Пояснительная
записка
Учитель: Косолапкова Наталия Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ
№10» г. Череповца Вологодской области
Предмет: математика, 1 класс, УМК «Школа 2100»
Тема: «Число 10», 41 урок в теме
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока и
ожидаемый результат: познакомиться
с числом 10, его записью и составом
Задачи
урока:
Образовательные:
познакомиться
с числом 10, его составом, расположением на числовом отрезке; научиться
записывать число 10; закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах
первого десятка, сложение и вычитание в пределах 10.
Развивающие:
развивать внимание,
умение устанавливать соответствия между арифметическим действием и элементами
рисунка, логическое мышление, память, наблюдательность, математическую речь,
умение делать выводы; способствовать развитию приемов
умственной деятельности: сравнение, анализ, классификация, обобщение.
Воспитывающие:
воспитывать
навыки взаимного сотрудничества, интерес к предмету, самостоятельность; формировать
положительное отношение к учебе.
Планируемые
результаты (универсальные учебные действия):
Личностные:
— проявлять
положительное отношение к учебному материалу;
— сотрудничать со
взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
— вносить свой вклад
в работу для достижения общих результатов;
— слышать другое
мнение и принимать его;
— не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные:
— организовывать
своё рабочее место;
— определять
проблему урока;
— выполнять учебные
действия в устной и письменной речи;
— выполнять
самопроверку и взаимопроверку учебного задания в форме сличения с эталоном,
образцом;
— контролировать и
оценивать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
— извлекать
информацию из иллюстрации, текста;
— осуществлять под
руководством учителя действие подведения под понятие;
— развивать логические операции: наблюдение, сравнение, умозаключение.
Коммуникативные:
— слушать и
понимать речь других;
— строить понятные
высказывания;
— осуществлять
диалог на уроке, включая работу в паре;
— объяснять свой
выбор, формулировать своё мнение.
Методы обучения:
практические (работа
с различными источниками информации: учебник, тетрадь; работа со счётами и
числовыми домиками; работа с кассой цифр),
наглядные
(иллюстрации, изображения, модели, Карта знаний),
словесные (беседа,
рассказ, дискуссия),
частично-поисковые –
сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой
деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех
этапов познавательного процесса (создание и решение проблемных ситуаций).
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
Информационный материал:
учебник «Математика», 1 класс, 2 ч. (авторы : Т.Е. Демидова, С.А. Козлова,
А.П. Тонких), рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 1 класс (авторы : Т.Е.
Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких),
Раздаточный материал:
счёты, карточки с числовым домиком числа 10, кассы цифр, сигналы.
Оборудование: мультимедийный
проектор.
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка
учебной проблемы, планирование деятельности, открытие и применение нового
знания, первичное закрепление и систематизация знаний, подведения итогов
обучения, включая рефлексию.
Урок начинается с
организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на
восприятие материала. Второй этап урока – подготовка к усвоению новых знаний.
Здесь использовались методы: практический (работа с кассой цифр) и
проблемно - поисковый, которые помогли сформулировать тему, цель урока,
составить план действий. На основном этапе - этапе изучения нового материала -
использовались метод наглядности (демонстрация слайдов), парная и
индивидуальная формы работы. Для снятия усталости и утомления на уроке была
использована двигательная физминутка. Завершающим этапом было подведение
итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, с занесением в
«оценочный лист». Рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились
учащиеся на уроке, и какие проблемы будут решать они на последующих уроках
математики.
Конспект урока
Этапы
урока;
задачи деятельнос-
ти обучающихся
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
Ι.Организационный
момент
Мотивация
к
учебной
деятельности
|
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех.
Поприветствуем гостей (улыбнёмся)
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелаем всем удачи
И успешности в придачу.
- Сегодня на
уроке мы продолжим путешествие по удивительной стране под названием
Математика.
- Какие качества возьмём с собой на урок?
|
Терпение, активность, внимательность,
дружбу, самостоятельность, старание, смекалку и др.
|
Личностные
(мотивация к учебной деятельности)
Коммуникативные
(умение слушать и понимать других; умение
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
|
ΙΙ. Актуализация знаний
|
- Рассмотрите
карту нашего путешествия (Карта знаний) и расскажите, что мы уже знаем и
умеем.
- Давайте
проверим ваши знания.
*Сосчитайте от 1
до 9 через один; сосчитайте
от 10 до 1 через
2.
* Откройте кассы
и покажите
-число, которое
следует за числом 4;
-число, которое предшествует
числу 9;
-число, которое
стоит между числами 2 и 4;
-соседа справа у
числа 6;
-соседа слева у
числа 3;
-1 слагаемое 2, 2
слагаемое 4, найдите сумму;
-уменьшаемое 7,
вычитаемое 4, найдите разность.
- Кто хочет
побыть в роли учителя и задать свои умные вопросы классу?
- Решите задачу,
запишите решение в виде равенства:
* Над ромашками
летали 8 бабочек. 1 улетела. Сколько бабочек осталось?
- Прочитайте
равенство разными способами.
* На лугу
паслись 3 козы и 2 козлёнка. Сколько всего коз паслось на лугу?
- Прочитайте
равенство разными способами.
|
Ответы детей
Дети работают с кассами цифр
3-4 ученика задают свои вопросы классу
1 ученик работает
с разрезными цифрами на доске, остальные работают на индивидуальных наборных
полотнах.
Проверка
сигналами.
1 ученик работает
с разрезными цифрами на доске, остальные работают на индивидуальных наборных
полотнах.
Проверка
сигналами.
|
Коммуникативные
( умение оформлять свои мысли в устной
форме)
Познавательные (информационные:
извлечение информации из иллюстраций, текста)
Познавательные
(логические)
Коммуникативные
(моноло-гические высказывания)
Познавательные
(логические)
Регулятивные (контроль
в форме сличения действия и результата ученика, работающего у доски, с
работой на индивидуальных наборных полотнах)
|
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы
Сформулировать вопрос, исходя из темы урока.
|
- Сегодня в гости
к нам на урок пришёл Петя Зайцев. К уроку ему нужно было купить линейку, но
Петя вспомнил об этом задании только вечером, когда магазины уже были
закрыты. Тогда Петя решил смастерить линейку сам и вот, что у него
получилось.
- Что скажете?
Исправьте работу Пети. Прочитайте последовательность.
- Каждое ли
деление на линейке имеет число?
Какие числа
пропущены? Где их место?
- Какое число
новое? Какова тема урока?
- Сформулируйте
цель урока.
|
Ответы детей
Тема урока:
«Число 10»
Познакомиться с
числом 10, его записью и составом.
|
Личностные (мотивация
к изучению нового учебного материала)
Коммуникативные
( умение оформлять свои мысли в устной
форме)
Познавательные (постановка
проблемы)
|
ΙV. Планирование
деятельности
Поставить
цель, учебные задачи, наметить план действий для открытия новых знаний
|
- Какой план
действий наметим для поиска решения?
|
Дети вместе с
учителем обсуждают учебные действия и принимают план:
1.
Определить место числа 10 в числовом ряду
2.
Познакомиться с составом числа 10
3.
Научиться записывать число 10
4.
Научиться решать выражения с числом 10
|
Регулятивные
(принятие цели и постановка задач урока)
Коммуникативные (высказывания
детей)
Регулятивные
(планирование
действий)
|
V. Открытие и применение нового
знания
Развивать умения представлять информацию,
делать умозаключения, выводы.
Физкультминутка
Развивать умения извлекать информацию из
разных источников (учебник, иллюстрации), обобщать и делать простейшие
выводы.
Первичное закрепление и систематизация
знаний
|
–– Какую 1-ю
задачу будем решать?
1-ю задачу будем решать, работая на числовом отрезке. Покажите число 10 в
числовом ряду. Расскажите о его местоположении.
- Где в жизни
можно встретить число 10 или 1 десяток?
–– Какую 2-ю
задачу будем решать?
2-ю задачу будем решать, работая со счётами.
- Что это за
предмет, и когда люди впервые стали его использовать расскажет ученик.
- Рассмотрите
счёты. Сколько костяшек в каждом ряду? Покажите на счётах разные способы, как
получить число 10.
- Пользуясь
счётами, заполните числовой домик числа 10.
– А сейчас
давайте немного отдохнём.
– Какую 3-ю
задачу будем решать?
- Рассмотрите
число 10 на слайде. Чем отличается его запись от записи других чисел? Из
каких цифр оно состоит?
- Как называют
числа, в записи которых используют 2 цифры или 2 знака?
– Проверим наши
предположения по учебнику (правило с.24)
- Рассмотрите
образец записи числа 10 в учебнике. Сколько клеточек необходимо для его
записи?
-Посмотрите, как
правильно нужно записывать число 10 (образец записи показан на слайде).
-Пропишите число
10 в воздухе 1 раз.
- Откройте тетради на с. 48. Найдите №2.
Обведите число 10 по образцу. Пропишите ещё столько раз, чтобы всего
получилось 10.
- Сравните свои
записи с образцом в учебнике. Подчеркните число, которое получилось лучше
всех. У кого получились все числа, похвалите себя, погладьте себя по голове.
– Какую 4-ю
задачу будем решать?
–4-ю задачу
будем решать, работая с опорой на учебник и тетрадь.
-Найдите в
тетради №3 с. 48. Прочитайте задание.
- Первое
равенство запишем вместе, а остальные самостоятельно.
- Обменяйтесь
тетрадями и проверьте работу соседа по эталону на доске.
-Оцените работу
товарища на «волшебной линеечке».
- Встаньте, чью
работу оценили на высоком уровне. Почему? Что пожелаем тем, у кого сегодня
что-то не получилось?
|
Определить место
числа 10 в числовом ряду
Ответы детей
Познакомиться с
составом числа 10
Сообщение ученика
+ презентация «История появления счёт»
10
Работа в парах. 1
пара работает у доски на больших счётах.
Индивидуальная
работа учащихся
Раз, два, три,
четыре, пять,
Все умеем мы
считать.
(ходьба
на месте)
Раз
- подняться, потянуться.
Два
- нагнуться, разогнуться.
Три
- в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На
четыре - руки шире.
Пять
- руками помахать.
Шесть
- за парту тихо сесть.
Семь,
восемь – лень отбросить.
Научиться
записывать число 10
Ответы детей
Дети
прописывают число 10 в тетради
Проверка:
сличение с образцом
Научиться решать
выражения с числом 10
Какие
числа должны стоять в «окош-ках», чтобы получились верные равенст-ва?
Запишите равенства в тетрадь.
Комментированное
письмо
Проверка:
сличение с эталоном
Ответы детей
|
Регулятивные
(удержание цели и задач урока)
Познавательные
(логические: наблюдение, сравнение,
умозаключение)
Коммуникативные
(монологические высказывания) Познавательные
(информационные: представление информации)
Коммуникативные
(взаимодействие в паре,
умение договариваться)
Познавательные
(информационные: извлечение информации из текста, иллюстрации)
Познавательные
(логические: умозаключение)
Познавательные
(логические)
Регулятивные (контроль
в форме сличения действия и результата с образцом)
Познавательные
(логические и общеучебные: следование
инструкции)
Коммуникативные
(взаимодействие в паре,
умение договариваться)
Регулятивные (контроль
в форме сличения действия и результата с эталоном, оценка деятельность,
адекватное понимание оценки взрослого и сверстников)
|
VΙ. Подведение итогов урока.
Рефлексия
Формировать
умение оценивать себя
|
–Какой вывод
можно сделать по уроку?
–Какая была тема
урока? Какую цель перед собой ставили? Достигли ли мы поставленной цели?
–Сумели мы
выполнить весь план действий?
–С какими
трудностями встретились в ходе работы?
–Оцените свою
работу на уроке по критериям, обозначенным в ученическом дневнике.
Объясните своё решение.
|
Ответы детей.
Самоанализ
и самооценка детьми своей работы в ученическом дневнике.
|
Регулятивные
(удержание цели и задач урока)
Личностные (компетенции
в поступках и деятельности)
Личностные
(способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.