Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока по математике на тему: "Различные способы решения тригонометрических уравнений" (10 класс)

Конспект урока по математике на тему: "Различные способы решения тригонометрических уравнений" (10 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по математике на тему: «Различные способы решения тригонометрических уравнений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель математики, Ибраимова Мерьем Ризаевна, МБУ СШ № 1, г.Евпатории, Республики Крым.

Мудрость, с которой должен править человек,

не дана ему от рождения:

 она приобретается учением.

Н.И. Лобачевский

 

 

Тема урока: Различные способы решения тригонометрических уравнений.

Цели: обобщение и систематизация знаний по решению тригонометрических уравнений (разложением на множители, заменой переменных, понижением степени), свойств тригонометрических функций, формул преобразования тригонометрических выражений, используемых для решения тригонометрических уравнений;

проверить умения применять приобретенные знания и навыки в нестандартных ситуациях, воспитывать математическую культуру учащихся, развивать интерес к математике, логическое и творческое мышление, позитивную самооценку.

Оборудование: карта-задание для программированного опроса, индивидуальные задания, схема решения уравнений, задания для работы в группах, список класса разбиваем на группы

Форма урока: урок-исследование.   

 

Учитель: Дорогие ребята!

Сегодня вы десятиклассники. И каждый на пороге выбора профессии. Кто-то из вас будет конструировать новые самолеты, космические ракеты, создавать системы связи, исследовать законы природы. И здесь необходимо знание математики.

Не обойтись без него и будущим экономистам, биологам, социологам. Математический стиль мышления, учение рассуждать строго, без логических скачков нужно юристам, лингвистам, врачам, бизнесменам.

Роль математики в современной науке и технике велика. Логике, строгости рассуждений, самостоятельности, умению принимать решения вы учитесь на уроке математики.

И помогают нам ее методы и законы.

Наш урок сегодня – творческое исследование и применение трех методов решения тригонометрических уравнений, занимающих важное место в математическом анализе, в теме тригонометрические функции.

Каждое правильное решение всегда красиво, а поиск решения, истины всегда интересен.

Итак, вперед! К истине, красоте и самостоятельности!!!

 

I.Организация урока.

а) готовность к уроку;

б) посещаемость.

 

II.  Объявление целей и задач урока-исследования.

Класс предварительно разбивается на 5 творческих групп по уровню успеваемости в обучении математике.

2 группы состоят из учащихся, имеющих достижения, соответствующие 2му уровню, 2 группы – учащиеся имеющие достижения соответствующие 3му, достаточному уровню знаний и 1 группа -  эксперты, в которую входят ребята, имеющие оценки 4го уровня знаний по предмету.

ЭКСПРЕСС - КОНТРОЛЬ

III.                                                                                                                                         1)Программированный контроль знаний.

 

Начнем с простейших уравнений.

Задание написано на доске и индивидуально каждому ученику представлено условие простейших тригонометрических уравнений. 4 уравнения, при верном решении всех ученик может получить на этом этапе максимально 6 баллов.

После проверки правильности решения, учащиеся выставляют себе набранное количество баллов.

 

III.                                                                                                                                         ПАНОРАМА

 

После предварительной творческой работы вы представляете изученные вами некоторые методы решения тригонометрических уравнений.

 

Учитель: напомню, что решение тригонометрических уравнений в большинстве случаев подчиняется «законам», которые сформулированы так:

1.Увидел сумму – преобразуй ее в произведение.

2.Увидел произведение – преобразуй в сумму.

3.Увидел квадрат – понизь степень.

И если вы сомневаетесь с чего начинать преобразование тригонометрического выражения в уравнении, начните с одного из этих законов.

Первая четверка, решив правильно уравнение, зарабатывает 2 балла, вторая четверка, внесет в свою команду по 1 баллу.

 

Подведем итоги, активность, верность, аргументированность решений оценивается максимально в 2 балла.

Используются цветные жетоны:

красный – 2б

желтый – 1б

зеленый – 0,5б

 

ПОИСК

3) Работа в творческих группах

Каждая группа получает задание на карточке. Выполняет решение после предварительного обсуждения.

 

Учитель: Вы за столом совещаний. Четко определена проблема, приступайте к обсуждению. Помните, что вы должны подготовить защиту своего решения. Определите по схеме пункт, который вы использовали.

 

 

 

 

 

 

Разложение на множители

Решение некоторых тригонометрических уравнений

 

Замена переменной

R () = a

y=

 

R (y) = a

 

R – одна из основных тригонометрических функций.

 

 

б) Решите уравнения:

 

 

Учитель: Умение удачно вводить новую переменную является важным элементом математической культуры.  Иногда введение новой переменной в уравнениях очевидно, а порой ее сложно увидеть.

 

V.Подведение итогов практической части

За работу в группах можно набрать 0,5 – 1 – 2 балла.

Руководители групп оценивают работу учащихся в группе.

Ребята, перед вами панорама тригонометрических уравнений, решенных сегодня на уроке.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Какие методы и приемы применялись при решении каждого уравнения?

2) Что необходимо знать для решения тригонометрических уравнений?

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ…

При решении тригонометрических уравнений используются свойства тригонометрических функций.

Хочу сказать, что тригонометрия развивалась, начиная со II века до н.э., причем ей придавалось большое значение в связи с астрономическими вычислениями, сегодняшнее определение тригонометрических функций появилось лишь в XVIII веке (в значительной степени у Эйлера).

 

До этого обходились всевозможными таблицами, например, хорд, отвечающих углам. Большинству ученых математиков не приходило в голову, что тригонометрия связана с математическим анализом. На пороге XVII века в развитии тригонометрии намечается новое направление – аналитическое.

Если до этого главной целью тригонометрии считалось решение треугольников, вычисление элементов геометрических фигур и учение о тригонометрических функциях строилось на геометрической основе, то в XVIIXIX веках тригонометрия становится одной из глав математического анализа.

 

 

…И ПРАКТИКИ

Практика рождается из тесного соединения физики и математики.

Ф. Бекон

Тригонометрия находит широкое применение в механике, физике, технике, особенно при изучении колебательных движений и других периодических процессов.

О свойстве периодичности тригонометрических функций знал еще Виет.

Развитие учения о колебательных движениях, о звуковых, световых и электромагнитных волнах привело к тому, что основным содержанием тригонометрии стало изучение и описание колебательных процессов.

Из физики известно, что уравнение гармонического колебания (например, колебания маятника, переменного электрического тока имеет вид: y = A*sin(ωt + φ0).

Графиком гармонических колебаний является синусоида.

В первой половине XIX века французский ученый Ж. Фурье доказал, что всякое периодическое движение может быть представлено в виде суммы простых гармонических колебаний.

Основоположником аналитической теории тригонометрических функций считают Л. Эйлера.

Занимался этим вопросом и великий И. Ньютон.

 

Дальнейшее развитие теории было продолжено в XIX веке Н.И. Лобачевским и другими учеными. Тригонометрия помогает определять расстояние до геодезической съемки местности для составления географических карт.

Кстати, по ходатайству Н.И. Лобачевского знаменитый ученый химик Бутлеров А.М. был оставлен в Казанском университете, после его окончания. Вступая в должность ректора этого университета 3 мая 1827г. Н.И. Лобачевский говорил студентам «Жить – значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое напоминало бы, что мы живем…Ничто так не стесняет потока жизни, как невежество…».

 

Я желаю всем участникам сегодняшнего урока успехов в учебе, новых знаний, новых ощущений, от радости открытия, от умения мыслить и достигать целей.

 

Спасибо за сотрудничество!

 

Пусть этот урок станет «ключиком» в постижении тайны познания и творчества!

 

 

Литература

·                    Хайкин С. Э. Физические основы механики. — М., 1963.

·                    А. М. Афонин. Физические основы механики. — Изд. МГТУ им. Баумана, 2006.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по математике на тему: "Различные способы решения тригонометрических уравнений" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Различные способы решения тригонометрических уравнений.

Цели: обобщение и систематизация знаний по решению тригонометрических уравнений (разложением на множители, заменой переменных, понижением степени), свойств тригонометрических функций, формул преобразования тригонометрических выражений, используемых для решения тригонометрических уравнений;

проверить умения применять приобретенные знания и навыки в нестандартных ситуациях, воспитывать математическую культуру учащихся, развивать интерес к математике, логическое и творческое мышление, позитивную самооценку.

Оборудование: карта-задание для программированного опроса, индивидуальные задания, схема решения уравнений, задания для работы в группах, список класса разбиваем на группы

Форма урока: урок-исследование.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1244
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 409
    • DOCX 1.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ибраимова Мерьем Ризаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ибраимова Мерьем Ризаевна
    Ибраимова Мерьем Ризаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6059
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе