Главная / Начальные классы / Конспект урока по математике "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"

Конспект урока по математике "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"


hello_html_m4e43a4f8.gifhello_html_7e5764b.gifhello_html_m7974339a.gifhello_html_m42deeaee.gifhello_html_m530876b8.gifhello_html_368c2030.gifhello_html_2eaa051a.gifhello_html_m2cdd4666.gifhello_html_m3a5839d1.gifhello_html_m486fa3f7.gif

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Исаклы










Конспект к уроку математики в 1 классе

по теме

«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»




УМК «Школа России»
























Предмет: математика.

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс: 1.

УМК: «Школа России»

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

  • познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор;

  • мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);

  • учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

  • сигнальные карточки;

  • конвертики с изображением Квадрика, опорные схемы, карточки для самостоятельной работы, изображения пчёлок, маркеры, магнитики.








1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(3 мин)

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Нас ждёт сегодня открытие нового знания,

Понадобятся ваши терпение и старание.

Слайд 2.

Переход на следующий слайд.

Нажимаем на Мишутку, прослушиваем звуковой файл.

Слайд2.JPG

- Ребята, сегодня у нас в гостях наш старый знакомый - Квадрик. Но он пришёл не один. Давайте прочитаем, что говорит нам Квадрик (ребята читают «про себя», один ученик вслух).

- Почему же Мишутку нужно убеждать в этом? Давайте послушаем, что он нам скажет (послушать звук, нажав на Мишутку)

- Вы согласны с Мишуткой? Посоветуйтесь друг с другом, что бы вы ответили Мишутке? (работа в паре)

Учитель выслушивает ответы ребят.

- Ребята, давайте покажем сегодня Мишутке, что математика очень увлекательная и интересная наука.

Контроль результатов: устные ответы.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Познавательные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (6 мин)

Учитель:

- Ребята, вы помните, чем мы занимались на прошлом уроке?

Ученики:

- Учились решать задачи.

Учитель:

Щелчком по овалу убираем слова.

- Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно.

Слайд 3.

Щелчком по прямоугольнику открываем записку.

1.jpg

Учитель:

- Прочитайте просьбу Квадрика.

Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом.

- Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то записка. Давайте развернём её, что же там написано?

Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает записку.

2.jpg

- Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему помочь?

Слайд 4.

- Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки.

Щелчком по Мишутке включается звуковой файл.

3.jpg

- Сколько стоит баночка мёда?(7р. и 8 р.)

- Сколько рублей мама дала Мишутке?(10 р.)

- Какую баночку Мишутка сможет купить? (любую)

- Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка?

Ребёнок выходит к обычной доске и записывает выражение мелом.

Класс реагирует сигнальными карточками.

10-7=3 10-8=2

- Что разрешила мама купить на сдачу? (конфеты)

- Сколько стоят конфеты в магазине?(2 р. и 1 р.)

- Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка.

Варианты ответов ребят:

- Если у Мишутки осталось 3 р., он сможет купить конфету за 2 р. и за 1 р., потому что 2+1=3.

Записывает на доске: 2+1 =3

- Или 3 конфеты по 1 р., потому что 1+1+1=3

Записывает на доске.

- Если у Мишутки осталось 2 р., он сможет купить одну конфету за 2 р. или 2 конфеты по 1 р., потому что 1+1=2

Записывает на доске.

Класс реагирует сигнальными карточками.

Записи на доске:

10-7=3 10-8=2 2+1=3 1+1+1=3 1+1=2

Учитель:

- Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием, которое дала ему мама.

Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке.

Затем учитель отключает экран (щелчок правой кнопкой по слайду, выбираем – экран, далее – белый экран).

- Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на доске выражения на две группы.

Ученик отвечает. Класс реагирует сигнальными карточками.

- Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении.

(Первое слагаемое - 2, второе слагаемое- 1,значение суммы равно 3)

Ребята читают все выражения.

- А теперь прочитайте выражения на вычитание, используя названия чисел при вычитании.

Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным признакам.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; использовать запись в цифровой форме хода решения задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



3. Постановка учебной проблемы (2 мин)

- Вы смогли выполнить задание? (нет)

- В чём затруднение? (не знаем, как называются числа при вычитании)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

(названия чисел при вычитании)

- Чему мы должны научиться?

(научиться правильно называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание)

Учитель включает экран (правой кнопкой мышки щелчок по слайду, выбираем – экран, далее – нормальный экран, переходим по управляющей кнопке на 5 слайд).

Познавательные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

4. Поиск решения учебной проблемы (10 мин)

Слайд 5.

Щёлкаем по зайчику, он прячется в траву.

4.jpg

Учитель:

- Ребята, что мы видим на картинке?

Ученики:

- Три зайчика гуляют на полянке.

Учитель прячет правого зайчика за траву (щелчок по зайчику).

5.jpg

- Что произошло дальше? (один зайчик спрятался)

- Сколько зайчиков осталось? (два)

- Какое выражение можно составить к этой картинке?(3-1=2)

Щёлкаем по солнышку, появляется выражение.

- Давайте проверим (щелчок по солнышку, появляется выражение).

6.jpg

- Почему мы выбрали знак минус? (один зайчик спрятался, стало меньше)

- Прочитайте это выражение, используя слова «уменьшили на» (три уменьшили на 1, получили 2).

- Давайте запишем это выражение в тетрадь.

Учитель комментирует и пишет на обычной доске.

- Какое число мы уменьшали? (три)

- Пишем 3. Как вы думаете, как называется это число? (версии ребят)

- Это число называется УМЕНЬШАЕМОЕ. Обозначим его буквой У (подписываем снизу).

- Ставим знак минус.

- Какое число мы вычитали? (1) Как вы думаете, как оно называется? (версии ребят)

- Оно называется ВЫЧИТАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой В.

- Ставим знак равно и результат – 2.

- Вы помните, как называется результат выражения? (значение)

- При вычитании результат называется ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ. Обозначим его буквой Р.

- Выражение 3-1 – это РАЗНОСТЬ ЧИСЕЛ.

Запись на доске:

Р

3 – 1 = 2

У В Р

- Давайте ещё раз повторим названия чисел при вычитании (щелчок по облачку справа, настроена анимация появления текста).

При щелчке по облачку появляются названия компонентов.

7.jpg

Доска закрывается.

Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебник на стр. 29.

- Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите? (три птички сидят на ветке, а две улетели)

- Подходит ли схема из кружков к этой картинке? (Да.)

- Почему? (Было 5 птичек, нарисовали 5 кружков. Две улетели, зачеркнули 2 кружка)

- Какое выражение можно составить к этой картинке?

5-2=3

- Прочитайте «про себя» ещё раз названия чисел справа от картинки.

- Прочитайте это выражение, используя названия чисел при вычитании.

- Почему первое число называется уменьшаемое?

- Почему второе число называется вычитаемое?

- Ребята, как называется результат вычитания? (значение разности, так как 5-2 – это выражение, а 3 – это его значение)

- Выражение 5-2 мы тоже можем называть разностью.

- Прочитайте пример прочтения нашей записи под картинкой (разность чисел 5 и 2 равна 3)

- Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел буквами (один ученик у доски).

Проверка сигнальными карточками.

5 – 2 = 3

У В Р

На доску вывешивается схема.

На партах у ребят конвертики Квадрика с распечатанными схемами.

схема.jpg

- Откройте конвертики Квадрика и найдите опорные схемы.

Работа в парах.

- Расскажите друг другу, пользуясь опорной схемой, как называются числа при вычитании и способы прочтения выражений.

На усмотрение учителя, можно провести физкультминутку.

Так как дальше ребята будут работать в группе, будут находиться в движении, физкультминутку можно не проводить.

Контроль результатов: устные ответы, выполнение записей в тетрадях, взаимопроверка.

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; использовать знаково-символические средства, в том числе модели; осуществлять запись выборочной информации.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



5. Первичное закрепление (6 мин)

Работа в группах.

- Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.

(Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)

Каждой группе даётся лист А4 и маркер.

- Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.

Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.

Примерное объяснение.

Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.

Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.

Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково-символические средства для записи решения; строить сообщение в устной форме.

Регулятивные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(6 мин)

- Ребята, откройте, пожалуйста, ещё раз конвертики Квадрика и найдите задание на карточках.

- Возьмите карточку с номером своего варианта.

- Прочитайте внимательно задание.

- Есть ли вопросы?

- Выполните его в тетрадях самостоятельно.

Ответы для проверки учитель пишет на обычной доске (они закрыты).

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы).

- Исправьте ошибки, если это необходимо.

- Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без ошибок.

- Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку.

- В чём были трудности при выполнении этого задания?

Контроль результатов: самопроверка, устные ответы.




Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии.

Регулятивные:

планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

7. Включение в систему знаний и повторение (10 мин)

- Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Теперь предлагаю поиграть в игру «Собираем мёд для Мишутки».

Учитель включает презентацию.

Слайд 6.

8.jpg

- Мишутка очень любит мёд. Если мы правильно выполним задание, пчёлки принесут в свой улей мёд для Мишутки.

- Какую букву вы видите на крыше улья? (У)

- Что мы обозначали сегодня буквой У?(уменьшаемое)

- Нам нужно выбрать те выражения, где пропущено уменьшаемое.

- Сможете ли вы догадаться, какое число пропущено? Как вы догадались?(воспользовались знанием состава числа)

Ребята выходят к доске и делают щелчок по выбранному выражению (триггер открывает слово «Подумай!», если выражение выбрано неверно и слово «Верно!» с пчёлкой, если выражение выбрано верно).

10.jpg

Выбранные выражения записывают в тетрадь.

Аналогичная работа проводится по слайдам 7-8.

Если ребята справились быстро, им предлагается выполнить задание для самопроверки в учебнике (внизу странички) и проверить друг друга.

Итог.

- Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание?

(знание названий чисел при вычитании, знание состава чисел)

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(названия чисел при вычитании)

- Что повторили? (названия чисел при сложении, решение задач, состав чисел до 10, решение выражений на сложение и вычитание)

- Чему научились на уроке? (правильно называть числа при вычитании, читать выражения на вычитание разными способами)

- Оцените свою работу в тетради с помощью волшебных линеечек (аккуратность и правильность выполнения).

Познавательные:

осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра.

8. Рефлексия деятельности (3 мин)

Слайд 9.

Щелчком по Мишутке включается звуковой файл.

Слайд9.JPG

- Ребята, вот какую баночку мёда мы собрали для Мишутки.

Учитель включает звук, щёлкая по Мишутке.

- В конвертиках есть изображения пчёлок. Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлую пчёлку. Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзную пчёлку.

Ребята выходят к доске и прикрепляют пчёлку с помощью магнита.

11.jpg

Учитель:

- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме.




Личностные:

формирование способности к оценке своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательной мотивации.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.







Конспект урока по математике "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс: 1.

УМК: «Школа России»

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать  развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:  

·         регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

·         познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·         коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

·         интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор;

·         мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);

·         учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

·         сигнальные карточки;

 

·         конвертики с изображением Квадрика, опорные схемы, карточки для самостоятельной работы, изображения пчёлок, маркеры, магнитики.

Автор Власова Ирина Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1524
Номер материала 44577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓