Главная / Музыка / Конспект урока по музыке

Конспект урока по музыке

МБОУ «Татарская гимназия с отделением искусств»

г.Белебея














Конспект урока по предмету музыка

во 2 классе




Тема: «Что выражает музыка?»


















Составил: Ахметов Тимерхан Асгатович,

учитель музыки.







2014год.

Тема: Что выражает музыка?


Целевой блок

Тема

Что выражает музыка?

Цель


Создать условия для понимания учащимися, как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу, мужество, нежность, мягкость, серьезность и веселость;

Формировать УУД:

  • Личностные:

-Формирование целостного взгляда и отношения к музыке;

-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

  • Регулятивные:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.

  • Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Познавательные: понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказывании в разных жизненных ситуациях;

  • научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера;


Планируемые результаты

Предметные: знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений

Личностные: Уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: - уметь принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- уметь прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.

  • Коммуникативные УУД: уметь с полно и точно выражать свои мысли

  • Познавательные УУД: - узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: научить анализировать прослушанные музыкальные произведения, проводить сравнительную характеристику образов;

Способствовать развитию: развивать творческие способности и мышление учащихся;

Воспитывать: уважительное отношение, чувства коллективизма;

формировать позитивное отношение к классической музыке

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс

Учебник «Музыка» для 2 класса В.О.Усачевой, Л.В.Школяр, стр. -

- презентация «Что выражает музыка?»

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Музыка выражает характер, настроение человека

Организация пространства

Коллективная, групповая, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Музыка, литература, изобразительное искусство

Действия обучающихся

Исполнение песни «Кунелле балачак» муз. М.Шэмсетдиновой, сл. Г.Латыйп.

Исполнение попевки «Без-икенчеләр»

Игра на детских муз. инструментах “Карабай”.

Слушание и анализ мелодии курая “Таштугай”.

Разные ребята”

Кояшлы ил” Л. Батыр-Булгари муз.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке,




План урока.


1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Нацеливание.

2. Работа над темой урока.

1) Сказка о курае.

2) Мелодия курая «Таштугай - слушание и анализ.

3) «Җырлыйк җырның матурын” татарская нар.песня- исполнение песни.

4) «Разные ребята» - попевка разучивание, исполнение.

5) Беседа по сказке Г.Тукая «Шурале»

6) Тема Былтыра из балета «Шурале» Ф.Яруллина – слушание, анализ.

7) Тема Шурале из балета «Шурале» Ф.Яруллина – слушание, анализ.

8) «Карабай» б.н.п. – игра в окестре.

9) «Кояшлы ил» муз. Л.Батыр-Булгари


3. Итог. Оценивание. Домашнее задание.





Ход урока.

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Нацеливание.

У.: - Добрый день! Да действительно - это волшебные слова. Если так с улыбкой поприветствуешь окружающих, то сразу все тебе в ответ улыбнутся, поднимется настроение и на душе станет светлее. Давайте таким хорошим настроением начнем наш урок. Тема нашего урока: « Что выражает музыка?»?

2.Работа над темой урока

Музыку создает человек, и создает ее для людей, потому в музыке прежде всего выражаются мысли, чувства и настроения человека. И не только одного, часто и многих людей, иногда даже целого народа и даже всего человечества (всех людей, живущих на Земле).

- Ребята, вы любите сказки? Ну, конечно же, все – и взрослые и дети любят сказки. И одну из них хочу рассказать вам.


Давным-давно жил один богатый бай. У него был сын по имени Гарей. С малых лет пристрастился Гарей ходить с отцовскими слугами на охоту. А одному ходить на охоту отец строго настрого запретил, потому что в те времена в лесах водилось очень много диких и страшных зверей. И одному Гарею с ними было не справиться.

Однажды сын ослушался отца. Решил показать себя удальцом и, никому не сказав, ушел один. Ушел и не вернулся. День прошел, другой прошел - нет Гарея. Бай осерчал на слуг - вы, мол, в этом виноваты. Неделя прошла – Гарея все не было.

Тогда бай собрал всех своих слуг и приказал, во что бы то ни стало найти сына, да еще и пригрозил: «Кто принесет мне худую весть, пускай пеняет на себя: кину на растерзание волкам».

Долго искали слуги и наконец, нашли, но лишь разорванную в клочья одежду Гарея. Вернулись слуги, а бай ждет их уже у ворот. И не знали слуги как же им сказать баю, что нет больше Гарея. Тогда один из слуг взял свой курай и заиграл на нем.

(включаю мелодию курая «Таштугай»)

Так искусно заиграл и столько печали было в голосе курая, что даже соловьи в саду умолкли и заслушались. Постоял бай, постоял, глядя то на кураиста, то на курай, и заплакал. И на глазах у слуг слезы выступили.

- Ребята, а как вы думаете, отчего же они заплакали, ведь никто из них ни слова не сказал о гибели Гарея? (Ответы детей)

Обо всем им рассказал курай, выражая, своим пением всю печаль и трагедию происшедшего. Хоть никто ни слова не вымолвил, понял бай по напеву курая, что сын его погиб. Но тот же напев, зачаровав его, облегчил горе.

Никому из слуг не пришлось сообщать худую весть.

Так кураист искусной игрой отвел от слуг лютую смерть, а горюющего утешил.

- Музыка может с огромной силой передавать состояние печали, трагедии, а так же радости, счастья, веселья, потому что музыка выражает различные чувства и настроения человека.

- Мы знаем песню, которая выражает ваше настроение. Давайте вспомним ее.

Исполнение песни стоя «Җырлыйк җырның матурын»


Но музыке подвластно и многое другое.

- Послушайте попевку «Разные ребята». Слушая мелодию, вы сами определите, как композитор выразил разных ребят?

  • Исполняю без слов мелодию «спокойных» и «непосед».

- Каких ребят композитор изобразил?

- Одни ребята спокойные, а другие непоседы. Они по характеру разные.

- Значит, мы можем сказать, что композитор выразил своей музыкой характер детей.

- Можно ли передать характер спокойного ученика, спев мелодию торопливо, отрывисто и наоборот?

- Нет.

- Давайте мы с вами разучим и исполним эту попевку.

  • При разучивании нужно обратить внимание на особенности артикуляции в подвижном темпе.

  • Исполнение с хлопками и притопами

Итак, какой можно сделать вывод: мелодия одна и та же? (Да.) А характер? (разный.)

-Значит одна и та же музыка может выражать разные характеры и исполняться по-разному.

Таким образом, мы можем сказать, что музыка выражает не только чувства, мысли, настроение человека, но и его характер. И мы убедимся об этом рссмотрев следующие иллюстрации.


- А теперь посмотрите на эти иллюстрации, героев какой сказки вы здесь видите?

(Это герои сказки «Шүрәле» - Былтыр и Шүрәле)

- А кто написал эту сказку? (Габдулла Тукай)

Что вы можете сказать о Былтыре? (Это джигит, который заготавливал в лесу дрова)

- Какой он по характеру? (Бесстрашный, сильный, смелый, смекалистый)

- А что можете сказать о Шүрәле. (Шүрәле – это дух леса, леший. Его автор описывает как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Любит щекотать людей.)


  • Если бы мы были композиторами, то какую музыку написали о Былтыре?

(Наша музыка была бы гордой, могучей, сильной,)

- Татарский композитор Фарид Яруллин написал на основе сказки Г.Тукая - балет «Шурале».

- Сейчас внимательно послушайте фрагмент из этого балета, где композитор показал характер Былтыра. Ваше мнение совпадет ли с мнением композитора?

Тема «Былтыра» из балета «Шурале» Ф.Яруллина - слушание

- Итак, как прозвучала музыка этого фрагмента? Совпало ваше мнение с мнением композитора? (Да, действительно музыка была гордой, сильной….)


- А как бы мы показали Шурале? (Музыка была бы страшной, колючей, громкой)

- Сейчас внимательно послушайте фрагмент из этого балета, где композитор показал характер Шурале. Ваше мнение совпадет ли с мнением композитора?

Тема «Шурале» из балета «Шурале» Ф.Яруллина - слушание

- Итак, как прозвучала музыка этого фрагмента? Совпало ваше мнение с мнением композитора? (Да, действительно музыка была страшной, колючей, громкой)

- Вот как музыка нам помогла описать характер двух разных героев. Делаем вывод (музыка выражает черты характера человека, сказочного существа, рисует их облик).


- Ребята, скажите, что значит ритм? ( Ритм – чередование коротких и длинных длительностей.)

- Что такое длительность? ( Продолжительность звучания ноты или звука.)

Игра « Ритмическое эхо». Учитель хлопает и показывает трем группам ребят разные ритмические рисунки. Дети каждой группы прохлопывают только свой ритмический рисунок.

Исполнение башкирской нар. песни «Карабай» на детских музыкальных инструментах

Кояшлы ил” муз. Л.Батыр-Булгари - разучивание

- Ребята, посмотрите на этот рисунок. Кого вы видите? (детей)

- Чем они занимаются? Какое у них настроение? (Они играют, веселятся. У них веселое настроение.)

- Мы можем сказать, что они счастливы? (Да, потому что вокруг солнечно, красивая природа, цветут цветы, растут деревья, мир)

- Послушайте песню, подходит ли она к этому рисунку?

Исполняю песню “Кояшлы ил” композитора Л.Батыр-Булгари.


- Итак, как вы думаете, подходит эта песня к этому рисунку? О чем в ней поется? (Думаю подходит, в ней поется о природе родного края, о том какая она разная и всегда прекрасная)

Эта песня называется “Кояшлы ил”. Музыку написала Л.Батыр-Булгари

- Сегодня начнем разучивать эту песню.

- Прочитаем слова первого куплета.

- Разучивание 1 куплета. Вокально-хоровая работа.

- Исполнение 1 куплета.

Итог урока.

- Чему мы научились на этом уроке? (Научились слушать в музыке разные характеры и настроения. Музыка помогла нам представить персонажей из балета Ф.Яруллина Былтыра и Шурале. Научились петь песни “Күңелле балачак”, “Кояшлы ил”, исполненили попевку о разных ребятах, научились играть на детских музыкальных инструментах баш.нар. песню «Карабай»)


(Рефлексия)

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Прислушайтесь к своему настроению. Если у вас до конца урока у вас сохранилось хорошее настроение, опустите в коробочку красный кружочек, а если настроение ваше упало, то пложите синенький кружочек. (Предлагают всем и детям и гостям.)

Оценивание.

Домашнее задание: - выучить слова 2-3 куплетов песни “Кояшлы ил”

Конспект урока по музыке
  • Музыка
Описание:

Цель: На примере музыкального материала объяснить, что выражает музыка.

Задачи: научить учащихся определять настроение, выражение чувств в музыкальных произведениях;

продолжить работу над вокально-хоровыми навыками: над дыханием, дикцией, артикуляцией;

План урока.

 

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Нацеливание.

2. Работа над темой урока.

1) Сказка о курае.

2) Мелодия курая «Таштугай - слушание  и  анализ.

3) «Җырлыйк җырның матурын” татарская нар.песня- исполнение песни.

4) «Разные ребята» - попевка разучивание, исполнение.

5) Беседа по сказке Г.Тукая «Шурале»

6) Тема Былтыра из балета «Шурале» Ф.Яруллина – слушание, анализ.

7) Тема Шурале из балета «Шурале» Ф.Яруллина – слушание, анализ.

8) «Карабай» б.н.п. – игра в окестре.

9) «Кояшлы ил» муз. Л.Батыр-Булгари

 3. Итог. Оценивание. Домашнее задание.

Автор Ахметов Тимерхан Асгатович
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1376
Номер материала 49789
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓