5 класс
«Изобразительное искусство»
Название общей темы. Древние корни народного искусства.
Автор учебника по программе Б. М. Неменского Тема
урока. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Цели
урока: 1.
Познакомить обучающихся со славянской орнаментальной символикой и её
историей. 2.
Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного
творчества.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную
активность.
4. Рассказать обучающимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с
ДПИ и его местом в жизни человека и общества.
Проект
урока.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Время
|
№1
|
Организационный момент. Тема. Целеполагание
|
Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение
темы. Контроль организации рабочего места
|
Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола
|
2 мин
|
№2
|
Беседа о древних орнаментах
|
Объяснение темы
|
Участие в обсуждении нового материала
|
5 мин
|
№3
|
Просмотр слайдов
|
Показ слайдов (разновидности промыслов)
|
Обзор слайдов
|
2 мин
|
№4
|
Закрепление
понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении (в слайдах)
|
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной
задачи
|
Участие детей в закреплении материала
|
2 мин
|
№5
|
Постановка художественной задачи
|
Объяснение поставленной задачи
|
Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов
|
1 мин
|
№6
|
Практическое выполнение задания.
|
Обход и контроль за выполнением задания
|
Практическая деятельность обучающихся
|
25 мин
|
№7
|
Подведение итогов и обсуждение работ
|
Организация выставки работ
|
Участие в обсуждение работ
|
2 мин
|
№8
|
Домашнее задание
|
Запись домашнего задания на доске
|
Запись в дневниках
|
1 мин
|
Стенограмма.
Урок по
изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства»,
по теме «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
даёт возможность сформировать понятие славянской орнаментальной символики.
Воспитывать любовь к национальному искусству. Развивать эстетический и
художественный вкус.
Оборудование
и материалы. 1.Художественные
материалы.
2. Таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.
3.Предметы ДПИ, широко используемые в быту (посуда, деревянные ложки,
подносы, украшения, игрушки, игрушки-свистульки). 4.
Подборки иллюстраций с изображением орнамента на предметах быта.
План урока
1. Беседа о древних орнаментах с
использованием игровой ситуации. 2. Закрепление
понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом
значении. 3. Постановка художественной
задачи.
4. Практическое выполнение
задания.
5. Подведение итогов и обсуждение работ.
Ход урока Учитель. ДПИ
прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Оно получило название от
латинского dekoro- украшаю.
Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными,
но и красивыми. Декоративно-прикладное
искусство (ДПИ) - это создание художественных изделий, имеющих практическое
назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель,
ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.). Давайте назовём такие предметы в
нашем быту.
Образный язык
декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют
символическое значение. Большую тайну хранит в себе чаша – календарь,
изображены на ней древние славянские орнаменты, полные глубоко смысла.
Какая же тайна скрывается
в рисунках на чаше? Оказывается, люди верили в то, что если есть желание «изобразить»,
то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить.
Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес молнии,
кто заставляет лить дождь? И все главные вопросы были связаны с небом, с
солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь,
поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда
обращался к ним с поклоном за
помощью.
Чтобы Солнце светило, надо
изобразить это желание. Изображением солнца - форма кружка. Кружок, разделённый
крестом на четыре части, - это тоже знак Солнце (верно, четыре времени года).
В форме квадрата с косым крестом,
Солнце.
В древности люди не
поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Чтобы пошёл дождь, надо
изобразить и его. В распаханную землю сеятели бросали семена. Их изображали в
виде точек, их можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Из семян
прорастали росточки.
Сегодня мы с вами
приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшении предметов человек
вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл в
изображаемый им мир, своё желание жить в согласии с природой свободней и
уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно
сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.
Постановка задачи.
Учитель.
А теперь, ребята, пусть каждый из вас нарисует и украсит свою вазу (чашу)
чародейными узорами. Ребята могут придумать свою форму чаши и самостоятельно
сочинить ещё 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о
знаках – символах.
Практическое выполнение задания (звучит
русская народная песня). Выполнение
эскиза чаши - календарь.
В процессе самостоятельной работы
проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.
№
|
Фамилия,
имя ученика
|
А
(«3»)
|
Б
(«4»)
|
В
(«5»)
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
1.
(А) – оценка «3», (рисунок чаши в карандаше,
построение) 2.
(Б) – оценка «4», (закрасить чашу ровно по контуру,
силуэт)
3. (В) – оценка «5», (сочинения 2-3 линейных орнаментов)
Подведение итогов.
В
конце урока можно провести выставку работ. Работы анализируются, оцениваются.
Домашнее
задание: цветной картон и бумага, ножницы, клей,
альбом
Название школы (МБОУ Лицей №52, г. Уфа.)
ФИО учителя полностью (Гималова Венера Альфировна)
Электронный адрес свой или школы (miss.gimalova@yandex.ru)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.