Главная / Математика / Конспект урока по математике "Взаимное расположение прямых" (6 класс)

Конспект урока по математике "Взаимное расположение прямых" (6 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Урмарская средняя общеобразовательная школа им.Г.Е.Егорова"

Урмарского района Чувашской Республики









План – конспект урока по теме

"Взаимное расположение прямых на плоскости"

(6 класс)


hello_html_7b0936ec.gif







"Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии…" А.С.Пушкин



Составила: учитель математики

ШмелеваТ.Л., учитель высшей

квалификационной категории










Пос.Урмары 2012

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся понятия о перпендикулярных и параллельных прямых;

  • Работа над закреплением умения пользоваться чертежными инструментами, научить строить перпендикулярные и параллельные прямые с помощью угольника и линейки, транспортира и средств Microsoft Office Word;

  • Работа над развитием у учащихся представления о реальном мире, пространственного воображения, логического мышления;

  • Закрепление умения искать и находить информацию в интернете;

  • Подготовка к изучении геометрии.



Оборудование:

  • Лазерная указка;

  • Чертежные угольники;

  • Линейки;

  • Отвес;

  • Транспортиры;

  • Листки с заданиями;

  • Модели куба и прямоугольного параллелепипеда;

  • Книги по чувашской вышивке;

  • Чистые листы по количеству учеников;

  • Мультимедиапроектор и интерактивная доска;

  • Компьютеры с выходом в интернет































Ход урока



1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! (на экране слайд 2)

Великому французскому математику Р.Декарту принадлежат слова: "Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять." (слайд 3) Эта фраза взята девизом урока и призывает вас, ребята, применить все ваши знания сегодня на уроке.


2. Устная работа – работа по слайдам 4 – 7


3. Объяснение новой темы


Учитель: В 5 классе вы познакомились с некоторыми геометрическими элементами (слайд 8,9. Используя интерактивную доску и ее возможности, на слайдах изображаются точка, отрезок, луч, прямая, разные виды углов). Что изображено на слайдах?

- О чем дают нам представление поверхности стола, школьной доски, оконного стекла?

- Какая между ними разница?

- Как строится прямая? (параллельно с ответами в тетрадях производится построение)

- В чем различие между лучом и прямой?

- Какие бывают углы?

- Сколько различных прямых можно построить на плоскости тетради или доски?

- Возникает вопрос: как могут располагаться эти прямые на плоскости? Вот на него и ответим мы на сегодняшнем уроке. Итак, запишем тему урока "Взаимное расположение прямых на плоскости" (слайд 10). Мы должны сегодня узнать, как располагаются 2 прямые на плоскости, их свойства и как построить их различные расположения.

- Посмотрим на экран (слайд11, прямые строятся с помощью интерактивной доски) – работа по слайду о расположении прямых а, b, с и d (пересекаются и не пересекаются).

- Определение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков и лучей. Обозначение перпендикулярных прямых. Построение перпендикулярных прямых с помощью угольника (слайд 12 – левая часть) (ученики по ходу беседы учителя выполняют построения в тетрадях и записывают необходимые обозначения).

- Определение параллельных прямых, параллельных отрезков и лучей. Обозначение параллельных прямых. Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки. (слайд 12 – правая часть) (ученики по ходу беседы учителя выполняют построения в тетрадях и записывают необходимые обозначения.)

- Далее, используя возможности интернета, найдем, что в переводе означают параллельные прямые (1 вариант) и перпендикулярные прямые (2 вариант) (ученики садятся к компьютерам и ищут информацию в интернете. Первые ученики знакомят остальных с найденной информацией.)

- На экране слайд 13 – построение прямой, параллельной данной и проходящей через точку вне данной прямой – ученики работают в тетрадях, вывод: через каждую точку плоскости, не лежащую на данной прямой, можно повести только одну прямую, параллельную данной прямой.

- На экране слайд 14 – построение 2 прямых, перпендикулярных одной и той же прямой – ученики работают в тетрадях, вывод: если две прямые в плоскости перпендикулярны третьей прямой, то они параллельны.


4. Физкультпауза (слайд 15)ученики вместе с учителем выполняют движения по смыслу стихотворения

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Мы четыре сосчитаем,

Руки вверх мы поднимаем,

А потом присядем, встанем,

Пару раз мы повторяем.

Скажем дружно цифру «5» -

Руки вытянем опять.

Параллельность получили,

И за парты тихо сели.


5. Закрепление

(просмотр слайдов 16, 17, 18, 19 и небольшая беседа про книги о чувашской вышивке. Примеры учеников о том, где они встречаются с перпендикулярными и параллельными прямыми в жизни: отвес показать, клетки и линии тетрадей по математике и русскому языку и др.)

- Работа по нахождению перпендикулярных и параллельных прямых по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда


- Работа по учебнику (слайд 20) - №№1353, 1354, 1373


- Работа с чистым (нелинованным) листом бумаги:

  1. провести на листке бумаги прямую a, отметить на ней точку В. Перегибая лист бумаги, построить прямую b, перпендикулярную к прямой а и проходящую через В;

  2. отметить на листе точку С, не лежащую на прямой а. Перегибая лист бумаги, построить прямую к, перпендикулярную к прямой а и проходящую через С;

  3. используя точку С, перегибая лист бумаги, построить прямую п, параллельную прямой а и проходящую через С;

- Работа у компьютеров – построение перпендикулярных и параллельных прямых с использованием диска «Математика 5-6»(издательство «Просвещение»)

- Работа на компьютерах (построение параллельных и перпендикулярных прямых средствами Microsoft Office Word)


6. Повторение – математический диктант (слайд 21) – если ученики согласны с утверждением, то изображают черту _ , если не согласны, то – крышу домика - ^.

1.Знак параллельности – I I

2.Знак перпендикулярности – T

3. Если прямые пересекаются, то они перпендикулярны.

4. Если прямые не имеют общих точек, то они параллельны.

5. Непересекающиеся прямые всегда перпендикулярны.

6. Отрезки, лежащие на параллельных прямых, параллельны.

7. Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной.


Проверка (слайд 22) – ученики меняют тетради друг с другом


Отметки: без ошибок или 1 ошибка – 5

2 ошибки – 4

3 или 4 ошибки – 3

Больше 4 ошибок - 2

7. Итоги урока и задание на дом – используя модели куба и прямоугольного параллелепипеда и анализируя математический диктант, вместе с учениками подвести итоги урока:

  • какие прямые называются перпендикулярными;

  • какие прямые называются параллельными;

  • как определять и строить параллельные прямые;

  • как определять и строить перпендикулярные прямые;

  • сколько параллельных прямых можно провести через данную точку к данной прямой;

  • как расположены две прямые, перпендикулярные к одной и той же прямой?


Домашнее задание – слайд 23

  1. 1349, № 1368, №1369,

  2. Перегибанием листа бумага построить 2 прямые, пересекающиеся под углом 450.

3. Используя интернет, справочную литературу, подготовить сообщения и презентации о применении параллельности и перпендикулярности в жизни.

4. Нарисовать свой орнамент, используя параллельные и перпендикулярные линии.


Используемый учебник: Н.Я.Виленкин Математика 6 класс М.: Мнемозина, 2008


Конспект урока по математике "Взаимное расположение прямых" (6 класс)
  • Математика
Описание:

Конспект урока по математике "Взаимное расположение прямых" (6 класс) содержит необходимый материал для проведения урока по учебнику Я.Виленкин, Математика, 6 класс М.: Мнемозина, 2012.

Цель урока - сформировать понятие перпендикулярных и параллельных прямых,работа над пространственным воображением ученика, подготовка к изучению геометрии.

В конспекте собран материал для параллельного введения понятий перпендикулярные и параллельные прямые. Также есть задания творческого характера для получения прямого угла, параллельных и перпендикулярных прямых без угольника, а только перегибанием нелинованного листа бумаги.

Автор Шмелева Татьяна Леонидовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1383
Номер материала 50054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓