5 класс
«Изобразительное искусство»
Название общей темы. Древние корни народного искусства.
Автор учебника по программе Б. М. Неменского Тема
урока. Русские прялки. Цели
урока: 1.
Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической
композиции в её украшении. 2.
Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. 3.
Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение
использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Проект
урока.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Время
|
№1
|
Организационный момент. Тема. Целеполагание
|
Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение
темы. Контроль организации рабочего места
|
Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола
|
2 мин
|
№2
|
Беседа о русских прялках
|
Объяснение темы
|
Участие в обсуждении нового материала
|
5 мин
|
№3
|
Просмотр слайдов
|
Показ слайдов (типы прялок)
|
Обзор слайдов
|
2 мин
|
№4
|
Закрепление
сведений о прялке, о её назначении и традиции
|
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной
задачи
|
Участие детей в закреплении материала
|
2 мин
|
№5
|
Постановка художественной задачи
|
Объяснение поставленной задачи
|
Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов
|
1 мин
|
№6
|
Практическое выполнение задания.
|
Обход и контроль за выполнением задания
|
Практическая деятельность обучающихся
|
25 мин
|
№7
|
Подведение итогов и обсуждение работ
|
Организация выставки работ
|
Участие в обсуждение работ
|
2 мин
|
№8
|
Домашнее задание
|
Запись домашнего задания на доске
|
Запись в дневниках
|
1 мин
|
Стенограмма.
Урок по
изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства»,
по теме «Русские прялки» даёт первоначальные сведения о прялке.
Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение
использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Оборудование
и материалы.
1.Таблицы
и иллюстрации с изображением русских
прялок. 2. Художественные
материалы.
3. Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
1. Беседа об истории, назначении и
традициях росписи русских прялок. 2.
Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.
3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. 4.
Постановка художественной задачи. 5.
Практическое выполнение задания. 6.
Подведение итогов.
Ход урока
Учитель. Русские
прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину
думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем
свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к
прекрасному.
Прялка – орудие для ручного
прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, украшались маковкой и
серёжками, к которой привязывалась кудель, для прядения, и донца -
горизонтального сиденья для пряхи.
Многие поэты воспевали прялку как
олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить
в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая,
дева
Прядёт, и зимних друг
ночей, Трещит
лучинка перед
ней,-
писал А. С. Пушкин
Ручное прядение было очень
медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка
должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.
Прялка была не только
орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её
украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку
невесте, отец - дочери, муж – жене. Прялка становилась гордостью её владелицы,
передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над
прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал
росписью.
Типы прялок сложились в
далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки,
свои приёмы украшения.
Постановка задачи.
Учитель.
А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском
традиционном орнаменте и его символике.
Практическое выполнение задания (звучит
русская народная песня).
Выполнение
эскиза русской прялки.
В процессе самостоятельной работы
проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.
№
|
Фамилия,
имя ученика
|
А
(«3»)
|
Б
(«4»)
|
В
(«5»)
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
1.
(А) – оценка «3», (рисунок прялки в карандаше,
построение) 2.
(Б) – оценка «4», (закрасить ровно по контуру,
силуэт)
3. (В) – оценка «5», (сочинения и декор орнамента в цвете)
Подведение итогов.
В
конце урока можно провести выставку работ. Работы анализируются, оцениваются.
Домашнее
задание: цветная бумага, картон, ножницы, клей, альбом
Название школы (МБОУ Лицей №52, г. Уфа.)
ФИО учителя полностью (Гималова Венера Альфировна)
Электронный адрес свой или школы (miss.gimalova@yandex.ru)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.