Главная / Математика / Конспект урока по математике для 5 класса "Обыкновенные дроби"

Конспект урока по математике для 5 класса "Обыкновенные дроби"

Тема урока: «Обыкновенные дроби »


Автор: Мажарина Людмила Александровна, учитель математики первой квалификационной категории


Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области


Класс: 5 «А»


Предмет: математика


Краткое описание идеи занятия: Данный урок математики – последний урок раздела «Обыкновенные дроби » в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы и учебного комплекта Н.Я Виленкина и др. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное математическое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником Н.Я. Виленкина, позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке без привлечения дополнительного дидактического материала. Концепцию урока можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.


Цели урока:

- обобщение, систематизация и расширение полученных ранее знаний по теме "Обыкновенные дроби»;

- формирование умения и навыков работы с обыкновенными дробями;

- совершенствование вычислительных навыков учащихся;

- развитие математической речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

- установление связи математических понятий по теме с реальной жизнью;

- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.


Задачи урока:

- Обобщить и систематизировать изученный ранее материал по теме ;

- обеспечить условия закрепления навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности ;

- познакомить учащихся с историческим материалом по теме;

- предоставить учащимся право самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;

- развивать умение давать самооценку своей деятельности;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, а также воспитывать любовь к математике и математическим вычислениям.





Ожидаемые результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные

После проведения урока учащиеся смогут:

  • формулировать суть понятий «обыкновенные дроби», «правильные и неправильные дроби», «смешанные числа».


  • соотносить и выполнять действия с обыкновенными дробями, составлять и решать задачи с обыкновенными дробями;


  • формулировать правило сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, выполнять действия со смешанными числами.


Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать со справочной литературой;

Регулятивные УУД:

  • работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  • стремиться к совершенствованию собственной речи и навыкам математических вычислений;


  • испытывать потребность в самовыражении через слово;


  • толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.



Основные понятия: обыкновенные дроби, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.


Ресурсное обеспечение урока: учебник « Математика. 5 класс. Н.Я Виленкин и др.», тесты по математике к учебнику,

мультимедийный проектор, ПК, презентация по теме урока, карточки самооценки.


План урока


Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат


Вводная часть.

1. Мотивация









2.Актуализация опорных знаний и умений

Мотивировать

учащихся

к определению

темы урока

Оргмомент.

- Добрый день, ребята! Прошу занять свои места.


Сегодня пятница, 8 февраля. Урок сегодня необычный, но ритм работы вам привычный. Слушаем меня внимательно, на вопросы отвечаем замечательно. Всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте, наш класс не подкачайте!

Сегодня вы продолжите раскрывать секреты интереснейшей науки- математики.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, дневник.

- Почему это важно?


Давайте внимательно рассмотрим записи на доске.


2/3, 52+ 3х=145, 8/9, 3/2, 12/23, 87/25, 17/34


Удалите лишнее.

Почему вы так решили? Объясните.








-Давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока .



Настрой на позитивное начало урока

. Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»







Отвечают на вопрос. 52+3х=145

Это-Уравнение, а остальные записи- обыкновенные дроби..








Формулируют тему урока. « Обыкновенные дроби.» Слайд №1


.


3-Постановка проблемы. Определе

ние целей и задач урока.













Основная часть. Обобщение и закрепление знаний по теме в форме творческой деятельности.


1. Информа

ционный блок.























2. Аналити

ческий блок.






















































































Помочь учащимся определить основные вопросы урока.

















Содействовать

развитию навыков

работы с обыкновенными дробями. Обобщить и систематизировать материал по теме.

.Познакомить с историческим материалом по теме.

















Воспитывать стремление достигать поставленную цель, развивать логическое мышление, умение устанавливать связь математических понятий с реальной жизнью.















Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации









Придумайте каждый свою обыкновенную дробь.


- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

- Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.


  1. - Сформировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;

  2. -Подготовиться к контрольной работе.

  3. -Развивать память, внимание, логическое мышление;

  4. -Развивать познавательный интерес к математике;

  5. -Формировать умение работать в коллективе.


Я думаю, что мы сегодня сумеем достичь поставленных целей.

А сейчас, внимание, мы отправляемся в путешествие в Замок Дробей.

Заглянув на рыночную площадь, мы попытаемся наполнить рюкзак необходимыми для путешествия вещами.



Мы в Замке Дробей.


Прошу для начала пройти в Исторический Зал.



Исторические сведения из учебника математики стр.179.

Просмотр на слайдах.



На Руси дроби называли долями, позже ломаными числами. В старых записях найдены следующие записи дробей.


У нас есть поговорка «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит «попасть в дроби». Она означает, что человек, «попавший в дроби», оказался в затруднительном положении. Сейчас проверим, смогут дроби поставить нас в затруднительное положение или нет.



Выборочно 5-7 человек работают с тестами из ФГОС УМК

В.Н. Рудницкая « Тесты по математике 5 кл.» Стр.87-89, Тест №21


Весь класс в это время выполняет устно № 1122(а,б) стр. 176 учебника, письменно № 1130,1129( по 3 дроби) стр.177.


Переходим в читальный зал. Кругом много разных книг: интересных, умных. Но некоторые записи в них от времени стёрлись. Восстановим эти записи.



Вы, молодцы! Я уверена, что вы также отлично справитесь со следующими заданиями в кухне Логики.


Какая из дробей выражает четверть? (1/4)

Назовите правильные дроби (2/5,4/5,1/4,1/2,5/6)

Какая дробь выражает половину? (1/2)

Назовите неправильные дроби ( 7/6,17/15,12/5)

Сравните 1 и 2 дроби

Из 3 дроби вычтите 8 дробь

А жители замка предлагают вам очередное задание.

Удалите лишнее слово:


Числитель, Кривая, Сравнение дробей

черта, Дробь

Прямая

Ломаная


Знаменатель,

прямая

Сложение дробей

Луч

Вычитание дробей



Ребята называют дроби.





2-3 ученика зачитывают поставленные цели.








Слайд №2




Слайд №3

Слайд №4


Слайд №5


Слайд №6


Слайд №7



Учащиеся сообщают исторические сведения о дробях.

Слайд №8 (Египет)

Слайд №9 (Китай)

Слайд №10 ( Фибоначчи)


Слайд №11

















Слайд №12

Слайд №13





Слайд №14


Слайд №15






Слайд №16









Тренажёрный зал ( физкультминутка) Слайд 17






Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы применения математических понятий.




Мы всё ещё находимся в тренажёрном зале. и сейчас объявляется конкурс по поднятию тяжестей. Гири с заданиями категории «Тяжеловес» и «Супертяжеловес». Каждый из вас выполняет задание по силам в своей тетради.



-После проверки . Вы порадовали меня своими успехами.

А теперь перейдём в Башню Сравнений. Здесь что- то произошло, дроби находятся в беспорядке. А математика, как вы знаете, любит точность и аккуратность. Предлагаю поработать в тетради. Девочки пишут дроби в порядке возрастания, а мальчики в порядке убывания.





Слайды 18-21


Ученики выполняют задание по силам и возможностям



Слайд 22-24


б) актуализа

ция

субъектного

опыта

учащихся,.

Содействовать

развитию навыков

сравнения дробей. Добиться от учащихся осмысления выполнения задания

Предоставляет учащимся возможность самостоятельно поработать с заданиями .

Проверка и пояснение правила сравнения дробей.






Определите координаты точек


Записывают дроби в тетрадь. Анализируют и комментируют правило, используемое при решении

. Учатся определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.




Слайд 25


Лаборатория проектов. Задачи на использование дробей в жизни. Слайд 26













в) самостоя-тельное

решение

задач









Закрепить навыки сложения и вычитания дробей и применение их к практической деятельности. Связь математических знаний и умений с реальной жизнью.


Проверить умение самостоятельно справляться с решением задач.


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.



Организует процесс решения задач по группам.

Задача 1. Сварщику от трубы необходимо отрезать 2/5 , длина которой 145 метров.

Сколько м трубы ему надо отрезать и сколько м останется.


Задача 2. Участковый врач обслуживает на своём участке 64 пациента

В 1-й день он осмотрел 3/16 всего количества больных, во

2-й день -3/8 всего количества. Сколько ещё больных ждут помощи доктора.


Задача 3. В парикмахерской клиентка попросила укоротить косу длиной 75 см на 2/3.

Сколько надо см отстричь и сколько останется.


Задача 4.У почтальона на участке 5 домов по 60 квартир и 75

Частных домов. 11/15 всех адресатов получают газеты,4/25 журналы. Сколько газет и сколько журналов разносит почтальон на своём участке.

Решение: 1)5х60+75=375 (адресатов)

2)375:15х11=275(газеты)

3)375:25х4=60(журналов)
















Анализируют решение задач и их актуальность.





Делают вывод по результатам анализа решения задач.

Записывают решение.. Формулируют ответы, аргументируя свою точку зрения.









Проверяют и оценивают свою работу.



Подают работу на проверку учителю. Справившиеся достойно с работой помогают учителю организовать проверку.



Ребята высказывают свои версии применения знаний.

















.

Заключительная часть. Балкон Раздумий Слайд 27

1.

Подведение

итогов урока. Рефлексия.

Способствовать

развитию

умения

обобщать и систематизировать изученное, делать выводы. Предоставить

учащимся

возможность

определить своё

эмоциональное

состояние. Мотивировать учащихся к

творческой

деятельности.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:

Ребята, возьмите карточки самооценки и оцените свою работу. Но прежде, я расскажу вам притчу. Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под палящим солнцем тележки с камнями. Мудрец остановился и спросил каждого « Что ты сегодня делал?» Первый ухмыльнулся и ответил, что целый день возил проклятые камни, второй ответил, что добросовестно выполнял свою работу, а третий с улыбкой сказал : « А я принимал участие в строительстве храма!» Ребята, возьмите карточки самооценки и оцените свою работу.


Письменно оценивают своё эмоциональное

состояние на уроке при помощи опросного листа-анкеты (см.приложение 1).




5 мин.

2.Домашнее

задание













3.Подведение итогов.
















Содействовать

развитию умения

анализировать

свою

деятельность

на уроке через

разноуровневое

домашнее

задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы, комментирует задания.

Для всего класса:

-повторить правила на стр.146-174

  • Разноуровневое домашнее задание:

1-ый уровень —№1724, 1726


2-ой уровень — № 1725(а,в)


3-ий уровень- №1733




Мы покидаем Замок Дробей. Вы были активны и уверены в себе. Спасибо вам за отличную работу!



Записывают домашнее задание.










5 мин.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Опросный лист


На уроке я хочу:


- Сформировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;

-Подготовиться к контрольной работе.

- Подремать и помечтать.

-Развивать память, внимание, логическое мышление;

- Отдохнуть и порезвиться.

-Развивать познавательный интерес к математике;

-Формировать умение работать в коллективе.



















Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1




Урок по теме « Обыкновенные дроби »


5 класс









Составитель:

Мажарина Людмила Александровна, учитель

математики

первой квалификационной категории



п.г.т. Подгоренский, 2013 г.

Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



















































Конспект урока по математике для 5 класса "Обыкновенные дроби"
  • Математика
Описание:

Данный урок математики – последний  урок раздела «Обыкновенные дроби » в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы  и  учебного комплекта Н.Я Виленкина и др. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное математическое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником Н.Я. Виленкина, позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке без привлечения дополнительного дидактического материала. Концепцию урока можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.

Автор Мажарина Людмила Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1392
Номер материала 44323
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓