Главная / Начальные классы / Конспект урока по математике на тему "Число 0. Цифра 0. Свойства 0". (1 класс)

Конспект урока по математике на тему "Число 0. Цифра 0. Свойства 0". (1 класс)


Урок – исследование по математике в 1 классе.

(II часть, автор Л. Г. Петерсон, 16 урок)

(1Б класс, учитель Ильченко Любовь Васильевна, средняя школа № 36)


Тема: «Число 0. Цифра 0. Свойства 0.»


Цели и задачи урока:

1) изучение числа 0 и его свойств; написание цифры 0;

2) формирование навыков счёта в пределах 9, закрепление

взаимосвязи между частью и целым;

3) развитие мыслительных операций, речи, наблюдательности, внимания, творческих способностей учащихся;

4) воспитание самостоятельности, активности на уроке, интереса

к математике.


Оборудование: корзинка с цифрами (1 – 9), фигурки зверей, 3 мешочка,

счётный материал: грибы (12 шт.), карточки с веточками,

карточки с выводами свойств 0.

Музыка: звуки леса (пение птиц).

Детям: цифровые кассы, веер, учебник.


Ход урока.


1. Организационный момент.


«Прозвенел звонок –

Начинается урок».


2. Постановка учебной задачи (включается музыка).

Послушайте пение птиц, шелест травы. Кто уже догадался, куда мы сегодня

отправимся? Правильно, я приглашаю вас на прогулку в лес. Посмотрите, и лесные

жители собрались у ёлочки, что-то обсуждают. Наверное, содержимое этой корзинки.

Ведь мы попали не в простой лес, а в тот, где звери любят заниматься математикой.


3. Повторение знаний о числах.

Оказывается в корзинке находятся карточки с цифрами.

- Кто достанет первую цифру? Какое число обозначает эта цифра?

Расскажите о ней стихотворение. (Вот один иль единица, очень тонкая как спица).

- Какая следующая цифра? Какое число она обозначает?

Назовите соседей числа 2: 1 и 3.

- А теперь достанем цифру …? (3) Какое число она обозначает?

Дайте характеристику числа 3. (Число 3 стоит на третьем месте в натуральном ряду чисел, 3 больше двух на 1 и меньше четырёх на 1, 3 это – 1 да 2, 2 да 1, 1 – 1 – 1).

- Следующая цифра? (4) Какое число она обозначает?

Назовите состав числа 4: 4 – это 3 да 1, 2 да 2, 1 да 3.

- А дальше? (5) Какое число она обозначает?

Расскажите о ней стихотворение. (Вот пошла плясать по бумаге цифра 5. Ручку вправо протянула, ножку круто изогнула).

- Достанем ещё цифру. (6) Какое число она обозначает?

Дайте характеристику числа 6. (Число 6 стоит на шестом месте в натуральном ряду чисел, 6 больше пяти на 1 и меньше семи на 1, 6 – это 1 да 5, 2 да 4 и т.д.).

- Достаём дальше. (8) Какое число она обозначает?

Назовите предыдущее число (7) и последующее (9).




- И осталась последняя цифра. (9)

Расскажите о ней стихотворение. (Цифра 9 иль девятка, - цирковая акробатка, если на голову встанет цифрой шесть девятка станет).

Д. 1 2 3 4 5 6 8 9

- Кто заметил, как расположились числа? (в порядке возрастания)


А всё ли у нас в порядке? Все ли числа на месте? (нет, ворона утащила цифру 7)

Давайте определим её место. Дайте характеристику числа 7.

- Ребята, какие два математических действия вы знаете? (сложение и вычитание)

- А какие знаки мы используем при их выполнении? (+, – )

Давайте поставим эти знаки между числами. Что получилось? (выражение)

1 + 2 5 – 3 - Прочитайте по – разному.

(1 плюс 2, 1 увеличить на 2, к 1 прибавить 2, сумма чисел 1 да 2, первое слагаемое 1 – второе слагаемое 2, 1 да ещё 2 );

(5 минус 3, 5 уменьшить на 3, от 5 отнять 3, разность чисел 5 и 3, уменьшаемое 5 – вычитаемое 3)

- А если поставим вот этот знак в конце? (=) Что получится? (равенство)

1 + 2 = 3 5 – 3 = 2

- Что обозначает первое равенство? (чтобы найти целое, надо сложить части)

- Где целое? (3) Где части? (1 и 2)

- Что обозначает второе равенство? (чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть) Где целое? (5) Где части? (3 и 2)

hello_html_248dc23b.png

Итог: вы замечательно работали с числами. А для чего мы их изучаем, зачем нам нужны числа? (чтобы считать, решать примеры, обозначать количество предметов)


4. Открытие детьми нового знания.



а) Ребята, посмотрите, а синичке нужна ваша помощь. Помогите ей обозначить цифрами количество ягод на веточках.


  • Сколько ягод на первой веточке? (1) Какой цифрой обозначим? (1)

  • Сколько ягод на второй веточке? (9) Какой цифрой обозначим? (9)


- Ребята, цифры закончились, а веточки нет. (Проблема ?)

Сколько ягод на этой веточке? (нисколько) Какое число обозначает это количество? (0)

Назовите в классе предметы, количество которых составляет 0. (0 слонов, 0 диванов и т.д.)

- А какой цифрой обозначается число 0? (0) На что похожа цифра 0? (на бублик, букву О, колесо)

Влада расскажет нам стихотворение:

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.”


(приготовить О красного цвета, поставить под последней карточкой)

- А теперь откройте учебник на стр.30.

Каким числом мы обозначим количество предметов в мешке? (0) Домино? (0 – 0 )

Листьев на дереве? (0) Где находится число 0 на числовом отрезке? (вначале, у начальной точки)


Итог: с каким же новым числом мы познакомились? (с 0) (Открытие !)







Приглашают зверята на весёлую поляну.

(физкультминутка)

«Раз, два, три, четыре, пять – На четыре – руки шире,

Все умеем мы считать, Пять – руками помахать.

Раз – подняться, потянуться, Шесть – за парту тихо сесть .»

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладони три хлопка, головою 3 кивка.



б) Цифры от 1 до 9 вы уже писать научились. А теперь Мудрая Сова научит вас писать цифру 0. Откуда начинаем писать цифру 0? (сверху)

Давайте напишем сначала в воздухе. А теперь на стр.31 внизу сначала обведите две цифры, а затем продолжите через клеточку самостоятельно.

Очень хорошо. Все постарались. Но Сова предлагает написать ещё строчку.

Посмотрите на числа, в какой закономерности они записаны? (первая цифра всё время увеличивается, а вторая не меняется) 10 20 30 40 50 60 70 80 90


Итог: прочитайте записанные числа. Какую цифру вы учились писать сегодня? (0)



5. Выведение свойств нуля.


а) Когда мы с вами составляли равенства, за нашей работой внимательно наблюдала белочка. Она тоже решила составить равенства, но не числовые. Белочка на зиму делает запасы, заготавливает шишки, грибы. И вот теперь она нашла два мешочка с грибами. Давайте узнаем, сколько грибов лежит в них.

hello_html_m346bc52c.png





- Сколько грибов в первом мешочке? (4) Сколько во втором? (0) – наверное кто – то из зверей забрал.

- Каким действием узнали, сколько всего грибов? (сложением)

Почему нужно складывать? (ищем целое) Сколько же всего грибов? (4) – т.к. во втором мешке ничего нет, то ничего не прибавляли.

- Составьте по этому рисунку числовое равенство. (в кассах)

4 + 0 = 4 - Где целое? (4) Где части? (4 и 0)


б) Найдите в учебнике на стр.30, задание 1.

Рhello_html_6fcde119.gifhello_html_6fcde119.gifебята, нарисуйте сами фигуры в мешки и найдите ответ: 3 + 0 = , 0 + 3 =

(К трём прибавили пустой мешок, в результате получили те же 3 треугольника, значит, 3 + 0 = 3)

- Как вы думаете, всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? (да)

- Почему? (При сложении мешка с фигурами с пустым мешком количество фигур не меняется)

Как это записать? (а + 0 = а – карточку на доску – открытие!)


- Аналогично, 0 + а = а – карточку на доску.


Затем проходит работа по установлению других свойств нуля.


Итог: какие свойства нуля узнали? (проговорить коротко)








6. Физкультминутка.

  • «Столько сделаем наклонов, сколько ёжиков весёлых». (6)

  • «Сколько слоников у нас, столько и присядем раз.» (7)

  • «Столько сделаем прыжков, сколько у меня жуков». (8)

  • «Сколько точек у нас в круге, столько раз поднимем руки». (5)


7. Первичное закрепление (с комментированием).

Работа по учебнику на стр.30, № 4.

5 – 5 = 0 (т.к., если от числа отнять то же самое число, получится 0)

8 – 0 = 8 (т.к., если от числа отнять 0, получится то же самое число) и т.д.



8. Самостоятельная работа.

- решение примеров на карточках (взаимопроверка);

- сверить свои решения с доской.


9. Решение примеров на повторение.


8hello_html_6fcde119.gif - = 4 ( работа по учебнику на стр.31, № 8; найти неизвестное число на

основе взаимосвязи между частью и целым)

hello_html_6fcde119.gif+ 3 = 5


10. Итог урока.


Молодцы, ребята, вы хорошо работали сегодня. А Мудрая Сова приготовила вам загадку, но теперь вы её обязательно отгадаете.


« Повезло опять Егорке, Но смотрите – у ведёрка

У реки сидит не зря: Появился хитрый кот.

Два карасика в ведёрке Сколько рыб домой Егорка,

И четыре пескаря. На уху нам принесёт?» (ничего не принесёт,

всё съест кот)

- Каким числом обозначим количество рыб, которые останутся у Егорки? (0)

- Что нового вы узнали о нуле?


Боря Юрьев: « Коль нуль к числу ты прибавляешь,

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число».

Конспект урока по математике на тему "Число 0. Цифра 0. Свойства 0". (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Урок - исследование по математике в 1 классе. (автор: Л.Г. Петерсон)

На данном уроке учащиеся знакомятся с цифрой и числом 0, изучают свойства 0.

 

 

 

Цели и задачи  урока:

 

           1) изучение  числа  0  и  его  свойств; написание  цифры  0;                  

 

           2) формирование  навыков  счёта  в  пределах  9, закрепление

 

               взаимосвязи  между  частью  и  целым;

 

           3) развитие  мыслительных  операций, речи, наблюдательности,                 внимания, творческих  способностей  учащихся;

 

            4) воспитание  самостоятельности, активности  на  уроке, интереса

 

                к математике.

 

 

 

Оборудование: корзинка  с  цифрами  (1 – 9), фигурки  зверей, 3 мешочка,

 

                           счётный  материал: грибы (12 шт.), карточки  с  веточками,

 

                           карточки  с  выводами  свойств  0.

 

Музыка: звуки  леса  (пение  птиц).

 

Детям: цифровые  кассы, веер, учебник.

 

Автор Ильченко Любовь Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 560
Номер материала 42458
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓