Главная / Музыка / Конспект урока по музыке на тему "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"

Конспект урока по музыке на тему "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"

5 КЛАСС

Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.


Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра, жанра сценической музыки.


Задачи урока:

  1. знакомство с терминами «опера», «либретто»

  2. знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»;

  3. воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

  4. развитие интереса к вокальному искусству.


Музыкальный материал:

  1. Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее»;

  2. Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»;

  3. Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко».


Ход урока:

  1. Повторение пройденного материала

У.: Мы продолжаем раздел «Музыка и литература». И вновь будем говорить о том, как музыка связана с литературой.


  1. Изучение нового материала

У: Сегодня мы перенесемся в музыкальный театр. Но прежде чем говорить о музыкальном театре, давайте разберёмся, что же такое театр вообще.


Д.:


У.: Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Сатиры (козлоногие существа, спутники Диониса), пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога. Так появилась «трагедия» (от греческих слов «трагос» - козёл и «одэ» - песн). «Трагедия» в современном понятии, где зрители проливают слёзы, очень давно была «песнью козлов». Следом за сатирами обязательно выступали другие граждане, поддерживая общий праздник, которые балагурили, придумывали весёлое и смешное. Так возникла «комедия» (от греческого «песнь комоса», «комос» в переводе с греческого означает шествие весёлых ряженых с весёлыми насмешками друг к другу). Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид - один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу «главную роль». До него все трагедии и комедии исполнялись хором, а в произведениях Феспида появился «гипокрит», что значит ответчик.

На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла опера. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Запишем тему урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», и определение:

Опера – крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.


(работа с учебником с.48-49)


У.: На основе чего пишется опера?


Д.: Либретто.


У.: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Запишем:

Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.

Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Как правило, опера пишется для хора, солистов и оркестра.

Сегодня мы будем говорить об опере, с которой встречались в начальной школе.


(работа с учебником с.52-53)


У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко

Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию.


(заучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)


Д.


У.: Какие инструменты исполняют основную тему?


Д.: Тему исполняют низкие струнные.


У.: Это главное зерно темы моря - главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка?


Д.: Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря.


У.: Когда композитор нарисовал музыкальную картину моря, он использовал приём повтора. Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности.

Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Как вы думаете , что чувствует в душе Садко?


Д.: Он обижен и раздосадован.


У.: Сольные номера в опере бывают разные: песня, ария, каватина, речитатив. Но на берегу озера Садко поет песню, песню «Ой, ты тёмная дубровушка». А вот как она звучит, подумаем после того, как ее услышим.


(звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)


Д.: Грустно, печально.


У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек.


(просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны)

У.: Какими средствами Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину?


Д.:


У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.


У.: Мы прослушали разные эпизоды оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова: инструментальные и вокальные. Мы услышали песню Садко, и сейчас сами обратимся к песне.


(работа над песней)


  1. Обобщение урока

У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее. Что же такое опера?


Д.: Опера – крупный вокально-инструментальный жанр.


У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?


Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.


У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил?


Д.:


У.: Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор.


Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков?


(выставление оценок)


У.: Спасибо за урок!

Конспект урока по музыке на тему "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"
  • Музыка
Описание:

5 КЛАСС

Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.

 

Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра,  жанра сценической музыки.

 

Задачи урока:

1.     знакомство с терминами «опера», «либретто»

2.     знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»;

3.     воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

4.     развитие интереса к вокальному искусству.

 

Музыкальный материал:

1.     Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее»;

2.     Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»;

3.     Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко».

 

Ход урока:

1.            Повторение пройденного материала

У.: Мы продолжаем раздел «Музыка и литература». И вновь будем говорить о том, как музыка связана с литературой.

 

2.            Изучение нового материала

У: Сегодня мы перенесемся в музыкальный театр. Но прежде чем говорить о музыкальном театре, давайте разберёмся, что же такое театр вообще.

 

Д.: …

 

У.: Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Сатиры (козлоногие существа, спутники Диониса), пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога. Так появилась «трагедия» (от греческих слов «трагос» - козёл и «одэ» - песн). «Трагедия» в современном понятии, где зрители проливают слёзы, очень давно была «песнью козлов». Следом за сатирами обязательно выступали другие граждане, поддерживая общий праздник, которые балагурили, придумывали весёлое и смешное. Так возникла «комедия» (от греческого «песнь комоса», «комос» в переводе с греческого означает шествие весёлых ряженых с весёлыми насмешками друг к другу). Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид - один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу «главную роль». До него все трагедии и комедии исполнялись хором, а в произведениях Феспида появился «гипокрит», что значит ответчик.

На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла опера. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Запишем тему урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», и определение:

Опера – крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

 

(работа с учебником с.48-49)

 

У.: На основе чего пишется опера?

 

Д.: Либретто.

 

У.: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Запишем:

Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.

Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Как правило, опера пишется для хора, солистов и оркестра.

Сегодня мы будем говорить об опере, с которой встречались в начальной школе.

 

(работа с учебником с.52-53)

 

У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко

Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию.

 

(заучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

 

Д. …

 

У.: Какие инструменты исполняют основную тему?

 

Д.: Тему исполняют низкие струнные.

 

У.: Это главное зерно темы моря - главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка?

 

Д.: Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря.

 

У.: Когда композитор нарисовал музыкальную картину моря, он  использовал приём повтора. Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности.

Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Как вы думаете , что чувствует в душе Садко?

 

Д.: Он обижен и раздосадован.

 

У.: Сольные номера в опере бывают разные: песня, ария, каватина, речитатив. Но на берегу озера Садко поет песню, песню «Ой, ты тёмная дубровушка». А вот как она звучит, подумаем после того, как ее услышим.

 

(звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

 

Д.: Грустно, печально.

 

У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек.

 

(просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны)

У.:  Какими средствами Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину?

 

Д.: …

 

У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.

 

У.: Мы прослушали разные эпизоды оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова: инструментальные и вокальные. Мы услышали песню Садко, и сейчас сами обратимся к песне.

 

(работа над песней)

 

3.            Обобщение урока

У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее.  Что же  такое опера?

 

Д.: Опера – крупный вокально-инструментальный жанр.

 

У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?

 

Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

 

У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил?

 

Д.: …

 

У.: Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор.

 

Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков?

 

(выставление оценок)

 

У.: Спасибо за урок!

Автор Зайцева Анна Сергеевна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 2347
Номер материала 6333
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓