Главная / Начальные классы / конспект урока по музыке на тему "Музыка вокруг нас" 3 класс

конспект урока по музыке на тему "Музыка вокруг нас" 3 класс

hello_html_0.gif1 четверть «Музыка вокруг нас»

Урок 1. Как услышать музыку?

Цель урока: познакомить детей с миром звуков.

Музыкальный материал: запись звуков природы, звуков города, му­зыкальных звуков. Проблема урока: что такое музыка?

Ход урока 1.Организационный момент.

Этот урок не предусмотрен авторами программы. Необходи­мость его включения объясняется как чисто художественными задача­ми музыкального воспитания, так и нормативными требованиями адаптационного ) периода первоклассников в школе. Урок проводится на ули­це, в школьном дворе.

2. Развитие урока.

  • У нас сегодня необычный урок музыки. Посмотрите вокруг, что мы видим? (Дети называют, что они видят).

  • А теперь закроем глаза и послушаем. Что мы слышим?

(Дети называют различные звуки, которые им удаюсь услышать).

- Давайте разделим звуки на те, которые существуют в природе, и те, которые «живут» в комнате.

(Вместе с учителем дети делят звуки по группам. Выделяют зву­ки музыкальные (птицы поют) и немузыкальные (шум машин, крики де­тей и т.д.)).

- А все ли звуки красивые? Где больше всего красивых, приятных звуков? (В природе).

3.Ролевая игра «Звуки природы».

- Сейчас мы попробуем озвучить красивые звуки природы. Для этого нам надо разделиться на две команды. Одни будут артистами, другие - зрителями. А затем команды поменяются местами.

(Распределение ролей: «пшеничное поле», «березовая роща», «птен­цы в гнезде», «пчелиный рой»).

2.Ролевая игра «Звуки улицы».

После каждого показа ситуация анализируется: получилось ли красиво? Командам раздаются новые роли. Задание: озвучить то, что дети слышат на улице.

(Распределение ролей: «дорожное движение», «перемена», «бесе­да подружек», «разговор прохожих»).

(Анализ ситуации после каждого импровизированного показа).

- Что объединяет все красивые звуки?

(Красивые звуки умеют «слушать» друг друга. Красивые звуки гораздо длиннее некрасивых).

(Называются все характеристики музыкальных звуков).

- Такие звуки человек назвал музыкальными, и из них складывает­ся музыка.












Урок 2. «И муза вечная со мной!»

Цель урока: ввести детей в тему полугодия «Музыка вокруг нас».








Музыкальный материал: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чай­ковского; «Музыкант» Б. Окуджавы; слушание «Песни о школе» Д. Кабалевского, В.Викторова.

Проблема урока: где звучит музыка?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «И Муза веч­ная со мной!»

Ход урока 1. Организационный момент.

При входе первоклассников в класс звучит музыка П. Чайковско­го: фрагмент «Па-де-де» из багета «Щелкунчик». Торжественная, возвы­шенная музыка создает определенный эмоциональный фон урока, способст­вует созданию праздничного настроения у детей.

  • На уроках мы будем слушать музыку и размышлять о том, что она рассказывает; знакомиться с творчеством различных композиторов и самостоятельно сочинять несложные мелодии, учиться их исполнять -петь; играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и ув­лекательные игры под музыку; узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве. Помогать вам в этом будет учебник-тетрадь.

  • А теперь давайте выясним, где в жизни звучит музыка?

  • Как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей?

  • Как изменилась бы жизнь человека, если бы из нее исчезла му­зыка?

  • Давайте представим, что мы с вами находимся в концертном зале. Выслушайте несколько правил, как надо слушать музыку.

  • Музыка должна звучать в тишине. Она не любит, когда её перебивают словами.

  • Перед пением нужно не только настроиться на характер то­го произведения, которое будет разучиваться, но и «приготовить­ся» к работе над ним.

  • Во время слушания музыки попытаться представить, о чем она нам рассказывает.

- А теперь послушайте, о ком нам расскажет музыка. Прослушивание: «Музыкант» Б. Окуджавы.

- О каких музыкантах рассказала нам музыка? (О композиторе, исполнителе, слушателе).

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник-тетрадь. Рассмотрим рисунки разворота «И Муза вечная со мной!». Музы - это волшебницы, добрые феи, раскры­вающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.

Звучит фрагмент «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

- Каков характер этой музыки?

- Попробуйте определить настроение, которое возникло у вас пос­ле ее прослушивания.

  • Что каждому из вас рассказала музыка?

  • Какие музыкальные инструменты вы услышали?

- Кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей)?

-Как называют коллектив музыкантов, играющих на разных ин­струментах? {Оркестр).

- Кто руководит исполнением оркестра? (Дирижер).

- Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. Жил он в XIX ве­ке. Это великий русский композитор. (Показать его портрет).

3. Ролевая игра «Дирижируем оркестром».

Ролевая игра «Дирижируем оркестром» даст возможность детям не только ощутить себя настоящими исполнителями, но и попытаться эмоционально откликнуться на музыку. Свободное дирижирование (вне схемы) на уроках музыки помогает формировать навыки координации простых движений под музыку разного характера.

Звучит «Песня о школе» Д. Кабалевского.

Задание: не петь форсированным звуком, чрезмерно проявляя свою старательность в «порыве вдохновения». Петь громко - не значит петь красиво и выразительно. Нужно бережно относиться к своему го­лосу, потому что голос - это самый нежный «инструмент».

Вырабатывать у детей такие вокально-хоровые навыки, как напев­ность звучания мелодии, одновременное начало и окончание пения, мяг­кое, естественное звучание голосов, вслушивание в пение одноклассников, пропевание гласных и отчетливое произношение согласных звуков.

Итог урока:

  • Вспомните, какая музыка прозвучала?

  • С каким композитором мы познакомились на уроке?

  • Что нового вы узнали об исполнителях?

Урок 3. «Хоровод муз»

Цель урока: раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира.







Музыкальный материал: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чай­ковского; «Во поле береза стояла», русская народная песня; «Бе­резка», русский хоровод, обр Е.Кузнецова; «Хора и сырба», мол­давские народные наигрыши; «Сиртаки», М.Теодоракис.

Проблема урока: как можно исполнять музыку?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Хоровод муз».

Ход урока 1. Организационный момент.

Данный урок является первым уроком, который проводится в му­зыкальном классе.

Звучит «Березка», русский хоровод, обр. Е.Кузнецова.

(Напомнить правила общения с музыкой).

- Под какую музыку вы вошли в класс?

2. Работа с разворотом учебника «Хоровод Муз».

- Откроем учебники-тетради на странице 10 и рассмотрим рисун­ки. Понять их нам помогут младшие сестры музыки - Музы.



Эти сестры помогут вам лучше понять и музыку. Одна из них лю­бит больше петь, другая - танцевать. Муза, путешествуя с вами из страны в страну, будет раскрывать вам, слушателям, особенности песен и танцев разных народов мира.

Если Музыка видит, что человек очень хочет познакомиться с ней, она отправляет к нему Музу в надежде, что та приведет человека к ней.

Сегодня Музыка приглашает нас поучаствовать в хороводе Муз. Вам знакомо слово «хоровод»?

Хоровод - древний вид искусства, который есть у каждого народа.

Хоровод - это всегда движение, чаще всего, по кругу. В нем со­единяются пение, игра на каких-либо инструментах, игра, танец.

3. Разучивание русской народной песни-хоровода «Во поле бе­реза стояла».

Используем прием «разыгрывания» песни - передача исполните­лями характера и настроения музыки при помощи ее инсценирования, драматизации.

«Разыгрывание песни», движение в хороводе распределяем между группа­ми детей, так как соединение пения даже с простейшими движениями обыч­но сказывается на качестве звучания песни.

Объяснить правила вождения хоровода (плавные, равномерные малень­кие шаги под музыку).

Учитель берет на себя право водящего, затем его можно передать од­ному из детей.

(Дети танцуют русский хоровод «Во поле береза стояла»).

  • Куда пригласила нас Муза? Где, в какой стране родилась такая музыка?

  • Муза предлагает послушать еще один хоровод.

Звучит песня «Во поле береза стояла» в исполнении хора.

- Что изменилось в этом хороводе? (Предположительные ответы. Важно услышать в ответах, что

этот хоровод поют. Поет не один человек а, как и в хороводном танце, все вместе).

  • Обратите внимание, они поют слаженно, слушая друг друга.

  • Такой коллектив исполнителей называют хором.

- Хор издавна был одним из действующих лиц спектакля в Древ­ней Греции.

Позже этим словом стали называть певческий коллектив и му­зыкальное произведение для хорового исполнения.

(На доске записываем слова: хор и хоровод. Постараться уви­деть общее в написании слов хор и хоровод).

4. «Хора и Сырба», молдавские народные наигрыши.

- Рассмотрим страницу с Музами. А вот еще одна знакомая Муза. Давайте послушаем ее музыкальный рассказ и узнаем, куда

приглашает нас эта Муза.

Прослушивание молдавского народного наигрыша «Хори и Сырба».

Украсить ее звучание ритмичными хлоп­ками.

5.«Сиртаки».

- Обратимся к страницам учебника. Еще одна Муза приглашает нас познакомиться с Гре­цией.

Побывав там, она узнала историю о про­исхождении Муз. История Древней Греции рас­сказывает, что отцом Муз был главный древне­греческий бог Олимпа. Каждая из Муз покрови­тельствовала одному из искусств - пению, танцу, театру. Любимым местом их пребывания была гора Парнас.

Музы очень часто собирались здесь и водили хороводы. Вот поче­му Музыка предложила и нам участвовать в хороводе. Вероятно, она очень хотела, чтобы мы подружились с Музами.

- Почему музыка хочет подружить нас с Музами? Она хочет, что­бы мы лучше узнали людей, которые живут в Греции, выучили их лю­бимый танец «Сиртаки». Сейчас мы будем слушать и исполнять музы­ку этого танца.

(Дети с учителем исполняют танец «Сиртаки» (стоя около сто­лов, стульев или у доски)).

- Одинаковы ли музыка русского хоровода и танца «Сиртаки»?

  • Можно ли сказать, что музыка этого танца родилась у греческо­го народа?

  • Мы побывали во всех местах, куда пригласили нас Музы.

Как вы думаете, зачем музыка пригласила нас в Россию, Грецию, Молдавию, познакомила с самыми любимыми танцами каждого народа?

(Каждый народ хочет рассказать о своей стране, показать ее своеобразие, он бережет свою музыку. Каждый народ хочет показать, что он очень дружен, поэтому танцы исполняются всеми вместе).

Главная задача урока - сравнить эти танцы между собой, выявить сходство и различие интонаций (их можно напеть с детьми), ритмов (их также можно исполнить - прохлопать, протопать), особенностей инст­рументального сопровождения, манеры звучания солирующих инстру­ментов или певческих голосов.

Вывод:

Хоровод Муз объединяет непохожие друг на друга музыкальные образы, делает понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов.








Урок 4. Повсюду музыка слышна»

Цель урока: показать, что каждое жизненное обстоятельство находит




отклик в музыке. Музыкальный материал: русские народные песни-заклички. Проблема урока: как рождается музыка?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Повсюду музыка слышна».

Ход урока 1 .Организационный момент:

- Давайте вспомним, кого музыка называет музыкантами? Чем от-

личаются они друг от друга? (Композитор, исполнитель, слушатель).

  • Кем мы были на прошлом уроке? (Исполнителями и слушателями).

  • Кого мы называем композитором? (Человека, который пишет музыку).

  • Что нужно знать композитору, чтобы услышать и «рассказать» музыку?

  • А хотите стать композиторами?

  • Откроем страницу 12 нашего учебника-тетради.

Картинки на этих страницах подсказывают, что Муза приглашает нас самим найти музыку.

Музыка предложила свои подсказки (рисунки, тексты) где нам, как композиторам, можно услышать музыку. Что, показывает Муза, нам нужно сделать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала?

(Петь, играть на музыкальных инструментах).

- Но ведь мы не умеем играть на музыкальных инструментах! Как же быть? А вот как.

У каждого из вас есть свой, непохожий ни на какой другой; музыкальный инструмент -это голос. Им мы и воспользуемся.

2.Ролевая игра «Играем в компози­тора».

1) - Давайте познакомимся с первым четверостишием - «Солнышко». К нему есть иллюстрация.

Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?

  • Как его называют?

- Чего больше в четверостишии - изображения солнышка или от­ношения к нему детей?

- С какой интонацией необходимо выразить это обращение? Пробуя различные интонации, дети выбирают одну. Например,

интонацию просьбы.

Мелодия основывается на нисходящем движении, так как харак­терный жест - поклон.

Дети импровизируют исполнение песенки-заклички «Солнышко».

2)Второе четверостишие - «Дождик». Чтение текста. Разбор содержания:

  • К кому обращаются дети?

  • Что от него хотят?

- С какой интонацией выражает­ся это обращение?

Выясняют, что одной из разно­видности интонации просьбы являют­ся её строгие формы произношения.

Получилась песенка-закличка.

3)Третий стихотворный текст -«Гори, гори ясно».

  • Читаем текст. Вы заметили, что текст интонационно делится на три части?

  • А теперь постараемся прочитать так, чтобы каждое слово было похоже на то содержание, которое спрятано в словах. Например, чтобы слово «бе­гать» двигалось, а не стояло.

Идет работа со словом (слова соединяются в смысловые «цепочки» -«гори, гори, ясно».

Работа над ритмическим рисун­ком и длительностью произношения отдельных звуков.

- Как исполняется наша музыка? (Призывно).

Выбирается интонация призыва (выявляются признаки призывной инто­нации).

Вокальное исполнение. Получилась песенка-считалка.

4) Четвертый стихотворный текст - «Трим, i рам,
трам».

Выбирается задорная интонация марша. Исполняется как песня-марш.

5) Пятый стихотворный текст - «Баю, баюшки,
баю».

Разбор содержания:

- Какой должна получиться наша музыка? (Неж­ной).

  • Можно ли голосом изо­бразить покачивание колыбели? Как она качается? (Вверх, вниз).

  • Значит, и звуков будет всего два: верхний и нижний.

(Дети поют на двух зву­ках «баю-бай», изображая по­качивание колыбели).

Получилась колыбель­ная песенка.

Вывод:

  • Какими по настроению получились наши песенки? (Радостная, строгая, призывная, задорная, нежная).

  • Кто нам подсказал, как писать музыку? (Нам подсказали солнышко, дождик, считалка, марш, колыбельная).

  • Какие песенки вам больше всего понравились?


Урок 5. «Душа музыки - мелодия»

Цель урока: понять, что мелодия - главная мысль музыкального про­изведения.





Музыкальный материал: «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш де­ревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая пе­сенка» Г.Струве, В.Викторова.

Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Душа музы­ки - мелодия».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. За­чем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся.

  • Давайте споем песню «Веселая песенка».

  • Кто пел мелодию? (Хор).

  • А кто играл аккомпанемент? (Учитель).

2. Развитие темы урока.

- Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни - какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из па­мяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее. «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.

- Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем?

(Слова. Песня. Мелодия).

  • Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».

  • Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (Звучат мелодии популярных песен, дети называют их).

- Вы хорошо справились с этим заданием.

А теперь я сыграю вам мелодии двух пьес - марша и танца.

Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда - танец? Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» Л. Чайковского.

(Первая - мелодия марша. Вторая - танца. Этот танец называ­ется «вальс»).

- По каким признакам вы определили, где звучит мелодия мар­ша, а где - танца?

(Мелодия марша звучала четко, отрывисто. Звуки ее будто бы изображали шаги, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).

- В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру - игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук

«игрушечных кукол», мальчики - играют на барабанах. Руководит па­радом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. - Правильно! А как же вы узнали вальс?

{Мелодия в нем плавная, красивая. Она словно закружилась в танце. А я считала «про себя» - раз, два, три, как будто я танцевала вальс на балу).

(Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево - вправо) .

- А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил компози­тор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напом­нит вам музыка.

Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чай­ковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского).

  • Правильно. Это замечательный русский композитор (показать портрет композитора). Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» - цикл из 24 фортепианных пьес - П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову

  • А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш.

Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя.

(Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов).

- Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка?

(Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво).

  • Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движе­нием одной из рук передайте ее характер. (Учащиеся выполняют задание).

  • Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

(Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое).

. (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движе­ниями «волшебного» смычка).

- Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза - это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном,

дорогом, добром.

Задание: найдите в учебнике-тетради рисунок, который передает именно такое настроение слушателя. (Дети выполняют задание).

- А теперь давайте споем мелодии этих пьес (в удобной для пения тональности, на слог «ля»).

Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального про­изведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.

Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведе­ний и старайтесь напевать их.

- В учебнике-тетради предлагается задание: записать «пульс» марша вертикальными линиями. Сейчас под музыку мы с вами выпол­ним это задание. Сначала мы всем классом нарисуем эти линии-палочки в воздухе воображаемыми мелками, а Петя и Маша могут это сделать на доске.











Урок 6. «Музыка осени»

Цель урока: связать жизненные впечатления детей с художественными образами.






Проблема урока: где можно услышать музыку осени?

Музыкальный материал: «Осенняя песнь» П. И. Чайковского; «Так уж получилось» Г.Струве, сл.Н.Соловьевой; «Осень, осень», русская народ­ная песня; «Дождик накрапывает» Ан. Александрова; «Капельки» В.Пав­ленко, сл. Э. Богдановой; «Пестрая песенка Сентябрь» И. Якушенко, сл. 3. Петровой; «Скворушка прощается», Т. Попатенко, сл. М. Ивенссн.

Дополнительный материал: у каждого ребенка на столе осенние лис­точки со стихами об осени на обратной стороне. «Рисуем осень»:

На 1-м планшете - ствол дерева (физминутка), облака (песня, за­гадка); солнце (игра).

На 2-м планшете - репродукции картин об осени: «Золотая осень» В.Поленова, «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога, «Золотая осень» И.Левитана, «Рябинка» И.Грабаря.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

- Почему нас музыка встретила сегодня таким грустным, печальным настроением?

  • Откроем страницу 16 нашего учебника-тетради. Может быть, там найдем ответ.

  • Так что же нам сегодня предлагает Муза?

  • С музыкой какого времени года мы будем знакомиться?

  • Да, мы сегодня познакомиться с музыкой осени.

  • Вы слышали музыку осени?



  • Где она звучала?

  • Что мы знаем об осени? Дети с помощью учителя читают по жела­нию фрагменты стихов, написанных у них на кленовых листочках. Определяют, какому меся­цу они в большей степени соответствуют. 2. Развитие темы урока.

  • А как же нам услышать музыку осени? Но прежде чем её услышать, надо представить осень, а лучше её нарисовать. И рисовать её бу­дем все вместе, отвечая на вопросы пройденных

тем. И чем правильнее вы будете давать ответы, тем ярче будет наша картина осени {работа с планшетом №1). «Рисуем осень».

Вhello_html_26823163.gif
ыбираем фигурки (облака) с заданиями: «исполни песню», «знаки», «физминутка», «шарада», «загадка». Крепим на доску после ответов. 1. Загадка.

2. Шарада: (написана на облаке).


Это ключ, открыть им дверь

Невозможно, ты поверь.

Первый слог от инструмента,

Вроде аккомпанемента.

Прибавляйте к слогу —чный

И придет к нам симпатичный

Музыкальный добрый друг.

Какой же ключ?

Ответ: скрипич­ный.

Физминутка: (написана на нарисованном дереве). «Ветер дует нам в лицо».

Исполни песню: (написана на облаке).

  1. На лугу за домом

Так уж получилось

Облако пушистое

Тихо приземлилось.

Мягкое и белое,

Как большой зефир,

Облако, облако

Я в гости пригласил

  1. На трубу на крыше

Так уж получилось,

Солнышко румяное

Вечером спустилось.

Яркое, красивое,

Словно апельсин,

Солнышко, солнышко

Я в гости пригласил.

  1. А за ними следом,

Так уж получилось,

Песенка веселая

В гости попросилась

Звонкая, задорная

Залетела в дом.

Песенку, песенку

С друзьями мы поем.



Исполнение хором песни «Так уж получилось» Г.Струве, сл. Н.Соловь­евой.

  • О чем же эта песня? Знаки: (листочек клена). Зашифрованные знаки постарай­тесь разгадать.

  • Этот знак зовется...(форте)

Как мы будем исполнять? (Громко).

- Этот знак немного странно называет­ся... (пиано).

С этим знаком произведение Исполняется как? (Тихо).

- Итак, мы нарисовали на планшете кар­тину осени.

3. Работа с учебником.

Разворот учебника-тетради «Музыка осени

Рассмотрите картины осени.

- Послушайте стихи А.С.Пушкина и А.Плещеева и определите, какая осень звучит в их стихах.

  • На репродукцию какой картины похожи стихи?

  • «Золотая осень» В.Поленова

  • «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога,

  • «Золотая осень» И.Левитана,

- «Рябинка» И.Грабаря.

(Конец сентября, начало октября).

  • Итак, мы увидели осень, а как сделать так, чтобы её услышать? (Обратите внимание на подсказку Музы - стихотворный фрагмент, ко­торый напоминает об уроке, где сочинялись песенки-заклички).

  • Может быть, зазвать ее к нам? На Руси были заклички, с помо­щью которых люди зазывали весну, лето, осень.

Осень, осень, гость на недель восемь.

С грибами, сильными, с дождями - ливнями.

Лейся, дождик, с неба, больше будет хлеба.

Дети придумывают и исполняют вокальные импровизации (луч­ше построчно каждому ребенку).

Вот мы и зазвали осень, и она к нам пришла. (Спецэффекты: гроза, шум ветра, дождя).

- Какие были звуки? (Шумовые).

4.Сентябрь.

- Очень яркий месяц. Краски его разнообразны. Сентябрь - пест­рый месяц. Музыка тоже может быть пестрой. Давайте сочиним стихи нашей «пестрой песенки».

Я буду начинать, а вы продолжайте.

  • В сентябре, в сентябре (Много красок на дворе).

  • Мы их вместе соберем.

  • Пестрой песню... (Назовем).

Учитель играет начало мелодических фраз, дети допевают.

Далее песня исполняется учителем совместно с детьми. (Дети поют припев, учитель — запев).

Организовать творческий поиск детей. Показать, что они сами сочинили песню «Пестрая песенка. Сентябрь».

5. Октябрь.

' - Птицы улетают, прощаясь до весны. А знаете ли вы, какая птица пер­вой улетает?

  • Какая первая прилетает весной?

  • Какие песни поют на прощание пти­цы?

Исполняется песня «Скворушка прощается».

(Песня исполняется вместе с учи­телем. Дети участвуют в исполнении припева).

- В песне мы будем использовать прием дирижирования и выра­зительного произнесения текста.

При повторном пропевании поработаем над навыками вырази­тельного исполнения песни: будем акцентировать внимание на дыха­нии в начале фразы.

- Скажите, можно ли включить в исполнение детские музыкальные инструменты? Если можно, то какие?

(Колокольчики, треугольники. Они соответствуют характеру песни, могут изобразить капли дождя, слезы скворушки).

- Треугольники будут звучать во вступлении, на каждую сильную долю, колокольчики отмечают начало каждой фразы.

6. Ноябрь.

- И октябрь закончился. Какое же главное событие осени? Исполняется пьеса «Дождик накрапывает» А.Александрова. (Дети определят, что это дождь, и говорят, каким способом му­зыка об этом рассказала).

- Муза предлагает нам послушать песенку, которую поет мальчик (разворот учебника-тетради «Музыка осени»). Но он не знает, как

назвать свою песенку.

- Давайте придумаем название песенке. «Капельки» В. Павленко.

Песня исполняется вместе с учителем (прием - подпевание).

- Спасибо, Музыка, за песни, которые мы услышали у осени.

Вывод:

Разворот учебника-тетради «Музыка осени».

  • Какие стихи, приведенные в учебнике-тетради, близки по на­строению разучиваемым песням?

  • В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза, какое у нее настроение?

  • Какое из музыкальных произведений, прозвучавших на уроке, понравилось бы Музе больше всего и почему?

  • Вспомните стихи, рассказы о приметах осени, с которыми вы по­знакомились на уроках чтения в школе или дома с родителями.

- Дома еще раз рассмотрите рисунки в учебнике-тетради, изображающие осеннюю природу, сравните их с музыкой, прозвучавшей на уроке, с осенним пейзажем, который вы видите за окном. Что их объе­диняет?




Урок 7. «Сочини мелодию»

Цель урока: овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.





Музыкальный материал: ролевая игра «Играем в композитора»; лите­ратурный материал для импровизации; «Капельки» В.Павленко, Э.Богдановой; «Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко, 3. Петровой; «Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, 3. Петровой.

Проблема урока: как сочинить мелодию?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Сочини мело­дию».

Ход урока

1. Организационный момент.

Прослушивание песни И.Якушенко «Пестрая песенка».

- Ребята, Осени так понравилась ваша песня, что она попросила со­чинить новые песенки для неё.

2. Ролевая игра «Играем в композитора».

- Для сочинения мелодии используем текст учебника-тетради. Для поиска настроения можно использовать подсказки Музы со

страниц разворота урока «Сочини мелодию».

3. «Золотая осень» А. Барто.

- Как вы думаете, что нам нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку? Исходя их опыта предыдущих уроков, мы будем опираться на речевые интонации, на мелодекламацию.

  • Выразительно, нараспев прочитать стихотворение.

  • Выбрать нужный темп чтения (неторопливо, не спеша, нараспев).

- Выделить в стихотворении главное, «ключевое» слово (повтор слова «золотая» - золотая стая, золотые листы, золотое письмецо).

- Подчеркнуть согласные буквы и их сочетания («з», «с», «ст»).

- Произнести эти звуки, которые словно помогают услышать шо­рох падающих листьев.

- Передать повышение и понижение голоса.

Каждый из учащихся поет одну строчку и по «цепочке» сочиняем их в мелодию (складывание песни по фразам).

- А теперь я сыграю сочиненную вами песенку. На что нужно об­ратить внимание?

(На ритм, темп, динамику, характер звука, фигурации аккомпа­немента).

- Что же делает мелодия? (Мелодия передает главную мысль песни).

- А что является сопровождением мелодии? (Аккомпанемент).

4. «Дождь идет» (песенка-диалог).

- Поиск нужной речевой интонации.

  • Использование эмоциональных определений, приведенных на развороте учебника-тетради.

  • Ритмический рисунок повтора может послужить основой ритми­ческого сопровождения («ударные инструменты» - кулачки, карандаш, треугольник).

- Класс делится на две группы: певцы и инструменталисты.

- А теперь послушаем, как композитор Александров писал про дож­дик.

Звучит пьеса «Дождик накрапывает».

Домашнее задание:

а) поиск различных вариантов мелодии к данному стихотворению;

б) исполнение своего «сочинения» от лица разных персонажей
любимых сказок, рассказов, мультфильмов.

Вывод:

- Кем мы сегодня были на уроке? (Композиторами).

Да, сочинение музыки - нелегкое, но увлекательное занятие, и помогала нам Муза.


Урок 8. «Азбука, азбука каждому нужна»

Цель урока: установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.





Музыкальный материал: « Школьный корабль» Г.Струве; «Песня о школе» Д. Кабалевского, В.Викторова; «Алфавит» Г.Струве; «Азбу­ка» А.Островского, З.Петровой; «Спасибо Вам, учителя» Г.Струве, В.Викторова.

Проблема урока: где живет музыка?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Азбука, азбу­ка каждому нужна».


Ход урока 1. Организационный момент.

  • Сегодня нам с вами надо выяснить, где живет музыка. Как она появляется, мы уже выяснили на прошлом уроке.

  • Муза предлагает всем нам совершить увлекательное путешествие на школьном корабле.

- Капитаном этого корабля Муза попросила быть меня. Школьный корабль обязательно должен посетить несколько «гаваней».

Остановки предлагается сделать в «гаванях»: «Школьная», «Бук­венная семья», «Музыкальная азбука».

- Давайте попробует представить, что же можно увидеть там? Музыка в путешествии будет нам помогать. Поэтому сейчас, ког­да школьный корабль отправится в путь, ваша задача - пофантазиро­вать, что мы можем увидеть в тех «гаванях», которые вы выбрали.

Звучит песня Г. Струве «Школьный корабль». Дети слушают му­зыку, стараясь представить, что можно показать в своих «гаванях». На доску наклеиваем рисунки с названием «гаваней»:

  • «Школьная» (о школьной жизни);

  • «Буквенная семья» (алфавит);

  • «Музыкальная азбука» (ноты, нотная тетрадь).

  • Делаем первую остановку.

(Дети сами выбирают, где остановиться).

- Чтобы сообщить о нашем приближении, надо подать сигнал - гу­док: звук «У». (Дети выполняют упражнение).

- Вот мы и на месте: «гавань» «Школьная».

  • Нас встречает музыка. «Песня о школе» Д. Кабалевского, В.Вик­торова - исполнение.

  • Исполняя «Песню о школе», мы поняли, что музыка в школе -это не только уроки музыки. Музыка в школе живет (переменки, звон­ки, песни без числа...). Для того, чтобы записать мысль, нужны буквы, из которых складываются слова, для того, чтобы выполнить математи­ческое действие, нужны цифры. Специальные знаки - ноты - позволя­ют записывать музыкальные мысли, мелодии.

- Плывем дальше под исполнение песни «Школьный корабль». Дети точно должны услышать пульсацию в музыке и показать

покачивание корабля.

Звучит гудок прибытия корабля в «гавань» «Буквенная семья». Му­зыка встречает нас и в этой гавани.

  • Что ждет нас в этой гавани? (Буквы).

  • Как называют буквенную семью? (Азбука).

  • Сколько всего букв в ней живет?

  • А вот Муза дала нам задание: «Сделайте азбуку музыкальной».

- Как же это можно сделать? (Дети предлагают возможные варианты действий).

Муза: «Услышьте мелодию и спойте ее с названием букв, кото­рые есть в азбуке».

Звучит «Алфавит» Г. Струве.

(Дети мысленно пропевают алфавит с этой .мелодией. Далее пес­ня исполняется с буквами алфавита).

- Кто обратил внимание на движение мелодии в нашей песне?

- А композитор Островский тоже сумел сделать азбуку музыкаль­ной. Давайте послушаем, как у него получилось.

Звучит «Азбука» А.Островского.

  • Кто обратил внимание на мелодию песни? (Первая и вторая фразы - одинаковые).

  • Муза нам подсказывает, что азбука бывает еще и музыкальной.

  • Следующая «гавань» нашего путешествия - «Наш учитель».



  • Как зовут вашего учителя?

  • Чему научил вас учитель?

  • А каких учителей вы ещё знаете?

(Учитель музыки, учитель рисования, учитель физкультуры...).

- Можно ли им за то, что они вас учат, сказать спасибо? «Спасибо Вам, учителя» Г.Струве, В.Викторова в исполнении

учителя.

«Музыкальная азбука». Эта гавань - самая загадочная, потому что мы меньше всего знаем, с чем мы можем там встретиться.

- Но у нас есть предположения. (Ноты, скрипичный ключ).

- К сожалению, наш урок подходит к концу, и в эту «гавань» мы попадем только на следующем уроке.

- А сейчас у нас будет вынужденная остановка в «гавани» «Мой дом».

- Пока мы будем отдыхать, давайте сделаем сюрприз для Музы, расскажем ей в своих рисунках о том, где в нашей школе живет музыка. И к следующему уроку вы их принесете.

Урок 9. «Музыкальная азбука»

Цель урока: знакомство с музыкальной грамотой.





Музыкальный материал: «Музыкальный корабль» Г.Струве, В. Семернина; «Семь подружек» В.Дроцевича, В.Сергеева; «Домисолька» О. Юдахина, В.Ключникова; «Нотный хоровод» В.Герчик, Н.Френкель; «Му­зыка всегда с тобой» Г.Струве, В.Семернина.

Проблема урока: из чего состоит музыка?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыкаль­ная азбука».

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети вывешивают на доске свои рисунки, рассказывающие о жизни музыки в школе.

- Какую «гавань» нам осталось посетить на школьном корабле? Звучит песня Г. Струве «Музыкальный корабль» в исполнении

учителя.

- Вы заметили, что сегодня мы сменили наш корабль. Дальше в наше плавание по музыкальной стране мы отправимся на музыкальном корабле.

Дети должны точно услышать пульсацию в музыке и показать покачивание корабля.

- Я думаю, эта «гавань» для музыки - самая важная. Может быть, именно здесь и есть родной дом музыки. Муза нам подсказывает, что ключ к разгадке скрыт в самом названии «гавани» - «Музыкальная азбука».

2. Углубление темы урока.

- Что такое Азбука?

(Азбука складывается из букв, затем буквы, соединяясь друг с другом, образуют слова).

- Может быть, и у музыки есть такие буквы, которые можно за­писать? Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет.

  • Откроем учебник на странице 22.

  • Как назвали итальянцы музыкальные буквы? (Ноты).

  • Сколько нот в музыкальной азбуке? (7).

  • Как называется музыкальная азбука? (Звукоряд).

  • Где записываются ноты? (На нотном стане).

  • Ну, вот, Муза и рассказала нам о музыкальной азбуке.


  • А как попасть на нотный стан? (Нужен скрипичный ключ).

  • Вот перед нами дом,

А проживает в нем Семья веселых нот.

Их каждый назовет:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Фундамент дома - нота ДО,

Она живет в пристройке,

Квартира первая ее –

Начало всей постройки.

На первом этаже, смотри,

Из всей большой семьи

В квартире теплой номер три

Живет тихонько МИ.

А СОЛЬ решила третий взять

Этаж, ну, что ж, изволь!

Второй этаж, квартира пять,

А нота фА и нота ЛЯ

В квартирах два и шесть.

А нота РЕ, ах, нота РЕ

Подняться не решилась

И рядом с нотой ДО и МИ

Тихонько поселилась.

  • Из чего можно построить музыкальный дом для нот?

  • Как называется такой дом?

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «Нотный стан»,

И на нем все ноты-точки

Разместились по местам.

  • А теперь давайте познакомимся с голосами наших нот. (Исполняют звукоряд, называя ноты).

  • У Музы есть песенка про ноты:

Семь подружек» В.Дроцевича, В.Сергеева - разучивание. Показ учителем. Далее предлагается исполнить песню вместе с детьми. Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с инто­национно и ритмически точным пропеванием затактовых шестнадца­тых длительностей, над выполненем упругих ритмов, коротких пауз. «Музыка всегда с тобой» Г.Струве, В.Семернина - слушание.

  • О чем говорится в этой песне?

  • Похожа ли она на предыдущую песню?

(Предполагаемые ответы учащихся).

Муза хочет обратить наше внимание на следующую страницу учеб­ника. Семь подружек сейчас бу­дут петь вместе, а чтобы они зву­чали слаженно, красиво, у них есть помощник.

Как его зовут, вы узнаете, прослу­шав песню «Домисолька» О. Юда-хина, В. Ключникова. Исполнение.

- Как называют человека, кото­рый помогает хору и оркестру ис­полнять музыку?

(Это дирижер. Своими руками, гла­зами, мимикой этот человек объяс­няет, как лучше спеть, чтобы песня всем понравилась).

Игра «Живой звукоряд».

Учитель-«дирижер» раздает таблички с названиями нот учащимся, вы­страивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре, а дети вместе с ним поют свои звуки. Затем выбирается ученик-«дирижер».

  • Муза прислала нам звуковое письмо. Давайте его послушаем. «Нотный хоровод» В.Герчик, Н.Френкель.

  • Кто пришел к нотам в круг?

  • Какие ноты водили хоровод?



  • Наше пребывание в «гавани» «Музыкальная азбука», к сожале­нию, заканчивается. Школьный корабль нас ждет, наше первое путешест­вие закончилось.

  • Какая песня вам больше всего запомнилась из этого путешест­вия? Исполнение понравившейся песни.


2 ЧЕТВЕРТЬ (7часов)

Урок 1 (10). «Музыкальные инструменты»




Цель урока: познакомить детей с тембрами русских народных музы­кальных инструментов. Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (сви­рель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яб-лонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т.Сикорской; «Пастушья песенка», на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К.Алемасовой; «Камышинка-дудочка», В.Поплянова, сл В.Татаринова. Проблема урока: как появились музыкальные инструменты? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыкаль­ные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков.

Ход урока 1. Организационный момент.

- Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему.

- А на чем исполняли услышанную вами музыку? {На музыкальных инструментах).

- А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструмен­ты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза.

2. Работа с учебником.

  • Откроем наш учебник-тетрадь.

  • Что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота).

  • Мы видим мальчика-пастушка. Читаем текст «Пастушьей песни».

  • На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке).

  • Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным ин­струментом и появилась очень давно. У Музы есть песня о камышинке-дудочке.

«Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл В.Татаринова - разу­чивание.

- Эта песня может звучать каждый раз по-разному, если импрови­зировать мелодию дудочки.

Можно устроить импровизацию «вопросов - ответов» по такту или по фразе.

3.Углубление темы урока.

  • Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы.

  • В народе этот инструмент стали называть свирелью. Как вы ду­маете, почему?

(За ее необыкновенный звук, похожий на свист).

- А сейчас мы побываем на одном из концертов оркестра русских народных инструментов.

- Представьте, что в руках у вас свирель. Сыграйте на ней. Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель). (Дети имитируют исполнение на свирели).

- Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появи­лась одна из французских народных песен. Вот как это звучит.

«Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т.Сикорс­кой - разучивание (метод эха).

  • О чем рассказывается в песне?

  • Как поет свирель?

4. Работа с учебником.

  • Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изо­бражение еще одного мальчика.

  • На что похож его инструмент? (На рог животного).

  • Что его отличает от свирели?

  • Может ли быть пастушком мальчик?

  • А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть? (Рожок).

  • Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? {Что­бы собирать заблудившихся животных).

- Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки. Царь Петр 1 создал в русской армии целый оркестр из рожечни­ков. Каждый рожок в этом оркестре мог исполнять только свой звук-ноту. А по умелой руке дирижера вместе они исполняли много краси­вой музыки. Называли его «Роговой оркестр».

  • Сейчас мы с вами попробуем стать таким оркестром.

  • Для этого нам надо сделать рожок.

Взять листочки, которые приготовлены у вас на столе и свернуть их в рупор.

5. Игра «Оркестр рожечников».

На доске записаны ноты. Каждому ребенку раздается по одной ноте. Учитель выступает в роли дирижера, напоминает детям о ко­ротких и долгих звуках.

Показывает, как это выглядит в записи вместе с нотами на доске. Звучит фрагмент р.н.п. «Во кузнице».

  • А теперь послушаем, как шрают настоящие рожечники. «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок).

  • Услышали ли вы знакомые звуки?

  • Сколько рожков звучало?

  • Вся ли мелодия знакома?

(Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»).

(Если кто-то из детей раньше исполнял уже эту песню, можно ее исполнить).

- А теперь послушаем еще одну русскую народную песню. Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русской

народной песни (гусли).

  • Какой инструмент звучал?

  • Чем отличается его звучание?

  • Чем отличается звучание духового инструмента от струнного?

6. Домашнее задание:

Вместе с родителями прочитать былинный сказ о новгородском путешественнике, гусляре и певце Садко. Отметить в сказе те места, где звучит музыка, выяснить, в каком характере она могла бы звучать.

- В завершении урока послушаем, а на следующем уроке разучим и споем песню.

Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пастораль­ной» симфонии Л.Бетховена, сл. К Алемасовой.

Пастораль (от лат. - «пастушеский») - музыкальное произведе­ние, связанное с изображением сельской жизни, природы. Л. Бетховен отмечал, что его «Пасторальная» симфония является не столько звуко­вой живописью, сколько передачей чувств, возникающих у слушателей от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Вывод:

  • Что сегодня нам рассказала Муза?

  • Где сегодня мы встретились с музыкой?

  • Какие мелодии музыка доверит исполнять свирели, а какие -рожку?

  • С каким струнным инструментом мы сегодня познакомились?


Урок 2 (11). «Садко»

Цель урока: знакомство с жанрами музыки.

Музыкальный материал: «Былинные наигрыши» Д.Локшина (гусли), песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасто­ральной» симфонии Л.Бетховена, сл. К.Алемасовой.

Проблема урока: о чем поют гусли?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Садко».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня мы ещё раз будем слушать музыку, которую написал великий немецкий композитор Л. Бетховен.

Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пастораль­ной» симфонии Л.Бетховена, сл. К. Алемасовой.

- Какое настроение присутствует в музыке?

  • Какие инструменты вы услышали? (Слышно, как свирель беседует с рожком).

  • Для чего композитор использовал свирель и рожок? (Чтобы они исполнили песню пастушка).

(Мелодия, которую они исполняют, похожа на песнь пастушка. Неторопливая, светлая).

- Прошло много времени с тех пор, как рожок и свирель исполня­ли только народную музыку.

Сейчас свирель и рожок исполняют не только народную музыку, но и симфоническую.

2. Углубление темы урока.

- «Былинные наигрыши», Д.Локшин (гусли).

Дети слушают «Былинные наигрыши» в исполнении на гуслях, при этом имитируя переборы струн на воображаемом инструменте.

- Как звучала музыка? (Звучал старинный напев).

- На прошлом уроке мы познакомились с этим инструментом. Сейчас его очень редко можно встретить в концертных залах. По

он очень часто бывает одним из главных героев сказок и былин. Появились гусли очень давно.

Для их изготовления использовали вначале конский волос, его туго натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высо­ким, и низким, и хорошо его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называть их стали гусли крыловидные или яровчатые. Гусляр клал их к себе на колени и пел былинные напевы, народные песни. Так, об одном таком гусляре Садко рассказано в русском былинном сказе.

Дома вы его читали с родителями и отметили в сказе те места, где звучит музыка.

(Еще раз читаем) Выяснить, где в сказе звучит музыка, в каком характере она могла бы звучать.

Звучит песня Садко «Заиг­райте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.

- Какая была музыка? (Удалая, задорная, наполненная

острыми ритмами).

- В каком темпе исполнялась? Какое настроение передавала?

(Звучала в быстром темпе, пере-дакхцемрадоапюенастровй/е Садко)

  • Какой жанр музыки звучал? (Танец (пляска)).

  • Звучит «Колыбельная Вол­ховы» из оперы «Садко» Н.Римского -Корсакова.

- Как звучала музыка?

(Ласково, нежно, неторопливо, с убаюкивающими интонациями).

- Какой жанр музыки? (Песня, колыбельная).

- Запишем теперь определения характера этих двух сочинений в нашем учебнике.

Урок № 3 (12). « Музыкальные инструменты»

Цель урока: сопоставить звучание народных и профессиональных ин­струментов.

Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (сви-рель);тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Про­кофьева (флейта), «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта), «Фрес­ки Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт (арфа), «Кукуш­ка», Л-К. Дакен (арфа). Проблема урока: о чем могут рассказать музыкальные инструменты? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыкаль­ные инструменты».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас не простой урок, а урок-концерт. Муза приглашает нас в концертный зал.

- Что бывает в концертных залах?

(В концертных зачах бывают концерты).

  • Что происходит на сцене? (На сцене играет оркестр).

  • Кто выступает на сцене?

(Музыканты. Они играют на музыкальных инструментах).

  • Что делают зрители? (Слушают).

  • Кем мы сегодня будем? (Слушателями).

2. Работа с учебником.

- Откроем учебник и посмотрим, на какой концерт приглашает нас Муза? На каких музыкальных инструментах она играет?

- Что напоминает внешний вид этих музыкальных инструментов? (Дети находят сходство и различие гуслей и свирели).

- Давайте и мы сейчас подумаем, глядя на страницы учебника, что мы можем услышать ноього, что нам может быть неизвестно?

- Какие инструменты будут звучать в концерте? Какая музыка бу­дет исполняться?

3. Познакомить детей с правилами поведения на концерте.
Когда концерт начнется, входить в зал, когда звучит музыка,

нельзя. Это очень неприлично.

В зале наступила тишина. Зрители приглашают музыкантов ап­лодисментами.

- Все готовы слушать музыку?

Звучит «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха.

  • Какой известный нам инструмент напомнила нам прозвучавшая сейчас музыка? (Свирель).

  • Посмотрите на Музу, какой инструмент в ее руках сейчас зву­чал? (Флейта).

- Флейта и свирель - родственные инструменты. Хотите услы­шать, как появилась флейта?

4. Рассказ о флейте.

Вряд ли найдется в мире народ, у которого не было бы своей флейты. Каких только превращений не претерпел этот музыкальный инструмент! Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных, из дерева и даже из камня. Каждый народ слагает о своей флейте удивительные рассказы. Так, в одной древнегреческой легенде рассказывается, что однажды бог лесов, полей и озер, имя которого Пан, в своем лесу повстречал девушку. Она была очень красивой, и Пан сразу полюбил ее. Он хотел познакомиться с ней. Но когда он подошел к Сиринге, та бросилась бежать прочь. Пан был очень страшен (пока­зать изображение).

Он пытался догнать ее, но густой лес укрыл уносящуюся прочь девушку. Пан уже было настиг ее и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы. Оказалось же, что он схватил не волосы красавицы, а листву тростников. Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог найти её. Тогда он подумал, что девушка превратилась в трост­ник, и очень опечалился от того, что сам убил ее, когда срезал трост­ник.

Он собрал все срезанные тростинки, взял в руки, соединил их и стал целовать свежие срезы.

Заполняя отверстие, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринга зазвучала.

Так родилась флейта Пана. Она совсем не похожа на ту флейту, на которой сегодня играли музыканты в концерте. (Вспомните песню Камышинка-дудочка». Из чего сделали дудочку?)

У многих народов флейта считалась пастушеским музыкальным инструментом. Ее голос сравнивают с человеческим голосом. А назва­ние ее происходит от древнего латинского слова flatus, обозначающее «дуновение».

Теперь вы поняли, почему флейта и свирель - родственные инст­рументы? Истории их появления очень схожи. Разница в их дальней­шей жизни и усовершенствовании. Но то, что говорят их голоса, всегда человек связывает с чем-то изящным, легким, воздушным, утонченным, как в тех произведениях, которые мы сегодня слышали.

А теперь продолжим наш концерт.

Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. С.Прокофьева.

  • Какой инструмент звучал? (Флейта).

  • Чье пение мы услышали? (Пение птички).

Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Гпюка.

  • Вы услышали звучание знакомого музыкального инструмента? (Это флейта. Но голос ее был совсем другой: печальный, задум­чивый).

  • О чем же пела флейта?

Звучат «Фрески Софии Киевской». Часть 1, «Орнамент», В.Кикпь

- Какой же теперь инструмент был в руках у музыкантов? (Этот инструмент похож на гусли, но он больше по размеру и

стоит на полу, не лежит на коленях, как гусли).

  • Этот инструмент называется арфа.

  • Но вы точно определили его сходство с гуслями.

- Арфа и гусли никогда не были знакомы. Вспомните, ведь гусли появились в Древней Руси. А арфа - в Древнем Египте. Хотя их голоса похожи, у арфы звук разнообразнее и объемнее.

Помните, мы говорили, что гусли очень редко можно встретить в концертах?

Их часто заменяет арфа.

- Вот и в этом произведении мы услышали звучание арфы, хотя она и пыталась петь, как гусли. Какого характера была эта музыка?

{Былинная).

Звучит «Кукушка», Л-К. Дакен.

- Какой инструмент звучал? (Арфа).

После слушания нужно отметить, как дети слушали музыку.

- Посмотрим на страницу учебника и ответьте на задание Музы.

  • Какой инструмент сегодня изображал птичку?

  • На каком инструменте играл гусляр Садко? (Дети вписывают в клеточки ответы).

5. Вывод:

  • Какие инструменты звучали сегодня в концерте?

  • Каких авторов вы запомнили?

  • Назовите понравившиеся вам произведения.

  • Что изображала музыка?

  • Какие чувства она выражала?

(Музыкальные инструменты рассказывают о чувствах, настрое­нии, характере изображаемого образа или изображают его зримые чер­ты).



Урок 4 (13). «Звучащие картины»

Цель урока: научить детей слушать музыку, звучащую в картине. Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Былинные наигрыши» Д.Локшина (гусли); «Кукуш­ка» Л - К. Дакен (арфа); «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха (флейта). Проблема урока: можно ли услышать музыку в живописи? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Звучащие картины»; картины «Лель и Снегурочка» (Федоскино); «Гусляры» В. Васнецова; «Флейтист» X. Тербрюггена; «Алымова за арфой» Д. Ле­вицкого.


Ход урока (.Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок, а урок-экскурсия. Я знаю, что все вы любите рисовать. Вот мы и отправимся с вами в картинную галерею.

2. Работа с учебником.

- Откройте учебники-тетради на странице 30 «Звучащие картины». Посмотрите, Муза рисует картину. Она приглашает нас рассмот­реть картины, написанные художниками.

- Какие картины мы здесь видим?

(«Лель и Снегурочка» (Федоскино), «Гусляры» В. Васнецова, «Алы­мова за арфой» Д. Левицкого).

- Можем ли мы сказать, что картины - музыкальные?

(Да. Все персонажи, изображенные на картинах, играют на му­зыкальных инструментах).

3. Углубление темы урока.

- Мы не будем торопиться, а послушаем, какая музыка звучит в каждой из картин.

Звучит «Лель и Снегурочка» (Федоскино).

  • На чем играет Лель? (На свирели).

  • Кто такой Лель? (Пастушок).

  • Какую музыку он играет? (Народную).

  • Какие цвета преобладают в картине?

  • Каков её ритм, темп, лад?



  • Какое ранее вами слышанное произведение звучит в картине? («Полянка», русский народный наигрыш (свирель)). Прослушивание «Флейтиста» X. Тербрюггена.

  • Какой инструмент вы видите на этой картине? (Флейту).

  • Похож ли флейтист на пастушка?

(Нет. Он играет не народную музыку, а композиторскую).

- Какое произведение звучит в этой картине, какую музыку играет флейтист?

Прослушивание «Шутки» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха.

- Следующая картина - «Гусляры» В. Васнецова.

-Кого изобразил художник в картине? (Трех гусляров).

  • Какой ритм картины? (Медленный).

  • Какая музыка звучит? (Былинная).

Прослушивание «Былинных наигрышей», Д.Локшин (гусли).

- И последняя картина, которую мы сегодня рассмотрим - «Алымо­ва за арфой» Д. Левицкого.

  • Можем ли мы сказать, что эта картина - музыкальная?

  • Кто на ней изображен?

- Какая музыка звучит в этой картине: народная или композитор­ская? (Композиторская).

Звучит «Кукушка», Л -К. Дакен (арфа).

- Каких исполнителей мы увидели на картинах?

Картины позволили увидеть исполнителей, играющих на народ­ных инструментах - свирели, гуслях, и музыкантов-профессионалов, играющих на флейтах и арфах.

А теперь Муза предлагает нам подписать названия уже знакомых по предыдущим урокам музыкальных инструментов не только под предлагаемыми картинами, но и в раздел «Твой музыкальный слова­рик» (с. 78-79) в конце учебника-тетради.


Урок 5 (14). «Разыграй песню»

Цель урока: познакомить детей с приемами исполнительского разви­тия в музыке.

Музыкальный материал: «Почему медведь зимой спит», Книппер; «Ме­лодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка; «Фрески Софии Киев­ской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт; «Кукушка», Л. К. Дакен.

Проблема урока: можно ли разыграть песню?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Разыграй пес­ню».


Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня мы рассмотрим пример исполнительского развития музыки. Откроем учебники на странице 32 и прочитаем стихотворный текст песни Л. Книппера.

2. Углубление темы урока.

«Почему медведь зимой спит» (стихи А. Коваленкова). - Определим этапы развертывания сюжета истории, положенной в его основу.

Развитие событий условно укладывается в трехчастную форму. Первая часть - неторопливое начало рассказа. Вторая часть - шум, крик, «чрезвычайное происшествие» в лесу. Третья часть - покой, тишина.

(Мелодия куплетов одна и та же, но поются они по-разному, в за­висимости от текстов куплетов.

В первом куплете нарисована картина спокойного леса. Медведь тихо идет домой, в свою берлогу, таким же спокойным должно быть и звучание музыки).

(Можно песню нарисовать на доске: елки, медведь, лиса).

Составим исполнительский план.

1 куплет.

В самом конце куплета - происшествие: медведь наступил лисе на хвост.

В жизни лесных обитателей переполох. Так же звучит и музыка: быстро, взволнованно, шумно.

2 куплет

Переполох, смятение, крик лисы, и только в конце куплета нази­дания дятла звучат поучающе.

3 куплет.

Медведь залез в берлогу, уснул, и в лесу наступил покой.

- Изменяя интонации голоса, характер звуковедения, темп, дина­мику, мы «разыгрываем» песню, придавая каждому ее куплету (при не­изменности мелодии) характерные черты в зависимости от изменения сюжета.

  • В каких фразах песни одинаковая мелодия?

  • Нарисуйте линии мелодии под строчками текста второго куплета.



  • Напишите, с каким настроением нужно петь каждую из этих ме­лодий?

  • Графическое изображение на страницах учебника-тетради звуко-высотной линии и ритмического рисунка песни поможет нам увидеть и услышать разницу в построении музыкальных фраз, понять вырази­тельное значение пауз в каждом куплете.

В процессе разучивания песни можно использовать пластические этюды, в которых дети будут изображать события песни: шел медведь, наступил лисе на хвост, зашумел лес, дятел стучал по сосне, медведь спал в берлоге.

Так, в певческой деятельности дети начинают осваивать приемы развития музыки.

Закрепление слуховых представлений, связанных с пониманием содержания и характера музыкальных произведений, исполняемых раз­личными инструментами, может происходить на знакомом детям музы­кальном материале:

  • «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта);

  • «Фрески Софии Киевской», часть1, «Орнамент», В. Кикт (арфа);

  • «Кукушка», Л. К. Дакен (арфа).

Интонации, изображающие зов кукушки, ребята могут спеть хо­ром и солистами, сыграть звуки «соль-ми» на клавиатуре (с. 2.4 учеб­ника-тетради). Повторение одной и той же темы кукушки в дальней­шем приведет детей к пониманию формы рондо.


Урок 6 (15). «Пришло Рождество - начи­нается торжество»

Цель урока: прикоснуться к высоким темам духовной жизни.

Музыкальный материал:

  • «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера;

  • «Щедрик», украинская народная колядка;

  • «Риу, риу, риу», европейская народная колядка;

  • «Рождество Христово», колядка;

  • «Все идут, спешат на праздник», колядка;

  • «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина;

  • «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);

  • «Колыбельная» (польская народная песня);

  • «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня);

- «Зимняя сказка» С.Крылова. Проблема урока: где звучит песня?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Пришло Рож­дество - начинается торжество» и «Родной обычай старины».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Откройте учебник и посмотрите, куда нас приглашает Муза? (На праздник).

  • Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рожде­ству Христову.

  • 25декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Рос­сию Рождество придет 7 янва­ря.

  • Что означает слово «Рождест­во»? (Рождение).

  • Кто родился в этот день?

Имя новорожденного было Ии­сус, потом его стали называть Христос, что значит «царь», «помазанник».

2. Работа с учебником.

- Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где ро­дился младенец Иисус.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художника­ми, музыкантами всего мира.

Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подар­ками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои.

3. Углубление темы урока.

- Сегодня Муза нам расскажет о том, как в народе отмечают это событие.

Прослушивание рождественских песен:

  • «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина;

  • «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);

  • «Колыбельная» (польская народная песня);

  • «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня).

(Эти песни излучают радость. Имеют легко запоминающиеся напевные мелодии и простые ритмы).

Песню «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождествен­ский гимн) рекомендуется послушать с детьми в записи (в фонохрестоматии ее исполняет на английском языке хор Кембриджского королев­ского колледжа под управлением Д. У иллкока).

4. Колядки.

- Славянские народные песни-колядки связаны с древними обря­дами. В Рождество (25 декабря/7 января) и на Новый год дети и взрос­лые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и верте­пом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминаю­щей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядова­нием или славлением.

Сегодня мы с вами разучим и разыграем народные песни-ко­лядки:

  • «Рождество Христово»,

  • «Все идут, спешат на праздник».

- Давайте придумаем пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество.

В конце урока мы начнем разучивать песню, посвященную Новому году.

Разучивание песии«3имняя сказка» С.Крылова. - Обратите внимание, в каких образах появляется на страницах учебника-тетради Муза?

Урок № 7 (16). « Добрый праздник сре­ди зимы»

Цель урока: выявить степень понимания детьми роли музыки в жизни человека. Музыкальный материал:

  • Балет «Щелкунчик» П.Чайковского;

  • «Марш»;

  • «Вальс снежных хлопьев»;

  • «Па-де-де»;

  • «Зимняя сказка» С.Крылова;

  • «Новогодний хоровод» Г.Струве, Н.Соловьева;

  • «Елочка любимая» Г.Вихарева;

- «Дед Мороз» Г.Вихарева. Проблема урока: где звучит музыка?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Добрый празд­ник среди зимы».

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Новый год празднуют все люди земли. В новогоднюю ночь часто происходят чудеса.

  • С миром чудес мы встретимся в балете П.И.Чайковского «Щел­кунчик», написанным по сказке немецкого писателя Т.Гофмана.

  • Откройте учебник и посмотрите: Муза знакомит детей с музыкой балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу-Щелкунчика, с помощью ко­торой раскалывают орехи. Ночью оживший Щел­кунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией.

В трудную минуту Мари спасает Щел­кунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного принца, и они вместе отправля­ются в страну сказок.

Вспомните, на первом уроке звучала му­зыка П.И.Чайковского «Па-де-де» (из второго акта) балета «Щелкунчик». (Таким образом, возникла своеобразная арка, которая объединила начало и конец первого полугодия).

- Сегодня Муза приглашает нас в театр, в атмосферу чудес, вол­шебства, приятных неожиданностей.

Давайте вспомним правила поведения в театре.

2. Углубление темы урока.

Звучит «Марш» детей у новогодней елки.

- Почему мы можем маршировать? (Ведь это танцевальный марш, марш из балета).

Придумать ритмическое сопровождение к «Маршу».

- Промаршировать под его музыку под звуки барабанов, удары бубнов.

«Вальс снежных хлопьев».

- Изобразить в небольшом пластическом этюде фантастический танец.

- Представить себя участниками сказки и действующими лицами балета: «Вальс снежных хлопьев» (покачивания корпуса, плавные движения рук, кружение).

Звучит «Па-де-де» П.И.Чайковского.

- Представьте себя в роли дирижеров симфонического оркестра.

- Продирижируйте, как на настоящем балетном спектакле, музыкой «Па-де-де», звучащей как гимн добру, радости, любви, свету.

Просмотр видеофрагментов подкреп­ляет эмоционально-образное восприятие балета «Щелкунчик» как зрелищ­ного сценического жанра музыки.

3. Разучивание песен.

- Мы побывали с вами на спек­такле. Посмотрели новогоднюю сказ­ку, а теперь будем готовиться к ново­годнему празднику.

Песня «Зимняя сказка», музы­ка и стихи С. Крылова - продолжение разучивания.

«Новогодний хоровод» Г.Струве, Н.Соловьева. Вспомнить на уроке шаг хоровода, который обычно дети водят во­круг елки.

«Елочка любимая» Г.Вихарева - разучивание.

«Дед Мороз» Г.Вихарева - разучивание. - Урок наш был посвящен подготовке к одному из самых любимых праздников - Новому году.

Дома нарисуйте рождественские открытки, напишите поздравления близким людям, друзьям.

Муза и я поздравляем всех с Новым годом!







конспект урока по музыке на тему "Музыка вокруг нас" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

1 четверть «Музыка вокруг нас»

Урок 1. Как услышать музыку?

Цель урока: познакомить детей с миром звуков.

Музыкальный материал: запись звуков природы, звуков города, му­зыкальных звуков. Проблема урока: что такое музыка?

Ход урока 1.Организационный момент.

Этот урок не предусмотрен авторами программы. Необходи­мость его включения объясняется как чисто художественными задача­ми музыкального воспитания, так и нормативными требованиями адаптационного ) периода первоклассников в школе. Урок проводится на ули­це, в школьном дворе.

2. Развитие урока.                 

-   У нас сегодня необычный урок музыки. Посмотрите вокруг, что мы видим? (Дети называют, что они видят).

-   А теперь закроем глаза и послушаем. Что мы слышим?

(Дети называют различные звуки, которые им удаюсь услышать).

-  Давайте разделим звуки на те, которые существуют в природе, и те, которые «живут» в комнате.

(Вместе с учителем дети делят звуки по группам. Выделяют зву­ки музыкальные (птицы поют) и немузыкальные (шум машин, крики де­тей и т.д.)).

-А все ли звуки красивые? Где больше всего красивых, приятных звуков? (В природе).

 

3.Ролевая игра «Звуки природы».

 

Автор Сахарьянова Нурдана Белешовна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4196
Номер материала 12922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓