Главная / Начальные классы / Конспект урока по математике "Умножение числа 3" (2 класс)

Конспект урока по математике "Умножение числа 3" (2 класс)

Конспект урока по математике с использованием методики и наглядных пособий Н. В. Петкевич «Таблицу умножения учим с увлечением».



Тема урока: Умножение числа 3.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: помочь детям создать таблицу умножения числа 3 и запомнить её; закреплять умение решать задачи на умножение и деление; совершенствовать вычислительные навыки.

Задачи. Обеспечить условия для понимания и усвоения детьми таблицы умножения числа 3; обеспечить условия для развития у учеников логического мышления, пространственного представления, расширения объёма памяти; обеспечить условия для воспитания у детей желания и умения учиться, ответственности за качество своих знаний..

Планируемые результаты. Учащиеся научатся:

моделировать с помощью схематических рисунков и ранее полученных знаний приём умножения числа 3;

решать задачи изученных видов;

выполнять задания творческого и поискового характера;

контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование. Демонстрационные пособия: «Абак», «Таблица умножения», «Город умножения», «Калькулятор» (для закрепления таблицы умножения числа 2), , «Радужная горка-2», «Цветовая сигнальная лента»; индивидуальные пособия: «Волшебная тетрадочка», «Цветовые сигнальные карточки», «Микрокалькуляторы»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

  1. Актуализация знаний.

  1. Устный счёт с помощью демонстрационного «Калькулятора» и «Микрокалькуляторов».

Учитель. Показывает модели при помощи демонстрационного «калькулятора».

Одни ученики составляют задачи, другие решают и говорят ответ.

Ученик 1. Один прямоугольник состоит из двух квадратов. Сколько квадратов в 2-х таких прямоугольниках?

Ученик 2. 2 х 2 = 4

Ученик 1. Один прямоугольник состоит из двух квадратов. Сколько квадратов в 3-х таких прямоугольниках?

Ученик 2. 2 х 3 = 6

Учитель. Представим, что 2 квадратика – 2 квартиры на одном этаже в одном подъезде дома.

Ученик 1. На одном этаже 2 квартиры. Сколько квартир в четырёх подъездах этого дома на первом этаже?

Ученик 2. 2 х 4 = 8

Ученик 1. На одном этаже 2 квартиры. Сколько квартир на 5 этажах этого дома в одном подъезде?

Дети берут полоски бумаги с разметкой, из которых они изготовили «микрокалькуляторы» в виде гармошки. Показывают модели выражений.

Учитель. Построить модели выражений

по 2 квадрата взять 2 раза,

по 2 квадрата взять 6 раз,

по 2 квадрата взять 7 раз и т.д.

  1. «Пример для друга».

E:\Лекция 5\5-2.jpg



На демонстрационной «Таблице умножения» закрыты ответы таблицы с числом 2.

Ученики называют любой пример по этой таблице, просят ответить любого ученика в классе.

  1. Работа над задачами с использованием предметно-цветовой модели умножения и деления чисел на 2 «Радужная горка -2»

Учитель. Бабушка связала 2 пары варежек. Сколько всего варежек связала бабушка?

Ученик. 2 х 2 = 4

Учитель. Саше подарили 2 пачки фломастеров. В каждой пачке было по 6 фломастеров. Сколько всего фломастеров теперь у Саши?

Ученик. 6 х 2 = 12

Учитель. Хозяйка купила 10 огурцов и разложила их поровну в 2 тарелки. По сколько огурцов на каждой тарелке?

Ученик. 10 : 2 = 5

Учитель. 14 яблок разложили в 2 пакета. По сколько яблок оказалось в каждом пакете?

Ученик. 14 : 2 = 7

Учитель. Дважды два – четыре.

Это всем известно в целом мире.

Кто из вас может уверенно сказать, что таблицу умножения и деления на 2 уже знает? (показывают сигнальную карточку зелёного цвета)

А кто из детей ещё не уверен? (карточка жёлтого цвета)

  1. Самоопределение к деятельности.

Учитель. Сегодня на урок к нам придут сказочные герои, знакомые вам с 1-го класса. Я начну сказку, а вы отгадайте, что это за сказка.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком...»

Ученики. «Сказка о царе Салтане…». Написал её Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. Ребята, о каком числе говорится в сказке?

Ученики. О числе 3.

Учитель. В каких сказках мы еще встречаем число 3?

Ученики. «Три орешка для Золушки», «Три поросёнка».

Учитель. На какое число мы сегодня будем составлять таблицу умножения ?

Ученик. На число 3.

Учитель. А наблюдать будут за вашей работой и немножко помогут нам (иллюстрация к сказке «Три поросёнка»)… E:\Лекция 2\2-3-3.jpg

Ученики. Три поросёнка.

Учитель. Как зовут этих поросят?

Ученик. Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.

  1. Каллиграфическая минутка.

Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

Здесь даны числа.

3 12 15 25 34 45

В каком порядке расположены числа?

Ученик. В порядке возрастания.

Учитель. Какое число в данном ряду лишнее. Объясните свой выбор?

Ученик. 3 – это однозначное число.

Учитель. С записью цифры 3 вы уже знакомы с первого класса.

Давайте,  запишем у себя в тетради цифру 3, пропустите клеточку и образуйте двузначное число с помощью числа 3. Какое это число?

Ученик. 33.

Учитель. Запишите до конца строчку, чередуя числа.

На доске:

3 33

  1. Работа по теме урока.

  1. Коллективное составление и запись учителем на доске, а детьми в тетрадях столбика умножения числа 3 с использованием «Абака» + работа в демонстрационном пособии «Город умножения». E:\Лекция 4\4-10.jpg

«Город умножения»

Учитель. Открывает на первой полоске «Абака» 3 кружка.

Каждый поросёнок построил себе 1 домик. Сколько домиков получилось?

Ученик. 3 х 1 = 3 (запись)

Учитель. Какое правило умножения на 1 мы знаем?

Ученик. Получается число, которое мы умножаем, то есть множимое.

Учитель. Как обозначим это в таблице, если уже знаем результат?

Ученик. Рамочкой.

Учитель. В каком «домике» «Города умножения» и в какой квартире живёт это произведение?

Ученик. В третьей квартире оранжевого домика.

Учитель. Открывает на второй полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 2 = 6 (запись)

Учитель. Какое свойство умножения нужно использовать, чтобы решить этот пример?

Ученик. Переместительное свойство умножения. Мы знаем, что 2 х 3 = 6, значит и 3 х 2 = 6.

Это «узелок на память». Как покажем это в таблице?

Ученик. Рамочкой.

Учитель. Где живёт это произведение?

Ученик. В шестой клеточке.

Учитель. Открывает на третьей полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 3 = 9

Учитель. Как можно узнать результат?

Ученики. 6 + 3 = 9

3 + 3 + 3 = 9

Обычно такие произведения легко запоминаются: дважды два четыре, трижды три девять. Значит, как выделим ответ?

Ученик. Рамочкой .

Учитель. Где живёт это произведение? Отсчитаем 3 раза по 3 клеточки и отмечаем место расположения произведения.

Учитель. Открывает на четвёртой полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 4 = 12 (запись)

Учитель. Как можно узнать результат?

Ученики. 9 + 3 = 12

3 + 3 + 3 + 3 = 12

3 х 2 + 3 х 2 = 12

4 х 3 = 12

Учитель. Можно воспользоваться «счётной машинкой», которая всегда с нами – нашими пальчиками. Палец человека состоит из трёх фаланг. Значит, первый множитель можно показать при помощи трёх фаланг одного пальца, второй множитель – количество пальцев. Например.

3 х 1 = 3 Один палец.

3 х 2 Показываем 2 пальца. А это 6 фаланг. Значит, получится 6.

3 х 3 Сколько получится фаланг?

Ученик. 9 фаланг. Значит, 3 х 3 = 9.

Учитель. Сколько пальцев надо показать, если надо 3 х 4?

Ученик. 4 пальца. 3 х 4 = 12

Учитель. Как обведём это произведение в нашей таблице?

Ученик. С четырёх сторон.

Учитель. Где живёт это произведение в «домике»? Отсчитаем 3 клеточки от 9 и отмечаем место расположения произведения. 12 находится на 2-м этаже оранжевого домика под цифрой 2.

Учитель. Открывает на пятой полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 5 = 15 (запись)

Учитель. Как можно узнать результат?

Ученики. 12 + 3 = 15

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15

3 х 3 + 3 х 2 = 15

5 х 3 = 15

Учитель. Сколько пальцев надо показать на нашей «счётной машинке»?

Ученик. 5 пальцев.

Учитель. Найдём место расположения произведения 15 в «домике».

Ученик. Второй этаж под цифрой 5.

Учитель. Как обведём это произведение в нашей таблице?

Ученик. С трёх сторон.

Учитель. Открывает на шестой полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 6 = 18 (запись)

Учитель. Как можно узнать результат?

Ученики. 15 + 3 = 18

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18

3 х 3 + 3 х 3 = 18

6 х 3 = 18

9 х 2 = 18

Учитель. Сколько пальцев надо показать на нашей «счётной машинке»?

Ученик. 6 пальцев. На одной руке 15 фаланг, прибавить ещё 3 фаланги, получится 18.

Учитель. Где находится произведение 18 в «домике»?

Ученик. Второй этаж под цифрой 8.

Учитель. Как обведём это произведение в нашей таблице?

Ученик. С трёх сторон.

Учитель. Открывает на седьмой полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 7 = 21 (запись)

Учитель. Как можно узнать результат?

Ученики. 18 + 3 = 21

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21

7 х 3 = 21

Учитель. Это трудный случай. Обозначим в таблице результат уголком.

Учитель. Где находится произведение 21 в «домике»?

Ученик. Уже третий этаж под цифрой 1.

Учитель. Осталось найти в «домике» ещё три квартиры. Из них 1 – трудный случай, нужно запомнить, другой – нужно подумать, а третий - совсем лёгкий.

Открывает на восьмой полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 8 = 24 (запись)

Учитель. Как можно узнать результат?

Ученики. 21 + 3 = 24

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 +3 = 24

3 х 4 + 3 х 4 = 24

8 х 3 = 24

Учитель. Это трудный случай. Как обозначим в таблице результат?

Ученик. Уголком.

Учитель. Находим квартиру произведения 24 в «домике»?

Ученик. Третий этаж под цифрой 4.

Учитель. Открывает на девятой полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 9 = 27 (запись)

Учитель. Как можно узнать результат?

Ученики. 24 + 3 = 27

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 27

3 х 3 + 3 х 3 + 3 х 3 = 27

9 х 3 = 27

30 – 3 = 27

Учитель. Обозначим в таблице результат с трёх сторон, так как надо немного подумать.

Учитель. Где находится произведение 27 в «домике»?

Ученик. Третий этаж под цифрой 7.

Учитель. Открывает на десятой полоске «Абака» 3 кружка.

Какой пример получим?

Ученик. 3 х 10 = 30 (запись)

Учитель. Как рассуждаем?

Ученик. Если по 3 взять 10 раз (или по 10 взять 3 раза), то получится 3 десятка или число 30. Это легко запомнить.

Учитель. А как показать результат на нашей «счётной машинке»?

Ученики. Показывают 10 пальцев.

Учитель. Обводим рамочкой и определяем квартиру этого результата.

Ученик. Третий этаж, последняя квартира.






C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif

3 х 1 = 3

3 х 2 = 6

3 х 3 = 9

3 х 4 = 12

3 х 5 = 15

3 х 6 = 18

3 х 7 = 21

3 х 8 = 24

3 х 9 = 27

3 х 10 = 30


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\Bullets\BD14867_.gif



  1. Подведение итогов запоминания.

Учитель. Какие равенства вы уже запомнили хорошо?

Ученики. 3 х 1 = 3

3 х 2 = 6

3 х 3 = 9

3 х 5 =15

3 х 10 = 30

Учитель. Какие вспомните, немного подумав?

Ученики.3 х 4 = 12

3 х 6 = 18

3 х 9 = 27

Учитель. Какие случаи мы выделили как трудные?

Ученики.3 х 7 = 21

3 х 8 = 24

  1. Физкультминутка.

Мы шли, шли, шли,

Три землянички слева нашли.

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли, шли, шли,

Три грибочка справа нашли.

Взяли их в корзинку

И опять пошли.

  1. Проверка и закрепление знаний столбика составленной таблицы.

Ответы таблицы, записанной на доске, стёрты. Оставлены только обозначения http://nsc.1september.ru/2004/34/21.gif, http://nsc.1september.ru/2004/34/22.gif, http://nsc.1september.ru/2004/34/23.gif.

Учитель показывает примеры, дети хором говорят ответы.

Сначала показывает лёгкие - со значком http://nsc.1september.ru/2004/34/21.gif, потом – более трудные http://nsc.1september.ru/2004/34/22.gif, а затем – самые трудные http://nsc.1september.ru/2004/34/23.gif.

  1. Самостоятельная работа по составлению таблицы в «Волшебной тетрадочке».

Учитель. Какую геометрическую фигуру можно использовать, чтобы изобразить число 3?

Ученик. Треугольник. Потому что у треугольника 3 стороны, три вершины и три угла.

Учитель. Рисуем треугольник, пропускаем 2 клеточки, записываем выражение 3 х 1. Значение этого выражения запишем после линии сгиба. Продолжите работу самостоятельно.



  1. Закрепление таблицы умножения на 3.

  1. «Строительство» и заполнение «домика» в «Волшебной тетради».

Учитель. Отступите вниз от таблицы 3 клетки, запишите маленькие цифры от 1 до 10. Ниже постройте домик высотой 3 клетки и длиной 10 клеток. Я показываю клеточки, а вы хором говорите пример и результат. Я пишу результат в «домике» на доске, а вы в тетрадях.

Ученики. По 3 взять 1 раз, получится 3;

по 3 взять 2 раза, получится 6 и т.д.

  1. Игра Школа».

Сначала вспоминают правила игры, используя таблицу умножения на 3 (ответы стёрты), потом ученики играют на местах

Учитель. Сейчас вы поиграете в «Школу». Ученики 1-го варианта – «учителя», 2-го – «ученики». «Учитель» показывает выражение в столбике (полоска с ответами подогнута внутрь), а ученики показывают его значение в «домике». Можно шёпотом проговаривать.

(Мини-урок длится 1 мин)

Учитель. Поднимите руку те «учителя», чьи ученики не сделали ошибок?

А чьи «ученики» допустили ошибки? Как вы им помогли?

Дети меняются ролями, мини-урок продолжается.)

  1. Игра «Пешеходы» с использованием демонстрационных пособий «Цветовая сигнальная лента» и «Цветовые сигнальные карточки».

Учитель. Мы совершим путешествие от «домика» №3 к «домику» №4. Перейти дорогу можно только правильно назвав значение произведения. Я называю выражение, вы показываете тот цвет сигнальной карточки, возле которой написан правильный ответ.

Оценка ответов учеников.

  1. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- Сегодня вы хорошо работали на уроке.

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке:

Я узнал…

Я научился…

Я задумался…

Я вспомнил…

- Кому на уроке было интересно, поднимите зелёный кружок.

- Кому не очень понравился наш урок – жёлтый кружок.

- Кому урок показался скучным – красный кружок.

XI. Домашнее задание.

Используя «Волшебную тетрадочку» повторить и постараться запомнить таблицу умножения числа 3.



Конспект урока по математике "Умножение числа 3" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Изучение таблицы умножения вызывает особую трудность как у ученика, так и у учителя и даже у родителей. В сновном, ученики "зубрят" её дома. Для облегчения усвоения табличного умножения и деления требуются специальные наглядные пособия.С очень интересными наглядными пособиями я познакомилась, обучаясь на дистанционных курсах повышения квалификации "Технология изготовления и использования наглядных пособий по математике в начальной школе" (руководитель Петкевич Нина Владимировна). Комплект учебных наглядных пособий "Таблицу умножения учим с увлечением" приобрела в интернет-магазине, кое-что было изготовлено вместе с учениками. Работать на уроках было интересно. Таблицу запоминали быстро и надёжно.

Автор Абрамова Таисия Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1372
Номер материала 26872
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓