Тема
урока: «Среднее арифметическое»
Тип урока:
"открытие" нового знания.
Основные цели:
формировать способность построения нового понятия и нового алгоритма, на
примере понятия среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения
среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и
обыкновенными дробями, отрицание высказываний.
I. Самоопределение
к деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Рада Вас
видеть!
Долгожданный
дан звонок,
Начинается
урок!
Сегодня
будем мы опять
Решать, отгадывать,
смекать!!!
- Вспомните, какие темы были на
прошлых уроках? (Мы рассматривали действия с обыкновенными и десятичными
дробями, решали задачи).
- А как, называется глава, в
которую входят названные темы мы узнаем, если правильно ответим на вопросы «Математического
лото».
Слайд №1
- Какое слово у нас получилось??? (Арифметика).
- Так что же изучает арифметика? (Действия
с числами).
– Хорошо! Сегодня мы продолжим
заниматься арифметикой.
II. Актуализация
знаний и фиксация затруднения в деятельности.
В прошлых учебных четвертях я
высчитывала каждому из вас рейтинг, согласно которому каждый видел свое
положение по математике и мог сделать выводы на дальнейшую учебу. Пора
подсчитывать рейтинг и в этой четверти. Но теперь вы будете мне помогать.
Перед каждым из вас лежит листочек,
где выписаны все ваши оценки по математике за эту четверть. Подсчитайте свои
баллы.
- Как выяснить, какой ученик лучше
занимался, а какой в этом году еще раскачивается? Вы можете сразу ответить на
мой вопрос? (Нет, так как мы не знаем, рейтинг каждого из Вас).
III. Выявление
причин затруднения и постановка цели деятельности.
- А если мы будем знать сколько
набрал каждый, этого будет достаточно?
Сделайте вывод. (Учащиеся в замешательстве,
т.к. видят, что количество оценок у каждого ученика разное).
- В чём проблема? (Мы не знаем,
как зависит результат от количества).
- Какую цель мы поставим перед
собой на урок? (Найти способ, позволяющий ответить на поставленный вопрос,
найти зависимость результата от количества).
IV. Построение проекта
выхода из затруднения.
- Какие есть предложения по
определению как найти рейтинг? (Учащиеся проговаривают возможные варианты,
звучит предложение о том, что надо сумму баллов разделить на количество
оценок).
- Давайте попробуем.
- Как вы думаете, что мы нашли? (Средний
балл каждого учащегося).
- С помощью, каких действий вы
нашли эту величину? (С помощью сложения и деления).
- Придумайте название этой
величине. (Средний балл, средняя величина, среднее арифметическое).
- Почему её можно назвать средней
арифметической величиной? (Так как при нахождении её мы выполняли
арифметические действия с числами: складывали и делили).
- А как найти средний балл всего
класса? (Надо сложить баллы всех учащихся и разделить на количество оценок).
- Молодцы! Так, что же такое,
среднее арифметическое чисел? (Это отношение суммы чисел на их количество).
- Очень хорошо! Для каких величин
можно искать среднее арифметическое? (Средний рост, средний вес, средний
возраст, средний размер ноги, …).
– Сформулируйте тему нашего урока. (Среднее
арифметическое).
РАБОТА В
ТЕТРАДЯХ
– Как же найти среднее
арифметическое чисел? (Надо найти их сумму и результат разделить на
количество слагаемых).
Слайд № 2
Задание по группам: записать в
общем, виде формулу для нахождения среднего арифметического двух чисел, трёх
чисел, четырёх чисел, n чисел. Формулы записываются на листах бумаги, и
вывешивается ответ на доску (Формулы обсуждаются, если есть ошибки, то
исправляются).
– Какая формула объединяет в себе
все записанные формулы? (Формула нахождения среднего арифметического n
чисел)
– Запишите её в тетрадь.
Слайд № 3
– Эта формула выражает определение
среднего арифметического, и алгоритм его нахождения.
V. Первичное
закрепление.
1. Найдите среднее арифметическое
чисел: 2,4; 3,7; 5,6 (3,9)
VI. Минута
релаксации.
А сейчас немного отдохнем, включите
свои знания смекалку и сообразительность, и назовите среднее арифметическое не
чисел, а предметов и существ, которые нас окружают, итак, среднее
арифметическое:
Носка и
чулка (гольф)
Женщины и
рыбы (русалка)
Туфельки и
сапога (ботинок)
Велосипеда
и мотоцикла (мопед)
Мужчины и
коня (кентавр)
Трамвая и
поезда (электричка)
Пианино и
баяна (аккордеон)
Холодильника
и вентилятора (кондиционер)
Ежа и змеи
(колючая проволока)
VII. Включение в
систему знаний и повторение.
Задача № 1
Чему равна средняя температура
воздуха в полдень в первую неделю мая, если термометр показывал в эти дни 4º, 6
º, 12 º, 14 º, 16 º, 18 º, 14 º (12 градусов).
Задача № 2
На соревнованиях по фигурному катанию
одной из участниц судьи выставили оценки: 5,2, 5,6, 5,4, 5,5, 5,3, 5,4, 5,6,
5,6, сможет ли она попасть в финал, если проходной балл 5,4? (Да может, так
она набрала 5,45 баллов).
VIII. Рефлексия
деятельности/
- Что мы сегодня узнали?
- Что мы использовали для
определения среднего арифметического?
- Эта понятие используется в
практической деятельности человека? Где?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее
задание.
- Творческое задание на следующий
урок: определить средний рост, вес, возраст своей семьи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.