2 кл.
Т Е М А У Р О К А : Прямоугольник
Цель: познакомить с геометрической фигурой - прямоугольником;
Задачи:
1. знакомство с
геометрической фигурой - прямоугольником;
2. способствовать
развитию логического мышления: умению анализировать, синтезировать,
классифицировать, сравнивать и обобщать;
3. воспитывать и
активизировать интерес к предмету, творческому поиску на уроке математики.
Тип урока: комбинированный
Формы
работы:
- фронтальная,
- групповая,
- работа в парах,
- индивидуальная
Методы и
приемы:
- словесные (беседа,
объяснение)
- практические
(выполнение заданий в тетради, измерение прямоугольников и квадратов,
строительство вагонов и геометрических фигур, самостоятельная работа)
- проблемный
(наблюдение)
- наглядный
(демонстрация)
- ТСО (звуковые)
- методы
стимулирования и мотивации учения (поощрение, игры)
Оборудование:
демонстрационный
материал: плакат «Планета Многоугольников», рисунок поезда, углы, рисунок
Знайки;
.
Ход урока:
Организационный
момент:
Каждый день – всегда, везде,
На
занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И
тихонечко сидим.
Сообщение целей
урока:
— Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной
наукой — геометрией. Вы, узнаете, как называется новая геометрическая фигура.
Но сначала мы повторим ранее изученный материал.
Устный счет:
На доске: (13+5) –
6 = 6.
- Посмотрите на доску.
Что вы видите? (Выражение.)
— Это решение задачи. Придумайте условие. (Петя нашел 13 грибов, а Вася
5 грибов, из них б грибов оказалось несъедобных. Сколько съедобных грибов
нашли ребята?)
— Объясните по выражению, что означают числа 13, 5, 6 ? (13- — количество
грибов, которые нашел Петя. 5 -— количество грибов, которые нашел Вася.
6 — количество несъедобных грибов.)
— Решите задачу, записав по действиям.
Дети решают самостоятельно. В результате работы на доске появляется запись:
13 + 5 = 18 (гр.)
18 - 6 = 12 (гр.) Ответ: 12 грибов.
Что узнали первым
действием? (Сколько грибов нашли мальчики)
Вторым действием? - (Сколько грибов съедобных?)
Как записали ответ? - (Ребята нашли 12 съедобных грибов.)
На какие две группы можно разделить все числа, которые
использовали в записи решения? ( Однозначные и двузначные).
К наименьшему однозначному числу прибавьте наибольшее двухзначное
число. Какое число у вас получилось? (1 + 99 = 100.)
Можно ли это число отнести к одной из наших групп? Почему?
Расположите все наши числа в порядке убывания: 13, 5, 6, 12, 1, 99, 100.
На доске появляются карточки с этими цифрами. После выполнения задания эти
карточки переворачиваются, и получается слово: «Молодцы».
— Вы хорошо потрудились, и теперь я могу рассказать вам сказку. Только сказка
эта не обычная, а математическая. Называется она - «Родственники».
IУ. Тема урока
— Итак, слушайте.
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми. Так как
при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила
она на своем пути, всем хвасталась:
«Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны углы все прямые,
красивее меня нет фигуры на свете!»
— Как же зовут тебя, брат? — спрашивали встречные.
— Назовите эту фигуру,
ребята! (Квадрат.)
— А как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)
Вот Квадрат и
спрашивает: «А мы не родственники с тобой?»
— Я бы тоже рад был узнать об этом. Если у нас найдется четыре признака, по
которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас фамилия
может быть одна и та же, — ответил Прямоугольник.
Стали они искать, и нашли эти четыре признака сходства.
Ходил Квадрат
по свету. И стало тяготить его одиночество,
побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое
веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать
родственников. «Ежели встречу родственника, то я сразу его узнаю, — думал
Квадрат, — ведь он на меня должен быть чем-то похож».
Однажды встречает он на пути такую фигуру:
- Давайте и мы их
найдем. (1. Четыре угла. 2. Все углы прямые. 3. Четыре стороны.
4.Противоположные стороны равны).
Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может быть у них? (Прямоугольники.)
Продолжаю сказку:
(Учитель рисует на
доске прямоугольник, можно прикрепить фигуру из цветной бумаги на доске.)
Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, увидел он в этой фигуре. И
спросил тогда: «Как зовут тебя?»
— Меня зовут...
Обрадовались фигуры
тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе
трудится и вместе веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды
на опушке леса и видят: выходит из-за кустов еще какая-то фигура и направляется
прямо к ним. А вид она имела такой:
— Ребята, кто думает,
как называется эта фигура? (Прямоугольник.)
Правильно.
Прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы прямые). Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы.
(Ученик у доски измеряет углы.)
— Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)
— Как называются стороны, которые лежат одна против другой? (Противолежащие.)
Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы
прямые.)
— Покажите их.
(Один ученик у доски показывает.)
— Давайте измерим их длину. Что скажете? (Они равны.)
— Измерьте другие стороны. (Они равны.)
— Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника. (Противоположные
стороны прямоугольника равны.)
В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая, их друг на
друга.
Учитель показывает.
— Вот какая это интересная фигура — прямоугольник. Но вернемся к сказке.
Вот квадрат и
спрашивает: « А мы не родственники с тобой?»
Я бы тоже рад был
узнать об этом. Если у нас найдётся четыре признака, по которым мы похожи,
значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас может быть одна и та же
фамилия, - ответил Прямоугольник.
Стали искать, и
нашли эти 4 признака сходства.
Давайте и мы их
найдём. (4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны.)
Правильно,
прямоугольник. А почему же она так называется? (Все углы прямые.)
— Покажите их.
(Один ученик у доски показывает.)
— Давайте, измерим их длину. Что скажете? (Они равны.)
— Измерьте другие стороны. (Они равны.)
— Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника. (Противоположные
стороны прямоугольника равны.)
В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая, их друг на
друга.
Учитель показывает.
— Вот какая это интересная фигура — прямоугольник. Но вернемся к сказке.
Обрадовались
фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить – поживать,
вместе трудиться и вместе веселиться и по белу свету гулять. Отдыхают они
однажды на опушке леса, и видят: выходит из-за кустов ещё какая-то фигура и
направляется прямо к ним. А вид она имела такой:
На доске вывешивается
четырёхугольник.
Поздоровалась вежливо
фигура с Квадратом и Прямоугольником и говорит: «Долго я искал представителей
нашего старинного рода. Наконец-то я вас нашёл, своих близких родственников.
А как – же тебя зовут? – с удивлением спросили новую фигуру.
Зовут меня…
Как называют эту
фигуру, ребята? (четырёхугольник.)
А как же ты докажешь,
что мы родственники? – вновь последовал вопрос.
Очень просто. Все мы
имеем 2 общих признака.
И эти 2 признака
сходства были названы.
А вы сумеете их
назвать? (Четыре угла. Четыре стороны).
Так встретились и стали
жить вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом….
(четырёхугольники).
Понравилась сказка? О
какой новой фигуре узнали? (О прямоугольнике)
У. Физкультминутка
УI. Закрепление
№1. с. 12.
- Найдите четырехугольники, у которых все углы
прямые.
— Сегодня мы будем учиться чертить фигуры с прямым углом.№2, с. 12.
— Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала? (Прямой
угол.)
— Воспользуемся чертежным треугольником. Расположите чертёжный треугольник
в тетради так, чтобы вершина его угла совпадала с вершиной угла одной из
клеточек. Теперь по чертежному треугольнику проведите стороны прямого угла. На
каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками.
— Остальные фигуры строим самостоятельно.
УII. Работа над задачей
№ 3, с. 12.
— Прочитайте задачу. Что необычного заметили? (Недостаточно данных).
— Дополните ее данными, чтобы условие было полным. (Ответ учащихся).
— Составьте обратные задачи. (Ответы учащихся).
УIII. Задание на смекалку
— Начертите прямоугольник со сторонами 5
см и З см.
Дети чертят самостоятельно, учитель проверяет.
— Молодцы, все начертили верно. А теперь давайте подумаем можно ли из этого
прямоугольника получить квадрат. (Можно. Объясняют как.)
— Как? (Взять за
одну сторону квадрата длину или ширину прямоугольника.)
— Начертите квадрат любым способом.
— Продолжаем творческую работу. Назовите фигуру, которую вы видите. (Четырехугольник.)
— Чем он отличается от прямоугольника? (Углы не прямые.)
— Подумайте, как их этой фигуры получить прямоугольник?
Один ученик на доске переделывает чертеж.
— Докажите, что это прямоугольник.
— Хотите сами попробовать так сделать? Начертите в тетради прямоугольный
треугольник. Дополните его до прямоугольника. Объясните, как это сделали.
IХ. Итог урока
— Вот и закачивается наш урок. Вам он понравился? (Да.)
— Что нового узнали на уроке?
— Что осталось непонятным?
X. Домашнее задание
№4, 6, с. 12.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.