Главная / Другое / (Конспект урока по модулю «Основы светской этики» курса ОРКСЭ) 4 класс Тема: « Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

(Конспект урока по модулю «Основы светской этики» курса ОРКСЭ) 4 класс Тема: « Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение начальная общеобразовательная

школа № 24


(Конспект урока по модулю

«Основы светской этики» курса ОРКСЭ)

4 класс



Тема: « Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»





Разработала: Котлова Наталья Александровна

учитель начальных классов




















Р.п Чунский 2014г





Тема Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.


Задачи:

  • воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

  • учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

  • подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

  • показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

  • развивать умение выражать свои чувства и мысли

  • развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

II. Актуализация знаний.

О чем мы будем говорить на уроке, вы поймёте, если отгадаете загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Что такое по-вашему «семья»? Что слышится вам в этом слове? (семь «Я») Какие слова вы вспоминаете, услышав это слово? (ответы детей)

III. Тема урока.

«Род и семья – исток нравственных отношений».

В загадке сказано, что без семьи не прожить. Почему?

IV. Работа по теме.

  1. Осознание понятия «семья», «родословная». Беседа.

Учитель: В семье формируется культура человека, закладывается все то, что станет потом его способом действовать в этом мире. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей.

- Послушайте стихотворение. (Его может прочитать учитель или подготовленный ученик).


В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ - родительский дом.


- Что значит «родительский дом»? Какие однокоренные слова подберете? (родители, род, родственники, родословная).


-Что видите на рисунке? Что необычного в дереве? Это не обычное дерево, а «генеалогическое древо».

- Кто будет являться корнем этого дерева, а ветки? (Обсудить правила оформления родословной).



В учебнике на с. 39 представлена родословная Пушкина. (Рассматривание, обсуждение).


Предлагаю вам дома с родителями составить свою родословную, узнать историю своей фамилии.


2. Знакомство с праздниками, посвященными семье. Выделение качеств, которые прививает человеку семья

Упражнение «Ассоциация».

У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)

  1. Если семья – это постройка, то какая…

  2. Если семья – это цвет, то какой…

  3. Если семья – это музыка, то какая…

  4. Если семья – это геометрическая фигура, то какая…

  5. Если семья – это название фильма, то какое…

  6. Если семья – это настроение, то какое…

Чтение и обсуждение притчи.

Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду.

  1. «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не

  2. ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ».


Учитель: Семья является хранителем традиционной культуры быта народа; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это основа родины.

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие? (Ответы детей).


Учитель: таких праздников 2.


Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.

День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (можно кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

- Что стало его символом? (ромашка)

-hello_html_17976fa8.gif А какие качества личности должна формировать в человеке семья, чтобы он вырос достойным гражданином?








Задание: Перед вами части ромашки (серединки и лепестки).

На лепестках напишите качества, приобретаемые человеком в семье, и соберите ромашку. (Можно дать список слов для выбора тем, кто затрудняется с ответом).

Обсуждение ответов детей.



3. Осознание смысла семейных отношений. Фронтальная работа.

Учитель: Послушайте болгарскую сказку.

«Сказка о бочке»

Жил-был старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятых сыновей и говорит:

_ Знайте, дети мои, я скоро умру. Но перед смертью расскажу вам притчу. Слушайте хорошенько, а потом мне растолкуете, как поняли.

Старик начал рассказ:

- Рос в лесу дуб. Большое дерево было. С его толстых ветвей желуди дождём падали. Корни его глубоко вросли в землю – соки из неё сосали. Трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел дровосек, примерился к дубу, засучил рукава – и давай рубить. К вечеру повалил дерево, ветки обрубил, а ствол приволок в плотницкую и распилил на тонкие полоски.


Забрал те доски бочар и у себя в мастерской сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое вино, а потом продавал его тем, кто справлял свадьбу, крестины, поминки. Так было, пока бочка оставалась целой…

Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, и бочка рассохлась. Ребятишки растащили обручи,



стали их катать по улицам. Хозяйка сожгла в печи донья. Хороша была бочка, да на нет сошла!..

Ну, сыновья, растолкуйте мне притчу, - сказал отец.


Учитель: Ребята, а вы как бы ответили. О чем хотел сказать старик?


Задумались пятеро братьев. Ничего не смогли сказать отцу. Старик покачал головой и говорит:

- Молоды вы ещё и не догадываетесь. Ну, так слушайте. Лес, где растут большие деревья, - это наша держава. Она вечная. Деревьям её – народу – вовеки не будет конца. Бочка – это семья; клепки - это все мы, родичи; обручи – согласие, вино – радость и счастливая жизнь. Пока в семье согласие - она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!... Берегите обручи, дети мои.

Старший сын поцеловал руку отцу и говорит:

- Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы и детям своим передадим.

Учитель: Зачем старик рассказал эту притчу сыновьям?


4. Работа с пословицами, объяснение их смысла.

Работа в группах.

Русский народ оставил нам свою мудрость в половицах.

Пословицы разделены на две части. Соберите их и объясните смысл. (У каждой группы по 6 пословиц, но объясняет она ту, которую просит учитель).

На что и клад

коли в семье лад

Родительское слово

мимо не молвится

Вся семья вместе

так и душа на месте

Отца с матерью почитать

горя не знать

Родители трудолюбивы

и дети не ленивы

Дом согревает не печь

а любовь и согласие


Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). И от вас? (Да).


5. Разыгрывание ситуаций, возникающих в семье и осознание в них роли ребенка.

Работа в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую нужно разыграть, показывая свои действия.


1) в семье кто-то тяжело заболел;

2) мама пришла с работы усталая;


3) папа что-то ремонтирует;

4) в семье появилось животное;

5) бабушка или мама готовит ужин;

6) папа и мама поссорились.




Кроссворд «Моя семья»


1.Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша…(мама)


2.Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …(папа)


5.Он — мужчина, и он сед,

Папе — папа, мне он — …(дед)

А как ласково мы называем

деда? (дедушка)

3.4.Улыбаюсь я как мама,

Так же хмурюсь я упрямо,

У меня такой же нос

И такой же цвет волос. (дочь) А кто еще может быть похож на маму? (сын)


6.Кто варежки пестрые вяжет,

Старинные песни поет?

Кто сказку такую расскажет,

Что снится всю ночь напролет?

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи? (бабушка)


Какое слово получится в красной рамочке? (семья)




Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней  работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счАстливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!




Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

  1. Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

  1. Я

  2. Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

  1. Я

  2. Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева всё так же ответила:

  1. Я

  2. Кто платье сошьёт, постирает бельё

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы подруга моя!

И Ева промолвила

  1. Я… Я... Я… Я…

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.


4. Итог урока.

О чем говорили на уроке?

Какое место в жизни человека занимает семья? Чем она важна?

Изменил ли урок ваше понимание о семье? Осознание значимости себя в ней?


Индивидуальная работа.

Перед вами сердечки (у каждого своя, необходимо подписать на обороте), напишите, какие добрые поступки вы можете совершать для сохранения спокойствия в своей дружной семье.

Запомните их и постарайтесь выполнять хотя бы что-то, но каждый день.

В серединке нарисуйте смайлик, который отразит ваше настроение после этого урока.






Автофигура 2











(На следующем уроке их можно раздать и попросить раскрасить те лепестки, на которых отражены добрые дела, выполненные за неделю)

Подготовка к созданию семейного герба:

  • Каким может быть герб?

  • Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

  • Что может быть изображено на гербе?

Герб семьи


5. Домашнее задание.

Составить генеалогическое древо семьи.

На что и клад

коли в семье лад

Родительское слово

мимо не молвится

Вся семья вместе

так и душа на месте

Отца с матерью почитать

горя не знать

Родители трудолюбивы

и дети не ленивы

Дом согревает не печь

а любовь и согласие





hello_html_m4d466bb7.png

(Конспект урока по модулю «Основы светской этики» курса ОРКСЭ) 4 класс Тема: « Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
  • Другое
Описание:

 В семье формируется культура человека, закладывается все то, что станет потом его способом действовать в этом мире. Важнейшая  функция семьи – воспитание и развитие детей. 

Для изучения данной темы целесообразно включать в урок сказки, легенды о семье.

Русский народ оставил нам свою мудрость в половицах. Ребята, поработав в парах, составят пословицы о семье, попытаются объяснить смысл данных пословиц.

Отгадывая кроссворд на тему "Моя семья", ребята вспомнят своих родных, расскажут о них что - то интересное.

В каждой семье возникают различные ситуации и ребята на данном уроке разыграют эти ситуации, поработав в группах.

На дом учащиеся получают задание нарисовать герб семьи.

Автор Котлова Наталья Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1961
Номер материала 2537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓