Главная / Математика / Конспект ноосферного урока по математике на тему "Пропорции" (6 класс)

Конспект ноосферного урока по математике на тему "Пропорции" (6 класс)

Ноосферный урок в 6 классе по теме «Пропорции»

Эпиграф

Гармония – это гамма пропорций, которая

делает добро–легко, а зло–трудновыполнимым.

Альберт Эйнштейн

Цель урока: формирование представления о пропорции, навыков и методов применения основного свойства пропорции.

Задачи урока:

  1. Образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала через формирование умений мыслить образами.

  2. Информационная грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности – ориентация на целостное мышление.

  3. Социальная компетентность: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.

  4. Здоровьесберегающая: использование приёмов и методов, характерных для «левополушарного», «правополушарного» и целостного восприятия и осознания информации; привлечение различных органов чувств к восприятию информации.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Гармонизация

  2. Актуализация опорных знаний (повторение)

  3. Релаксация (этап усвоения информации)

  4. Визуализация (контроль восприятия учебной информации)

  5. Физкультминутка

  6. Историческая справка , закрепление нового материала

  7. Домашнее задание

  8. Итог урока

  9. Оценки за урок

  1. Организационный этап. Гармонизация.

– Я приветствую вас, дорогие дети и желаю вам хорошего настроения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Приготовьтесь к гармонизации и созданию позитивного климата. Вытяните вперёд правую руку и напишите ею в воздухе несколько раз знак бесконечности (∞). Вытяните вперёд левую руку и напишите ею тот же знак в воздухе. И в заключении обеими руками вместе напишем этот знак. У нас прекрасное настроение. Пожалуйста,присаживайтесь на свои места.

  1. Актуализация опорных знаний.

– Эпиграфом нашего урока сегодня мы принимаем слова великого учёного Альберта Эйнштейна

«Гармония – это гамма пропорций, которая делает добро–легко, а зло–трудновыполнимым.». Как вы считаете, какое слово в этом высказывании имеет отношение к теме нашего сегодняшнего урока?

– Пропорции.

– Запишите в тетрадях число и эту тему урока. Для получения новых знаний нам понадобятся полученные знания по вчерашней теме «Отношения». Проведём небольшую письменную работу на листочках. Ответы старайтесь давать краткие. Подпишите листочки.

  1. Как называют результат деления? (частное)

  2. Каким словом заменяют слово «частное»? (отношение)

  3. Запишите математически словосочетание «отношение числа 3 к числу 2» (3:2)

  4. Что показывает отношение? (во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго)

  5. Как узнать какую часть число a составляет от числа b? (разделить a на b)

  6. Найдите отношение 6 к 20 (0,3)

– Сдайте листочки. Попробуем теперь ответить на эти же вопросы вслух, чтобы все вспомнили правильные ответы. Итак, мы повторили все, что касается отношений. Приступим к изучению новой темы «Пропорции».

  1. Релаксация. Этап усвоения информации.

(Включается музыка, которая звучит тихо, голос учителя звучит мягко)

– Сегодня мы познакомимся с удивительной пропорцией. Сядьте удобно, закройте глазки. Сделайте глубокий вдох, выдох. Расслабьте лицо, шею, руки, спину, ноги. Над вашей головой появилось маленькое солнышко, лучики направились к вам. Они коснулись вашей головы, лица, плеч, рук, спины, животика и ног. Солнечный свет проникает в каждую клеточку вашего тела, очищает и оздоравливает её. Вы сами стали, как маленькое солнышко, светитесь здоровьем, счастьем, любовью, хорошим настроением. Представьте перед собой тропинку. Она приглашает вас в путешествие. Смело шагайте по ней, тропинка привела вас в сад. Представьте перед собой красивую яблоню. На стволе яблоньки высветились буквы «Пропорция». Посмотрите, какого цвета буквы. Прикоснитесь к стволу дерева. На нижней ветке яблони висят четыре яблочка. Посмотрите, какого они цвета, каких размеров, какой издают аромат.

Левое яблоко с буквой a, следующее за ним вправо – с буквой b, ещё правее – третье яблоко с буквой c, а четвёртое с буквой d(повторить 2 раза)

Два крайних яблока с буквами a и d называют крайними членами пропорции, а два средних – с буквами b и c называют средними членами пропорции (повторить 2 раза)

На второй ветке яблоньки написано определение:

«равенство двух отношений a:b=c:d называют пропорцией» (повторить 2 раза)

На третьей ветке яблони написано

«a так относится к b, как c относится к d».(повторить 2 раза)

На четвёртой ветке яблоньки появилась запись

«произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции: ad=bc» .(повторить 2 раза)

Посмотрите ещё раз на яблоньку, вдохните аромат свежих, сочных яблок, поблагодарите яблоньку за важную информацию и по знакомой тропинке возвращайтесь в класс. Я вас жду. Почувствуйте ваши ноги, спину, плечи, потрите руки друг о дружку и открывайте глазки.

(Музыка выключается)

  1. Визуализация.

– Кому из вас удалось побывать в прекрасном саду и увидеть волшебную яблоньку?

– Перед вами чистый лист бумаги, карандаши, фломастеры. Нарисуйте яблоньку, которую вы увидели в саду.

(Дети рисуют, а учитель задаёт следующие вопросы)

– Что было написано на стволе яблони? Сделайте эту запись на стволе вашей нарисованной яблоньки.

– Какого цвета были яблоки, какой формы, какого размера? Раскрасьте ваш рисунок.

– Удалось ли вам почувствовать яблочный аромат? Сколько было яблок на нижней ветке?

– Что было написано на четырёх яблоках нижней ветки? Запишите эти буквы на вашем рисунке.

– Что было написано на второй ветке яблоньки? Сделайте эту запись на вашем рисунке.

– Кто помнит, как назывались яблоки с буквами a и d? Как назывались яблоки с буквами b и c?

– Что было написано на третьей ветке яблоньки? Сделайте эту запись на своём рисунке.

– Удалось ли вам запомнить запись, сделанную на четвёртой ветке? Что было там записано? Давайте и это отметим на рисунке.

– Посмотрите на рисунки, которые сделали ваши соседи по парте. Помогите им исправить неточности в их записях. Если, по-вашему мнению, всё сделано верно, похвалите своего соседа и улыбнитесь ему.

– Мы проделали очень важную и сложную работу, нам положен отдых.

  1. Физкультминутка(включается весёлая музыка)

  1. Встаньте, пожалуйста, вытяните руки вперёд, кисти рук сплетите в замок и в таком положении напишите восьмёрку столько раз, какую оценку вы любите получать.

  2. Руки опустите вниз и вращайте поочерёдно плечами столько раз, какое сегодня число.

  3. Нарисуйте в воздухе правой рукой прямоугольник столько раз, сколько яблок было на нижней ветке нашей яблоньки.

  4. Нарисуйте в воздухе левой рукой треугольник столько раз, сколько букв в слове «Пропорция».

Спасибо, вы отдохнули, присаживайтесь на свои места.

  1. Закрепление полученных знаний.

– Ребята, поскольку пропорция – это новое слово в нашем математическом лексиконе, давайте узнаем его историческое значение.

(Один из учеников выступает с заранее приготовленным дома докладом об истории возникновении пропорции)

– Я знаю, что и взрослые и дети очень любят играть. Предлагаю провести игру «Яблочко». Перед вами на столах на блюде лежат яблоки с наклеенными на них номерами от 1 до 6. Эти яблоки с номерами правильных ответов вы будете поднимать вверх, и я буду контролировать ваши знания. На экране для вас представлено несколько математических записей, каждая из которых находится под определённым номером.

Напомню, что пропорцией называется равенство двух отношений.

Посмотрите на записи на экране и возьмите в руку яблоко с номером той записи, которая является пропорцией

№1 a:b=c:d

№2 x:y=m:n

№3 0,3:a=2,1:b

№4 4∙x=y∙2,6

№5 2:x+3:d

№6 a+b=c+d

(Правильный ответ: №1,№2,№3)

– Выпишите в тетрадь равенства, которые являются пропорциями.

– Назовите в пропорциях №1,№2,№3 крайние и средние члены.

– Продолжим игру. Посмотрите на записи на экране и возьмите в руку яблоко с номером той записи, где в пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.

№1 5:6=8:9

2 18:3=30:5

№3 2/5:7/8=8/7:5/2

№4 3:1,5=2:0,5

№5 a:1=b:1

(Правильный ответ: №2,№3)

– Такие пропорции, в которых произведение крайних членов равно произведению средних членов называются верными. Выпишите себе в тетрадь верные пропорции №2 и №3. Докажем, что они верны, два ученика выходят к доске.

– Оказывается, ребята, если в верной пропорции поменять местами либо крайние члены, либо средние члены, то получившиеся новые пропорции так же будут верными.

– Продолжим игру. Запишите в тетради пропорцию 5:15=4:12. Возьмите в руки яблоки с номерами пропорций, которые составлены из данной пропорции и являются верными.

№1 5:4=12:15

№2 12:15=4:5

№3 5:2=15:6
№4 5:4=15:12

№5 12:4=15:5

(Правильный ответ: №2, №4,№5)

– Запишите к себе в тетради три верных пропорции: №2,№4,№5, которые следуют из исходной пропорции 5:15=4:12.

  1. Домашнее задание.

– Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание.

п.21 читать, определение, свойство учить, №776(воспользоваться свойством пропорции), №778(повторение по теме «Отношения»), №781(повторение по теме «Действия с дробями»).

  1. Итог урока.

– Возьмите в руки свои замечательные рисунки нашей яблоньки и с помощью них ответьте на вопросы:

  1. Какова тема нашего сегодняшнего урока?

  2. Что такое пропорция?

  3. Какие бывают члены в пропорции?

  4. Когда пропорция верна?

  5. Останется ли пропорция верной, если поменять местами только её крайние члены?

  6. Останется ли пропорция верной, если поменять местами только её средние члены?

  7. Останется ли пропорция верной, если поменять местами и ёё крайние члены, и средние члены?

– А завтра на уроке мы узнаем, как используя свойство пропорции можно быстро, легко и красиво решать уравнения.

  1. Оценки за урок.

– Давайте, ребята, дадим отдохнуть нашим глазкам. Потрите ладонь о ладонь, согревая руки. Коснитесь ладонями лица так, чтобы центр ладони находился напротив глаза. А я назову оценки за урок. (Учитель подводит итоги)

– Ребята, вы большие молодцы. Хорошо потрудились сегодня. Думаю, что знания, полученные на уроке пригодятся вам в дальнейшем не только на уроках математики, но и физики, химии, а так же при решении практических жизненных задач. И в этом вам поможет пропорция.





Конспект ноосферного урока по математике на тему "Пропорции" (6 класс)
  • Математика
Описание:

Конспект урока по математике по теме "Пропорции" разработан в контексте ноосферного обучения, где новый материал преподносится детям в процессе релаксации и, таким образом, помещается в долговременную память. Урок состоит из 9 этапов:

1)      Организационный этап. Гармонизация

2)      Актуализация опорных знаний (повторение)

3)      Релаксация (этап усвоения информации)

4)      Визуализация (контроль восприятия учебной информации)

5)      Физкультминутка

6)      Историческая справка , закрепление нового материала

7)      Домашнее задание

8)      Итог урока

 

9)      Оценки за урок

Этот урок я проводила в нескольких шестых классах, дети в восторге.

Автор Токмакова Светлана Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 805
Номер материала 51918
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓