Главная / Музыка / Конспект урока по музыке "Образы войны в творчестве советских композиторов"

Конспект урока по музыке "Образы войны в творчестве советских композиторов"


Цель: познакомить учащихся с развитием песенного жанра в годы Великой Отечественной войны, а также с творчеством Д.Д.Шостаковича и его Седьмой симфонией.

Задачи:

- формировать представление о развитии песенного и симфонического жанров в годы войны;

- проанализировать возможности выразительных средств музыки передавать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей;

- показать на примере Седьмой симфонии столкновение двух образов, борьбу двух начал: добра и зла;

- помочь учащимся осознать значение ритма для создания музыкального образа;

- развивать чувство ритма в практической работе с музыкальным материалом.

Эпиграф урока: «…Когда грохочут пушки,

поднимают свой могучий голос наши музы»

Д.Шостакович

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-презентация.

Оборудование:

Музыкальный материал: «Священная война»; «В землянке»; «Тёмная ночь»; «Синий платочек»; «В лесу прифронтовом»; Д.Шостакович. Седьмая симфония.


Ход урока


I. Вступительное слово.

Учитель: Дорогие друзья, сегодня мы перенесёмся в суровые годы Великой Отечественной войны – самой жестокой войны ХХ века, в которой наша страна встала один на один с фашизмом, разгромила его, смела с лица земли и принесла всей Европе мир и свободу.

Как мы смогли победить тогда отлаженную до последнего винтика гитлеровскую армию, его умных генералов, его продуманную и мгновенную аккупацию всей Европы, которая сдавалась, по существу, без боя? Историки уже сказали своё слово о наших ошибках и потерях, о нашем мужестве и победе. Единодушно признано: высокий моральный дух, сплочённость всего народа, нравственная правота людей, защищающих своё Отечество, были одной из главных составляющих этой великой Победы.

Призыв «Всё для фронта, всё для Победы» не носил парадного характера, не был пустым звуком. На фронтах шли бои, а в тылу люди сеяли хлеб, растили детей, собирали танки и самолёты, писали книги и песни. Жизнь продолжалась.

Только представьте: 22 июня 1941 года гитлеровские войска перешли нашу границу. Ровно через неделю с Белорусского вокзала в Москве отправлялись эшелоны с бойцами на фронт. Их провожали артисты Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР. Они пели новую песню. Её суровость, чеканная мелодия в ритме марша так захватила всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз!

Музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны назвали песню А.Александрова на слова Лебедева-Кумача – «Священная война»:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война.

Слушание:

Песня «Священная война».

Учитель: С белорусского вокзала начала эта песня-марш свой путь и прошла вместе с советскими воинами через все беды и потери к победе. В ней авторам удалось воплотить боевой дух воинов, их мужество и героизм, их нравственную силу. С нею шли в бой, погибали и побеждали.

II. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала.

Учитель: Песни военных лет быстрее других музыкальных жанров вошли в жизнь народа, и это можно понять: ведь каждый солдат переживал тоску по любимой, о его чувствах пелось в «Землянке» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова), в «Тёмной ночи» (муз. Н.Богословского, сл. Агатова). До сих пор никого не оставляет равнодушным лирический вальс «В лесу прифронтовом» (муз. М.Блантера, сл. Исаковского) и многие-многие другие прекрасные песни, которые сокращали расстояния, приближали друг к другу родных и любимых людей. В этом была их сила и притягательность. Надо ли удивляться, что они живут до сих пор, передаются из поколения в поколение, и вы их знаете и поёте, погружаясь в грозовую (по силе опасности) и прекрасную (по силе духа) атмосферу того давнего времени.

Слушание:

«В землянке»;

«Тёмная ночь»;

«Синий платочек»;

«В лесу прифронтовом».

III. Этап усвоения новых знаний (сопровождается презентацией учителя).

Учитель: Явлением в музыкальном искусстве военных лет стала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, известная больше под другим названием – «Ленинградская».

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) родился в Петербурге, там же получил образование. В течение многих лет он являлся профессором Московской и Ленинградской консерваторий; его творчество получило широкое признание во всё мире.

Д.Шостакович – автор 15 симфоний, опер «Катерина Измайлова» и «Нос», оратории «Песнь о лесах», балетов «Золотой век», «Светлый ручей», множества вокальных, инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, музыки для театра и кино, в том числе к кинофильмам «Гамлет» и «Овод» и т.д.

Родион Щедрин в «Слове о Шостаковиче», произнесённом при прощании с великим учителем, афористично сформулировал параметры его личности и творчества:

- Музыка Шостаковича – это мир глубоких и ёмких мыслей, мир удивительной гармонии сердца и ума.

- Музыка Шостаковича – всегда гимн человеку, хвала его мудрости и доброте.

- Музыка Шостаковича – это страстный протест против жестокости, насилия, несправедливости.

- Музыка Шостаковича – это исповедь великого художника, сильная своей откровенностью…

- Наконец, музыка Шостаковича – это летопись нашей жизни.

Учитель: Одну из страниц этой летописи мы прочитаем сегодня вместе.

…В сентябрьский вечер 1941 года к Шостаковичу приехали его друзья-композиторы, чтобы послушать две части новой симфонии, над которой он работал. Он писал её в необычных для творчества условиях: шла война, композитор ежедневно вместе со студентами ездил за город на работу: сооружали оборонительные укрепления вокруг любимого города. А по ночам писал.

…Громадные листы партитуры были раскрыты и лежали на столе. Только бросив на них мимолётный взгляд, специалисты понимали, как громаден должен был быть оркестровый состав: к основному симфоническому оркестру в момент кульминации должна была присоединиться так называемая «банда» - духовой оркестр, который сразу «учетверял» мощное звучание симфонического состава.

Шостакович играл сосредоточенно и, несмотря на малый круг слушателей, с необычайным подъёмом. Он и рояль, на котором исполнял произведение, ощущал как оркестр… И вдруг раздался вой сирены: надо было срочно эвакуировать семью в бомбоубежище, что не замедлил сделать Шостакович. Когда дети и жена были в относительной безопасности, композитор вернулся и… продолжал играть.

Так впервые, спустя два месяца с небольшим после начала войны, была исполнена первая половина симфонии, которой суждено было стать лебединой песней композитора.

В арте 1942 года она впервые была исполнена в Куйбышеве, потом в Москве, а 9 августа – в родном Ленинграде. И началось её триумфальное шествие по всему миру.

Музыка симфонии поражает глубиной мысли. Идеи борьбы и торжества добра по-разному раскрывают четыре части симфонии. Наиболее ярко столкновение двух образов показано в первой части симфонии.

Работа с музыкальным материалом.

Слушание:

1-я часть симфонии.

(На фоне звучащей музыки даются отдельные пояснения учителя. Обращается внимание на постоянное варьирование главной темы, на драматический мотив сопротивления, на изменение начальной темы симфонии «в репризе» и скорбное звучание побочной темы в минорном ладу. Важно в конце части (в коде) помочь учащимся услышать появление начальной темы, которая возвращается в мажорное звучание, но теперь она звучит тихо, как воспоминание и мечта. Конец части звучит тревожно. Издали в музыке слышится барабанная дробь и главная тема).

Слушание:

2-я и 3-я части симфонии.

(Учащиеся должны почувствовать, как противостоят жестокой разрушительной силе духовное богатство человека, ценность и красота жизни, глубина мыслей и сила человеческой воли. В финале симфонии обратить внимание на скорбно, траурно звучащие мотивы, тему 1-й части, воспринимаемую как возвращение к мысли о борьбе и её победоносном исходе, в который свято верил композитор).

Учитель: Музыку трудно передать словами. Но, кажется, это удалось сделать Евгению Петрову, автору знаменитой книги «Двенадцать стульев», который рассказал о том, что он услышал в Ленинградской симфонии.

Чтение отрывка по книге «Русская и советская музыка». – М., 1977. – С. 152-153.

IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.





Постановка и обсуждение проблемы:


Вопросы:

1. На чём построена драматургия симфонии?

2. Что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после первого её исполнения?

3. Объединены ли отдельные части симфонии единым замыслом?

(Обсуждение и ответы учащихся).

V. Этап закрепления

Учитель: Прослушайте, пожалуйста, эпизод нашествия из Седьмой симфонии. При этом следим за движением мелодии по партитуре, наблюдаем за развитием главной интонации.

Слушание:

Эпизод нашествия из Седьмой симфонии Д.Шостаковича.


Постановка и обсуждение проблемы:


Вопросы:

1. С каким чувством вы слушали музыку эпизода нашествия?

2. Какой образ создаёт музыка?

3. Что вы представили, слушая музыку?

4. Как она звучит в начале эпизода?

5. За счёт каких средств выразительности идёт развитие нашествия?

(Обсуждение и ответы учащихся).

Задание:

Находим партию малого барабана в партитуре, разучиваем её и пытаемся исполнить её под фонограмму.

VI. Заключительный этап

Учитель: Седьмая («Ленинградская») симфония – одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. На партитуре симфонии автор оставил надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Это произведение часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передаёт она дух событий.

В заключение хочется добавить ещё один факт: как исполнялась Седьмая симфония впервые в самом осаждённом Ленинграде. Это было 9 августа 1942 года. К тому времени симфонию уже слушали в Нью-Йорке, Филадельфии, Лондоне. И вот партитура симфонии возвратилась домой, в Ленинград – в город своего рождения.

Исполнение было назначено на девятое августа 1942 года. Военный совет фронта поставил задачу перед командиром артиллерийского полка: на несколько часов, пока будет исполняться симфония, прикрыть город от артиллерийского огня противника.

9 августа командующий артиллерией фронта отдал приказ начать операцию «Шквал». Батареи, орудия передавали эстафету огня, исполняя свою партитуру боя. Город был закрыт огневым щитом. А в зале филармонии звучала Седьмая симфония…

Только вдумайтесь в этот факт. И тогда поймёте, почему мы победили фашизм.

VII. Домашнее задание

Подобрать аккомпанемент к песням «В землянке», «Тёмная ночь», «Синий платочек».


4


Конспект урока по музыке "Образы войны в творчестве советских композиторов"
  • Музыка
Описание:

Песни военных лет быстрее других музыкальных жанров вошли в жизнь народа, и это можно понять: ведь каждый солдат переживал тоску по любимой, о его чувствах пелось в «Землянке» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова), в «Тёмной ночи» (муз. Н.Богословского, сл. Агатова). До сих пор никого не оставляет равнодушным лирический вальс «В лесу прифронтовом» (муз. М.Блантера, сл. Исаковского) и многие-многие другие прекрасные песни, которые сокращали расстояния, приближали друг к другу родных и любимых людей. В этом была их сила и притягательность. Надо ли удивляться, что они живут до сих пор, передаются из поколения в поколение, и вы их знаете и поёте, погружаясь в грозовую (по силе опасности) и прекрасную (по силе духа) атмосферу того давнего времени.

Автор Сергеева Ольга Юрьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 981
Номер материала 21386
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓