Разработка
урока по теме « Деление дробей»
Данные об
учителе:
Макарова Тамара Петровна, учитель математики
МОУ « Шудумарская основная
общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл
Предмет: математика
Класс: 6 Учебник (УМК): авторы Н. Я. Виленкин, В.И.
Жохов, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: Деление
дробей
Всего уроков по
теме: 5, урок №5 по теме « Деление дробей»
Тип
урока:
обобщающий урок в форме игры « Математическое ралли»
Оборудование: доска; раздаточный
материал, путевые листы, компьютер, экран, проектор.
Цели:
1) Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Деление дробей»;
совершенствовать умения и навыки решения задач по данной теме.
2) Развивать у
учащихся навыки самоконтроля, взаимного контроля; развивать логическое
мышление, грамотную математическую речь.
3) Воспитывать
настойчивость в достижении цели, чувство ответственности, доброе отношение
друг к другу, воспитывать интерес к математике.
Ход
урока:
1. Организационный момент.
Девиз урока: «Тише
едешь - дальше будешь»
Приветствие
учителя. Сообщение учителем темы урока, целей урока, условий игры. Запись
учащимися даты и темы урока в тетрадях.
Условия игры. Класс разбивается по парам (пары по уровню
способностей равные). Каждая пара – это экипаж машины, которому нужно совершить
пробег по местности с множеством препятствий. Победит тот экипаж, который
наберет наибольшее количество баллов, пройдя по всей трассе.
Каждый этап гонки
оценивается баллами, которые регистрируются в путевом листе.
2. Актуализация
знаний обучающихся. Предстартовая подготовка.
Ответить на
вопросы учителя (учащиеся в парах рассказывают друг другу).
Вопросы:
- Какие числа
называются взаимно обратными?
-Как разделить
дробь на дробь?
-Как выполняется
деление смешанных чисел?
-Как умножить
дробь на дробь?
-Как умножить
дробь на натуральное число?
-Как найти дробь
от числа?
-Увеличится или
уменьшится число, если его разделить на дробь: а)меньше единицы ; б) больше
единицы?
3. Закрепление
изученной темы. Проведение игры.
Учитель дает
команду: « Внимание! На старт!»
1 этап. Проверка
местности.
Каждый правильно
решенный пример оценивается в 1 балл.
Решить примеры и
найти ответ среди записанных ответов.
(Задание
выполняются по вариантам по карточкам)
Вариант 1. Выполните
деление:
а) : ; б) 4 : ; в) : 3; г) 6 : 3 ; д) 1 : 1 .
Вариант 2.
Выполните деление:
а) : ; б) 3 : ; в) : 12; г) 5 : 3 ; д) 1 : 3 .
Ответы: 1) 1 ; 2) 1 ; 3) ; 4 ) ; 5 )5;
6) ; 7) ; 8) 6; 9) ; 10)
После
выполнения задания проводится взаимопроверка ответов по готовым решениям (на
обратной стороне доски) и ответам, проецируемым на экран с помощью
компьютера. Подсчитывается количество верных ответов и полученные баллы
записываются в путевые листы.
Правильные номера ответов: вариант
1. 4, 8,10,2,3.; вариант 2. 7,5,9,1,6
2 этап. Составление
карты гонки.
Каждое правильно
решенное уравнение оценивается в 1 балл.
Экипажам
дается разрезанная картинка с ответами. Решить уравнение, найти ответ и
сложить с помощью карточек карту. Члены экипажа распределяют между собой
уравнения для решения. Каждый из них решает по три уравнения из данных.
1) х= ; 2) у= 1 ; 3) х = ;
4) 5 у=1 ; 5) х= 4; 6) 3у= .
3 этап. Гонка по
пересеченной местности.
1. Подъём по
склону.
Каждый правильный
ответ задачи оценивается в 1 балл
Решить задачу.
За часа автомобиль прошел 40 км. Найдите скорость автомобиля.
Какой будет
скорость автомобиля, если он увеличит скорость на 36 км/ч?
Проверка решения. Один из
экипажей должен рассказать решение задачи.
Остальные
проверяют свои решения и выставляют баллы в путевом листе.
1) 40 : = : = * = =60 (км/ч) – скорость автомобиля.
2) 60 + 36 =60 + 36 =96 = 97 (км/ч)- скорость после ее увеличения.
Ответ: 60 км/ч, 97 км/ч.
(Ответ
демонстрируется с помощью компьютера на экране)
Привал.
Проводится физкультминутка.
Ветер
дует нам в лицо,
Закачалось
деревцо.
Ветер
тише, тише, тише.
Деревцо
все выше, выше.
(Вместе
с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.
На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть
руки вверх.)
2. Устранение неисправностей в автомобилях. ( Устная
работа)
Найти
ошибки в решении и устранить их. За правильное решение 2 балла.
х
- х =6 ;
х =6 ;
х=
6 : ;
х=
* ;
х=
;
х=
;
х=
.
Правильное решение разбирается на доске. Один из членов
экипажей выходит к доске и показывает решение. Баллы выставляются в путевых
листах.
х
- х =6 ;
х =6 ;
х=
6 : ;
х=
: ;
х=
*
х=
;
х
= 8.
3. Спуск и передвижение по мосту. Правильное
решение задания оценивается в 3 балла.
Задача. Веревку длиной 18 метров надо разрезать
на два куска так, чтобы один из них оказался в раза больше другого. Сколько метров будет
в каждом куске?
Решение: (Решение разобрать на доске)
Схема
к задаче.
18 м.
м. х м.
Уравнение
к задаче:
+ х =18.
Ответ: 4 и 14
метров.
4. Подъем в гору. Правильное
решение задания оценивается в 3 балла.
Найти значение
выражения:
( - ) : +
Решение:
1) - = - = - =
2) : = : = * = = ;
3) + = + = =
Ответ:.
Взаимопроверка ответов
и выставление баллов. Решения и ответы проецируются на экране.
4 этап. Финиш. Подведение
итогов гонки.
Подсчет общего
количества баллов каждого члена экипажа и экипажей. Выявление победителей
гонки. Выставление оценок за работу учащимся.
4. Домашнее
задание. №635(г-е),
636 стр.103, дополнительно №644 на стр.104.
5. Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта гонки
Путевой лист
Путевой
лист
№
|
Этапы
|
Ф.И.
обучающегося
|
Ф.И.
обучающегося
|
1 этап
|
|
|
2 этап
|
|
|
3 этап
1.
2.
3.
4.
|
|
|
4 этап
|
|
|
Финиш
|
|
|
Общее кол-во
баллов
|
|
|
Место
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.