Главная / Математика / "Среднее арифметическое" конспект урока по математике (5класс)

"Среднее арифметическое" конспект урока по математике (5класс)

Тема урока: «Среднее арифметическое»

Тип урока: "открытие" нового знания.

Основные цели: формировать способность построения нового понятия и нового алгоритма, на примере понятия среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и обыкновенными дробями, отрицание высказываний.

I. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Сегодня будем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!!!

- Вспомните, какие темы были на прошлых уроках? (Мы рассматривали действия с обыкновенными и десятичными дробями, решали задачи).

- А как, называется глава, в которую входят названные темы мы узнаем, если правильно ответим на вопросы «Математического лото».



Слайд №1

- Какое слово у нас получилось??? (Арифметика).

- Так что же изучает арифметика? (Действия с числами).

Хорошо! Сегодня мы продолжим заниматься арифметикой.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

В прошлых учебных четвертях я высчитывала каждому из вас рейтинг, согласно которому каждый видел свое положение по математике и мог сделать выводы на дальнейшую учебу. Пора подсчитывать рейтинг и в этой четверти. Но теперь вы будете мне помогать.

Перед каждым из вас лежит листочек, где выписаны все ваши оценки по математике за эту четверть. Подсчитайте свои баллы.

- Как выяснить, какой ученик лучше занимался, а какой в этом году еще раскачивается? Вы можете сразу ответить на мой вопрос? (Нет, так как мы не знаем, рейтинг каждого из Вас).

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

- А если мы будем знать сколько набрал каждый, этого будет достаточно?

Сделайте вывод. (Учащиеся в замешательстве, т.к. видят, что количество оценок у каждого ученика разное).

- В чём проблема? (Мы не знаем, как зависит результат от количества).

- Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Найти способ, позволяющий ответить на поставленный вопрос, найти зависимость результата от количества).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какие есть предложения по определению как найти рейтинг? (Учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение о том, что надо сумму баллов разделить на количество оценок).

- Давайте попробуем.

- Как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого учащегося).

- С помощью, каких действий вы нашли эту величину? (С помощью сложения и деления).

- Придумайте название этой величине. (Средний балл, средняя величина, среднее арифметическое).

- Почему её можно назвать средней арифметической величиной? (Так как при нахождении её мы выполняли арифметические действия с числами: складывали и делили).

- А как найти средний балл всего класса? (Надо сложить баллы всех учащихся и разделить на количество оценок).

- Молодцы! Так, что же такое, среднее арифметическое чисел? (Это отношение суммы чисел на их количество).

- Очень хорошо! Для каких величин можно искать среднее арифметическое? (Средний рост, средний вес, средний возраст, средний размер ноги, …).

Сформулируйте тему нашего урока. (Среднее арифметическое).

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

Как же найти среднее арифметическое чисел? (Надо найти их сумму и результат разделить на количество слагаемых).

Слайд № 2

Задание по группам: записать в общем, виде формулу для нахождения среднего арифметического двух чисел, трёх чисел, четырёх чисел, n чисел. Формулы записываются на листах бумаги, и вывешивается ответ на доску (Формулы обсуждаются, если есть ошибки, то исправляются).

Какая формула объединяет в себе все записанные формулы? (Формула нахождения среднего арифметического n чисел)

Запишите её в тетрадь.

Слайд № 3 hello_html_m51ae0506.png

Эта формула выражает определение среднего арифметического, и алгоритм его нахождения.

V. Первичное закрепление.

1. Найдите среднее арифметическое чисел: 2,4; 3,7; 5,6 (3,9)

VI. Минута релаксации.

А сейчас немного отдохнем, включите свои знания смекалку и сообразительность, и назовите среднее арифметическое не чисел, а предметов и существ, которые нас окружают, итак, среднее арифметическое:

Носка и чулка (гольф)

Женщины и рыбы (русалка)

Туфельки и сапога (ботинок)

Велосипеда и мотоцикла (мопед)

Мужчины и коня (кентавр)

Трамвая и поезда (электричка)

Пианино и баяна (аккордеон)

Холодильника и вентилятора (кондиционер)

Ежа и змеи (колючая проволока)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Задача № 1

Чему равна средняя температура воздуха в полдень в первую неделю мая, если термометр показывал в эти дни 4º, 6 º, 12 º, 14 º, 16 º, 18 º, 14 º (12 градусов).

Задача № 2

На соревнованиях по фигурному катанию одной из участниц судьи выставили оценки: 5,2, 5,6, 5,4, 5,5, 5,3, 5,4, 5,6, 5,6, сможет ли она попасть в финал, если проходной балл 5,4? (Да может, так она набрала 5,45 баллов).

VIII. Рефлексия деятельности/

- Что мы сегодня узнали?

- Что мы использовали для определения среднего арифметического?

- Эта понятие используется в практической деятельности человека? Где?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Домашнее задание.

- Творческое задание на следующий урок: определить средний рост, вес, возраст своей семьи.

"Среднее арифметическое" конспект урока по математике (5класс)
  • Математика
Описание:

Данный урок был мною представлен на "Фестивале открытых уроков", который проходил на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Зональненская средняя общеобразовательная школа" Томского района.


Тип урока: "открытие" нового знания.

Основные цели:

  • формировать способность построения нового понятия и нового алгоритма, на примере понятия среднего арифметического;
  • тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и обыкновенными дробями, отрицание высказываний.
Автор Францева Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1217
Номер материала 24588
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓