Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по МХК "Второй Российский Серафим"

Конспект урока по МХК "Второй Российский Серафим"

Название документа Конспект урока.doc



Возрастная группа: 10-12 лет.

Тема урока: «Второй Российский Серафим».

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Вид урока: проблемная беседа с элементами дискуссии.

Цель урока: духовно-нравственное воспитание младшего подростка посредством его приобщения к русской культурной традиции православия на примере личности Серафима Вырицкого.

Задачи урока:

Обучающие:

- сформировать представление о православном понимании слов: «святой», «житие», «схима», «преподобный», «постриг», «духовник», «подвиг», «подвижник», «подвижничество»;

- определить роль святых и современных подвижников благочестия в утверждении Отечества;

- уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру;

- познакомиться с житием преподобного Серафима Вырицкого.

Развивающие:

- расширить общий кругозор учащихся, любознательность;

- развивать память, мышление, умение высказываться по теме.

Воспитывающие:

- осмыслить такие высокие духовные ценности как душевная чистота, милосердие, доброта, любовь к ближнему;

- подвести детей к осознанию, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического);

- помочь детям задуматься о смысле своей жизни, индивидуально-ответственном поведении;

- формировать чувство ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Оборудование: оформленный класс, ПК, словарный материал на карточках, компьютерная презентация «Святой Российский заступник», компьютерная презентация «От Меня это было…», работы учащихся отделения Общего эстетического образования школы искусств.

Продолжительность урока: спаренный урок.



Ход урока


«Не забывайте рода своего, прошлого своего,

изучайте своих дедов и прадедов,

работайте над закреплением их памяти».

П.А. Флоренский.

I. Организационный момент:

Учитель: Дорогие мои, друзья! Сегодня у нас с вами необычная встреча. Сегодня мы поговорим о святом человеке Серафиме Вырицком, о его земной жизни и подвигах.

II. Вступительное слово:

Учитель:

Постановка проблемы:

  • Как вы думаете, кого называют святым человеком?

(Обсуждение проблемы).

Учитель: Святые – это люди высокого духа и праведности, прославившие себя служением Богу. Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живёт праведно), но и приобрёл то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Это люди, ближе других стоявшие к Богу и бывшие его верными помощниками. Они – своего рода идеал, образец для подражания. В святых выразился замысел Иисуса Христа об идеальном человеке, способном, как и он, принести себя в жертву ради искупления грехов человеческих. Ведь «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

В святом Евангелие от Матфея есть такие слова: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Эти слова говорят нам, насколько важно быть действительно чистым человеком и стремиться к святости. Если ты чист сердцем – ты увидишь Бога. Именно Он ставит такое условие. 

От рожденья и до смертного порога,

Мы бредём, блуждая в темноте,

Ощупью находим мы дорогу

К счастью, и к любви, и к красоте.

А святому Божий свет сияет,

Словно пламя яркое свечи;

Темноту ночную озаряют

Золотые, тёплые лучи.

Потому святому и подвластны

Наши судьбы, мысли и сердца:

Он духовным зреньем видит ясно

Промысел Небесного Отца.

Учитель: Поэтому святые рассматриваются церковью как посредники между Богом и людьми, наши заступники, к которым мы обращаемся с молитвами о помощи. Именно святые русской земли прославили Россию и заслужили право называть наше Отечество Русью Святой.

Постановка проблемы:

  • Как вы понимание значение слова подвиг? Что можно считать подвигом в наше время?

(Дискуссия).

Учитель: Подвиг – это всегда победа бесстрашия, мужества, воли над страхом и слабостью. Но есть и подвиги тихие, которые совершаются день за днём и оказываются незамеченными. Можно изо дня в день мужественно и спокойно делать для людей то лучшее, на что ты способен. Не оправдывать себя чужими или своими даже самыми правильными словами, идти вперёд, даже если трудно и страшно, делать многое, но не для себя – для людей, которые находятся рядом.

Если мы заглянем в словарь В.И.Даля, то узнаем, что слово «подвиг» произошло от слова «двигаться», а путь ко Христу – это тоже движение, движение непрестанное, ежедневное. Однако первое, чему Господь научает настоящего подвижника – послушание, исполнение Его Святой воли. То есть получается, что подвижник – это тот, кто воплощает в жизнь слова Христа, потому что мы призваны делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Именно такое подвижничество и подразумевает собой христианство: подвиг мученичества, подвиг монашества и аскезы, подвиг многодетности и воспитания детей – этот перечень можно продолжать бесконечно. 

Для нормальной жизни подвиг просто необходим. Подвижников много и среди самых обычных людей, нужно только уметь увидеть такого человека. Кроме того, следует сказать, что подвижничество подразумевает под собой не только героизм, не только мужество, но и творчество. Потому что от нас требуется искать, находить и решать задачи, которые ставит перед нами жизнь.

Постановка проблемы:

  • Как вы понимаете значение слова житие?

(Обсуждение проблемы).

Учитель: Обычно житием называют рассказ о жизни и подвигах тех, кто вошёл в исто­рию христианской церкви и был впоследствии включён в число святых – тех личностей, память о которых до сих пор сохраняется во всех разновидностях христианства. Житие создаётся, как правило, после смерти святого.

На Святой Руси чтение житий святых было излюбленным чтением русского народа. С раннего детства ещё совсем маленьким мальчикам и девочкам читали жития, и с этого начиналось их образование и нравственное воспитание. В этих рассказах о жизни уже прославленных святых указан путь, как можно стать святым.

III. Работа по теме урока: 

Слайд 1:

Учитель: Всего лишь 63 года прошло с тех пор, как на земле жил святитель и угодник Божий Серафим Вырицкий. Вся жизнь святого Серафима была примером благочестия, смирения, пламенной любви к Богу и Отечеству своему.

Это был старец, принявший великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, на которого он стремился быть похожим и который на деле исполнил святоотеческий завет: «Стяжи дух мирен, и тысячи около тебя спасутся...». В отце Серафиме Вырицком будто воскрес великий подвижник из Сарова, который жил много раньше. Оба они разливали вокруг себя мир и тишину. До конца дней своих вырицкий старец с величайшим благоговением и радостью хранил в сердце святой образ преподобного Серафима Саровского. И тема нашего урока сегодня звучит: «Второй Российский Серафим».

Слайд 2:

Учитель: В Гатчинском районе Ленинградской области есть чудесный посёлок Вырица, раскинувшийся на берегах реки Оредеж. Здесь и провёл последние девятнадцать лет своей жизни старец Серафим.

Постановка проблемы:

  • Как вы понимаете значение слова старец?

(Дискуссия).

Учитель: Старец – скорее понятие, чем слово. Стоит оно особо, торжественно и даже таинственно перед нами, как вековой дуб – символ мудрости и святости с древних времён. Старец, по Воле Божией, ведает многим, видя вперёд и вширь, как бы над временем паря в высотах духа. Поэтому особо почитаемо это качество, скорее исключение, чем правило среди людей и в нашем отечестве, и у других народов.

Старец – как одинокий дуб, издалека виден и не спутаешь его с другими. Под его сенью сразу спокойно тебе на душе и мирно духу твоему становится. Поэтому и тянутся души наши к старцу. И за советом в трудных для нас жизненных ситуациях, и просто так – прислониться к духу высокому. Ощутить защиту его мощи и силы, почувствовать себя хоть ненадолго уверенней у его ног.

И хоть духом старец крепок и сильнее нас, телом это не обязательно богатырь. Скорее даже в другом заключается его особенность: в искренней доброте и отзывчивости. Старец видит мудростью своею всё в нас и слова не нужны в общении с ним – и без слов всё ясно ему. Чудо Божие открывается нам. И особый свет, свет как духовный, так и явленный излучает старец вокруг. Старец, как отец и мать, степень родства – но родства духовного. Родства для всех и каждого, достойного и не очень. Каждому в равной степени открыто сердце старца. Это родство вселенское, оно от Творца идёт.

Слайд 3:

Учитель: Сегодня старец Серафим Вырицкий является покровителем Санкт-Петербурга и относится к числу тех новопрославленных русских святых, которые ещё при жизни обрели почитание и любовь множества верующих людей. В 2000 году Преподобный Серафим Вырицкий причислен Русской православной церковью к лику святых. Процесс причисления усопшего подвижника веры к лику святых называется канонизацией. Поэтому это один из самых близких к нашему времени христианских святых. 

Вглядитесь внимательно в лик отца Серафима. Мы видим истончённую плоть старца, которая является воистину прозрачным покровом его чистейшей души, светящейся любовью. Впалые щёки и, при этом – огромные голубые глаза, которые больше всего поражают в дивном облике этого подвижника. Это глаза старца, полные печали, которые смотрят нам в душу. Кажется, что из них на землю смотрит небо.

Называя кого-то святым, мы ставим его на недосягаемую высоту и словно бы лишаем свойств обычного человека. Но ведь святость не даётся с рождения! Не сразу получил будущий старец Серафим, благословение на монашество. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет.

Слайд 4:

Учитель: Давайте познакомимся поближе с жизнью святого Серафима. 31 марта (13 апреля) 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в простой крестьянской семье Муравьёвых родился мальчик, которого при крещении назвали Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника.

Слайд 5:

Учитель: Сегодня деревня Вахромеево не жилая, дома разобраны, жители разъехались. Раньше это поселение тоже было небольшим – всего 10-12 домов. Но к счастью, известно точное месторасположение дома Муравьёвых, где родился и вырос будущий старец Серафим, и на его месте в 2007 году был установлен памятный крест.

 Господь даровал мальчику сообразительность, необыкновенное усердие, терпение и настойчивость в достижении цели, а также удивительную память. В раннем возрасте Василий практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Необычайную расположенность имел он и к историческим наукам, которые стали предметом его особого интереса.

Часы, свободные от мирских трудов, он любил проводить в храме или читал душеполезные книги и молился. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь. В юности Василий зачитывался житиями святых, особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников. Уже в раннем детстве Василий мечтал о принятии монашеского, ангельского образа.

Слайд 6:

Учитель: В Петербург будущий старец, а тогда ещё Вася Муравьёв, приехал в 1876 году, после смерти отца, 10-летним мальчиком и устроился на работу в лавку Гостиного Двора. И вскоре Василий был уже правой рукой хозяина, который помог ему открыть собственное дело.

В возрасте 26 лет Василий Николаевич Муравьёв открывает контору по заготовке и продаже пушнины и становится успешным купцом. Он торговал в России, Франции, Германии, Англии и других странах и за очень короткий срок обогатился и стал миллионером, одним из пяти крупнейших торговцев мехами в Петербурге. Но при первой же возможности он обязательно выезжал на родину и помогал матери содержать дом и хозяйство в исправном состоянии. Всегда поддерживал её материально и хранил к ней нежные сыновние чувства, постоянно поминая её в своих молитвах.

Слайд 7:

Учитель: Тем не менее, неугасимое стремление к монашеской жизни очень сильно владело Василием.  Однажды ещё, будучи подростком, Василий Муравьёв пришёл в Александро-Невскую Лавру в Петербурге и коленопреклоненно умолял старца взять его на любую работу, но услышал такое наставление – пока остаться в миру, создать семью, воспитать детей и после чего вместе с супругой оставшуюся жизнь посвятить монашескому подвигу.

Слайд 8:

Учитель: Приезжая по делам в Москву, молодой купец обязательно посещал Троице-Сергиеву Лавру, где обрёл духовного наставника, знаменитого старца Варнаву из Гефсиманского скита. Накануне кончины в 1906 году старец завещал Василию идти в монастырь, когда начнутся массовые гонения. «Придёт ещё время, – говорил старец, – когда понадобится твоя молитва за Россию и за весь мир».

Слайд 9:

Учитель: В 24 года Василий женился на Ольге Ивановне Найдёновой, заслуженно признанной одной из первых красавиц Европы. Тоже с детства мечтавшей о монашеской жизни, но получившей благословение на жизнь в миру, замужество и лишь потом, по обоюдному согласию с мужем, на постриг. Это был удивительный христианский брак, подобный супружеству святых праведных Петра и Февронии. Василий и Ольга любили друг друга, родили детей, и лишь спустя некоторые годы приняли монашеский обет и до конца жизни пробыли вместе уже как брат и сестра. 

Слайд 10:

Учитель: В 1897 году в Петербурге было основано Ярославское благотворительное общество – одно из крупнейших в России. С 1905 года и вплоть до революции 1917 года Василий Николаевич Муравьёв был активным действительным его членом и жертвователем на богоугодные дела общества.

Посмотрите на эту фотографию. Мы видим изящно одетого, преуспевающего Петроградского купца. Правильная осанка, благородные черты лица, высокий лоб, интеллигентная бородка, усы. Тем не менее, Василий не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. И купец Муравьёв совершает особый поступок: он закрывает своё дело, щедро одаривает всех своих служащих, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Ново-Девичьего женского монастыря в Петербурге, Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии и посвящает всю дальнейшую жизнь служению Господу.

Следует отметить, что история Церкви знает немало людей, для которых богатство не стало препятствием на пути ко спасению. Русское купечество всегда было носителем национальных традиций и хранителем православной культуры. Оно славилось делами милосердия и благотворительности. Это был созидательный слой, который, стоя на прочном фундаменте православной веры и любви к Отчизне, помогал Русским Государям строить великую державу.

Слайд 11:

Учитель: Членом того же Ярославского благотворительного общества был и известный Иоанн Кронштадтский, будущий святой. С отцом Иоанном Кронштадтским Василий Николаевич Муравьёв был знаком не только по делам благотворительности, существовала между ними и несомненная духовная связь. Вполне вероятно, что и подвиг старчества будущий схимник Серафим Вырицкий принял с благословения великого Кронштадтского пастыря.

Слайд 12:

Учитель: По коммерческим делам Василию Николаевичу неоднократно приходилось выезжать за границу. И последняя из поездок была довольно долгой. Говорят, что он некоторое время пробыл на Афоне, и видимо, уже тогда созрело у него желание всецело посвятить себя служению Богу и ближним.

В Северной части Греции находится великая Православная святыня – гора Афон. Она представляет собой полуостров, который омывается Эгейским морем. Этот полуостров, покрытый горными цепями, густыми лесами, скалистыми оврагами, получил название Халкидики. Размеры полуострова приблизительно 90 км в длину и около 30 км в ширину. В настоящее время там находится двадцать монастырей. И в них проживает более 1700 монахов.

Василий Николаевич Муравьёв, находясь на Афоне, молился о вразумлении, как жить дальше. И после сорокадневного поста ему явилась Царица Небесная Богородица, от которой Василий получил откровение – идти в Россию.

Слайд 13:

Учитель: Вернувшись с Афона в Россию в 1920 году, Василий Муравьёв принимает решение передать Александро-Невской Лавре целое состояние – десятки тысяч рублей в золотой монете и вступает в число послушников Лавры в качестве пономаря (низшего служителя при церкви).

Слайд 14:

Учитель: Жена его, Ольга Ивановна Муравьёва, поступила в Новодевичий монастырь, тоже поначалу послушницей. Монашеский постриг супруги приняли в один день: 16 октября 1920 года. Ольга в монашестве получила имя Христины, а  Василий принимает монашество с именем Варнава.

Слайд 15:

Учитель: Но уже в 1927 году он принимает великую схиму с именем Серафим, в честь Серафима Саровского, и избирается братией Александро-Невской Лавры Духовником. На фотографии этого года мы видим старца в схимническом одеянии. И сразу же бросается в глаза взгляд Серафима – это взгляд сурового воина, вставшего насмерть биться за спасение духа народа.

В истории России это было сложное послереволюционное время. И люди тянулись в годы безверия к старцам как источникам живой воды. Батюшке Серафиму вместе с другими иноками пришлось пройти сложный путь лагерей и тюрем. С 1929 года он арестовывался 14 раз. И, находясь в тюрьмах и лагерях, схимонах Серафим продолжал свой подвиг, укреплял веру и вселял надежду в души заключённых.

Слайд 16:

Учитель: После возвращения из последнего заключения в 1933 году батюшка навсегда поселился в посёлке Вырица, которую он называл «святой землёй и нашим северным Иерусалимом». Именно Вырица стала тем местом, где по промыслу Божию, старец Серафим продолжал свой подвиг молитвенника и печальника нашей земли. К этому времени он был уже сильно болен. После переезда в Вырицу к врачам Серафим уже не обращался, говоря: «Буди на всё воля Божия. Болезнь – это школа смирения, где воистину познаёшь немощь свою…».

Слайд 17:

Учитель: Судьба Серафима и многих близких ему людей связывается с Вырицкой деревянной церковью в честь иконы Казанской Божией Матери.

Здесь он жил под Покровом Царицы Небесной и своего Ангела – преподобного Серафима Саровского Любовью ко всему творению Господа.

Слайд 18:

После всех перенесённых испытаний Господь открыл старцу дар прозорливости, чудотворной помощи бедствующим и дар чудотворных исцелений.

Кому открыты тайны бытия

И мудрости божественные двери?

Тому, кто чист душою, как дитя!

Живущему в гордыне и пороках,

Быть не дано всеведущим пророком!

За подвиги, любовь и послушанье

Бог Серафиму дал всезнанье –

Высокий дар – дар прорицанья.

В сплетенье сложном судеб и страстей,

Казалось, видит он сердца людей

И знает то, что им всего важней.

Из тьмы глухой он выводил заблудших,

От тяжести грехов освобождая души.

Так говорил он с каждым человеком,

Как будто знал его давным-давно,

И ведал всё, что в жизни суждено.

Учитель: Для отца Серафима не существовало расстояний, ему открывалось прошлое, настоящее и будущее обращавшихся к нему людей. Старец читал в душах человеческих, как в книге. Никакой человеческий недостаток, никакой грех не мог стать препятствием для отца Серафима. Вместо того, чтобы судить людей, он сострадал им и любил их. Поэтому люди приходили к нему с доверием и надеждой, со своими заботами, горестями и скорбями. Со всей России шли за советом и помощью люди к старцу Серафиму в Вырицу.

И двинулся народ со всей Руси великой

Глухими тропами, просёлками, дорогами.

Шли к старцу перехожие калики,

Шли страждущие, нищие, убогие –

Шли каждый со своей бедою, скорбью,

И каждого встречал святой с любовью.

И каждый находил здесь утешенье,

Вопросов сложных мудрое решенье.

И с ясной, просветлённою душой

Он возвращался в мир большой.

Слайд 19:

Учитель: Отец Серафим молился за всех людей – верующих и неверующих, за врагов и гонителей, желая вечного спасения всем до единого человека. Чем грешнее был человек, который приходил к нему, тем больше батюшка жалел его и слёзно за него молился. Это была великая молитва покаяния за грехи людские.

Слайд 20:

Учитель: Батюшка Серафим был человеком необыкновенно высокой созерцательной жизни. Случалось, что старец на некоторое время прекращал приём посетителей, оставаясь в уединении и безмолвии. Такие дни и ночи подвижник посвящал молитвенному созерцанию. Это бывало не часто, но именно тогда старец, видимо, получал откровения от Господа и укреплялся для дальнейших подвигов.

Как мудрая природа молчалива!

В молчании на солнце зреют нивы,

Молчат объятые глубокой тайной горы,

Молчат лесные чёрные озёра.

И в тишине природы вековой

Всё думою пронизано живой.

В молчании, с собой наедине

Виденья светлые являются ко мне,

Жизнь наполняется чудесным новым смыслом,

Я чувствую рожденье кротких мыслей.

Когда закрыты праздные уста,

Небесных серафимов слышно пенье,

Лишь в тишине рождаются прозренья,

Житейская уходит суета.

И сердце не почувствует укола

Враждебного, чужого, злого слова,

И лесть лукавую не ловит хитрый слух,

И человек стяжает мирный Дух!

Слайд 21:

Учитель: Серафим Вырицкий жил в сложные для России годы, годы гонения на Церковь, в то время, когда открытая проповедь была невозможна. И, может быть, поэтому он прибегает к языку стихов. Старцем Серафимом написано немало бесхитростных стихотворений, которые стали формой его проповеди, пророчества, обращения к народу. Вот какое стихотворение он написал незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1939 году. Сегодня его можно прочитать на поклонном кресте в Вырице:

Пройдёт гроза над Русскою Землёю.

Народу Русскому Господь грехи простит.

И Крест Святой Божественной Красою 

На Божьих Храмах снова заблестит.

Открыты будут вновь Обители повсюду 

И Вера в Бога всех соединит 

И колокольный звон всю нашу Русь Святую 

От сна греховного к спасенью пробудит.

Утихнут грозные невзгоды 

Своих врагов Россия победит. 

И имя Русского, Великого Народа 

Как гром по всей вселенной прогремит!

Слайд 22:

Учитель: Батюшке Серафиму даровано было Господом Богом пророчествовать не только о судьбах людей, но и о судьбах мира. Во время Великой Отечественной войны Вырица была захвачена немцами. И отец Серафим успокаивал местных жителей: «Дома ваши будут целы. Вырица сохранится, ни один человек здесь не погибнет». Он часто говорил, что немцы уйдут: «Они у нас гости, а долго в гостях не бывают – надо домой уходить». И его предсказание исполнилось.

Расквартированные по домам в Вырице немецкие офицеры отца Серафима побаивались. Они тоже приходили к батюшке и спрашивали его, чем закончится война, победит ли Гитлер? Он поразил их тем, что говорил с ними по-немецки. Отец Серафим неизменно отвечал: «Ленинград вы никогда не возьмёте. Мы – Православная держава. Вера сейчас гонится, но через короткое время Церковь снова возродится».

Было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чьё благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. С опущенными головами выходили немцы от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.

Только представьте себе – какую надо иметь силу духа, чтобы остаться в оккупации и заставить немцев уважать себя!

Слайд 23:

Учитель: Кроме непрестанной молитвы, отец Серафим во время Великой Отечественной войны принял на себя особый подвиг: тысячу ночей стоял старец на коленях в саду на камне перед иконой чудотворца Серафима Саровского и молился о спасении России. Следует вспомнить, что Серафим Саровский совершил подобный подвиг, молясь на камне о спасении России, во время Отечественной войны 1812 года.

Батюшке Серафиму Вырицкому тогда шёл уже 76-й год. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, он настойчиво требовал помочь добраться ему до камня. На яблоньке укреплялась икона Серафима Саровского, и вырицкий старец вставал своими больными коленками на камень, простирал руки к небу и продолжал свой непостижимый 1000-дневный подвиг. Изо дня в день, в течение всех военных лет, молился Серафим Вырицкий о спасении Отечества. Он говорил тогда: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси». Об этом стоянии старец написал в 1942 году духовный стих:

И в радости и в горе монах, старец больной,

Идёт к святой иконе, в саду, в тиши ночной.

Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей

И Старцу поклониться о Родине своей:

«Молись Благой Царице, Великий Серафим,

Она Христа десница, Помощница больным.

Заступница убогим, одежда для нагих,

В скорбях великих многих спасёт рабов Своих...

В грехах мы погибаем, от Бога отступив,

И Бога оскорбляем в деяниях своих».

Учитель: По милости Божией и по подвигу своему отец Серафим стал живым храмом Святого Духа. Служение в этом живом храме не прекращалось ни днём, ни ночью. Старец непрестанно взывал ко Господу, умоляя Всевышнего о спасении России и её народа.

Господь даровал святому Серафиму удивительную способность – умело совмещать попечения о земном с задачами духовными. И ещё – быть преданным сыном своей Отчизны, стремящимся сделать всё возможное для её блага и процветания. Его любовь к России и её народу была воистину безгранична.

Слайд 24:

Учитель: Преподобному Серафиму шёл уже 83 год, конец его благочестивой жизни приближался. И совсем незадолго до кончины, весной 1949 года отец Серафим спал, не просыпаясь 12 суток подряд. Когда батюшка проснулся, то сказал своей келейнице: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашёл и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от православия».

Слайд 25:

Учитель: Отец Серафим знал о дне и часе своей кончины. Перед кончиной ему явилась Сама Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. Это означало, что старцу был открыт час его перехода к вечности. Божия Матерь явилась старцу у берёзы под окном его кельи. Отец Серафим сказал, чтобы эту берёзу ни в коем случае не срубали.

Святой старец Серафим Вырицкий скончался 3 апреля 1949 года. У гроба, среди четырёх воспитанников Ленинградской Духовной Академии, стоял и 20-летний Алексей Ридигер, который впоследствии стал Святейшим Патриархом Алексием II.

Слайд 26:

Учитель: Похоронен угодник Божий Серафим в Вырице, на маленьком кладбище рядом с храмом в честь иконы Казанской Божией Матери, где всё помнит отца Серафима. В настоящее время над могилой преподобного находится часовня, построенная в том же стиле, что и храм.

Слайд 27:

Учитель: Внутри часовни расположена рака, где под спудом покоятся мощи преподобного Серафима Вырицкого. Рядом находится могила матушки Серафимы, которая почти шесть десятилетий была для отца Серафима преданной спутницей жизни, мудрой старицей и прозорливицей.

Скончалась она раньше, в 1945 году. И старец Серафим пережил расставание с ощущением, что разлука эта будет недолгой, и скоро им предстоит встретиться в вечной жизни. На кресте  могилы  схимонахини Серафимы  было прикреплено четверостишие, которое преподобный Серафим Вырицкий  написал о ней:

«Не зарастёт тропа народная травой,

 К твоей могилке матушка родная.

 Ты всех любила сердцем и душой,

 Не пропадёт твоя любовь святая».

Слайд 28:

Учитель: Ещё при жизни старец всем говорил: «Кому нужна моя помощь, приходите ко мне на могилку как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам». Как при жизни, так и после своей кончины батюшка помогал и помогает всем, обращающимся к нему.

Слайд 29:

Учитель: И вот уже многие годы идут и едут с разных концов нашей необъятной России православные люди помолиться на могилу батюшки, служат панихиды, молятся, плачут, каются, приносят записочки со своими просьбами, исполненными веры в помощь старца.

Святой Серафим Вырицкий продолжает и сегодня спасать от бед и указывать верный путь всем, кто молитвенно обращается к нему.

IV. Заключительный этап:

Учитель: Иисус Христос учил, что главная цель жизни – искать «Царства Божия и правды Его». То есть главная цель в жизни здесь и сейчас – это развитие души, развитие характера человека. А формируют характер человека добрые дела. Если у некоего человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрёл, обогатился) такую-то добродетель.

Добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств жизни, души, характера человека. Через скорби поднимается человеческое сердце к Богу, пытаясь сотворить в себе храм, идя к святости. Именно в этой, полной искушений, скорбной жизни прошёл своё служение Господу преподобный Серафим. Долгие годы шёл он путём незаметного, будничного подвига. Это скрытый от посторонних глаз подвиг, совершаемый во внутреннем уединении. Это ежедневный подвиг покаяния, поста и молитвы, подвиг реальных и посильных дел, совершаемых ради и во имя любви к Богу и Его творению. Всей своей жизнью учил отец Серафим: «Да будет на всё, Господи, Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!».

Постановка проблемы:

  • Как вы думаете, почему подвижников, людей, жертвующих собой в большом и малом, становится не больше, а меньше?

(Дискуссия).

Учитель: Подвижником христианства может быть абсолютно любой человек, который слышит через Евангелие голос Бога и старается на любом месте, где поставил его Господь, жить и трудиться по совести, не предавая Христа.

Мы должны понимать, что всё в этом мире совершалось и совершается по воле Божией. Бог не является источником зла, Он превращает различные бедствия в средство вразумления людей.

V. Рефлексия:

Учитель: Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Русский учёный, философ, богослов Павел Александрович Флоренский, современник Серафима Вырицкого, писал: «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти».

Постановка проблемы:

  • Как вы думаете, что он хотел этим сказать?

(Дискуссия).

Учитель: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Приобщение и изучение русской культурной традиции православия, нашего национального прошлого – это школа нравственности, духовности и восприятия современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Русская история столь обильно украшена выдающимися подвижниками, что зачастую, обозревая минувшие века, испытываешь искушение воскликнуть – вот она вершина! Выше уже невозможно подняться! Думается, что это не совсем верно.

Когда всматриваешься в дни земной жизни наших русских святых, ясно видишь, что они были лучшими людьми своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужественности своей. Но все эти, столь высоко ценимые в миру свойства, они почитали несущественными, незначащими.

Со временем изменяется характер подвижничества, появляется, если можно так сказать, другой тип русского святого, но святость остаётся. Конечно же, у каждого свой путь к святости, но есть и общее: это охваченность всего существа человека такой любовью, которая поворачивает его лицом к Богу и не позволяет больше никогда отвести от Него внутренний взор. Это и есть «обращение», к которому призывал и призывает Господь.

Постановка проблемы:

  • Подумайте и назовите, какими чертами характера должен обладать Святой человек.

(Составление кластера, записывается на доске).

Учитель: Оглядывая земную жизнь святого Серафима Вырицкого, мы видим, что он не совершил в ней ничего такого, чего не мог бы совершить любой человек. Однако этот человек для нас является примером в духовно-нравственном воспитании, примером святости в миру. Он предстаёт перед нами как воплощение черт идеальных, образцовых. Его жизнь – образец праведного пути. Его житие, как икона, показывает образец святости, не лицо человека, а лик.

Сегодня мы переживаем сложное время, но ведь и преподобный Серафим жил в переломные для страны богоборческие годы, которые показали, что, несмотря на многие факторы, состояние здоровья, всяческие притеснения, его дух, внутренний мир был непоколебим. Безусловно, все подвиги старца – это шаги, которые требовали решительности и истинной веры в Бога, но что мешает и нам уверовать и вооружиться подобной решительностью, чтобы вырваться из пустой и ничтожной суеты? Ведь любому из нас не заказано мужество и бесстрашие, нужно только больше заботиться о собственной душе и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас.

Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается.

Учитель: Вот и познакомились мы с вами с земной жизнью и подвигами русского святого, заступника нашего – преподобного Серафима Вырицкого, который был удивительной, яркой личностью. Его жизненный путь представляет образец святости, чистоты, праведности и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога.

Давайте ещё раз обратимся к иконе преподобного Серафима Вырицкого. Посмотрите на этот светящийся лик старца-схимника, сосредоточенный, проницательный взгляд, тонкие, с прожилками руки. Уравновешенный образ Серафима выражает неземное величие, совершенный разум и высочайшую нравственность. Красив лик святого, но это особая красота – строгая, твёрдая и незамутнённая: «Чтобы пропускать свет духовного смысла», «красота как святость». Такая красота не отвлекает, она – ориентир в поисках истины, света, духовного.

И для нас очень важным является понимание того, что святые, с чьими житиями мы знакомимся, не герои давно минувших дней и преданья старины глубокой. Это наши с вами друзья и наставники, которые всегда готовы оказаться рядом в трудную минуту или которых можно поблагодарить в любой момент.

Когда поют соборную молитву

И голоса взлетают хором стройным,

Становится так радостно, так больно!

И слёзы льются из открытых глаз.

И перед образом святого Серафима,

Как пред заступником, с надеждой я молюсь

И за себя, и за детей, за Русь.

И верю, он поможет нам незримо!

Отче Серафиме, моли Бога о нас!









Используемые печатные источники и Интернет-ресурсы:


1. Васильев В. Посланники любви небесной (Святые Гатчинской земли) // Гатчинская правда от 26.04.2003.

2. Гиппиус А. Помощь святых: Серафим Вырицкий. Как жить, когда рушится мир: война, революция, кризис.СПб.: «Веды», 2009.

3. Защук Г. Храм в честь иконы Казанской Божьей матери в поселке Вырица // Оредеж. –

СПб.: ООО «Лига Плюс», 2002.

4. Новиков А. Н. Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865–1949) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – СПб.: Изд-во Ленинградской епархии, 1990. №№ 1–2.

5. Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996.

6. «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий». – М.: Издательство Братства святителя Алексия, 1996.

7. Сухонина Н. Вырицкий подвижник // Семья, 2000. № 20/644.

8. Филимонов В. П. Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого. – СПб.: Сатисъ, 1999.

9. Яковлева Т. Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери // Гатчинская правда №4, 2000.

10. http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2000/n08/10.html

11. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4897.htm

12. http://www.vstavaj-dusha.com/2.htm

13. http://gonchara.narod.ru/book/vyr.htm

14. http://www.patriarchia.ru/db/text/603744.html

15. http://www.pravmir.ru/vsemu-svoe-vremya-prepodobnyj-serafim-vyrickij/

16. http://www.stoletie.ru/sozidateli/prorochestva_serafima_vyrickogo_2011-02-03.htm



Название документа Презентация к уроку.ppt

Сергеева О.Ю. МБОУДО «ПДШИ» г. Подпорожье
Живописные места Вырицы
Поклонный крест в деревне Вахромеево
Гостиный Двор
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Троице-Сергиева Лавра
Семья Муравьёвых. 1905 год
Купец Василий Николаевич Муравьёв
Иоанн Кронштадтский
Святая гора Афон на полуострове Халкидики
Братия Александро-Невской лавры
Воскресенский Новодевичий монастырь
Схимонах Серафим Вырицкий
Дом в Вырице, в котором жил отец Серафим
Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Вырице
Место служения отца Серафима
Батюшка Серафим
Поклонный крест в Вырице
Молельный камень Серафима Вырицкого
Явление Пресвятой Богородицы Серафиму Вырицкому ранним утром 2 апреля 1949 года
Часовня Серафима Вырицкого
Рака над мощами Серафима Вырицкого
Деревянное надгробие над мощами святого
1 из 29

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Сергеева О.Ю. МБОУДО «ПДШИ» г. Подпорожье
Описание слайда:

Сергеева О.Ю. МБОУДО «ПДШИ» г. Подпорожье

№ слайда 2 Живописные места Вырицы
Описание слайда:

Живописные места Вырицы

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Поклонный крест в деревне Вахромеево
Описание слайда:

Поклонный крест в деревне Вахромеево

№ слайда 6 Гостиный Двор
Описание слайда:

Гостиный Двор

№ слайда 7 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Описание слайда:

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

№ слайда 8 Троице-Сергиева Лавра
Описание слайда:

Троице-Сергиева Лавра

№ слайда 9 Семья Муравьёвых. 1905 год
Описание слайда:

Семья Муравьёвых. 1905 год

№ слайда 10 Купец Василий Николаевич Муравьёв
Описание слайда:

Купец Василий Николаевич Муравьёв

№ слайда 11 Иоанн Кронштадтский
Описание слайда:

Иоанн Кронштадтский

№ слайда 12 Святая гора Афон на полуострове Халкидики
Описание слайда:

Святая гора Афон на полуострове Халкидики

№ слайда 13 Братия Александро-Невской лавры
Описание слайда:

Братия Александро-Невской лавры

№ слайда 14 Воскресенский Новодевичий монастырь
Описание слайда:

Воскресенский Новодевичий монастырь

№ слайда 15 Схимонах Серафим Вырицкий
Описание слайда:

Схимонах Серафим Вырицкий

№ слайда 16 Дом в Вырице, в котором жил отец Серафим
Описание слайда:

Дом в Вырице, в котором жил отец Серафим

№ слайда 17 Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Вырице
Описание слайда:

Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Вырице

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 Место служения отца Серафима
Описание слайда:

Место служения отца Серафима

№ слайда 20 Батюшка Серафим
Описание слайда:

Батюшка Серафим

№ слайда 21 Поклонный крест в Вырице
Описание слайда:

Поклонный крест в Вырице

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Молельный камень Серафима Вырицкого
Описание слайда:

Молельный камень Серафима Вырицкого

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25 Явление Пресвятой Богородицы Серафиму Вырицкому ранним утром 2 апреля 1949 года
Описание слайда:

Явление Пресвятой Богородицы Серафиму Вырицкому ранним утром 2 апреля 1949 года

№ слайда 26 Часовня Серафима Вырицкого
Описание слайда:

Часовня Серафима Вырицкого

№ слайда 27 Рака над мощами Серафима Вырицкого
Описание слайда:

Рака над мощами Серафима Вырицкого

№ слайда 28 Деревянное надгробие над мощами святого
Описание слайда:

Деревянное надгробие над мощами святого

№ слайда 29
Описание слайда:

Конспект урока по МХК "Второй Российский Серафим"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Изучение русской культурной традиции православия, нашего национального прошлого – это школа нравственности, духовности и восприятия современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Русская история столь обильно украшена выдающимися подвижниками, что зачастую, обозревая минувшие века, испытываешь искушение воскликнуть – вот она вершина! Выше уже невозможно подняться! Думается, что это не совсем верно. Когда всматриваешься в дни земной жизни наших русских святых, ясно видишь, что они были лучшими людьми своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужественности своей. Но все эти, столь высоко ценимые в миру свойства, они почитали несущественными, незначащими. 

Автор Сергеева Ольга Юрьевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 593
Номер материала 19397
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓