Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по методике Ю.А. Макарова "Русские прялки" (5 класс).

Конспект урока по методике Ю.А. Макарова "Русские прялки" (5 класс).

5 класс «Изобразительное искусство» Название общей темы. Древние корни народного искусства. Автор учебника по программе Б. М. Неменского Тема урока. Русские прялки. Цели урока: 1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической композиции в её украшении. 2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. 3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

2 мин

2

Беседа о русских прялках

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

5 мин

3

Просмотр слайдов

Показ слайдов (типы прялок)

Обзор слайдов

2 мин

4

Закрепление сведений о прялке, о её назначении и традиции

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Участие детей в закреплении материала

2 мин

5

Постановка художественной задачи

Объяснение поставленной задачи

Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов

1 мин

6

Практическое выполнение задания.

Обход и контроль за выполнением задания

Практическая деятельность обучающихся

25 мин

7

Подведение итогов и обсуждение работ

Организация выставки работ

Участие в обсуждение работ

2 мин

8

Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске

Запись в дневниках

1 мин

Стенограмма.

Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Русские прялки» даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Оборудование и материалы.

1.Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока

1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. 2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам. 3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. 4. Постановка художественной задачи. 5. Практическое выполнение задания. 6. Подведение итогов.

Ход урока

Учитель. Русские прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к прекрасному.

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением



Рогов А. П. Мир русской души, или История русской народной к…Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением

ПрезентацияДеревянный мир Руси 1990 Маёрова К., Дубинская К. - Русское народное прикладное искусствоРусские прялки- и обрядовость связанная с прядениемПрирода славян. Глава IV. Мой дом - моя крепость

Вологодские художники - ЗАВАРИН АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, украшались маковкой и серёжками, к которой привязывалась кудель, для прядения, и донца - горизонтального сиденья для пряхи.



ПрезентацияРусские прялки- и обрядовость связанная с прядением

Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,-

писал А. С. Пушкин

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж – жене. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.





C:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (4).pngC:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (3).png

Постановка задачи. Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике. Как нарисовать высоту Сайт о рисованииC:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029.pngC:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (2).png

Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). Выполнение эскиза русской прялки.

В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Фамилия, имя ученика

А («3»)

Б («4»)

В («5»)

1





2





3





1. (А) – оценка «3», (рисунок прялки в карандаше, построение) 2. (Б) – оценка «4», (закрасить ровно по контуру, силуэт) 3. (В) – оценка «5», (сочинения и декор орнамента в цвете)

Подведение итогов. В конце урока можно провести выставку работ. Работы анализируются, оцениваются.

Домашнее задание: цветная бумага, картон, ножницы, клей, альбом

Название школы (МБОУ Лицей №52, г. Уфа.) ФИО учителя полностью (Гималова Венера Альфировна) Электронный адрес свой или школы (miss.gimalova@yandex.ru)



































Конспект урока по методике Ю.А. Макарова "Русские прялки" (5 класс).
  • ИЗО, МХК
Описание:

 

5 класс                                                                                                                            «Изобразительное искусство»                                                                                                                          Название общей темы.                                                                                      Древние корни народного искусства.                                                                                                            Автор учебника по программе Б. М. Неменского                                                                                                              Тема урока.  Русские прялки.                                                                                    Цели урока:                                                                                                                 1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической композиции в её украшении.                                                                                                                   2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.                                                                                                                        3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

     Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Русские прялки» даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

 

Автор Гималова Венера Альфировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1814
Номер материала 48886
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓