- 18.12.2020
- 564
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
5 КЛАСС Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера». Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ Зайцева А.С. Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра, жанра сценической музыки. Задачи урока: 1. знакомство с терминами «опера», «либретто» 2. знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»; 3. воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки; 4. развитие интереса к вокальному искусству. Музыкальный материал: 1. Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее»; 2. Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»; 3. Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко». Ход урока: 1. Повторение пройденного материала У.: Мы продолжаем раздел «Музыка и литература». И вновь будем говорить о том, как музыка связана с литературой. 2. Изучение нового материала У: Сегодня мы перенесемся в музыкальный театр. Но прежде чем говорить о музыкальном театре, давайте разберёмся, что же такое театр вообще. Д.: … У.: Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Сатиры (козлоногие существа, спутники Диониса), пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога. Так появилась «трагедия» (от греческих слов «трагос» - козёл и «одэ» - песн). «Трагедия» в современном понятии, где зрители проливают слёзы, очень давно была «песнью козлов». Следом за сатирами обязательно выступали другие граждане, поддерживая общий праздник, которые балагурили, придумывали весёлое и смешное. Так возникла «комедия» (от греческого «песнь комоса», «комос» в переводе с греческого означает шествие весёлых ряженых с весёлыми насмешками друг к другу). Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид - один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу «главную роль». До него все трагедии и комедии исполнялись хором, а в произведениях Феспида появился «гипокрит», что значит ответчик. На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла опера. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица. Запишем тему урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», и определение: Опера – крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы. (работа с учебником с.48-49) У.: На основе чего пишется опера? Д.: Либретто. У.: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Запишем: Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе. Как правило, опера пишется для хора, солистов и оркестра. Сегодня мы будем говорить об опере, с которой встречались в начальной школе. (работа с учебником с.52-53) У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию. (заучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова) Д. … У.: Какие инструменты исполняют основную тему? Д.: Тему исполняют низкие струнные. У.: Это главное зерно темы моря - главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка? Д.: Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря. У.: Когда композитор нарисовал музыкальную картину моря, он использовал приём повтора. Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Как вы думаете , что чувствует в душе Садко? Д.: Он обижен и раздосадован. У.: Сольные номера в опере бывают разные: песня, ария, каватина, речитатив. Но на берегу озера Садко поет песню, песню «Ой, ты тёмная дубровушка». А вот как она звучит, подумаем после того, как ее услышим. (звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова) Д.: Грустно, печально. У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. (просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны) У.: Какими средствами Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину? Д.: … У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода. У.: Мы прослушали разные эпизоды оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова: инструментальные и вокальные. Мы услышали песню Садко, и сейчас сами обратимся к песне. (работа над песней) 3. Обобщение урока У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее. Что же такое опера? Д.: Опера – крупный вокально-инструментальный жанр. У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле? Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие. У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил? Д.: … У.: Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор. Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков? (выставление оценок) У.: Спасибо за урок!
6 655 065 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ворожищева Елена Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.