Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект урока по методике Ю.А. Макарова

Конспект урока по методике Ю.А. Макарова

Скачать материал

5 класс                                                                                                                            «Изобразительное искусство»                                                                                               Название общей темы. Древние корни народного искусства.                                                                                                          Автор учебника по программе Б. М. Неменского                                                                    Тема урока.  Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Цели урока:                                                                                                                                            1. Познакомить обучающихся со славянской орнаментальной символикой и её историей.                                                                                                                                        2. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.                                                                                                                              3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.                                                                                                                                  4. Рассказать обучающимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.

Проект урока. 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

№1                

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Отметка  отсутствие обучающихся.  Сообщение темы. Контроль организации рабочего места

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

2 мин

№2

Беседа о древних орнаментах

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

5 мин

№3             

Просмотр слайдов

Показ слайдов (разновидности промыслов)

Обзор слайдов

2 мин

№4               

Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении (в слайдах)

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Участие детей в закреплении материала

2 мин

№5

Постановка художественной задачи

Объяснение поставленной задачи

Обдумывание и самостоятельное  сочинение линейных орнаментов

1 мин

№6              

Практическое выполнение задания.

Обход и контроль за выполнением задания

Практическая деятельность обучающихся

25 мин

№7              

Подведение итогов и обсуждение работ

Организация выставки работ

Участие в обсуждение работ

2 мин

№8

Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске

Запись в дневниках

1 мин

                                                                                                                                                                     

Стенограмма.                                                                                                                                         Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы» даёт возможность сформировать понятие славянской орнаментальной символики. Воспитывать любовь к национальному искусству. Развивать эстетический и художественный вкус.

        

Оборудование и материалы.                                                                                                          1.Художественные материалы.                                                                                                 2. Таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.                                            3.Предметы ДПИ, широко используемые в быту (посуда, деревянные ложки, подносы, украшения, игрушки, игрушки-свистульки).                                                                                    4. Подборки иллюстраций с изображением орнамента на предметах быта.                                                                                          

План урока

1. Беседа о древних орнаментах с использованием игровой ситуации.                                            2. Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении.                   3. Постановка художественной задачи.                                                                                                    4.  Практическое выполнение задания.                                                                                                   5. Подведение итогов и обсуждение работ.

 Ход урока                                                                                                                                                               Учитель.  ДПИ прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Оно получило название от латинского dekoro- украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.                                                    Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения,  игрушки и т.д.). Давайте назовём такие предметы в нашем быту.                                                                                                                                                         Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением " Перуница

 

Декоративно прикладное искусство - Составление личного гороскопа!

 Полотенце с вензелями

Юбилейная выставка С.Д. Кузьминых - Выставки - Афиша

художники Записи в рубрике художники Дневник Tensi : LiveInt…

Возрождение русской культуры, традиционных народных ремёсел и искусств.

Русский язык и письменность - Я хочу все знать!- я.ру 

          Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранит в себе чаша – календарь, изображены на ней древние славянские орнаменты, полные глубоко смысла.

         Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить. Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес молнии, кто заставляет лить дождь? И все главные вопросы  были связаны с небом, с солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.                                                                                                                                            

        Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Изображением солнца - форма кружка. Кружок, разделённый крестом на четыре части, - это тоже знак Солнце (верно, четыре времени года).  В форме квадрата с косым крестом, Солнце.                                                                  

        В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить и его. В распаханную землю сеятели бросали семена. Их изображали в виде точек, их можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Из семян прорастали  росточки.

        Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшении предметов человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл в изображаемый им мир, своё желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

          

Постановка задачи.                                                                                                                                                              Учитель. А теперь, ребята, пусть каждый из вас нарисует и украсит свою вазу (чашу) чародейными узорами. Ребята могут придумать свою форму чаши и самостоятельно сочинить ещё 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках – символах.

Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня).                                                                                      Выполнение эскиза чаши - календарь.                             

В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и  самооценки по карте достижений.

Фамилия, имя ученика

А («3»)

Б («4»)

В («5»)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

                                                                                                                                                           1. (А) – оценка «3»,  (рисунок чаши в карандаше, построение)                                                                                      2. (Б) – оценка «4»,   (закрасить чашу ровно по контуру, силуэт)                                                                                                                    3. (В) – оценка «5»,   (сочинения 2-3 линейных орнаментов)

 Подведение итогов. В конце урока можно провести выставку работ. Работы анализируются, оцениваются.                                                                                                                                                     

                   Домашнее задание: цветной картон и бумага, ножницы, клей, альбом

Название школы (МБОУ Лицей №52, г. Уфа.)                                                                                     ФИО учителя полностью (Гималова Венера Альфировна)                                                      Электронный адрес свой или школы (miss.gimalova@yandex.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по методике Ю.А. Макарова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

5 класс                                                                                                                            «Изобразительное искусство»                                                                                                            Название общей темы.                                                                                    Древние корни народного искусства.                                                                                                                 Автор учебника по программе Б. М.  Неменского                                                                                                             Тема урока.  Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.                                                                                                                    Цели урока:                                                                                                                 1. Познакомить обучающихся со славянской орнаментальной символикой и её историей.                                                                                                          2.Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.                                                                                                                              3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.                                                                                                                                                                                  4. Рассказать обучающимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.

            Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы» даёт возможность сформировать понятие славянской орнаментальной символики. Воспитывать любовь к национальному искусству. Развивать эстетический и художественный вкус.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к урокам изобразительного искусства для 8 класса по программа Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Сценография — особый вид художественного творчества 
  • 03.10.2020
  • 531
  • 3
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация к урокам изобразительного искусства для 5 класса по программе Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Городецкая роспись
  • 03.10.2020
  • 355
  • 2
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 690
    • DOCX 1.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гималова Венера Альфировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гималова Венера Альфировна
    Гималова Венера Альфировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25108
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 82 человека

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе