Главная / Другое / Конспект урока по марийскому (государственному) языку на тему "Марий чодра" национальный парк"

Конспект урока по марийскому (государственному) языку на тему "Марий чодра" национальный парк"

МОУ «Сернурская средняя (полная)

общеобразовательная школа № 2 имени Н. А. Заболоцкого»

Республики Марий Эл









Урок марийского (государственного) языка

в 7 классе



«Марий чодра» пÿртÿс национальный парк


(Государственный природный

национальный парк «Марий чодра»)








Москвина Майя Ивановна,

учитель высшей категории

марийского (государственного) языка,

истории и культуры народов Марий Эл.












2013 г.



Предмет: марийский (государственный) язык.

Класс: 7

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема: «Марий чодра» пÿртÿс национальный парк (Национальный природный парк «Марий чодра»)


Цель: углубление знаний по теме «Природный национальный парк «Марий чодра», совершенствование навыков связной речи.


Задачи:

Образовательные:

  • пополнение знаний обучающихся о национальном парке «Марий чодра»;

  • совершенствование навыков работы с текстом с целью извлечения конкретной информации и последующим выходом на устное речевое высказывание;

  • развитие умений обучающихся определять и запоминать важную информацию.

Развивающие:

  • формирование универсальных учебных действий;

  • развитие исследовательских умений: умения работать с разными источниками информации; умения работать в паре;

Воспитательные:

  • формирование у обучающихся потребности и способности к сотрудничеству, стремления к расширению своего кругозора.

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде.


Межпредметные связи:

  • История и культура народов Марий Эл

  • география

  • экология

  • биология


Оборудование:

  • карта Республики Марий Эл

  • компьютер, проектор

  • компьютерная презентация

  • мобильный класс

  • раздаточный материал

  • карта исследования






Ход урока

I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Поро кече, йоча-влак! Мыйын лÿмем Майя Ивановна, мый Марий Эл Республикыште илем, Шернур школышто пашам ыштем. (Добрый день, ребята! Меня зовут Майя Ивановна, я живу в Республике Марий Эл, работаю в Сернурской средней школе № 2 имени Н. А. Заболоцкого).

Таче урокнан девизше лиеш (девиз нашего урока): ужам - вижу (прикасаюсь к глазам), колам -слышу (прикасаюсь к ушам), ойлем - говорю (прикоснуться к губам), ыштем - делаю (потереть ладошки), чыла лектеш мемнан пырля! получится (большой палец вверх)! И вместе!)

Мый ÿшанем, таче урокышто ме чыланат поро да паша кумылан лийына. (Надеюсь, что наш урок пройдет так же энергично и с таким же хорошим настроением).

II этап. Актуализация знаний.

Прием «ключевое слово» через задание «Найди пару»

(на доске прикреплены карта-схема национального парка «Марий чодра», ключевые слова)

- Йоча-влак, те кузе шонеда, тиде карт-схемыште Марий Элын могай кундемжым ончыктымо? (Ребята, как вы думаете, какая территория Республики Марий Эл изображена на данной карте-схеме?) (ответы могут быть разные)


-Мыланна доскаште возымо мут-влак полшат. Могай мут-влакым возымо, лудын пуыза. (Нам помогут слова на доске. Прочитайте слова, переведите.) Энер- река, тумо-дуб, ер-озеро, памаш-родник, курык-гора.


- А ынде нине мут-влаклан савырыме листокышто мужырым кычалына. (А теперь в перевернутых листочках найдем пару данным словам)

Элнет энер (река Илеть), Пугачев тумо (Дуб Пугачева), Яльчик ер (озеро Яльчик), Ужар памаш (Зеленый ключ), Ваштар курык (Кленовая гора).


-Йоча-влак, а те паледа, нине пÿртÿс объект-влак кушто верланеныт?- «Марий чодра» пÿртÿс национальный паркыште. (Ребята, а вы знаете, где расположены данные природные объекты? - В национальном парке «Марий чодра»)

- Чын, тендан ончылно «Марий чодра» пÿртÿс национальный паркын схеме-картше. (Правильно, перед вами карта-схема природного парка «Марий чодра»).


-Тугеже таче урокнан темыже могай лиеш? («Марий чодра» пÿртÿс национальный парк»). Чын, таче урокнан темыже «Марий чодра» пÿртÿс национальный парк». (Урокын темыжым шымлымаш карт листокыш возена).

(Значит, тема нашего урока: «Национальный парк «Марий чодра». Тему урока запишем в карте исследования (Приложение № 1).


Таче ме урокышто «Марий чодра» кугыжаныш парк нерген шинчымашнам ешарена, у мут-влак дене палыме лийына, теме почеш мутланаш тунемына, изирак шымлымаш пашам эртарена. (Сегодня на уроке мы пополним знания о национальном парке «Марий чодра», познакомимся с новыми словами, будем совершенствовать навыки связной речи, проведем небольшую исследовательскую работу).


Работа с картой РМЭ

(На партах карта Республики Марий Эл. Ребята работают с картой, определяют, в какой части Республики Марий Эл расположен парк, территорию каких районов занимает).

- Йоча-влак, те паледа, Марий чодра» парк Марий Эл республикын могай ужашыштыже верланен? Айста Марий Элын картыштыже ончалына. (Парк Марий Элын кечывалвел-эрвел ужашыштыже верланен)

- Могай районын мландыжым айла? (Звенигово, Морко, Волжск районын мландыжым айла)


III этап. Изучение новой темы.

  1. Работа с текстом и с презентацией.

А ынде «Марий чодра» пÿртÿс парк дене палыме лийына. (А теперь познакомимся с природным парком «Марий чодра»)

Пошаговая инструкция

  1. Парт ÿмбалне ««Марий чодра» пÿртÿс национальный парк» текстым муына. Палыдыме мут-влакын значенийыштым рашемдаш текст мучаште мутер пуалтын.

  2. Текст да презентаций дене пашам иквереш ышташ тÿналына.

  3. Кажне слайдлан текст гыч келшыше предложенийым кычал муына.

(работаем одновременно с текстом и со слайдами)


  1. На парте найдем текст «Марий чодра» природный национальный парк». (Приложение 2). В конце текста дан словарь для работы с незнакомыми словами.

  2. Одновременно работаем с текстом и со слайдами презентации.

  3. К каждому слайду подберем предложения из текста.


1 слайд.

«Марий чодра» пÿртÿс национальный паркым 1985 ийыште почыныт. (Природный национальный парк «Марий чодра» открыт в 1985 г.)


2 слайд.

Кумдыкшо 36,6 тÿжем гектар; Морко, Звенигово да Волжский районын мландыжым айла. (Площадь 36,6 тысяч гектаров, занимает территорию Моркинского, Звениговского, Волжского районов).


3 слайд.

Паркыште кугу пÿнчер, шуко олык, ер, энер, памаш верланеныт. (В парке много озер, рек, родников, лугов, красивый сосновый бор).


5 слайд.

Тушто ятыр пÿртÿс памятник уло: Сÿзаер, Кичиер, Мушанъер,Конанъер, Яльчик, Ваштар курык. (Здесь много памятников природы: озера Глухое, Кичиер, Мушанъер, Яльчик, Кленовая гора).


6 слайд.

Паркыште 94 тÿрлö кайыкым да 58 шöргочшым (млекопитающийым) ужаш лиеш: кÿрен маска, кÿдыр, нерге, сурчарланге, тумна, урымдо, шордо. (В парке обитают 94 вида птиц, 58 млекопитающих: бурый медведь, тетерев, барсук, черный аист, сова, бурундук, лось)


7 слайд

Тыште Российын Йошкар книгашкыже пуртымо шуэн вашлиялтше кушкыл-шамыч кушкыт: оръенката, кына шыркавуй, ошлокон, кукушудо, вÿдпÿкш. (Здесь растут редкие виды растений, занесенные в Красную книгу: венерин башмачок, пыльцеголовик красный, белая кувшинка, кукушкины слезы, водяной орех).


8 слайд

Пÿртÿс паркыште Пугачев тумо шога. Ийготшо 500 ий утла. Диаметрже - 1,3 метр. (В парке находится исторический памятник – Дуб Пугачева. Возраст – более 500 лет. Диаметр дуба – 1,3 метра.)


9 слайд.

«Марий чодра» национальный паркысе вер-шöр моткочак сылне да поян .

(Природа национального парка «Марий чодра» очень богата и красива).

  1. Текст почеш мутланымаш ( Эвристическая беседа)

1). Йоча-влак, те паледа, молан «Марий чодра» пÿртÿс национальный паркым почмо? - Пÿртÿсын моторлыкшым, тусо кушкыл ден янлыкым, кайыкым арален кодаш манын, «Марий чодра» пÿртÿс национальный паркым почмо.

(Ребята, вы знаете, с какой целью открыт «Марий чодра» природный парк? - «Марий чодра» создан для восстановления и преумножения численности отдельных видов животных и растений).

2). Тугеже паркыште шуэн вашлиялтше кушкыл ден янлык-влак улыт. Нуным аралыман да перегыман. Тиде амал дене могай книга шочын? (Йошкар книга)

( В парке встречаются редкие виды растений, птиц и животных, которые занесены в Красную книгу. Их нужно защищать и охранять).

3). А молан тиде книга «йошкарге» маналтеш? (Йошкар тÿс – лÿдыкшö тÿс, тудо энгек нерген увертара).

(А что означает красный цвет? – красный цвет предупреждает об опасности)

4). Кушкыл, янлык, кайык энгекыш ынышт логал манын, мом ме ыштышаш улына? (аралаш, перегаш, аныклаш). А тидланже мом палаш кÿлеш? (могай кушкыл, янлык, кайык-влак чодыраште илат, кузе шкем чодыраште кучыман,иктешлен каласаш гын, пÿртÿсым шымлаш кÿлеш).

Что мы должны делать, чтобы растения и животные не попали в беду? (охранять, защищать, беречь, изучать природу).

5). Йоча-влак, те паледа, могай наука-влак пÿртÿс памятник-влак нерген пален налаш полшат? (биологий, географий, экологий)

Ребята, вы знаете, какие науки помогают нам узнать о природных памятниках? (биология, география, экология)

3. Исследовательская работа в паре по группам с «мобильным классом» (на каждой парте компьютер)

Таче ме урокышто шымлызе лийына да изирак шымлымаш пашам эртарена. Тидлан ме группылан шелалтына. (Сегодня мы на уроке будем учеными, проведем небольшую исследовательскую работу, для этого мы разделимся на группы.)

  1. 1-ше ряд географ-влак лийыт. Географ мом шымла? - Тÿрлö эллам, тенызым, энерым да ерым, ола ден яллам, нунын кушто верланымыштым.

Первый ряд - географы. Что изучают географы? - страны и моря, острова и континенты, реки и озера, города и села. А точнее сказать, их расположение.

  1. 2-шо ряд – биолог-влак. Биолог-влак мом шымлат? ( пÿртÿсым, янлык, кайык да кушкыл-влакым)

Второй ряд - биологи. Что изучают биологи? – флору и фауну.

  1. 3-шо ряд – эколог-влак. Эколог-влак мом шымлат? ( айдеме да пÿртÿс кокласе кылым, пÿртÿсым аралымашым).

Третий ряд – экологи. Что изучают экологи? - взаимоотношения живой и неживой природы.

Задания по группам

  1. Географ-влакын темышт: «Марий чодра» национальный паркын пÿртÿс памятникше-влак».

Тема исследования у географов: «Природные памятники национального парка «Марий чодра» (заполнение карты-схемы «Марий чодра», составление текста по ключевым словам)


Задания географам:

Пошаговая инструкция к работе (на парте)

  1. Открыть в компьютере папку «Географы», найти схему-карту национального парка «Марий чодра»

  2. Опираясь на карту-схему парка в компьютере, обозначьте на своей карте-схеме памятники природы национального парка, подпишите.

  3. Составьте по ключевым выражениям текст «Марий чодра» пÿртÿс национальный парк.

1985 ийыште (в 1985 году)

36,6 тÿжем гектар (36,6 тысяч гектаров)

мландыжым айла (занимает землю)

моткоч поян (очень богат)

пÿртÿс памятник (природный памятник)

тумо шога (стоит дуб)


(Итог: запись в карте исследования: 1985 ий, 36,6 тÿжем гектар, Яльчик, Мушанъер, Кичиер, Сÿзаер, Ваштар курык, Ужар памаш, Пугачевын тумыжо)


  1. Биолог-влакын темышт: «Марий чодра» национальный паркын янлык, кайык да кушкыл тÿняже»

Тема исследования у биологов: «Животный и растительный мир национального парка «Марий чодра» (заполнение таблицы с помощью приема «Исправь ошибку»)


Задания биологам:

Пошаговая инструкция к работе

  1. Открыть папку в компьютере «Биологи», найти иллюстрации животных, птиц и растений.

  2. Слова на листочке распределить по группам, написать на марийском и русском языках, и соотнести рисунки (указать номер).




янлык-влак


животные

сÿрет

рисунка

кайык-влак


птицы

сÿрет

рисунка

кушкыл-влак


растения

сÿрет

рисунка


нерге-барсук


1

тумна -сова

2

кына шыркавуй-пыльцеголовик красный

8

кÿрен маска- бурый медведь



5

шем чарланге –черный аист

4

оръенката-венерин башмачок

6


урымдо - бурундук


7

пÿркыт-беркут

3

ошлокон –белая кувшинка

9


Итог: записываем в карту исследования по три наименования животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу.


Эколог-влакын темышт: «Марий чодра» пÿртÿс национальный паркыште шкем кузе кучыман?

Тема исследования у экологов: Правила поведения в национальном парке «Марий чодра» (заполнение таблицы с помощью приема «Исправь ошибку»


Задания экологам:

Пошаговая инструкция к работе

  1. Открыть в компьютере папку «Экологи», найти презентацию «поведение в лесу».

  2. Задание: «Исправь ошибку».

  3. Заполнить таблицу: к каждому слайду подобрать правильные предложения.




«Марий чодра» пÿртÿс национальный паркыште шкем кузе кучыман?


Слайд №

Предложений-влак

1 слайд


Укшым ит тодышт! Не ломай веток!

2 слайд


Пеледышым ит кÿр! Не рви цветы!

3 слайд


Кайыкигым кидышкет ит нал! Не трогай птенцов!

4 слайд


Куткышуэм ит пужо! Не разоряй муравейник!

5 слайд


Тулым ит ылыжте! Не разжигай костер!

6 слайд


Чодыраште ит кычкырле! В лесу не кричи!

7 слайд


Шÿкшакым кышкен ит кодо! Не оставляй мусор!


  1. Защита работы по группам

Защита работ сопровождается презентациями. Итоги исследования пишут все в карте исследования.

  1. Фронтальная работа. На доске открыть перевернутые запрещающие знаки в лесу, пояснить

Итог: записываем в карту исследования «что запрещено в парке».

Паркыште кÿтÿм кÿташ, чодырам руаш, сонарлаш, пеледышым кÿраш, укшым тодышташ, да мландым куралаш ок лий, а колым лÿмын ойырымо ерыште але энерыште веле кучаш лиеш.

(В парке нельзя пасти скот, рубить лес, охотиться, рвать цветы, ломать ветки, пахать землю, рыбу ловить можно только в специально отведенном месте)


Учитель: Каждый из нас должен заботиться, чтобы природа постоянно обновлялась, обогащалась и становилась все краше и щедрее. И всегда помнить заветы наших предков: «никогда не бери больше, чем тебе надобно».

Указом Президента Российской Федерации 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды в России.

Ребята, сегодня в знак нашей встречи с вами я хочу подарить вам небольшие закладки. (Приложение 3)

На закладке вы видите эмблему, которая символизирует единство: чтобы изменить экологическую ситуацию в стране, необходимо объединиться всем жителям нашей родины. Росток – это символ возрождения экологического процветания. Три цвета флага и зеленый цвет символизируют природу, зарождение жизни.

И вы, ребята, можете принять участие в акции «Марш парка», принять участие в различных других экологических акциях, а найти информацию о проводимых экологических мероприятиях вам помогут адреса сайтов на закладке.


IV Этап. Закрепление и подведение итогов.


1. Рефлексия (прием «Чистая доска»)

Йоча-влак, урокна мучашке лишемеш. Таче урокышто «Марий чодра» парк нерген иктаж-мом уым пален налында?

Урокнам доскаште улшо мут-влак полшымо дене иктешлена. Нине мут-влакым чыла рашемдена гын, доскана яндар кодеш. Тыгеже ме урокнан темыжым почын пуэнна, кÿлеш цельышке шуынна.

(Ребята, я надеюсь, что мы совместно сумели пополнить знания о национальном парке «Марий чодра». Наверное, вы узнали что-то новое на уроке. А что нового вы узнали на уроке?

А теперь обращаем внимание на доску. На доске прикреплены слова. Обобщим тему урока с помощью ключевых слов. Если вы запомнили все, что связано с данными словами, доска остается чистой, значит, мы усвоили тему урока и цели наши достигнуты).

1985 ий

36,6 тÿжем гектар

мландым айла

моткоч поян

пÿртÿс памятник

Пугачев тумо

Йошкар книга

лиеш

огеш лий


2.Самооценка (прием «Гора знаний»)

Йоча-влак, ончалза доскаште сÿретлыме курыкым. Тиде «Марий» чодра» паркын эн кÿкшака верже – Ваштар курык. Шкендам аклен ончыза, таче урокышто могай кÿкшытыш шуында. Курык вуйышто улыда – «5»-лан шкендам акледа. Изишак кÿзен шуын огыдал – «4». Покшелне улыда – «3». Эн ÿлнö, конешне, нигöат кодын огыл.

(Ребята, обратите внимание на изображение горы. Это самое возвышенное место парка «Марий чодра» - Кленовая гора. Сумели ли вы на уроке подняться до вершины горы? Попробуйте оценить себя, на какой высоте горы вы находитесь. На самой вершине - оцениваем себя на «5». Немножко не добрались – «4». В середине – «3». На подножии, конечно, не остался никто).


Уроклан моткоч кугу тау! Йöратыза да аралыза мотор пÿртÿснам, шке шочмо кундемдам эреак шымлен шогыза!

Спасибо за урок. Изучайте свой родной край, любите и берегите его.











Конспект урока по марийскому (государственному) языку на тему "Марий чодра" национальный парк"
  • Другое
Описание:

В программе по марийскому (государственному) языку  в 7 классе урок «Природный национальный парк «Марий чодра» относится к разделу «Волжский кундем».  Начальные знания по данной теме дети получают   в 4-ом классе.

Поэтому на уроке была поставлена цель: углубление знаний по теме«Марий чодра»пÿртÿс национальный парк, совершенствование навыков связной речи.

Для достижение цели поставила следующие задачи:

Образовательные:

Øпополнение  знанийобучающихся о национальном парке «Марий чодра»;

Ø совершенствование навыков работы с текстом с целью извлечения конкретной информации и последующим выходом на устное речевое высказывание;

Øразвивитие умений обучающихся определять и запоминать важную информацию.

Развивающие:

Øформирование  универсальных учебных действий;

Øразвитие  исследовательских умений: умения работать с разными источниками информации; умения  работать в паре;

Воспитательные:

Øформирование у обучающихся потребности и способности к сотрудничеству, стремления к расширению своего кругозора.

Øвоспитание бережного отношения  к  окружающей среде.

На уроке использовались различные методы организации познавательной деятельности:

Наглядный (иллюстрации, карта-схема, слайды презентации, персональный компьютер)

Словесный (беседа, устные ответы учеников, рассказ учителя)

Практический  (работа с текстом, с таблицами, работа с компьютером).

На занятии также использованы методы  исследовательской  работы, сотрудничества, интеграции предметов  биологии, географии, экологии,  дифференцированного подхода, методы развивающего обучения.

Для достижения поставленных задач использовались следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная работа.

Были использованы приемы:

Øкартирование

Ø«исследовательская карта»

Ø«чистая доска»

Ø«ключевое слово»

Ø«найди пару»

Ø«исправь ошибку»

 

Применение активных приемов  обучения способствовало формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных.

 

Автор Москвина Майя Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1023
Номер материала 23537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓