Главная / Начальные классы / Конспект урока по математике

Конспект урока по математике

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Встречное движение».

Автор: Прохорова Юлия Ивановна, учитель начальных классов

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №36 с углублённым изучением иностранных языков»

Класс: 4

Основные цели:

1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при встречном движении, фиксировать результат в виде формулы;

2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на встречное движение;

3) тренировать умение решать задачи на работу, тренировать вычислительные навыки.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: встречное движение;

3) мотивировать к учебной деятельности.


Организация учебного процесса на этапе 1:

На слайде текст стихотворения (С-1).

- Прочтите стихотворение. Определите, чему будет посвящён сегодня урок. (На уроке будем работать с задачами на движение.)

- Сегодня вы продолжите работу с задачами на одновременное движение.

- Что вам помогало на прошлых уроках успешно справлять с затруднениями?

- А зачем я вам предлагаю на уроке задания с затруднениями? (Чтобы мы поняли, чего мы не знаем, чтобы поняли, что на уроке будет нового.)

- А что вы дальше делаете, после того, как определите, чего вы не знаете? (Мы самостоятельно строим новый способ.)

- С чего начинаем работу? (С повторения.)

Обучающиеся активно вступают в диалог, выдвигают гипотезы, с вниманием прислушиваются к мнению одноклассников. Учитель руководит и направляет процесс.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о видах движения, скорости сближения, формуле движения;

2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (задание по определению расстояния между объектами при встречном движении без использования координатного луча);

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (не возможность найти расстояние между объектами при встречном движении);

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.


Организация учебного процесса на этапе 2:

(Слайды с 2 – 9)

1) Отгадайте 1 величину. Дети отгадывают ребус, слово скорость. Что такое скорость? Работают с карточкой( прил. 1) Вставьте нужные слова из словарика.

- Отгадайте 2 величину. Дети отгадывают загадку. Что такое время? Дают определение по карточке (прил.1)

- Отгадайте 3 величину? Что такое расстояние? Даётся определение расстояния. (прил.1)

Переходим к следующему слайду.

- Какие величины не используются в задачах на движение?

- По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы?

Задание сравнить величины. Дети работают в группе на карточке (прил.2)

- Что вас удивило? (Длину и скорость сравнивать нельзя)

Переходим к следующему слайду и поговорим о скорости. Предположите, какая скорость может быть у объектов?

Давайте вспомним формулы нахождения величин. Переверните лист (прил. 1) и запишите формулы нахождения расстояния, скорости и времени.

Переходим на следующий слайд и проверяем выполненную работу таким образом, если высказывание истинное – вы показываете плюс. Если высказывание ложное- показываете знак минус.

- Как много вы знаете, а умеете ли решать задачи?

Лыжник Вася проехал 10 000 м за 30 минут, а лыжник Петя за 42 минуты. Кто бежал с большей v?

Ласточка полетела за комаром одновременно друг за другом. Между ними 25 км. скорость ласточки 50 км/ч, скорость комара 3 000 м/ч. Ласточка съест комара?

Тройка лошадей бежала со v 12 км/ч. С какой скоростью бежала каждая лошадь?

Два мальчика одновременно побежали навстречу друг другу и встретились посередине. Можно сказать, что они бежали с одинаковой скоростью ?

Ответы зажигаются на экране.

2) - Решите задачу. Условие и вопрос на экране. (С-10)

Учащиеся работают на карточках (прил.3) и показывают результаты учителю. При необходимости проводится коррекция ошибок.

- Что вы сейчас повторили? (Формулу движения, скорость сближения при встречном движении.)

- Какой следующий шаг вы можете сделать? (Мы можем рассмотреть задание с затруднением.)

- А зачем? (Выполняя, это задание мы поймём, чего мы не знаем, что нового сегодня будет на уроке.)

3) На доске текст задачи:

Толя и Коля одновременно отплыли навстречу друг другу с двух концов бассейна. Толя плыл со скоростью 4 м/с, а Коля – 6 м/с. Через сколько секунд встретились мальчики, если длина бассейна 50 м?







- Запишите номер формулы, которая поможет ответить на вопрос задачи.

Все выполняют задание самостоятельно на планшетках.

- У кого нет ответа? (…)

- Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли найти нужную формулу для решения задачи.)

- Какие результаты вы получили? (…)

Если есть ответы, они записываются на доске.

- Вы можете обосновать выбор формулы? (…)

- Что вы можете сказать о выполнении пробного задания? (Мы не смогли записать формулу, которая может быть использована при ответе на вопрос задачи, мы не можем обосновать свой выбор.))

- Что вы будете делать? (Надо остановиться и подумать, почему мы не смогли выполнить задание.)

Данный этап работы был разнообразен информационно-коммуникативными технологией, работой в паре и группе, что повлияло на познавательную активность обучающихся. Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Что вам необходимо было сделать? (Надо было определить, какую из представленных формул можно использовать для ответа на вопрос задачи.)

- Почему возникло затруднение?


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

в коммуникативной форме о

Этап 4

рганизовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1. уточнение цели проекта (построить формулу для нахождения расстояния при встречном движении);

2. уточнить тему урока;

3. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

4. построение плана достижения цели.


Организация учебного процесса на этапе 4:

- Поставьте перед собой цель.

- Сформулируйте тему урока. (Задачи на встречное движение.)

Тема фиксируется на доске.

- Что вы можете использовать для достижения цели? (Изображение движения, таблица, формула движения, формула нахождения скорости сближения.)

- По какому плану вы будете действовать? (1. Изобразить движение на координатном луче. 2. Заполнить таблицу. 3. Выявить закономерность. 4. Записать формулу.)


5. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: формулы нахождения расстояния при встречном движении;

2) создать условия для построения формулы для нахождения расстояния при встречном движении, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.


Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальше работу можно организовать в группах. Каждой группе раздаётся задание .

Каждая группа выполняет задание самостоятельно, время работы 5 минут. Одна из групп представляет результат своей работы, остальные дополняют, уточняют.


Если группы затрудняются выполнить задание, можно организовать подводящий диалог.

Какое было расстояние между мальчиками? Покажи.

С какой скоростью они приближались?

Покажи, на сколько уменьшилось расстояние между мальчиками через одну секунду. А через две секунды?

С какой скоростью приближались мальчики? Как ее найти?

Через сколько секунд встретились мальчики?

Заполни таблицу. (прил. 4)

- Как это вычислить по формуле, не используя построение?

- Запишите, чему будет равно первоначальное расстояние .

- Запишите формулы нахождения первоначального расстояния и расстояния через заданное время в общем виде.

Результат работы фиксируется в виде эталонов:

Верно ли, выражение 50 : (4 + 6) является решением задачи?

s = (v1 + v2) t

t = s : (v1 + v2)






- Как можно прочитать эти формулы?

- Вы построили способ, который позволяет справиться с затруднением? (Да.)

- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на встречное движение.).

- Что вы дальше должны сделать? (Потренироваться решать задачи.)

На данном этапе изучения материала для выхода из проблемной ситуации детям предложена практическая работа , в результате которой дети «открывали» новые приемы, искали выходы из затруднения, опираясь при этом на предыдущий опыт и знания.


6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания.


Организация учебного процесса на этапе 6:

С- 13,14 Переходим по слайдам. Чтение задачи и выполнение самостоятельное.

Чтобы найти через сколько встретятся поезда надо всё расстояние разделить на скорость сближения.

456 : (72 + 80)= 3 (ч)

Ответ: через три часа.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;

2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).


Организация учебного процесса на этапе 7:

- Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли? (…)

Работа в учебнике

4 (1, 2), стр. 90 (только решить задачи).

Задание можно выполнить устно, с комментарием.

1) Чтобы найти первоначально расстояние надо скорость сближения умножить на время:

(4 + 5) 3 = 27 (км)

2) Чтобы найти скорость второго объекта надо найти скорость сближения : 27 : 3 = 9 (ч). Из скорости сближения вычесть скорость первого объекта: 9 – 4 = 5 (км/ч).

Проверка проводится фронтально, во внешней речи.

- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

- Что вы использовали при выполнении задания? (Схему, формулу.)

- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)

- В чем причина?

- У кого все верно?

Задания на уроке, выполненные обучающимися способствовали достижению поставленных целей, обеспечивали эффективность методов обучения и соответствовали содержанию учебного материала.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового вы открыли сегодня на уроке. (Мы узнали, как найти расстояние при движении навстречу.)

- Вы приблизились к желаемой цели?

- Что вам помогло выйти из затруднения?

Организация круглого стола с пониманием детьми, что у них получилось и что не получилось. Составление синквейна по теме.

Домашнее задание








Конспект урока по математике
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Встречное движение».

Автор: Прохорова Юлия Ивановна, учитель начальных классов

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №36 с углублённым изучением иностранных языков»

Класс: 4

Основные цели:

1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при встречном движении, фиксировать результат в виде формулы;

2) тренировать умение использовать построенную формулу для реш

 

 

Автор Прохорова Юлия Ивановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 18906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓