Тема урока: Приёмы сложения для случаев
вида 26+7.
Цель урока: создать
условия для успешного формирования навыков сложение двузначного числа с
однозначным в случае с переходом через десяток.
Задачи:
Предметные:
совершенствовать и
развивать вычислительные навыки;
отрабатывать
умение анализировать условие задачи, соотнося его с готовыми выражениями;
формировать умение
сравнивать длины отрезков, находить периметр.
Метапредметные: формировать действия исследования, поиска и
отбора необходимой информации, моделирования, логические действия и операции;
обеспечить возможность
управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Личностные: сделать учение осмысленным, обеспечить
ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными
целями и ситуациями;
обеспечить
возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и
сотрудничестве партнера и самого себя;
воспитывать
патриотизм, чувство взаимопомощи.
Оборудование:
компьютер,
компьютерная презентация к уроку, учебник «Математика. 2 класс», красные и
синие фишки, тетради, линейки, простые карандаши.
Ход
урока.
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности(1
минуты)
- Возьмитесь за
руки, улыбнитесь друг другу. Вам сегодня на уроке математики предстоит вместе
преодолеть много трудностей. Не забудьте оказывать друг другу помощь.
Самоопределение
к деятельности.
- Как вы думаете,
нужно ли вам изучать математику?
- Где в
повседневной жизни вы встречались с математикой?
- В магазине,
когда что-то покупаем. Когда делаем ремонт в квартире. Измеряем, сколько нужно
обоев, сколько плитки. Когда едем в машине, сколько бензина нужно залить,
сколько километров проехали.
- Математика нужна
во многих областях. И ни одна из профессий, которую вы выберете, став
взрослыми, не может обойтись без знания математики. Строителю она нужна, чтобы
рассчитать, сколько материалов нужно для строительства здания; врачу, чтобы
рассчитать норму лекарства или создать новое лекарство от всех болезней; инженеру,
чтобы создать новую совершенную машину, фермеру, чтобы знать, сколько корма
потребуется на зиму животным, которых он выращивает. Без математики не может
обойтись ни одна наука: ни химия, ни физика, ни астрономия.
- Ещё в 18 веке
знаменитый во всём мире учёный, наш соотечественник,
М. В. Ломоносов,
член Академии наук, талантливый физик и химик сказал: «Математику уже за тем
учить надо, что она ум в порядок приводит».
- Ну, что ж, будем
приводить свой ум в порядок?
II. Актуализация знаний. (5 минут)
Проверка домашнего задания. (1 минута)
- Начнём с
проверки домашнего задания.
- Откройте
тетради.
- Сделайте
самопроверку (№4 с. 53).
33 33 51
53 27 60
47 77 87
- Поставьте себе оценку.
Без ошибок –
«5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
- Встаньте те, у кого оценка «5», «4», «3»
1. Дополните до
круглого числа: 17, 38, 54,
60, 82. (1 минута)
- До круглого
числа не хватает трёх: 17 и 3 будет 20, 38и3 будет 40, 54 и 6 будет 60, 82 и 8
будет 90
(Ответы появляются
на экране после их проговаривания учащимися)
2. Выполнение
заданий на повторение состава чисел первого десятка. (1,5 минут)
Разбейте числа на
части: 9, 8, 7, 6. Выслушиваются все варианты ответов.
- 9 это 8 и 1, 7 и
2, 6 и 3, 5 и 4 и т. д.
3. Вычислить
удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой. (1,5 минут)
3 + 8 + 2 27
+ 3 + 5
6 + 4 + 3 17
+ 8 + 2
3 + (8 + 2)=13
(27 + 3) + 5=35
(6 + 4) + 3 =13 17 +( 8 + 2) =27
- Удобнее к 8
прибавить 2, чтобы получить круглое число. Получим 10. К 3 прибавим 10 получим
13.
( Аналогично
объясняется решение других примеров. После каждого объяснения на экране
появляется ответ)
III. Выявление причин затруднения и
постановка цели деятельности (4
минуты)
Дети объясняют
решение примеров, используя правила: единицы складываем с единицами, десятки
складываем с десятками; единицы вычитаем из единиц, десятки вычитаем из
десятков.
56+2=58
98-5=93 26+4=30
39+30=69 74-20=54 37+8=45
- Кто объяснит
решение примера из последнего столбика?
37+8
( решая пример
последнего столбика, многие испытывают затруднение)
-У кого возникли
затруднения? С чем они связаны?
- Не знаем, как
решить, ещё не решали такие примеры.
- Как вы думаете,
чем нам предстоит заняться на уроке? Какую цель мы поставим на сегодняшний
урок?
- Надо научиться
решать примеры нового вида.
- А для чего это
нам нужно?
- Чтобы уметь
считать различные выражения и т.д. (Выслушиваются варианты ответов.)
- Откроем тетради,
запишем число и попытаемся решить примеры нового вида, используя наши правила.
IV. Открытие нового знания. (6 минут)
1. Постановка
проблемы.
- Итак, чего мы не
знаем, чтобы решить эти выражения?
- Что и как
разложить, как оформить на письме.
2. Способы
преодоления затруднения. (4
минуты)
- Как вы думаете,
с помощью какого правила можно решить этот пример? Как вы это сделали?
(Учащиеся могут
предложить несколько вариантов, один из них по правилу: единицы складываем с
единицами).
- Как тогда
решение будет выглядеть? ( Ученик записывает свой вариант на доске)
37 + 8 = 30+
(7+8) = 30 + 15 = (30+10)+5=45
30
7 10 5
- Какие еще
варианты? (следующий ученик объясняет свой способ решения: первое слагаемое
дополняли до круглого числа):
3 7 + 8 =
(37+3)+5= 45
3 5
-Чем отличается
этот путь от предыдущего?
- Короче, быстрее
можно решить.
- Еще какие
варианты?
- Может есть
другие предложения?
- Проанализируйте
все варианты решений. Какой из них быстрее приведет нас к правильному решению?
Какой из способов решения легче?
- Второй.
- Почему?
- Меньше ходов.
- Итак, что же
достаточно сделать, чтобы решить примеры нового вида?
3. Составление
алгоритм вычисления. (2
минуты)
- Сформулируем
алгоритм вычисления.
1. Посмотреть,
сколько не хватает до круглого числа в первом слагаемом.
2. Разложить
второе слагаемое на удобные числа.
2. Сложить круглое
число с остатком второго слагаемого.
- Прочитаем алгоритм со слайда.
V. Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи. (9 минут)
1. Закрепление
алгоритма вычисления. (2
минуты)
- Откроем
учебники на странице 56.
- С помощью подсказок
учебника и счёт закончим решение примера 26+7. (У доски решают с объяснением).
- В первом
слагаемом до круглого числа не хватает 4. Значит 7 разложим на 4 и 3. К 26
прибавить 4 будет 30 и ещё 3 будет 33.
26 + 7 =
/\
4 3
(26 + 4) + 3 = 33
2. Работа в
парах. (3 минуты)
- Устно объясните
друг другу решение примеров №1. Первый вариант объясняет первый пример соседу.
Потом наоборот: объясняет второй вариант.
38 + 5 64 + 9
38 + 2 +
64 + +
(Как только пары
справились с заданием, они поднимают руки, взяв друг друга за руки)
- Какие ответы у
вас получились?
- 43, 73.
VI. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. (4 минуты)
Выполнение № 2 дифференцировано. Те, у кого синие фишки - 1 и 2
столбик; у кого красные – 3 и 4 столбик.
63 + 7 78 + 2 54 + 8 6 + 75
63 + 9 78
+ 6 62 + 9 8 + 46
Проверка. (1 минута)
- Прочитайте
ответы 1 и 2 столбиков.
70, 72, 80, 84.
- Прочитайте
ответы 3 и 4 столбиков.
62, 71, 81, 54.
- Каким алгоритмом
пользовались при вычислении?
- Ещё какое
правило использовали при решении последнего столбика?
- От перестановки
слагаемых сумма не изменяется.
- Встаньте те, у
кого нет ни одной ошибки. А теперь те, у кого есть хотя бы одна ошибка.
VII.Физкультминутка для глаз. (2 минуты) (Выполняют упражнения на профилактику близорукости и
для снятия напряжения. По команде учителя перемещают взгляд по образцу опорных
зрительно-двигательных траекторий В.Ф. Базарного, по 6 раз по каждой линии).
Учитель в процессе
физкультминутки ведёт с детьми диалог.
- Какие
геометрические фигуры изображены коричневым?
- Прямые линии.
- Почему вы
решили, что это прямые?
- У них не
обозначены концы.
- Какие фигуры
начерчены красным и синим цветом?
- Овалы.
- На какую цифру
похожа зелёная фигура?
- На цифру восемь.
- А ещё таким
знаком принято изображать бесконечное множество. Что может быть бесконечным?
- Звёзды на небе,
снежинки, капельки во время дождя.
- А ещё бесконечно
количество чисел в математике.
- Как вы думаете,
а можно ли назвать бесконечным количество учебников в классе?
- Нет. Их 6 вместе
с вашим.
- Перейдем от
бесконечности к нашим учебникам.
VIII. Включение нового знания в систему
знаний и повторений. (10 минут)
1. Решение
задачи. (№ 3 с.56). (4
минут)
- Прочитайте
условие задачи. Попытайтесь составить к ней схему.
3. В баке машины
было 40 л бензина. На поездку за город пошло 15
л, а на поездку в театр - 5 л. Объясни, что обозначают выражения: 15+5;
40-15; 40-(15+5).
(Прочитав задачу,
учащиеся самостоятельно чертят к ней схему)
- Встаньте те, у кого начерчена
первая схема. А теперь те, у кого вторая схема.
- Опираясь на
схему, давайте обсудим, что означают приведенные в учебнике выражения.
Учащиеся читают
выражения и дают объяснения:
15+5 – расход
бензина на поездку за город и в театр;
40-15 – остаток
бензина после поездки в город;
40- (15+5) –
остаток бензина после двух поездок.
- Поставьте вопрос
к задаче, чтобы она решалась в два действия.
- Сколько бензина
осталось?
- Какая из записей
является решением этой задачи? Почему?
- Первым действием
мы решили, сколько бензина израсходовали на поездку (15+5=20). Вторым сколько
осталось (40-20=20)
- Запишите решение
в строчку и вычислите ответ.
2.
Самостоятельная работа. (6
минут)
а) Запись выражений
и вычисление их значений №6. (4 минуты)
Запиши выражения и
вычисли их значения.
Из числа 80
вычесть сумму чисел 9 и 7. 80- (9+7)=64
К числу 56
прибавить разность чисел 27 и 7. 56+(27-7)=76
Проверка.
(ответы на листочках с краю парты)
- Скажите ответ
первого выражения. 64.
- Ответ второго
выражения. 76.
- Встаньте те, у
кого такие же ответы.
б) - Самостоятельно
прочитайте задание из № 8. Найдите правильный вариант ответа. (4 минуты)
Из трёх отрезков
выбери тот, длина которого равна периметру треугольника.
( Учащиеся измеряют три отрезка: 7см, 7,5
см, 8см и стороны треугольника. Находят его периметр. Он равен 8см. И
выбирают правильный вариант ответа).
Проверка по
образцу . (3)Взаимопроверка.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Самооценка. (3
минуты)
- Что нового вы
сегодня узнали на уроке?
- Мы узнали новый
способ решения примеров.
- Повторим
выведенный нами алгоритм вычисления примеров нового вида.
- У кого еще есть
трудности? Что ещё не получается? Почему?
- Можете сами
справиться?
- Что для этого
надо сделать? У кого можно попросить помощи?
- Что повторили?
- Достигли мы цели
нашего урока?
- Как вы сегодня
потрудились?
- Какую оценку
можете дать своей работе на уроке? Откройте дневники. Выставите себе отметку
простым карандашом.
X. Задание на дом. (1 минута)
- Запишите в дневниках задание на дом: №4, №5,
с.56.
Используемая литература:
1. Рабочая программа. Математика 1 – 4
классы. Предметная линия учебников М. И. Моро и др. М., «Просвещение», 2011.
2. Савинова С. В., Савинов В. А. Поурочные планы.
Математика 2 класс. Издательство «Учитель», 2008.
3. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В.
Бельтюкова и др. Учебник «Математика. 2 класс». Часть I.
М., «Просвещение», 2008
Интернет ресурсы:
1. http://news.yandex.ru/people/lomonosov_mikhail.html
2. http://www.rusedu.ru/detail_17300.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.