Урок
математики в 5-м классе по теме: "Углы и их виды" (обобщающий урок)
Гущина
Анна Юрьевна, учитель математики
Тема
урока: “Углы.
Виды углов и их построение.”
Цели
урока:
Проверить
знания учащихся и умения применять их при решении предложенных упражнений и
задач:
1.а)
учащийся должны правильно называть элементы угла – вершины и его стороны,
правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв;
б) учащиеся должны уметь распознавать острые, тупые и прямые углы, уметь
применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение
острого угла, тупого угла).
2. Проверить умение работать с чертежными инструментами – угольником и транспортиром.
Умение строить и измерять углы с помощью транспортира.
3. Оценить образно-логическое мышление уч-ся с помощью психологического
теста: “Зачеркнуть “лишний” предмет…”
4. Развивать логическое мышление с помощью тестовых задач; развивать внимание
учащихся, память, речь.
5.
Воспитывать аккуратность при построении чертежей и оформлении упражнений;
воспитывать интерес к математике через занимательные задания,
конструирование и практические работы
Примечание: классификация
углов проводится через сравнение наиболее часто встречающимися в окружающем
мире прямым углом: угол, меньший прямого, является острым, большим
прямого – тупым.
Оборудование
урока:
1.
Чертежные инструменты:
а)
угольник
б) транспортир
2. Модели
углов из цветного картона.
3. Фигурки
сказочных героев.
4. Карточки
с индивидуальными заданиями (дифференцируемый материал по 4-ем вариантам).
5.
Конверты, в которых содержатся семь углов различного вида, вырезанных из
цветного картона и один чертеж
6. Спички
(по три штуки каждому уч-ся)
7.
Раздаточный материал для психологического теста для каждого учащегося.
8. У
каждого учащегося должны быть:
a)
чертежный угольник;
б) транспортир,
в) простой карандаш,
г) цветные карандаши.
9.
Кодопозитивы.
План
урока:
I. Организация
класса:
II. Устные и
индивидуальные упражнения для класса:
III. Устные
упражнения.
(Устные
упражнения выполняются одновременно с индивидуальными)
1. Назовите
вершину и стороны каждого угла, изображенного на рис. 1: (кодопозитив)
Примечание: Назвать
правильно углы, используя три и одну букву
2. Определите
вид данных углов, если кодопозитив
а) угол
MNP = 1/3 угла AOB;
б) угол FCK = 1/2 угла AOB
в) угол TEX = 2/3 угла AOB
Примечание:
1. Вначале
определить вид и градусную меру угла AOB
Вопрос: Как
называется угол AOB, и чему равна его градусная мера?
Ответ: угол
AOB – развернутый угол AOB=180
2. Значит,
а) угол
MNP = 1/3?180 = 60 – острый – почему? (Ответ: 0<MNP<90)
б) угол FCK = 1/2?180 = 90 – прямой – почему? (Ответ: угол FCK = 90)
в) угол TEX = 2/3?180 = 120 – тупой – почему? (Ответ: 90<TEX<180)
3. Решите
задачу (кодопозитив, модели углов, фигурки героев)
Магнитная
доска.
Персонажи
сказок Дж. Харисса “Сказки дядюшки Римуса” начертили три угла – прямой, острый
и тупой. Угол Братца Кролика больше угла Братца Медведя,
но меньше угла Братца Лиса. Определите, кто из героев сказок
нарисовал острый, тупой и прямой угол.
Ответ:
Бр.Кролик
- прямой угол
Бр.Медведь-острый угол
Бр.Лис - тупой угол
Индивидуальные
упражнения
на
карточках
4 штуки.
(4 варианта)
1.
Измерьте транспортиром углы, изображенные на чертеже.
Запишите
вместо точек полученные результаты:
угол АВС =
…; угол DEF = …; угол KST = …;
угол ROD = …; угол OMK = …; угол CMN = …; угол = …;
Запишите,
какие из углов острые, прямые, тупые.
2. С
помощью чертежного треугольника найдите среди углов, изображенных на чертеже,
прямые углы, острые углы и тупые углы.
Вместо
точек поставьте одно из слов: “острый, прямой, тупой”
угол EOK -
…; угол NAP - …; угол LBM - …; угол RCT - …;
угол SDF - …; угол XUZ - …
IV.
Решение упражнений
Задание №
1: (работа
на доске)
Построить
угол АОВ = 45
Постройте
угол: (одновременно 3 уч-ся)
а) равный
углу АОВ
(Записать
на доске: угол MNP = углу АОВ = 45)
б) больший
угла АОВ на 70
(Записать
на доске: угол CNK = углу АОВ + 70 = 45 + 70 = 115)
в) меньший
угла АОВ на 15
(Запись на
доске: угол MON = углу АОВ – 15= 45 – 15 = 30)
Задание №
2: (работа
на доске – 2 уч)
Начертите
по два разных угла в тетрадях своего соседа. Предложите cоседу по парте указать
вид каждого угла. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.
Примечание: правильность
оценивается знаком +
Задание №
3
Угол АВС –
прямой, угол DEK составляет 20% от угла АВС, а величина угла MON равна среднему
арифметическому углов АВС и DEK.
Найти
величины каждого угла и построить с помощью транспортира.
На доске
заранее заготовленная запись вида:
угол АВС –
прямой ?
угол DEK – 20% угла АВС ?
угол MON - ?
Анализ
решения задачи:
Вопрос: как
нужно найти величину угла MON?
Ответ: угол
АВС, т.к. по условию он прямой то угол АВС = 90°
Вопрос: как
нужно найти величину угла MON?
Ответ: т.к.
градусная мера угла MON – среднее арифметическое углов АВС и DEK, то угол MON =
(угол АВС + угол DEK)?2 (внести запись в краткое условие задачи)
Решение
задачи:
1) угол
АВС = 90 (т.к. прямой)
2) 20% - 0,2
, значит угол DEK = 0,2?90 = 18
3) угол
MON = (угол АВС + угол DEK)?2 = (90 + 18)?2= 108?2 = 54
Построить
эти углы
1. угол
АВС = 90
2. угол DEK = 18
3. угол MON = 54
Ответ: угол
АВС = 90; угол DEK = 18; угол MON = 54
Задание №4 (конструирование)
работа со спичками
а) Положи
три спички так, чтобы получились три угла – острый, прямой и тупой. Сделай
чертеж.
Проверка
на кодопозитиве:
б) Положи
три спички так, чтобы получились три острые и два тупых угла. Сделай чертеж.
Проверка
на кодопозитиве:
IV.
Психологический тест
Цель: оценить
образно-логическое мышление
Зачеркните
“лишний” предмет в каждой рамке.
По какому
признаку сгруппированы остальные предметы?
Ответ: “Лишний”
предмет: а) снеговик, б) трапеция, в) дорожный знак.
Признак
группировки остальных предметов:
·
наличие
углов,
·
наличие
прямых углов,
·
наличие
тупого угла.
V.
Практическая работа по теме
“Углы.
Виды углов и их построение”
Работа с
конвертами.
Запись на доске:
угол 1 = 180 (как разв.)
угол 4 = 90 (как прям.)
Примечание: разложить
по группам (т.е. отдельно отложить развернутые, прямые, острые, тупые углы).
Задание к
моделькам:
1) Из
углов 1-7 определить:
а)
развернутые;
б) прямые;
в) острые;
г) тупые.
2)
Определить градусную меру угла 5 и 6
угол 5 =
45
угол 6 = 125
Задание к
чертежу:
Перечертите,
имеющиеся на чертеже углы:
а)
развернутый;
б) прямой;
в) острые;
г) тупые.
Примечание:
-используя
линейку;
-используя угольник;
-используя модель №5;
-углы получаются в результате сложения углов CBD и DBE (угол CBE = угол EBD +
угол DBC)
Общее
задание:
Найдите,
какие из данных углов на модельках равны углам, изображенным на чертежах
(наложением).
Запишите,
какие углы равны и определите градусные меры равных углов, используя
транспортир:
угол 1 =
углу АВС = 180
угол 4 = углу DBC = 90
угол 5 = углу АВЕ = 45
угол 6 = углу СВЕ = 125
VI.
Задание на дом:
№ 1656;
1657 ; 1658.
VII. Итоги
урока:
Поделиться…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.