Главная / Музыка / Конспект урока по музыке на тему

Конспект урока по музыке на тему

hello_html_190e626f.gifМузыкальные портреты в опере А.П. Бородина "Князь Игорь"


Тип урока: комбинированный.

Цель: анализ музыкальных характеристик мужских образов опере А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонационной сферы.

Задачи:

  1. Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря.

  2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями.

  3. Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.

Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д, Песня Галицкого I д,1 к.

Оборудование: аудиозапись арий; CD-проигрыватель; компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 1); Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 2); Н. Рерих Князь Игорь (Рисунок 3); Н. Рерих Князь Галицкий (Рисунок 4); портрет композитора А.П. Бородина; распечатанные таблицы для анализа.

Ход урока

Перед первым уроком по разбору оперы учащиеся получают задание:

  • Пользуясь учебником письменно в тетради дать общую характеристику оперы по плану:

  1. Место оперы в творчестве. Значение.

  2. История создания. Сценическая судьба.

  3. Сюжет. Либретто. Идея.

  4. Жанр.

  5. Драматургия. Композиция.

  • Прочитать либретто оперы.

Начать урок с проверки письменного домашнего задания.

Учитель. Дома вы читали либретто оперы, и заполняли таблицу. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака и Князя Галицкого.

На доске появляются слайды оперы “Князь Игорь”. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Н. Рерих Князь Игорь, Н. Рерих Князь Галицкий.

Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?

Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере и внешнем виде героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.

Ария князя Игоря. II д.

Учитель. В этой арии наиболее полно и всесторонне обрисован главный герой оперы.

Первое слушание

Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, тесситуру инструментов в сопровождении, фактуру.)

Если ария будет не одночастной, то каждые новый раздел обозначьте (поднять руку).

После слушания

Ученики. Вступление вводит в состояние глубокого раздумья. Струнные звучат в низкой тесситуре, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются в расходящемся движении, а бас спускается вниз по хроматическим звукам. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный патриот и в тоже время очень любящий супруг.

(В группах проф. ориентированных возможно сравнение с оркестровым вступлением к арии Сусанина в IV действии. Схожее душевное состояние героев, аналогичные приемы изложения музыкального материала позволяют сделать вывод о духовной общности героев.)

Учитель. Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).

По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.

 

А

В

А

кода

Речитатив «Ни сна, ни отдыха»

1 раздел «И бранной славы пир веселый»

Середина 1 раздела «Погибло всё»

«Ты одна, голубка-лада»

«Уже ли день за днем»

 «Ох, тяжко»

Анализ частей арии и их значение.

Учитель. В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)

Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)

  • Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))

  • Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

  • Каково настроение героя? (мрачное)

  • Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

  • В чем особенность интонаций в окончании фраз? (нисходящие – удрученное состояние героя)

  • О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».

  • Как изменилась музыка? (ускорение темпа, ремарка risoluto, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)

  • Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)

  • Что меняется во фразе «и гибель моих полков». Почему? (Темп замедляется, мелодия теряет свободу и распевность, возвращается декламация. Герой испытывает чувство вины)

Середина первого раздела «Погибло все».

  • Каково настроение героя? (отчаяние)

  • Как композитору удалось выразить его? Какими аккордами сопровождается (консонансы или диссонансы) сопровождается фраза «Плен, постыдный плен»? (диссонансы)

  • Как меняется ритм? (становится пульсирующим)

  • Как передается в музыке уверенность Игоря в победе «Я Русь от недруга спасу»? (на одном звуке – дает устойчивость интонации, речитативность)

Средний раздел арии.

  • К кому обращается Игорь? (к Ярославне)

  • Какие элементы музыкальной речи меняются и почему? (Приятные воспоминания, теплые чувства к супруге. Лад – мажорный. Интонации песенные – искренность, простота. В сопровождении фигурации «покачивания, убаюкивания», выражают ласковые чувства. Движение мелодии поступенное, размеренное)

  • Какие интервалы лежат в основе попевок? (последовательность секунды и терции, т.е. трихордовые попевки)

  • С какой целью используются такие средства музыкальной выразительности? (Передать умиротворенность, покой и свет, царящие в душе князя Игоря)

Третий раздел арии «Ужели день за днем»

  • Как вы определили начало нового раздела? (Яркий контраст со второй частью. Контраст между мечтами князя и его настоящим положением)

  • Назовите раздел, сходный по состоянию, средствам музыкальной выразительности? («И бранной славы пир веселый»)

  • Встречаются ли еще повторения? (да, повторяется речитативное вступление «Ни сна, ни отдыха» возвращается первоначальное скорбное настроение)

Кода «Ох, тяжко».

  • Послушайте внимательно и посмотрите в ноты, какой вид минора мы слышим в этом разделе? (фригийский лад, пониженная II ступень, до-бемоль, при тонике си- бемоль)

  • Зачем композитор использует его? Какой эмоциональный оттенок дает фригийский лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)

  • И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)

Эта ария - музыкальный портрет главного героя оперы, выражающий его разнообразные черты.

Второе слушание.

Перед вторым прослушиванием раздать таблицу для комплексного анализа образов:

герой

Хан Кончак

Князь Игорь

Князь Галицкий

тип голоса

 

 

 

интонации

 

 

 

характер

 

 

 

тип контраста

 

 

 

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Прослушайте и определите, какие же черты являются главными в характере князя Игоря? Заполните в таблице графы «тип голоса», «интонации»

Ученики. Эпизоды тягостных переживаний обрамляют всю арию. Но ее середину составляют светлые разделы, в них-то и выражена сущность образа князя.

Учитель. Зачем Бородин подчеркивает противоречие между героическими усилиями Игоря и его нынешним бедственным положением?

Ученики. Слушатель верит, что Игорь встанет на путь борьбы, спасет Русь от недруга. Т.Е. создаются предпосылки дальнейшего развития действия.

Ария хана Кончака. IIд

Учитель. Давайте вспомним, какой контраст лежит в основе драматургии данной оперы?

Ученики. Противопоставление образов русского народа и половцев.

Учитель. В какой еще опере мы встречали аналогичный конфликт? («Иван Сусанин» Глинки). Сейчас мы услышали музыкальную характеристику русского князя Игоря. Как же А.П. Бородин охарактеризует главного врага князя - хана Кончака? Какова будет форма арии? Определить тембр голоса. (бас) (записать в таблицу)

Первое слушание.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Слушаем и обозначаем каждый новый раздел (поднять руку). Помечаем их границы в нотном тексте.

После прослушивания ученики отмечают разделы:

  • Речитативная попевка «Здоров ли, князь…»,

  • эпизод «Ты ранен в битве при Каяле»,

  • главный .раздел арии «О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой»

  • заключительный раздел «Хочешь ты пленницу с моря дальнего» .

Учитель. Т.е. мы можем сказать, что ария состоит из нескольких разнохарактерных эпизодов.

При помощи каких средств автор очерчивает границы разделов? Меняется ли образ Кончака в разных разделах?

Слушание фрагментов, работа с нотным текстом.

Ученики. В речитативной попевке ощущается воинственность, энергия и властность.

«Ты ранен в битве при Каяле» -отображаются воинственные стороны образа хана.

Учитель. Обратите внимании на сопровождение, какова его роль в разделе?

Ученики. На первый план выступает не речитативность мелодии, а изобразительные моменты в оркестровой партии, воссоздающие эпизод скачки.

В следующем разделе хан проявляет искреннее уважение к Игорю. В мелодии появляются интонации, близкие восточным лирическим напевам. Учитель. Какие качества в этом разделе мы находим у хана Кончака, какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогают? Обратите внимание на ритм, тембр.

Ученики. Вкрадчивость, горделивость, упругость движений Кончака подчеркнута остинатной ритмической триольной фигурой, звучащей в исполнении барабанчика.

В заключительном разделе мелодия построена на хроматических изгибах. Жанровая основа - восточный танец, в сопровождении восходящие синкопированные фигуры. Здесь в музыкальной характеристике хана явственно проступают воинственные черты своенравного и жестокого предводителя кочевой орды. (Заполнить таблицу «интонации хана Кончака»)

Второе слушание.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Каким предстает перед нами образ хана Кончака?

Ученики. Образ Кончака Бородин показал разносторонне: смелым, сильным, порой великодушным. В нем сочетаются контрастные признаки: жестокость и великодушие, хитрость и благородство. (Заполнить таблицу «характер хана Кончака»)

Учитель. Ведь и образ князя Игоря тоже многогранен. Как вы думаете, зачем композитор представляет этих героев такими разнообразными?

Ученики. Кончак и Игорь представлены в опере как достойные противники.

Учитель. Кто еще из композиторов представлял в своей опере два противоборствующих лагеря с такой же многогранностью и симпатией к иноземной культуре? (Глинка «Иван Сусанин»)

Песня Галицкого. Iд. 1к.

Учитель. Вы читали либретто и знаете, что в опере присутствуют и другие мужские роли. Сейчас вы прослушаете вступление к сольному номеру одного из главных мужских персонажей. Сделайте предположение кому из героев оно принадлежит. Аргументируйте свой ответ.

Слушание вступления.

Обычно дети безошибочно определяют, что это характеристика князя Галицкого, т.к. в либретто сказано о бесшабашности князя, впервые перед слушателями он появляется «хмельным», все это передает вступление: звучит в быстром темпе, стремительный гаммообразный взлет мелодии, резкая смена ритмического рисунка, ухарский возглас «Эх!», в сопровождении литавр, имитирующие притоптывания, жанровая основа - плясовая песня.

Первое слушание.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. Определить форму песни Галицкого, в чем контраст частей.

После слушания:

Ученики. Песня Галицкого написана в трехчастной форме.

Учитель. Охарактеризуйте развитие мелодии в вокальной партии.

Ученики. Мелодия начинается с квинтового скачка с последующим волнообразным распевом слога, поддерживается резкими акцентами.

Средний раздел контрастный. «К ночи в терем» мелодия звучит вкрадчиво, страстно, интонационно родственна первой части.

Учитель. Что происходит в третьей части?

Ученики. В третьей части (повторение, реприза) песни утверждается удалой характер «князя-босяка». (Заполнить таблицу «тип голоса, интонации Князя Галицкого»)

Второе слушание.

Вопрос перед слушанием:

Учитель. При повторном прослушивании обратите внимание на партию оркестра в третьей части, какая тема в ней звучит? С какой целью?

После слушания:

Ученики. В оркестре идет каноническое проведение темы на staccato? Таким образом, композитор утверждает бесшабашный характер этого персонажа. (Заполнить в таблице графу «характер Галицкого»)

Учитель. Мы слушали музыкальную характеристику князя Игоря и хана Кончака, они находятся в разных лагерях, они враги и соответственно их характеристики контрастны. А вот князь Галицкий и князь Игорь принадлежат русскому лагерю, сравните их образы.

Ученики. Характеристики этих героев контрастны.

Учитель. С какой целью Бородин создает этот контраст?

Ученики. Галицкий выступает контрастом князю Игорю, подчеркивая его позитивный образ. И еще композитор показывает противоречия, существующие в лагере русских.

Учитель. Интонация – зерно музыкального образа, сравните интонации Галицкого и князя Игоря.

Ученики. Интонации Игоря разнообразны: от задумчиво-декламационных до романсовых, которые традиционно в музыке характеризуют богатство духовного мира героя. А интонации Галицкого – песенные, причем песня не лирическая, а плясовая застольная. Вот тебе и «характеристика внутреннего мира», и вид деятельности заодно.(!)

Учитель. (Здесь можно натолкнуть учащихся на мысль, что в опере Глинки «Иван Сусанин» нет подобных контрастов, там образ народа обобщен, народ – носитель патриотических чувств, воплощение позитива. А впервые с «неоднородностью» характеристики народа дети встречаются в опере Мусоргского «Борис Годунов» (антитеза Пимен- Варлаам, обратить внимание на идентичные музыкальные характеристики Галицкого и Варлаама). Можно и дальше порассуждать: Глинка все же творил в эпоху романтизма, отсюда идеализация образа народа, а Мусоргский – яростный реалист, его цель – правда, а народ не идеален, неоднороден. Бородин пишет оперу в 1869г, он современник Мусоргского, а не Глинки. Хотя и придерживается традиций последнего, (но как видим не во всем).

Закрепление:

Учитель. Давайте проверим наши записи в таблице по анализу образов. (Дети зачитывают записи вслух, поправляют их)

И последняя строка в таблице «тип контраста». Типы контраста бывают:

  • Сопоставление,

  • Оттеняющий,

  • Противопоставление.

В каком взаимодействии находятся образы Кончака – Князя Игоря, Князя Игоря – Князя Галицкого? (записать в таблицу)

герой

Хан Кончак

Князь Игорь

Князь Галицкий

тип голоса

бас

баритон

бас

интонации

воинственные
упругие
вкрадчивые
горделивые

мужественные
героические
романсовые
лирические

бесшабашные
плясовые

характер

Противоречивый,
воинственный, гордый, даже благородный, однако – хитрый.

Положительный, многогранный, благородный с богатым внутренним миром.

Бесшабашный, стихийный, безыдейный.

тип контраста

Кончак-Игорь
сопоставление

 

Галицкий-Игорь
противопоставление

Вывод: Раскрывая тему нашего урока, мы создали три мужских музыкальных портрета и выяснили, что А.П. Бородин в опере представляет образы разнообразные и многогранные. В основе каждого музыкального образа лежит интонация или их комплекс и именно из них и вырастает самобытный, индивидуальный музыкальный портрет-образ героя.



Конспект урока по музыке на тему
  • Музыка
Описание:

Тип урока: комбинированный.

Цель: анализ музыкальных характеристик мужских образов опере А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонационной сферы.

Задачи:

  1. Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря.
  2. Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями.
  3. Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.
Автор Лаушкина Юлия Ильдаровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1760
Номер материала 26541
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓