Главная / Математика / Конспект урока по математике в 5 классе по учебнику Виленкин по теме: Деление. Скорость, расстояние, время

Конспект урока по математике в 5 классе по учебнику Виленкин по теме: Деление. Скорость, расстояние, время

Сазонова Анастасия Сергеевна,

учитель математики и информатики,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38»,

г. Ангарска, Иркутская область


Конспект урока по математике в 5 классе по учебнику Виленкин по теме: Деление. Скорость, расстояние, время

Оборудование: тексты задач на плакатах; листы с домашним заданием; 6 табличек для записи названия команд; 6 маркеров; компьютер, проектор; костюм для дяди Степы-милиционера; таблица для записи ответов; чистые листы.

Ход урока

1. Организационный момент. В кабинете математики столы выставляются так, чтобы образовалось 6 команд и, чтобы ни одна команда не мешала другой работать. На каждом столе стоит пустая табличка для записи названия команд. Класс делится на 6 команд (4-5 человека). Каждая команда придумывает название и записывает на табличке маркером. На проекторе показана таблица (см. рис.1), в которой по ходу урока выставляется балл за выполнения задания. В конце урока подсчитывается количество баллов и выставляется отметка в журнал. У каждой команды своя таблица для ответов на задачи.

Название команд

Задача 1

(1 балл)

Задача 2

(1 балл)

Задача 3

(1 балл)

Задача 4

(1 балл)

Задача 5

(1 балл)

Задача 6

(1 балл)

Всего баллов

Отметка























































рис. 1

  1. Устные упражнения.

Задача 1.

На доске записаны краткие условия задач. Записать только ответ. (Задача 1 для 1-3 команд, задача 2 – для 4-6 команд).

1. Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км? (Решить задачу двумя способами.)(Нет)

2. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 часа вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 часа после своего выхода? (Можно сделать чертеж к задаче.) (45 км/ч)

II. Работа по теме урока.

Задача 2. Для капитанов. Повторить, как найти расстояние, время, скорость. На доске вывешиваются плакаты с неполными формулами для нахождения расстояния, времени и скорости: hello_html_m2e3380d3.gif, hello_html_3a99a3e2.gif, hello_html_6e580f13.gif. Капитаны команд выходят по очереди и заполняют один из пропусков. В результате появятся все необходимые формулы.

Задача 3. По рисунку составить задачу на движение и решить ее.

hello_html_2e587e38.png

Задача 4. Решить олимпиадную задачу.

Из пунктов А и В, расстояние между которыми 100 км, со скоростями 20 км/ч и 30 км/ч выезжают навстречу друг другу два велосипедиста. Вместе с ними со скоростью 50 км/ч вылетают две мухи, летят до встречи, поворачивают и летят обратно до встречи с велосипедистами, снова поворачивают и т. д. Сколько километров пролетит каждая муха в направлении от А до В до того момента, когда велосипедисты встретятся?

Решение: Велосипедисты встретятся через 2 часа на расстоянии 40 км/ч от А. За это время каждая муха пролетела 100 км. Муха, вылетевшая из А, пролетела в направлении от А до В на 40 км больше, чем в обратном направлении, и поэтому от АВ она пролетела 70 км. Аналогично, вторая муха в направлении от А к В пролетела на 60 км меньше, чем в обратном, то есть 20 км.

Ответ: первая муха в направлении от А к В пролетела 70 км, вторая – 20 км.

Входит дядя Степа-милиционер и предлагает задачу из сборника задач по основам безопасности дорожного движения.

Задача 5. Ширина проезжей части дороги 15 м, зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?

Решение:

1) 15 м = 1500 см

2) 1500 : 20 = 75 см/с.

Ответ: пешеход может двигаться со скоростью 75 см/с.

Задача 6. Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?

Решение:

1) 95 – 76 = 19 км/ч

2) 95 : 19 = 5 раз.

Ответ: в 5 раз легче остановиться велосипедисту, так как при меньшей скорости короче тормозной путь.

III. Итог урока.

Подвести итоги. Подсчитать количество баллов и выставить каждому ученику отметку за урок.

VI. Домашнее задание: ученикам раздаются ксерокопии заданий.

1) Помогите французским девочкам.

Однажды Жанин и Моника поплыли по маленькой речке, отправившись из одного и того же места, но только Жанин поплыла против течения, а Моника поплыла по течению. Оказалось, что Моника забыла снять большие деревянные бусы. Через четверть часа девочки повернули обратно. Кто же из них подберет бусы Моники: сама Моника или Жанин? (Скорость обеих пловчих в неподвижной воде одинакова.)

2) Задача от дяди Степы.

Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузовика 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?

Ответы для учителя.

Задача № 1

Скорости девушек относительно неподвижной воды одинакова. Но ведь по отношению к воде в реке бусы остаются неподвижными – они движутся в точности с такой же скоростью, что и вода (со скоростью течения). Пловчихи проплывают относительно воды одинаковое расстояние и по истечении получаса встречаются в том месте, где в этот момент находятся бусы. Таким образом, обе девушки могут подобрать бусы с равным основанием, так как встречаются в тот самый момент, когда подплывут бусы.

Задача № 2

Опаснее легковой автомобиль, так как у него скорость больше, кроме того, для водителя легкового автомобиля мальчик появится неожиданно, так как обзор будет закрыт грузовым автомобилем.



Конспект урока по математике в 5 классе по учебнику Виленкин по теме: Деление. Скорость, расстояние, время
  • Математика
Описание:

Оборудование: тексты задач на плакатах; листы с домашним заданием; 6 табличек для записи названия команд; 6 маркеров; компьютер, проектор; костюм для дяди Степы-милиционера; таблица для записи ответов; чистые листы.

Ход урока

1. Организационный момент. В кабинете математики столы выставляются так, чтобы образовалось 6 команд и, чтобы ни одна команда не мешала другой работать. На каждом столе стоит пустая табличка для записи названия команд. Класс делится на 6 команд (4-5 человека). Каждая команда придумывает название и записывает на табличке маркером.  На проекторе показана таблица (см. рис.1), в которой по ходу урока выставляется балл за выполнения задания. В конце урока подсчитывается количество баллов и выставляется отметка в журнал. У каждой команды своя таблица для ответов на задачи.

Название команд

Задача 1

(1 балл)

Задача 2

(1 балл)

Задача 3

(1 балл)

Задача 4

(1 балл)

Задача 5

(1 балл)

Задача 6

(1 балл)

Всего баллов

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 1

I.   Устные упражнения.

Задача 1.

На доске записаны краткие условия задач. Записать только ответ. (Задача 1 для 1-3 команд, задача 2 – для 4-6 команд).

1. Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км? (Решить задачу двумя способами.)(Нет)

2. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 часа вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 часа после своего выхода? (Можно сделать чертеж к задаче.) (45 км/ч)

II. Работа по теме урока.

Задача 2. Для капитанов. Повторить, как найти расстояние, время, скорость. На доске вывешиваются плакаты с неполными формулами для нахождения расстояния, времени и скорости: , , . Капитаны команд выходят по очереди и заполняют один из пропусков. В результате появятся все необходимые формулы.

Задача 3. По рисунку составить задачу на движение и решить ее.

Задача 4. Решить олимпиадную задачу.

Из пунктов А и В, расстояние между которыми 100 км, со скоростями 20 км/ч и 30 км/ч выезжают навстречу друг другу два велосипедиста. Вместе с ними со скоростью 50 км/ч вылетают две мухи, летят до встречи, поворачивают и летят обратно до встречи с велосипедистами, снова поворачивают и т. д. Сколько километров пролетит каждая муха  в направлении от А до В до того момента, когда велосипедисты встретятся?

Решение: Велосипедисты встретятся через 2 часа на расстоянии 40 км/ч от А. За это время каждая муха пролетела 100 км. Муха, вылетевшая из А, пролетела в направлении от А до В на 40 км больше, чем в обратном направлении, и поэтому от АВ она пролетела 70 км. Аналогично, вторая муха в направлении от А к В пролетела на 60 км меньше, чем в обратном, то есть 20 км.

Ответ: первая муха в направлении от А к В пролетела 70 км, вторая – 20 км.

Входит дядя Степа-милиционер и предлагает задачу из сборника задач по основам безопасности дорожного движения.

Задача 5. Ширина проезжей части дороги 15 м, зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?

Решение:

1) 15 м = 1500 см

2) 1500 : 20 = 75 см/с.

Ответ: пешеход может двигаться со скоростью 75 см/с.

Задача 6. Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?

Решение:

1) 95 – 76 = 19 км/ч

2) 95 : 19 = 5 раз.

Ответ: в 5 раз легче остановиться велосипедисту, так как при меньшей скорости короче тормозной путь.

III. Итог урока.

Подвести итоги. Подсчитать количество баллов и выставить каждому ученику отметку за урок.

VI. Домашнее задание: ученикам раздаются ксерокопии заданий.

1) Помогите французским девочкам.

Однажды Жанин и Моника поплыли по маленькой речке, отправившись из одного и того же места, но только Жанин поплыла против течения, а Моника поплыла по течению. Оказалось, что Моника забыла снять большие деревянные бусы. Через четверть часа девочки повернули обратно. Кто же из них подберет бусы Моники: сама Моника или Жанин? (Скорость обеих пловчих в неподвижной воде одинакова.)

2) Задача от дяди Степы.

Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузовика 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?

Ответы для учителя.

Задача № 1

Скорости девушек относительно неподвижной воды одинакова. Но ведь по отношению к воде в реке бусы остаются неподвижными – они движутся в точности с такой же скоростью, что и вода (со скоростью течения). Пловчихи проплывают относительно воды одинаковое расстояние и по истечении  получаса встречаются в том месте, где в этот момент находятся бусы. Таким образом, обе девушки могут подобрать бусы с равным основанием, так как встречаются в тот самый момент, когда подплывут бусы.

Задача № 2

 

Опаснее легковой автомобиль, так как у него скорость больше, кроме того, для водителя легкового автомобиля мальчик появится неожиданно, так как обзор будет закрыт грузовым автомобилем.

Автор Сазонова Анастасия Сергеевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1926
Номер материала 13609
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓