Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект урока по методике Ю.А.Макарова по изо на тему "Искусство Городца. Роспись разделочных досок" (5класс)

Конспект урока по методике Ю.А.Макарова по изо на тему "Искусство Городца. Роспись разделочных досок" (5класс)

Скачать материал

 

Искусство Городца. Роспись разделочных досок.  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Организационный момент. Целеполагание

Приветствие. Сообщение темы, цели урока.

Знакомство с планом урока

3 мин

2

Самостоятельное изучение нового материала

Организация самостоятельного изучения материала

Решение творческих задач

5 -10мин

3

Практическая часть -1

Объяснение и показ тренинговых упражнений

Практическое выполнение тренинговых упражнений

15 мин

4

Практическая часть - 2

Обход и индивидуальная помощь обучающим

Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока

10 + 30 мин

5

Подведение итогов

Организация выставки работ

Сравнение и сопоставление результатов работ с предполагаемой оценкой

10 мин

6

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Запись домашнего задания

1 мин

 

Цели:

 1. Познакомить обучающихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.

2. Воспитывать любовь к Родине, её истории.

3. Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.

Оборудования и материалы:

1. Презентация с изображением произведений городецкой росписи.

2. Раздаточные материалы: цветной картон или разделочная доска, шаблоны элементов росписи: окружности (будущих цветов) разных диаметров, птиц, коней; карточки с надписями и изображением порядка выполнения основных элементов городецкой декоративной росписи.

3. Для обучающихся: цветной картон (жёлтый) или разделочная доска (прошкуренная), кисти беличьи №1, №2, №3, гуашь художественная, линейка, карандаш, ластик, баночка для воды, палитра, белый лист.

 

План урока 1.

1. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементов росписи.

2. Постановка художественной задачи.

3. Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции.

 План урока 2.

1. Постановка художественной задачи (расписать разделочную доску по мотивам городецкой).

2. Практическое выполнение задания.

3. Анализ работ. Выставка работ «Городецкая ярмарка».

Ход урока 1

            Из истории Городецкой росписи

                               

             На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец, основанный еще в 1152 г. Юрием Долгоруким.

               В XVII в. этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, подставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

          Каждую неделю, по субботам, в Городец съезжались крестьяне из соседних деревень, купцы из разных городов, в том числе и из Нижнего Новгорода. На обозрение покупателей выставлялись декоративно - прикладные изделия местных мастеров - игрушки, прялки, деревянная посуда. Любая ярмарка с её красочными изделиями собирала народ, поднимала настроение, радовала глаз и сердце крестьянина.

      

 

           Городецкие мастера становятся известны за пределами своего края уже в начале VIII века. "Дамы и кавалеры" украшали поверхности изделий. Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Основные "сюжеты"дополнялись изображением цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали городецкую роспись особенно декоративной, а значит красивой. Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от родителей к детям, живо и по сей день.                                                                                                           

 

 

         Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны, купавка, бубенчик - основные элементы декоративной композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие задания.                                       Собери картинку...

 

 

 

 

                                Декоративная роспись

 

                           Жостово                                       Городец

 

             Гжель

 

 

                                                                                                                                 

                                                                                                                   

                      Виды изобразительного искусства

 

                                 Живопись                                                          Графика                    

 

             Архитектура                                                     Декоративно-прикладное искусство                                                 

 

Скульптура

 

Из какого материала изготавливают эти предметы?

 

                      Керамика                                                             Дерево                              

 

 

Металл

                      

                            Постановка художественной задачи.                     

        А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы постараемся научиться писать бубенчик, купавку, розан, птицу, коня. Помогут вам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи и таблица на доске.              

 

Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой композиции.            

Учитель демонстрирует выполнение элементов росписи на доске, ватмане. Ребята стараются выполнить как можно больше элементов росписи.                                                     

                                                                        

                                                                          Ход урока 2                                                        

 

                            Постановка художественной задачи.                                                                          Учитель. После тренинговых упражнений, перейдём к выполнению росписи на разделочной доске. (Ребята заранее дома покрывают их жёлтой гуашью). Ребята используя шаблоны самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы.

 

               

 

 

 

 

                 Практическое выполнение задания.                                        

 

       Объяснение последовательности упражнений и приёмов рисования кистью элементов Городецкого узора.

 

       Наблюдаем, как ритмично чередуются цветы, как располагаются чёрные линии и белые мазки, украшающие цветы, бутоны, листья.

                                                                          

       На картоне (доске, заранее пошкуреной мелкой шкуркой) жёлтого цвета, создать симметричную или асимметричную композицию из элементов росписи с помощью шаблонов (окружности разного диаметра). Отступить от края  рабочего  картона  2 см, между цветами должно быть расстояние 1 - 1,5 см.               

 

 

 

 

НАМ ПОНАДОБЯТСЯ:

 

1. Кисти беличьи №1 - для контурной работы и №2, 3 - для замалёвка.

2. Гуашь художественная + баночка с водой.

3. Плотный лист бумаги или изделие, которое хотите расписать (предварительно пошкуреное)

4. Карандаш, ластик, линейка.

5. Шаблоны, вырезанные из картона - круги разного диаметра. У меня - 4,5 см - большой,

3 см-средний, 2 см – малый и самый маленький -1,5 см. Для чего нужны шаблоны - окружности?

Для того, чтобы не применять циркуль, так как окружность, является  основой Городецкой росписи.

 

 

         На картоне (доске, заранее пошкуреной мелкой шкуркой) жёлтого цвета, создать симметричную или асимметричную композицию из элементов росписи с помощью шаблонов (окружности разного диаметра). Отступить от края  рабочего  картона  2 см, между цветами должно быть расстояние 1 - 1,5 см.

 

 

 Этапы:

1 - «замалёвок», напоминает раскраску

 

2 - «оттенёвка», закрашиваем серцевинки (кружочки вверху) и оттеняем дужки.

 

3 - «разживка», начинаем с чёрного цвета. Разживляем листья, с одной  стороны (дуги), внутри листика - пара усиков, с другой стороны листика - капельки. Затем разживка, белым цветом в форме капелек, на бутоне. Штриховка на серцевинках. На листьях белой краской - тычки.

 

                     Замалёвок                              Оттенёвка                                Разживка

 

 

Несколько советов:

-чаще меняйте воду в банке,

-не оставляйте кисточку в банке с водой,

-не используйте хорошую кисть для смешивания красок.

 

Свойства гуаши:

-при высыхании она светлеет,

-пачкает руки,

-быстро сохнет.

Поэтому не оставляйте гуашь надолго открытой. Не бойтесь вертеть рабочую поверхность так, чтобы всегда было удобно.                                                         

 

Этапы рисования цветка - купавки.

     

       1. Обвести карандашом шаблон  большой окружности (1). Затем, разместить на большой круг - окружность (2), от центра вверх (купавки направлены маленькой окружностью  к центру композиции), обвести и раскрасить розовым цветом, дать просохнуть («замалёвок). Розовый цвет получаем, путём смешения красного цвета с белым. Основное правило работы  гуашью - очень незначительное добавление воды.  Краска должна быть размешана в баночках до густоты сметаны. Смешиваем краски на палитре получаем нужное количество полученного колера. Колер - цвет, окраска; оттенок и густота краски. Затем окружность (4) расположить на круг (2), также обвести карандашом и раскрасить красной краской и вокруг окружности (2), в виде дужки. Затем берём красную краску для маленького круга и дужки цветка - купавки («оттенёвка»)

 

       2. Слева и справа расположить и обвести шаблон двух средних кругов (2), на них разместить шаблоны (3) и раскрасить голубой краской, обвести дужки вокруг круга (3), синей краской, для среднего бутона купавки. Голубую краску получаем, смешивая белила с небольшим количеством синей краски. Над сине - голубыми бутонами купавки, можно расположить ещё круги, другого цвета, другого цветка.

    

 

        3. Следующий этап выполнения упражнения - рисование  листьев приёмом прикладывания кисти. Листочки можно расположить веером, по три листочка слева и справа от бутона. Можно по два листочка, по одному...  По центру композиции можно расположить птицу - фазан или вороного коня.

 

                                                                                                                                     

         4. Следующий этап разживления, («разживка») начинаем с чёрного цвета. Тонкой кистью №1, наносят плавные линии чёрным цветом внутри листьев - пара усиков, с другой стороны - капельки. Затем разживка, белым цветом в форме капелек, на бутоне. Штриховка на серцевинках. На листьях белой краской - тычки.

 

Подведение итогов.

 

1 этап - оценка "3", (замалёвок)

2 этап - оценка "4", (оттенёвка)

3 этап - оценка "5", (разживка)

 

Таблица достижений поможет фиксировать ваши достижения.

 

       В конце урока проводится анализ и выставка Городецкой росписи.

 

Домашнее задание.

Самостоятельно, познакомиться с народной праздничной одеждой.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по методике Ю.А.Макарова по изо на тему "Искусство Городца. Роспись разделочных досок" (5класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Искусство Городца. Роспись разделочных досок.  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Организационный момент. Целеполагание

Приветствие. Сообщение темы, цели урока.

Знакомство с планом урока

3 мин

2

Самостоятельное изучение нового материала

Организация самостоятельного изучения материала

Решение творческих задач

5 -10мин

3

Практическая часть -1

Объяснение и показ тренинговых упражнений

Практическое выполнение тренинговых упражнений

15 мин

4

Практическая часть - 2

Обход и индивидуальная помощь обучающим

Самостоятельное выполнение и закрепление темы урока

10 + 30 мин

5

Подведение итогов

Организация выставки работ

Сравнение и сопоставление результатов работ с предполагаемой оценкой

10 мин

6

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Запись домашнего задания

1 мин

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 942 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к урокам изобразительного искусства для 8 класса по программа Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Сценография — особый вид художественного творчества 
  • 03.10.2020
  • 532
  • 3
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация к урокам изобразительного искусства для 5 класса по программе Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Городецкая роспись
  • 03.10.2020
  • 358
  • 2
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 818
    • DOCX 5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гималова Венера Альфировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гималова Венера Альфировна
    Гималова Венера Альфировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25167
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 390 человек

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 272 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе