Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по методике Ю.А. Макарова

Конспект урока по методике Ю.А. Макарова

5 класс «Изобразительное искусство» Название общей темы. Древние корни народного искусства. Автор учебника по программе Б. М. Неменского Тема урока. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Цели урока: 1. Познакомить обучающихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. 2. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. 3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. 4. Рассказать обучающимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.

Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

2 мин

2

Беседа о древних орнаментах

Объяснение темы

Участие в обсуждении нового материала

5 мин

3

Просмотр слайдов

Показ слайдов (разновидности промыслов)

Обзор слайдов

2 мин

4

Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении (в слайдах)

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Участие детей в закреплении материала

2 мин

5

Постановка художественной задачи

Объяснение поставленной задачи

Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов

1 мин

6

Практическое выполнение задания.

Обход и контроль за выполнением задания

Практическая деятельность обучающихся

25 мин

7

Подведение итогов и обсуждение работ

Организация выставки работ

Участие в обсуждение работ

2 мин

8

Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске

Запись в дневниках

1 мин

Стенограмма. Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы» даёт возможность сформировать понятие славянской орнаментальной символики. Воспитывать любовь к национальному искусству. Развивать эстетический и художественный вкус.

Оборудование и материалы. 1.Художественные материалы. 2. Таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов. 3.Предметы ДПИ, широко используемые в быту (посуда, деревянные ложки, подносы, украшения, игрушки, игрушки-свистульки). 4. Подборки иллюстраций с изображением орнамента на предметах быта.

План урока

1. Беседа о древних орнаментах с использованием игровой ситуации. 2. Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении. 3. Постановка художественной задачи. 4. Практическое выполнение задания. 5. Подведение итогов и обсуждение работ.

Ход урока Учитель. ДПИ прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Оно получило название от латинского dekoro- украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.). Давайте назовём такие предметы в нашем быту. Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением



Декоративно прикладное искусство - Составление личного гороскопа!

Полотенце с вензелями

Юбилейная выставка С.Д. Кузьминых - Выставки - Афиша

художники Записи в рубрике художники Дневник Tensi : LiveInt…

Возрождение русской культуры, традиционных народных ремёсел и искусств.

Русский язык и письменность - Я хочу все знать!- я.ру

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранит в себе чаша – календарь, изображены на ней древние славянские орнаменты, полные глубоко смысла.

Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить. Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес молнии, кто заставляет лить дождь? И все главные вопросы были связаны с небом, с солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Изображением солнца - форма кружка. Кружок, разделённый крестом на четыре части, - это тоже знак Солнце (верно, четыре времени года). В форме квадрата с косым крестом, Солнце.

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить и его. В распаханную землю сеятели бросали семена. Их изображали в виде точек, их можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Из семян прорастали росточки.

Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшении предметов человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл в изображаемый им мир, своё желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

C:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029.png

C:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20141029 (2).png

Постановка задачи. Учитель. А теперь, ребята, пусть каждый из вас нарисует и украсит свою вазу (чашу) чародейными узорами. Ребята могут придумать свою форму чаши и самостоятельно сочинить ещё 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках – символах.

Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). Выполнение эскиза чаши - календарь.

В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.

Фамилия, имя ученика

А («3»)

Б («4»)

В («5»)

1





2





3





1. (А) – оценка «3», (рисунок чаши в карандаше, построение) 2. (Б) – оценка «4», (закрасить чашу ровно по контуру, силуэт) 3. (В) – оценка «5», (сочинения 2-3 линейных орнаментов)

Подведение итогов. В конце урока можно провести выставку работ. Работы анализируются, оцениваются.

Домашнее задание: цветной картон и бумага, ножницы, клей, альбом

Название школы (МБОУ Лицей №52, г. Уфа.) ФИО учителя полностью (Гималова Венера Альфировна) Электронный адрес свой или школы (miss.gimalova@yandex.ru)



































Конспект урока по методике Ю.А. Макарова
  • ИЗО, МХК
Описание:

 

 

5 класс                                                                                                                            «Изобразительное искусство»                                                                                                            Название общей темы.                                                                                    Древние корни народного искусства.                                                                                                                 Автор учебника по программе Б. М.  Неменского                                                                                                             Тема урока.  Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.                                                                                                                    Цели урока:                                                                                                                 1. Познакомить обучающихся со славянской орнаментальной символикой и её историей.                                                                                                          2.Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.                                                                                                                              3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.                                                                                                                                                                                  4. Рассказать обучающимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.

            Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства», по теме «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы» даёт возможность сформировать понятие славянской орнаментальной символики. Воспитывать любовь к национальному искусству. Развивать эстетический и художественный вкус.

 

Автор Гималова Венера Альфировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 483
Номер материала 48856
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓