку?


Д.: Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно представить, как она летает, порхает, машет крылышками.


У: Какое настроение у Птички?


Д.: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.


У.: А как вы это поняли.


Д.: С помощью музыки.


У.: Видите, как легко музыка может изобразить настроение, характер, внешний вид любого героя. И все это благодаря тембру!


У.: К какой группе инструментов относится флейта?


Д.: Флейта – деревянный духовой инструмент.


У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Встаньте, пожалуйста. Покажите жестами, движения этого героя сказки.


(Звучит тема Кошки)


(Под музыку ребята изображают кошку)


У.: Кто же это?


Д.: Кошка.


У: Почему вы решили, что это кошка?


Д.: Музыка звучала мягко, осторожно, тихо, как
будто кошка крадется.


У.: Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.


СЛАЙД 12 (4-5 щелчок – портреты / флейта + кларнет)


У.: Ее тему исполнял инструмент кларнет. Тембр кларнета низкий, бархатный, мягкий, спокойный.

Это тоже деревянный духовой инструмент.

И последний герой, с которым мы познакомимся – это утка. Что же за птица утка, как мы ее можем описать.


Д.: Утка медлительная, неповоротливая.


У.: Сейчас мы услышим, как же Прокофьев изобразил утку, справился ли он с задачей – показать неуклюжесть и медлительность этого героя.


(Звучит тема Утки)


Д.: Справился, тема Утки неторопливая, неуклюжая. Утка переваливается с лапки на лапку, крякает.


СЛАЙД 12 (6-7 щелчок – портреты / флейта / кларнет + гобой)


У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. И он тоже относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрим, как выглядит гобой. Мы услышали тембр гобоя, какой он?


Д.: Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.


У.: Но это не все герои сказки, ребята. Мы продолжим с ними знакомиться на следующем уроке. Сегодня мы говорили о героях сказки «Петя и Волк», где каждый герой имеет свою музыкальную тему.


  1. Этап работа над песней

Не только музыка может изобразить животных, а звери сами издают музыкальные звуки. И мы это изобразим в нашей песне.


СЛАЙД 13


(Работа над песней «Музыка в лесу» - только припев: имитация голосов животных)


  1. Этап закрепления новых знаний

У: Итак, сегодня мы говорили о симфонической сказке «Петя и Волк» С.С.Прокофьева. Мы повторили понятие «тембр». Ребята, что такое тембр?


Д.: Тембр – это окраска звука.


У.: Тембры каких музыкальных инструментов мы услышали сегодня на уроке?


Д.: Скрипка, флейта, гобой, кларнет, фагот…


СЛАЙД 14 (1 щелчок – названия инструментов)


У.: Посмотрим, хорошо ли вы запомнили голоса этих музыкальных инструментов (фронтальный опрос).

Какой из приведенных инструментов:

  • Обладает самым тоненьким голосом?

  • Какой инструмент звучит гнусаво?

  • Какой мягко как движения кошки?

  • Какой самый мелодичный?


  1. Этап контроля знаний

Выполним задание, используя знания, полученные на уроке сегодня.


(Самостоятельная работа –

тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db993e4b-672d-4a2f-b076-15010a1a1f2e/index.html)

(тест можно выполнять всем классом, отвечаю «по руке» или выдать каждому ученику бланк (Приложение №3), а дети сами потом проверят свою работу под руководством учителя)


У.: Молодцы!


  1. Этап  рефлексии 


СЛАЙД 15

У.: И напоследок, прошу обратить внимание на экран. Я попрошу сейчас каждого из вас выбрать одну из приведенных фраз, дополнить ее.

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Своей работой на уроке я …

  • Урок заставил меня задуматься о …

  • А особенно мне удалось …

  • Я понял, что …

  • Мне было интересно, потому что …

  • Для меня стало открытием, что …

  • Мне показалось важным …


Вы замечательно сегодня поработали, спасибо за урок!


(Оценивание)

(Выставление оценок)



















Приложение № 1



Соедините стрелками название произведения с его жанром


«Золушка»



«Волк и семеро козлят»



«Руслан и Людмила»






опера



балет



опера



песня

















































Приложение №2.




Птичка



флейта




Утка





гобой




Кошка





кларнет




Дедушка





фагот




Волк





валторны




Петя





струнный квартет



Охотники





литавры и барабан




Приложение

Задание №1

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

Петя

Гобой

Утка

Духовой и литавры

Охотники

Фагот

Кошка

Скрипки

Дедушка

Флейта

Птичка

Кларнет

Волк

Валторны


Задание №2

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

Петя

Гобой

Утка

Духовой и литавры

Охотники

Фагот

Кошка

Скрипки

Дедушка

Флейта

Птичка

Кларнет

Волк

Валторны


Задание №3

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

Петя

Гобой

Утка

Духовой и литавры

Охотники

Фагот

Кошка

Скрипки

Дедушка

Флейта

Птичка

Кларнет

Волк

Валторны


Задание №4

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

Петя

Гобой

Утка

Духовой и литавры

Охотники

Фагот

Кошка

Скрипки

Дедушка

Флейта

Птичка

Кларнет

Волк

Валторны


Задание №5

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

Петя

Гобой

Утка

Духовой и литавры

Охотники

Фагот

Кошка

Скрипки

Дедушка

Флейта

Птичка

Кларнет

Волк

Валторны






Конспект урока по музыке на тему "Симфоническая сказка "Петя и Волк" С.С. Прокофьева"
  • Музыка
Описание:

Конспект урока по музыке на тему:

«Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьева»

(2 класс)

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.

 

1.     Организационный этап

СЛАЙД 1

(дети входят в класс под музыку)

 

У.:  Здравствуйте, ребят. Я рада приветствовать вас на этом уроке.  Посмотрите  друг другу в глаза, поприветствуйте, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе!

Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное.

 

2.     Этап повторения пройденного материала

У.: На предыдущих уроках речь мы говорили о необычном  месте, а вот где мы побывали, вы ответите после просмотра видео фрагмента.

 

(просмотр видео «Большой театр (шоу света)»)

 

Д.: Мы были в музыкальный театр.

 

У.: Верно! На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическими жанрами, с музыкальными произведениями, которые мы можем увидеть на сцене музыкального театра (фронтальный опрос).

·        Как называется во всем мире известный театр в Москве? (Большой театр)

·        Чем отличается опера от балета?

·        Что лежит в основе каждой оперы и балета? (литературный текст) 

·        Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом в которых является  сказка? («Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила», «Золушка»)

·        Что общего в этих жанрах? (начинаются с увертюры)

·        Что такое увертюра? (оркестровое вступление) 

·        Как называется коллектив музыкантов, которым руководит один человек? (симфонический оркестр) 

·        Как называют  человека, который руководит симфоническим оркестром? (дирижер)

 

3.     Этап контроля и всесторонней проверки знаний

СЛАЙД 2 (1-ый щелчок)

 

Сейчас я предлагаю вам проверить себя самим. Каждый получит литок, на котором в двух столбиках написаны музыкальные жанры и названия произведений, с которыми мы уже знакомы. Соедините стрелками название произведения с его жанром.

 

(Самостоятельная работа / Приложение №1)

 

СЛАЙД 2 (проверка задания – дети сами проверяют свои работы)

 

4.     Этап подготовки к усвоению нового материала

СЛАЙД 3 (1-ый щелчок)

 

У.: Итак, ребята, из МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА мы перемещаемся в КОНЦЕРЬНЫЙ ЗАЛ, где мы не увидим на сцене героев, декорация, а только услышим звуки музыки. На прошлых уроках мы с вами встречали сказку в опере и в балете, а сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой, которую нам подарил русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Окунуться в эту сказочную историю  нам поможет поэтическая загадка

 

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

 

Вот мы и попали в сказку, но необычную, а симфоническую, и ее название напрямую связано  именами главных героев. Значит, сегодня мы говорим о симфонической сказке…:

 

Д.: «Петя и волк»

 

СЛАЙД 3 (2-ой щелчок)

 

У.: Молодцы!

 

5.     Этап осмысления учебной задачи

СЛАЙД 4

 

Сегодня на уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам и  внешнему виду,  определять героев сказки по характеру  и различным интонациям мелодии.

 

6.     Этап усвоения новых знаний

СЛАЙД 5 (1 щелчок - симфоническая сказка)

 

У.: А как вы думаете, почему эта сказка называется «симфоническая»?

 

Д.: Потому что ее исполняет симфонический оркестр.

 

СЛАЙД 5 (2 щелчок - симфоническая сказка + написана для симфонического оркестра)

 

У.: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра, а у каждого героя есть своя музыкальная тема. Композитор создал эту сказку для детей, таких как вы, чтобы познакомить с симфоническим оркестром и научить понимать симфоническую музыку. Но эту сказку полюбили и взрослые. Ведь даже взрослым людям симфоническая музыка иногда кажется сложной и непонятной.

Прокофьев первый в мире написал такое произведение, а уже на его музыку позже появился и балет, и мультфильм.

 

СЛАЙД 5 (3 щелчок - симфоническая сказка / написана для симфонического оркестра + у каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема)

 

У.: У каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема, присущая только ему.

Но если в опере темы персонажи поют, то в сказке Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра.

 

СЛАЙД 6 (тембр – окраска звука)

 

Каждый человек имеет голос, присущий только ему. Так и каждый инструмент имеет свой неповторимый голос – «тембр», как говорят музыканты.

 

У.: Начнем же знакомство с героями сказки.

 

СЛАЙД 7 (герои сказки / кто они?)

 

У.: Сейчас мы внимательно прослушаем вступление и узнаем, с какими персонажами мы встретимся в сказке. Если вы заметили, то сидите по группам, и перед вами лежат карточки двух цветов, на одних написаны герои, на других – инструменты симфонического оркестра. Каждая группа составит пары: герой и инструмент, который его озвучивает.

 

(Звучит вступление)

 

СЛАЙД 8 (герои сказки / первый столбик – имена / второй – инструменты, второй столбик выплывает постепенно в работе по группам)

 

(Работа в группах / Приложение №2)

 

СЛАЙД 9 (1 щелчок – Петя / его портрет)

 

У.: Итак, Петя – главный герой сказки. Это мальчик примерно вашего возраста, который приехал на каникулы к дедушке. Послушаем тему Пети, чтобы понять, какой же он, главный герой сказки.

 

«Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…

Петя весело, не спеша шагает среди полевых цветов, деревья приветствуют его, машут ветвями, цветы кивают, как другу, бабочки садятся на голову, даже рыбешки показывают головы из пруда — Петя любит природу, его манит все живое…»

 

(Звучит тема Пети)

 

Д.: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает.
Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.

 

СЛАЙД 9 (2-4 щелчок – Петя / его портрет + характер героя)

 

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Пожалуйста, встаньте и покажите движениями рук, как на них играют.

 

(Звучит тема Пети, ребята показывают ее пластикой)

 

У: Молодцы! Итак, тему Пети исполняет струнный квартет – четыре инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

 

СЛАЙД 9 (5-6 щелчок – Петя / его портрет / характер героя + струнный квартет)

 

(Работа с плакатом в классе «Струнно-смычковые инструменты»)

 

У.: Еще в первом классе мы узнали, что любая мелодия несет в себе характер песни, танца или марша. А что несет в себе музыкальная тема Пети?

 

СЛАЙД 10 (характер?)

 

Д.: Танец!

 

У: Как я уже говорила, Петя приехал погостить к Дедушке. 

 

СЛАЙД  11 (1 щелчок - Дедушка / портрет)

 

У: Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки?


Д.: Добрую, веселую, сердитую, нежную…

 

У: Послушаем тему Дедушки у Сергея Сергеевича, определим характер. Совпадет ли наше предположение с темой композитора?

 

(звучит тема Дедушки)

 

Д.: Тема звучит сердито, строго.

 

СЛАЙД  11 (2-3 щелчок - Дедушка / портрет + характер)

 

У.: Действительно, Дедушка обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой

 

«…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

 

Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

 

СЛАЙД  11 (4-5 щелчок - Дедушка / портрет /  характер + фагот)

 

У.: Фагот – это деревянный духовой инструмент. Посмотрите, как он выглядит. Какой голос у фагота?


Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

 

СЛАЙД  12 (1 щелчок - портреты)

 

У.: А вот еще три героя – Птичка, Кошка и Утка.

 

У.: Тема какого героя сейчас прозвучит?

 

(Звучит тема Птички)

 

Д.: Птички.

 

У.: Какой инструмент ее озвучивает?

 

Д.: Флейта.

 

СЛАЙД  12 (2-3 щелчок – фото + флейта)

 

У.: Как звучит тема Птички, что мы представляем, слушая эту музыку?

 

Д.: Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

 

У: Какое настроение у Птички?

 

Д.: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

 

У.: А как вы это поняли.

 

Д.: С помощью музыки.

 

У.: Видите, как легко музыка может изобразить настроение, характер, внешний вид любого героя. И все это благодаря тембру!

 

У.: К какой группе инструментов относится флейта?

 

Д.: Флейта – деревянный духовой инструмент.

 

У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Встаньте, пожалуйста. Покажите жестами, движения этого героя сказки.

 

(Звучит тема Кошки)

 

(Под музыку ребята изображают кошку)

 

У.: Кто же это?

 

Д.: Кошка.


У: Почему вы решили, что это кошка?


Д.: Музыка звучала мягко, осторожно, тихо, как
будто кошка крадется.

 

У.: Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

 

СЛАЙД  12 (4-5 щелчок – портреты / флейта + кларнет)

 

У.: Ее тему исполнял инструмент кларнет. Тембр кларнета низкий, бархатный, мягкий, спокойный.

Это тоже деревянный духовой инструмент.

И последний герой, с которым мы познакомимся – это утка. Что же за птица утка, как мы ее можем описать.

 

Д.: Утка медлительная, неповоротливая.

 

У.: Сейчас мы услышим, как же Прокофьев изобразил утку, справился ли он с задачей – показать неуклюжесть и медлительность этого героя.

 

(Звучит тема Утки)


Д.: Справился,  тема Утки  неторопливая, неуклюжая. Утка переваливается с лапки на лапку, крякает.

 

СЛАЙД  12 (6-7 щелчок – портреты / флейта / кларнет + гобой)

 

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. И он тоже относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрим, как выглядит гобой. Мы услышали тембр гобоя, какой он?

 

Д.: Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.

 

У.: Но это не все герои сказки, ребята. Мы продолжим с ними знакомиться на следующем уроке. Сегодня мы говорили о героях сказки «Петя и Волк», где каждый герой имеет свою музыкальную тему.

 

7.     Этап работа над песней

Не только музыка может изобразить животных, а звери сами издают музыкальные звуки. И мы это изобразим в нашей песне.

 

СЛАЙД  13

 

(Работа над песней «Музыка в лесу» - только припев: имитация голосов животных)

 

8.     Этап закрепления новых знаний

У: Итак, сегодня мы говорили о симфонической сказке «Петя и Волк» С.С.Прокофьева. Мы повторили понятие «тембр». Ребята, что такое тембр?

 

Д.: Тембр – это окраска звука.

 

У.: Тембры каких музыкальных инструментов мы услышали сегодня на уроке?

 

Д.: Скрипка, флейта, гобой, кларнет, фагот…

 

СЛАЙД  14 (1 щелчок – названия инструментов)

 

У.: Посмотрим, хорошо ли вы запомнили голоса этих музыкальных инструментов (фронтальный опрос).

Какой из приведенных инструментов:

·        Обладает самым тоненьким голосом?

·        Какой инструмент звучит гнусаво?

·        Какой мягко как движения кошки?

·        Какой самый мелодичный?

 

9.     Этап контроля знаний

Выполним задание, используя знания, полученные на уроке сегодня.

 

(Самостоятельная работа –

тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db993e4b-672d-4a2f-b076-15010a1a1f2e/index.html)

(тест можно выполнять всем классом, отвечаю «по руке» или выдать каждому ученику бланк (Приложение №3), а дети сами потом проверят свою работу под руководством учителя)

 

У.: Молодцы!

 

10.        Этап  рефлексии 

 

СЛАЙД  15

У.: И напоследок, прошу обратить внимание на экран. Я попрошу сейчас каждого из вас выбрать одну из приведенных фраз,  дополнить ее.

·        Сегодня на уроке я научился…

·        Своей работой на уроке я …

·        Урок заставил меня задуматься о …

·        А особенно мне удалось …

·        Я понял, что …

·        Мне было интересно, потому что …

·        Для меня стало открытием, что …

·        Мне показалось важным …

 

Вы замечательно сегодня поработали, спасибо за урок!

 

(Оценивание)

(Выставление оценок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

Соедините стрелками название произведения с его жанром

 

«Золушка»

 

«Волк и семеро козлят»

 

«Руслан и Людмила»

 

 

 

опера

 

балет

 

опера

 

песня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

 

 

Птичка

 

 

флейта

 

 

Утка

 

 

 

гобой

 

 

Кошка

 

 

 

кларнет

 

 

Дедушка

 

 

 

фагот

 

 

Волк

 

 

 

валторны

 

 

Петя

 

 

 

струнный квартет

 

Охотники

 

 

 

литавры и барабан

 

 

 

Приложение

Задание №1

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

o    

Петя

o    

Гобой

o    

Утка

o    

Духовой и литавры

o    

Охотники

o    

Фагот

o    

Кошка

o    

Скрипки

o    

Дедушка

o    

Флейта

o    

Птичка

o    

Кларнет

o    

Волк

o    

Валторны

 

Задание №2

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

o    

Петя

o    

Гобой

o    

Утка

o    

Духовой и литавры

o    

Охотники

o    

Фагот

o    

Кошка

o    

Скрипки

o    

Дедушка

o    

Флейта

o    

Птичка

o    

Кларнет

o    

Волк

o    

Валторны

 

Задание №3

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

o    

Петя

o    

Гобой

o    

Утка

o    

Духовой и литавры

o    

Охотники

o    

Фагот

o    

Кошка

o    

Скрипки

o    

Дедушка

o    

Флейта

o    

Птичка

o    

Кларнет

o    

Волк

o    

Валторны

 

Задание №4

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

o    

Петя

o    

Гобой

o    

Утка

o    

Духовой и литавры

o    

Охотники

o    

Фагот

o    

Кошка

o    

Скрипки

o    

Дедушка

o    

Флейта

o    

Птичка

o    

Кларнет

o    

Волк

o    

Валторны

 

Задание №5

Какой персонаж сказки изображен в данном фрагменте?

Определите музыкальные инструменты

o    

Петя

o    

Гобой

o    

Утка

o    

Духовой и литавры

o    

Охотники

o    

Фагот

o    

Кошка

o    

Скрипки

o    

Дедушка

o    

Флейта

o    

Птичка

o    

Кларнет

o    

Волк

o    

Валторны

Автор Зайцева Анна Сергеевна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 3209
Номер материала 6335
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓