Главная / Начальные классы / Конспект урока по математики на тему "Прямоугольник"

Конспект урока по математики на тему "Прямоугольник"

2 кл.

Т Е М А У Р О К А : Прямоугольник


Цель: познакомить с геометрической фигурой - прямоугольником;


Задачи: 

1. знакомство с геометрической фигурой - прямоугольником;

2. способствовать развитию логического мышления: умению анализировать, синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;

3. воспитывать и активизировать интерес к предмету, творческому поиску на уроке математики.

Тип урока: комбинированный

Формы работы:   

- фронтальная,

- групповая,

- работа в парах,

- индивидуальная

Методы и приемы:

- словесные (беседа, объяснение)

- практические (выполнение заданий в тетради, измерение прямоугольников и квадратов, строительство вагонов и геометрических фигур, самостоятельная работа)

-  проблемный (наблюдение)

- наглядный (демонстрация)

-  ТСО (звуковые)

-  методы стимулирования и мотивации учения (поощрение, игры)

Оборудование:

демонстрационный материал: плакат «Планета Многоугольников», рисунок поезда, углы, рисунок Знайки;

.

Ход урока:

Организационный момент:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Сообщение целей урока:
— Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой — геометрией. Вы, узнаете, как называется новая геометрическая фигура. Но сначала мы повторим ранее изученный материал.

Устный счет:
На доске: (13+5) – 6 = 6.

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Выражение.)
— Это решение задачи. Придумайте условие. (Петя нашел 13 грибов, а Вася 5 грибов, из них б грибов оказалось несъедобных. Сколько съедобных грибов нашли ребята?)
— Объясните по выражению, что означают числа 13, 5, 6 ? (13- количество грибов, которые нашел Петя. 5 -количество грибов, которые нашел Вася. 6 количество несъедобных грибов.)
— Решите задачу, записав по действиям.
Дети решают самостоятельно. В результате работы на доске появляется запись:
13 + 5 = 18 (гр.)
18 - 6 = 12 (гр.) Ответ: 12 грибов.

Что узнали первым действием? (Сколько грибов нашли мальчики)
Вторым действием? - (Сколько грибов съедобных?)
Как записали ответ? - (Ребята нашли 12 съедобных грибов.)
На какие две группы можно разделить все числа, которые
использовали в записи решения? ( Однозначные и двузначные).
К наименьшему однозначному числу прибавьте наибольшее двухзначное число. Какое число у вас получилось? (1 + 99 = 100.)
Можно ли это число отнести к одной из наших групп? Почему?
Расположите все наши числа в порядке убывания: 13, 5, 6, 12, 1, 99, 100.
На доске появляются карточки с этими цифрами. После выполнения задания эти карточки переворачиваются, и получается слово: «Молодцы».
— Вы хорошо потрудились, и теперь я могу рассказать вам сказку. Только сказка эта не обычная, а математическая. Называется она - «Родственники».

Ihello_html_m3a491ab9.gifУ. Тема урока
— Итак, слушайте.
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвасталась:
«Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!»
— Как же зовут тебя, брат? — спрашивали встречные.

— Назовите эту фигуру, ребята! (Квадрат.)
— А как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)

Вот Квадрат и спрашивает: «А мы не родственники с тобой?»
— Я бы тоже рад был узнать об этом. Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас фамилия может быть одна и та же, — ответил Прямоугольник.
Стали они искать, и нашли эти четыре признака сходства.

Хhello_html_m3e6a369d.gifодил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество,
побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. «Ежели встречу родственника, то я сразу его узнаю, — думал Квадрат, — ведь он на меня должен быть чем-то похож».
Однажды встречает он на пути такую фигуру:

- Давайте и мы их найдем. (1. Четыре угла. 2. Все углы прямые. 3. Четыре стороны. 4.Противоположные стороны равны).
Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может быть у них? (Прямоугольники.)
Продолжаю сказку:

(Учитель рисует на доске прямоугольник, можно прикрепить фигуру из цветной бумаги на доске.)
Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, увидел он в этой фигуре. И спросил тогда: «Как зовут тебя?»
— Меня зовут...

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе трудится и вместе веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустов еще какая-то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой:

— Ребята, кто думает, как называется эта фигура? (Прямоугольник.)

Правильно. Прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы прямые). Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы.
(Ученик у доски измеряет углы.)
— Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)
— Как называются стороны, которые лежат одна против другой? (Противолежащие.)
Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы прямые.)
— Покажите их.
(Один ученик у доски показывает.)
— Давайте измерим их длину. Что скажете? (Они равны.)
— Измерьте другие стороны. (Они равны.)
— Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника. (Противоположные стороны прямоугольника равны.)
В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая, их друг на друга.
Учитель показывает.
— Вот какая это интересная фигура — прямоугольник. Но вернемся к сказке.

Вот квадрат и спрашивает: « А мы не родственники с тобой?»

Я бы тоже рад был узнать об этом. Если у нас найдётся четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас может быть одна и та же фамилия, - ответил Прямоугольник.

Стали искать, и нашли эти 4 признака сходства.

Давайте и мы их найдём. (4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны.)

Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы прямые.)
— Покажите их.
(Один ученик у доски показывает.)
— Давайте, измерим их длину. Что скажете? (Они равны.)
— Измерьте другие стороны. (Они равны.)
— Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника. (Противоположные стороны прямоугольника равны.)
В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая, их друг на друга.
Учитель показывает.
— Вот какая это интересная фигура — прямоугольник. Но вернемся к сказке.

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить – поживать, вместе трудиться и вместе веселиться и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса, и видят: выходит из-за кустов ещё какая-то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой:

На доске вывешивается четырёхугольник.

Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и говорит: «Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас нашёл, своих близких родственников.

Аhello_html_19c56e93.gif как – же тебя зовут? – с удивлением спросили новую фигуру.

Зовут меня…

Как называют эту фигуру, ребята? (четырёхугольник.)

А как же ты докажешь, что мы родственники? – вновь последовал вопрос.

Очень просто. Все мы имеем 2 общих признака.

И эти 2 признака сходства были названы.

А вы сумеете их назвать? (Четыре угла. Четыре стороны).

Так встретились и стали жить вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом….

(четырёхугольники).

Понравилась сказка? О какой новой фигуре узнали? (О прямоугольнике)

У. Физкультминутка


УI. Закрепление


№1. с. 12.
- Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые.
— Сегодня мы будем учиться чертить фигуры с прямым углом.№2, с. 12.
— Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала? (Прямой угол.)
— Воспользуемся чертежным треугольником. Расположите чертёжный треугольник в тетради так, чтобы вершина его угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек. Теперь по чертежному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками.
— Остальные фигуры строим самостоятельно.


УII. Работа над задачей
№ 3, с. 12.
— Прочитайте задачу. Что необычного заметили? (Недостаточно данных).
— Дополните ее данными, чтобы условие было полным. (Ответ учащихся).
— Составьте обратные задачи. (Ответы учащихся).


УIII. Задание на смекалку
— Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и З см.
Дети чертят самостоятельно, учитель проверяет.
— Молодцы, все начертили верно. А теперь давайте подумаем можно ли из этого прямоугольника получить квадрат. (Можно. Объясняют как.)

— Как? (Взять за одну сторону квадрата длину или ширину прямоугольника.)
— Начертите квадрат любым способом.
— Продолжаем творческую работу. Назовите фигуру, которую вы видите. (Четырехугольник.)
— Чем он отличается от прямоугольника? (Углы не прямые.)
— Подумайте, как их этой фигуры получить прямоугольник?
Один ученик на доске переделывает чертеж.
— Докажите, что это прямоугольник.
— Хотите сами попробовать так сделать? Начертите в тетради прямоугольный треугольник. Дополните его до прямоугольника. Объясните, как это сделали.


IХ. Итог урока
Вот и закачивается наш урок. Вам он понравился? (Да.)
Что нового узнали на уроке?
Что осталось непонятным?

X. Домашнее задание №4, 6, с. 12.










Конспект урока по математики на тему "Прямоугольник"
  • Начальные классы
Описание:

Предлагаю вам конспект урока по теме «Прямогульник». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов.Данный конспект урока очень познавательный, направлен на воспитание интереса к предмету, развивает любознательность, наблюдательность, мышление.Считаю, что именно эти формы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке, позволяют решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Автор Сагалакова Ольга Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 321
Номер материала 18057
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓