Предмет:
математика
Учитель: Рубцова
Людмила Михайловна
Класс: 4 – Б
УМК : ПНШ учебник
А.Л.Чекин
Тема урока: Деление
нацело и деление с остатком
Цели:
1.Образовательные:
·
создание
условий для самостоятельной учебной деятельности учащихся, направленной на
открытие приёма деления с остатком.
·
Продолжить
работу по совершенствованию техники устного счёта;
·
Формировать
навыки анализа задачи.
2.Развивающие:
·
Развитие
логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
·
Развитие
творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
·
Развитие
культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
·
В
целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию
гуманности и коллективизма,
·
наблюдательности
и любознательности,
·
развитию
познавательной активности, формированию навыков работы в группах;
Ход урока.
- Ребята, на каждом
уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания.
Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои
математические знания.
В пути нам помогут знания, смекалка,
хорошее настроение.
I.
Минутка каллиграфии.
- Запишите число, которое
содержит 6 тыс. единиц.
- Какое число записали?
- Сколькизначное это
число?
- Объясните, почему вы
так считаете?
- Какие разряды есть в
этом числе? Назовите их.
- Сколько в этом числе
содержится единиц? Сколько десятков? Сотен? Тысяч?
-Уменьшите это число на
20, запишите результат.
- Какое число получили?
Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
II.
Устный счёт.
1 ряд
|
Цена
|
Кол-во
|
Стоимость
|
Блокноты
|
23р.
|
2шт.
|
? руб.
|
|
Цена
|
Кол-во
|
Стоимость
|
тетради
|
?руб.
|
8 шт.
|
40 руб.
|
В 7
мешках – 350 кг
В 1
мешке - ? кг
|
2 ряд
В 1
коробке – ? каран.
В 4
коробках – 160 кар.
|
|
Цена
|
Кол-во
|
Стоимость
|
Картофель
|
?
|
9 кг
|
54 руб.
|
|
Цена
|
Кол-во
|
Стоимость
|
Пирожки
|
12руб.
|
3 шт.
|
? руб.
|
3ряд
|
Цена
|
Кол-во
|
Стоимость
|
Леденцы
|
?
|
8 шт.
|
72 руб.
|
|
Цена
|
Кол-во
|
Стоимость
|
Ручки
|
10р.
|
?шт.
|
450 руб.
|
Дочери -
11 лет
Матери -
? лет, в 3 раза ˃
|
|
|
|
|
|
|
Ребята устно решают, записывая на листах
только ответы. Затем представители групп выходят и озвучивают свои результаты.
III.
Подготовка к восприятию новой темы.
Составьте с этими числами примеры на
деление
-Какое число лишнее и почему? (46) Почему?
IV.
Новая тема.
- Решите задачу.
Маша из бумаги делает для своих кукол
платья, на одно платье хватает 6 см цветной бумаги. Сколько платьев можно
выкроить из 27 см бумаги ?
из 6 см – 1платье
из 27 см – ?
платьев
27 : 6
- Можем ли мы
узнать, сколько получиться платьев?
Не
получиться выкроить платья, так как 27 на 6 не делиться.
|
Получиться
выкроить платья, останется несколько лишних сантиметров бумаги.
|
- Мнения разделились. Перед нами две
гипотезы. Предлагаю вам провести эксперимент и найти верное предположение.
- Сейчас мы с вами превратимся в
модельеров – закройщиков. По группам из листа бумаги выкроить платья для
Машиной куклы.
- Сколько платьев получиться?
- Что-то ещё осталось?
- На платье для куклы хватит этого кусочка
бумаги? А на что может хватить?
-Запишем решение
этой задачи: 26 : 6=4(пл.) (остаток 2 см)
Ответ: 4 платья
можно выкроить и ещё останется 2 см бумаги.
Подводящий диалог
к понятию «остаток»
- Кто может
объяснить, что такое остаток? В результате чего он получился?
(это число,
полученное в результате деления чисел, лишние единицы)
- Какое число
разделилось бы без остатка? (24)
- Деление без
остатка называют делением нацело.
- Какое число
нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело? (2)
- Как вы думаете,
остаток должен быть больше или меньше делимого?
(остаток всегда
меньше делимого)
- Если остаток
равен 2 (как в нашем случае), то делитель насколько больше того числа которое
делиться нацело?
- давайте обобщим
понятие «остаток» (учебник с.117)
- Опираясь на
данное определение, попробуйте составить пример на деление с остатком.
V.
Закрепление изученного материала.
№149
- Что
известно в задаче? (На 4 тарелки мама положила по 3 сосиски, в кастрюле
осталось ещё 2)
- Что
требуется узнать? (Сколько всего сосисок сварила мама)
- Запишите
решение задачи.
4 • 3 + 2 = 12
+ 2 = 14 (сос.)
- Давайте
теперь попробуем 14 разделить на 4.
14 : 4 = 12
(ост. 2) (14 на 4 не делиться,
ближайшее
число, которое делиться на 4 это 12,
12 делим на
4, получаем 3 остаток 2 )
№ 150
- Выполните
деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи
деления. (Учащиеся работают в рабочих тетрадях один ученик у доски)
VI.
Самостоятельная работа. (на
листочках)
Впиши пропущенные числа.
18 : 5 =___ (ост.
3) 20 : 3 = 6 (ост. __ ) ___ : 3 = 7 (ост. 3)
34 : 4 =
___(ост.2) 32 : 7 = 4 (ост. __ ) 77 : __= 8 (ост.5)
VII.
Рефлексия.
( на доске плакат со словами, дети
подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию
урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.