Главная / Начальные классы / Конспект урока по математике, 3 класс

Конспект урока по математике, 3 класс

Автор: Долян Е.И.

Математика. 3 класс.

Тема: «Карнавал геометрических фигур»

(Закрепление знаний о геометрических фигурах)

Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах средствами ИКТ

Задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о многоугольниках и их двух группах: треугольниках и четырёхугольниках;

  • Учить зрительному анализу с помощью логических задач;

  • Развивать практические навыки выполнения построения квадрата и треугольников;

  • Развивать смекалку и находчивость;

  • Воспитывать трудолюбие, ответственность, дружелюбие друг к другу, интерес к предмету.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

    • Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.

  • Ребята, в удивительной стране Геометрии есть старый замок, вот именно туда приглашает нас король Точка и его дочь принцесса Прямая. hello_html_m7d08b14b.gif

(Идёт демонстрация речи учителя через слайдовую презентацию: старый замок в стране Геометрии, король Точка и его дочь принцесса Прямая.)

  • Замок находится очень далеко: за рекой Прямой, за Многоугольными лесами, за Треугольными горами, на берегу Круглого озера. А вот какие события нас ожидают там, мы узнаем, отгадав кроссворд короля.



  1. Актуализация знаний.

  • В пути мы будем пользоваться планом путешествия.

(План изображен на слайде, а остановки представлены интерактивными кнопками).

  • Кроссвордная

  • Карнавальная

  • Отдыхай-ка

  • Практическая

  • Займите места за компьютером. Познакомьтесь с заданием.

  • Разгадайте кроссворд короля Точки.

Кроссворд. hello_html_m371870f.gif

  • Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?

    • Точку.

  • Какой линией можно соединить три точки?

    • Кривой.

  • Если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки, то получите …

    • Отрезок.

  • Что получится, если циркулем обойти вокруг круга?

  • Окружность.

    • Что это за фигура: четыре стороны и все равны.

      • Квадрат.

        • Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности.

          • Луч.

Ответ: КАРНАВАЛ.

  • Итак, ребята, король Точка и принцесса Прямая приглашают нас на карнавал геометрических фигур.

  1. Основная часть урока.

  • Мы разделимся с вами на пять групп. (Деление произведено по равному количеству человек, ребята разные по интеллектуальным возможностям). У каждой группы будет свой помощник, который приведёт в домик для расселения и подготовки к карнавалу в стране Геометрия.

  • Соотнесите своего «проводника» с домиком, в котором вам предстоит остановиться.

(Задание интерактивное, при правильном определении домика – «проводник» радуется, при ошибке – наоборот, огорчается).

hello_html_289ff7d9.gif

  • Какой группе и «проводнику» не хватило домика?

Предположительные ответы:

    • Домика не хватило жителю с туловищем прямоугольного треугольника.

    • Домика не хватило третьему проводнику и его группе.

  • Давайте поможем построить третьей группе домик. Какой он должен быть?

Предположительные ответы:

    • Основная часть здания должна иметь форму прямоугольного треугольника.

    • Крыша может быть круглой…

  • Вспомните, ребята, как построить прямоугольный треугольник?

Предположительные ответы:

    • Сначала проводим прямую, а затем отмечаем точку А и строим угол A = 90°. Затем из точки А раствором циркуля hello_html_m61d05487.gif

откладываем отрезок АС = 6 см и АВ = 4 см. Получили две точки В и С…

    • А можно построить прямоугольный треугольник при помощи нашего инструмента – линейки треугольника. Потому что в этом инструменте всегда один угол прямой.

      • Молодцы! Вот и все мы теперь имеем домик для пристанища в королевстве. Теперь мы можем спокойно отдохнуть.

  1. Пальчиковая физминутка.

  • Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

(Задание выполняется стоя. Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха. Повторить 2 – 3 раза).

  1. Офтальмологическая зарядка.

(Зарядка заготовлена на компьютере)

  1. Практическая работа.



  • Продолжаем наш путь в замок к королю Геометрии на чудесный карнавал. Перед нами три дороги к замку. Предлагаю по рядам разделиться на три группы. Согласны?

  • Первая группа идет по дорожке направо и выполняет задание: разделить отрезок АВ пополам. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 1).

  • Вторая группа, идёт налево и делит угол А пополам. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 2).

  • А третья группа определяет без транспортира представленные углы, называет примерный градус каждого угла. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 3).

hello_html_144cfb9.gif

Предположительные ответы:

    • Вариант 1. Чтобы разделить отрезок АВ пополам, мы берем раствор циркуля чуть меньше длины отрезка и из точки А проводим полуокружность, а затем из точки В проводим такую же полуокружность. Получаем при пересечении две точки. А мы знаем правило: через две точки можно провести только одну прямую. Получаем отрезок CC1 который пересекает отрезок АВ, точка О будет середина отрезка.

    • Вариант 2. (Чтобы разделить произвольный угол А пополам, мы берем раствор циркуля произвольно и из вершины угла А проводим полукруг. При пересечении со сторонами получаем точки В и С. Затем из точек В и С проводим этим же раствором циркуля два полукруга в направлении друг к другу. Получаем новую точку — точку О. И так мы имеем две точки: А — вершину угла и О. Соединим их прямой. Это и будет линия, которая делит угол пополам.)

    • Вариант 3.

hello_html_89064aa.gif

1 угол – тупой, 100,

2 угол – острый, 30,

3 угол – прямой 90


  1. Физкультминутка.

  • Если нравится тебе, то делай так:

(Руки вверх и в сторону).

Если нравится тебе, то делай так:

(Два хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так:

(Два хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так:

(Два притопа ногами).

Если нравится тебе, то делай так:

(Приседание -4 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай всё.



  1. Самостоятельная работа.

  • Ребята, посмотрите, впереди высокие горы. Что они вам напоминают?

Предположительные ответы:

    • Геометрические фигуры.

    • Треугольники.

    • Разные треугольники…

      • Назовите эти треугольники.

Предположительные ответы:

        • Равнобедренные, прямоугольные треугольники.

          • Предлагаю вам занять место за компьютером и ответить на вопросы. Правильно выполненное задание будет пропуском на карнавал в замок.

hello_html_31dbae4d.gif

Тест

  1. Треугольником называется фигура:

Варианты ответов:

    1. которая, состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки;

    2. у которой, не менее трёх сторон и вершин.

  1. Вершина треугольника это:

Варианты ответов:

    1. конец стороны треугольника;

    2. точка пересечения двух сторон треугольника.

  1. Сторона треугольника это:

Варианты ответов:

    1. отрезки, из которых состоит треугольник

    2. любые прямые или отрезки.

  1. Равнобедренным называют треугольник:

Варианты ответов:

    1. если у него две стороны равны;

    2. если все стороны равны.

  1. Равносторонним называют треугольник:

Варианты ответов:

    1. если у него все стороны равны.

    2. если у него один угол равен 90°.

  1. Прямоугольным называют треугольник

Варианты ответов:

    1. если у него один угол равен 90°.

    2. если у него один угол равен 180°.


  • Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Давайте проверим правильность его выполнения.

(Проверка идёт по слайдовой презентации)

  • Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки.

  • Замечательно, вот и билеты на карнавал. Какую форму имеет билет?

Предположительные ответы:

    • Геометрические фигуры.

    • Прямоугольника…

    • Квадрата…

  • Можно ли квадрат назвать прямоугольником?

Предположительные ответы:

    • Я думаю, что можно, т.к. прямоугольник это фигура, у которой противоположные стороны одинаковые, 4 вершины, 4 стороны, 4 прямых угла, а у квадрата все эти характеристики присутствуют.

  • А прямоугольник – квадратом?

    • А прямоугольник назвать квадратом нельзя, потому что квадрат это геометрическая фигура, у которой, прежде всего все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные…

      • Вот мы и у цели. Билеты у нас в руках. Можно проходить на карнавал. Ребята, для того чтобы нам не заблудиться на карнавале, ведь все присутствующие будут в маскарадных костюмах, предлагаю решить викторину и познакомиться с гостями карнавала.

Викторина «Геометрическая»

  1. Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками - это

отрезок

  1. Точки, ограничивающие отрезок с двух сторон – это

концы отрезка

  1. Линия, не имеющая начала и конца - это

прямая

  1. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки – это

угол

  1. Если три точки, не лежащие на одной прямой соединить отрезками, то получится геометрическая фигура

треугольник

  1. Каждый четырёхугольник имеет ? вершины (ответ:4), ? стороны (ответ 4)

  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны - это

квадрат

  1. Можно ли назвать квадрат – прямоугольником?

Да

  1. Можно ли прямоугольник назвать квадратом?

Нет

(Фигуры идут одна за другой движутся на карнавал. Начинает парад фигур король Точка, завершает - принцесса Прямая).

  1. Итог урока.

  • Завершается наше путешествие по увлекательной стране Геометрия. Но я думаю, что ещё ни один раз нас пригласит к себе в гости король Точка и принцесса Прямая.

  • Что больше всего вам понравилось в этом путешествии?

Предположительные ответы:

    • Выполнять задания «Викторины» и «Теста» на компьютере.

    • А я очень люблю работать циркулем, линейкой, транспортиром…

    • А мне сегодня очень понравились задания. Мы как будто побывали в сказочной стране Геометрия…

    • Я согласен с высказываниями ребят, но ещё добавлю, что с нетерпением хочу приступить к выполнению домашней работы. Я люблю творческие задания…

  1. Домашнее задание.

  • Домашнее задание, ребята, будет сегодня таким же увлекательным и интересным, как и урок. Из плотной бумаги соорудить плот прямоугольной формы, найти его периметр разными способами.

  • Как вы считаете, периметр плота у всех будет одинаковый?

Предположительные ответы:

    • Нет. Потому что размеры плота будут у каждого свои.

    • Может быть одинаковый периметр, если мы договоримся о размерах…

  • И дополнительное задание для самых любознательных, т.е. задание, которые выполняете по желанию:

Найти дополнительный материал о геометрической фигуре – прямоугольнике. Это могут быть задания на логику, задания повышенной трудности, практические упражнения, связанные с прямоугольником, например, оригами и т.д.

  • Спасибо за урок. С нетерпением буду ждать нашей новой встречи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Петерсон Л.Г. Математика 4 кл. Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ювента. М. 2008.

  2. Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. 4 класс, 1-ая четверть: Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004.

  3. Сообщество ИТ в начальной школе «И глаза вам скажут«СПАСИБО!» элементы физкультминутки для глаз -Горячева Е.А., МОУ СОШ № 14 г. Новочеркасск


hello_html_m4d466bb7.pnghello_html_m5e697cd.pnghello_html_567414c4.png

9


Конспект урока по математике, 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Математика. 3 класс.

Тема: «Карнавал геометрических фигур»

(Закрепление знаний о геометрических фигурах)

Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах средствами ИКТ

Задачи урока:

Ø    Обобщить знания учащихся о многоугольниках и их двух группах: треугольниках и четырёхугольниках;

Ø    Учить зрительному анализу с помощью логических задач;

Ø    Развивать практические навыки выполнения построения квадрата и треугольников;

Ø    Развивать смекалку и находчивость;

Ø    Воспитывать трудолюбие, ответственность, дружелюбие друг к другу, интерес к предмету.

Автор Долян Елена Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 769
Номер материала 19556
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓