Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК "Школа 2100" Тема: Картины летнего дня. И.С. Тургенев «Голуби».

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК "Школа 2100" Тема: Картины летнего дня. И.С. Тургенев «Голуби».


Тема: Картины летнего дня. И.С. Тургенев «Голуби».


Цели: Формирование осознанного, правильного, выразительного чтения. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости на прочитанное. Совершенствование всех видов речевой деятельности.


Задачи: 1. На примере произведения И.С.Тургенева «Голуби» учить представлять картину летнего дня, нарисованную автором, познакомить с новым жанром стихотворения в прозе.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

а) самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации;

б) читать «между строк»;

в) самостоятельно формулировать главную мысль текста;

г) находить толкование значений непонятных слов в толковом словаре, проводить словарную работу.

д) формулировать вопросы к тексту, прогнозировать

содержание по ходу чтения;

е) относить произведение к жанру стихотворения в прозе по определённым признакам: ритм, рифма, интонация,

настроение;

ё) по ходу чтения представлять картины, устно выражать

(рисовать) то, что представили;

ж) видеть в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

з) высказывать и аргументировать своё отношение к

прочитанному;

и) оценивать свою работу и работу одноклассников.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

а) формировать интерес к чтению;

б) нравственные чувства, умение сопереживать;

в) понимание того, как важна помощь друга в трудную минуту; как тяжело быть одиноким;

г) умение видеть красоту и величие родной природы;

д) развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.








Оборудование к уроку:


  1. мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  2. портрет И.С.Тургенева;

  3. учебники по литературному чтению «В одном счастливом детстве» 3 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 2012г.;

  4. тетради по литературному чтению 3класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 2012 год;

  5. карточки с толкованием слов из словаря

С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

6) карты оценивания работы на уроке.





















Ход урока


Проверка домашнего задания.


1. Выразительное чтение части 4-й главы «Стрелка барометра» из повести А.Толстого «Детство Никиты».


У доски отрывок читает Полина Говорова.

- Вам понравилось выступление Насти? Чем? Что ей удалось прочитать лучше всего?

Олеся П.: - Настя читала интересно, передала настроение природы во время бури.

Андрей Г.: - Настя читала без ошибок, в нужных местах меняла силу голоса.

Влад Т.: - прочитала правильно, выразительно, на пятёрку.

- Настенька, а как ты сама оцениваешь своё выступление? Ты передала настроение грозы?

Полина Г.: - Я старалась, дома перечитывала несколько раз. Мама сказала, что ей понравилось моё чтение.

- Умница. Отметка 5. Садись на место.


-Послушаем Сашу Ильина. Саша читает отрывок.

- Прокомментируйте выступление Саши.

Сергей И.: - Мне очень понравилось чтение Саши. Он менял силу голоса, где нужно делал паузы.

Никита Н.: -во время чтения отрывка, Саша в двух словах неправильно прочитал окончание.

- Молодец, Никита, ты внимательный слушатель.


-Саша - молодец, хорошо читал, выразительно, но от волнения были допущены несколько ошибок. Саша, как ты думаешь, почему ты их допустил?

Саша И.: - Я волновался, переживал и был не очень внимательным.

- Верно, надо читать внимательно, а наиболее трудные места перечитывать. Отметка 4. Садись.

- Я вижу, что сегодня много желающих выступить. Молодцы! Хорошо подготовили домашнее задание. А сейчас посмотрите на экран.


2. Работа с текстом И.Тургенева «Голуби» до чтения.


На экране появляется портрет Тургенева и фамилия писателя.

- Ребята, посмотрите внимательно на имя писателя. Знакомо ли вам оно?

Кристина Ч.: - Я слышала о Тургеневе от старшего брата.

Руслан Ч.: - У нас дома есть его книги.

Настя М.: - Мы ещё не читали его произведений.

- Замечательно, что вы уже слышали о таком писателе. Иван Сергеевич Тургенев никогда не писал для детей. Он «взрослый» писатель – писал только для взрослых. Нам предстоит подумать,

почему же его произведение авторы включили в свою книгу?

Олеся П.: - Мне кажется, что Тургенев писал о природе.

Андрей Г.: - А может, он тоже описал грозу, как Чехов и Толстой?

- Молодцы, хорошо рассуждаете! Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем?

Юля Б.: - Мы сейчас читаем раздел «Природа летом».

- Посмотрите на экран. (На экране появляется название произведения и иллюстрация к нему). О чём пойдёт речь, как вы думаете?

Алина И.: - Будем читать о голубях.

Руслан Ч.: - Прочитаем о лете, о животных. На картинке, кроме голубей, изображены курочка и кошка, а ещё домик.



- Хорошо! Задайте вопросы автору.

Никита К.: - Мы будем читать сказку?


Алина П.: - Мы будем читать о природе?

Дима К.: - А будет описание грозы?

.: - Что будут делать голуби?

- А чтобы скорее получить ответы на все вопросы, откройте учебники на стр.99. Посмотрите на текст. Какое по жанру произведение будем читать?

Данила У.: - Будем читать сказку или рассказ.

- Почему так думаете?

Алина П.: - Произведение написано в прозе.

- Какое оно по объёму?

Анжела Р.: - Короткое.

- Прочитайте помету в скобках после названия. Вас что-нибудь удивило?

Настя М.: - Слова – «Стихотворение в прозе».


Возникает проблема.


- Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно

и стихотворением?

Яна М.: -Нет, так не бывает. Стихи записываются столбиком.

Кристина В.: - У стихов есть рифма.

- Ребята, такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» - это стихотворение в прозе. И наша задача состоит в том, чтобы разобраться, что в прозе есть от стихотворения. Вспомните,

что непременно должно присутствовать в стихотворении.

- Настя М.: - Логические ударения, рифма, ритм, интонация.

-Оля Г.: - Настроение, стихотворение можно спеть.

- Молодцы. Хорошо разбираетесь в жанрах. А сейчас я буду читать текст. А вы следите, так как после чтения вы будете доказывать, что это стихотворение в прозе.



  1. Работа с текстом во время чтения.


Нескольким ученикам было дано домашнее задание найти в толковом словаре толкование слов: пологий, зыбь, межа, смутно, потеха, рьяный.


Иван Тургенев

Г о л у б и


Я стоял на вершине пологого холма…

- Как понимаете слово «пологий»?

Саша И.: -Пологий – означает покатый, не крутой, отлогий (толк. словарь)

передо мною – то золотым, то посеребрённым морем –раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю…

- Что означает слово «зыбь»?

Оля Г.: - Зыбь – это лёгкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве (из толк. словаря)

не струился душный воздух: назревала гроза великая.

- Что представляете?

- Андрей Г.:- Поле спелых колосьев перед грозой.

Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно – синяя туча лежала грузной (то есть большой, тяжёлой) громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

- Как понимаете «изнывало»?

-Саша И.: - Было больно, тяжело.

-Яна М.: - Изнывать- значит томиться от жажды, скуки, безделья (толк. словарь)

-Что представляете?

Максим В.:- Я представляю поле, над которым нависла большая чёрная туча, а ещё большой лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! (Перед грозой сильно пахнут травы. А что такое межа?)

Влад Т.:- Межа – граница земельных участков ( толк. словарь).

Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! – думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!»

- Что за золотая змейка должна сверкнуть?

Никита К.: - Это молния.

Но туча не двигалась. Она по- прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок.

- Задайте вопрос автору.

Олеся П.: - Что это могло быть?

- Вопрос оставляем без ответа. Ищем ответ у автора.

То летел со стороны деревни белый голубь. ( Вот что это за белый платочек и снежный комок – белый голубь. На фоне чёрной тучи его хорошо видно).

Летел, летел – всё прямо, прямо… и потонул за лесом.

- Как понимаете – «потонул»?

Настя М.: - Стал невидимым.

- Задайте вопрос автору.

Оля Г.: - Зачем голубь полетел в лес?

Доминик Д.: - Спасётся ли голубь от грозы?

Кристина В.:- Вернётся ли голубь?

Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад; - Можно догадаться – что за два комочка?

Максим В.:- Это летят два голубя. …то летят домой ровным полётом два белых голубя.

- Наш ответ подтверждает текст.

И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!

- Как понимаете слово «потеха»?

Лада П.:- Потеха – забава, развлечение. Здесь – безудержное начало бури. (Толк. словарь)

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень…

- Объясните слово «рьяный».

Сергей И.: - Очень усердно. Рьяно взяться за дело. (Толк. словарь)

молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой…

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот кого он привёл и, может быть, спас.

Нахохлились оба…

- Как это « нахохлились»?

Никита Н.: - Взъерошились. Птицы хохлятся под дождём. (Толк. словарь).

- Устали, наверное, да и страшно было…

- и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один, как всегда.


Выявление первичного восприятия.


- Понравилось вам произведение?

Лада П.:- Очень. Я сильно переживала за голубей. Боялась, что они не долетят, погибнут под грозой.

Кристина В.:- Автор красиво описывает летнюю грозу.

Оля Г.: - Во время грозы нельзя находиться на открытой местности или под высоким деревом – можно погибнуть.

- Что получилось представить особенно ярко?

Кристина Ч.:- Как маленькие голуби спасались от грозы? Если бы не друг, то другой голубок мог погибнуть.

- Какие мысли автора вы прочитали «между строк»?

Настя М.: - Автору одиноко.


Максим В.:- Автор радуется, что маленький голубок спас своего друга.

- Почему меняется настроение рассказчика: сначала «тоскливое томленье», потом и мне «хорошо»?

Оля Г.: - Автору одиноко, страшно, тревожно перед бурей, а потом он радуется дружбе двух маленьких голубей, которые не бросают друг друга в трудную минуту.

- Умница. Хороший сделала вывод. Откройте тетрадь на стр.13, найдите задание №3, допишите свои выводы. Прочитайте что написали.

- Молодцы. Правильные сделали выводы.



Работа с текстом после чтения:


  1. Определение жанра произведения.

- Прочитайте вопрос 3 учебника на стр.100.

Даша С. читает: «Голуби» - стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит. Конечно, это проза, но что в ней есть от стихов : рифма, ритм, интонация, настроение? Подумайте.

Дима К.:- В произведении есть настроение, интонация.

- Можно ли сказать, что это лирическое произведение?

- Юля Х.:- Можно. Мы переживаем вместе с автором, волнуемся.

- Верно, автор описывает свои чувства, настроение. Мы видели, как слова И.Тургенева сливались в яркие картины, образы – это ли не поэзия? Мы слышали мелодию прозы, её особый ритм.


Чтение с экрана:

«Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, по существу является подлинной поэзией». (К.Паустовский)


«Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму». (Л. Толстой)


- Выполним задание №1 в тетради (в таблицу записываем признаки стихотворения: чувства героя, настроение, ритм, интонация, небольшое по объёму; ещё один признак прозы – кульминация, окончание действия (развязка).

- Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?

Олеся П.: Я думаю, что правы. Это стихотворение в прозе.

-Рисуя картину грозы, И.С. Тургенев использует сравнения. Найдите их в тексте.

Настя М.: - Рожь сравнивается с морем. «…то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела спелая рожь».

Сергей И.:- Молния сравнивается с «золотой змейкой».

Иван С.: -« Туча лежала грузной громадой».

Руслан Ч.:- «…ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь».

- Какую роль играют сравнения в произведении?

Юля Х.:- Текст становится красивее, выразительнее.

- Молодцы. Подведём итоги урока. На какой вопрос искали ответ?

Андрей Г.:- Бывают ли стихи в прозе?

Никита Н.: - Рисовали картины летней природы.

Максим В.: - Определяли главную мысль произведения.

- Мы нашли ответы на вопросы?

Сергей И.: - Мне кажется, что нашли.

-Как вы сами оцениваете свою работу? Возьмите оценочный лист, оцените свою работу и работу одноклассников. Кто хочет высказать своё мнение?

Полина Г.: - Очень активно работали на уроке: Ольга Грожик, Настя Медведева, Никита Новский, Сергей Иванищенко, Максим Васильев, Кристина Воробьёва, Андрей Герасимов, Влад Токарь, Олеся Погодина, Лада Петрова, Саша Ильин, Алина Исаева. Я думаю, что этим ребятам можно поставить 5.

- Ребята, ещё кто хочет высказаться?

- Яна М.: - Я согласна с Полиной, но хотела отметить Юлю Харкову.

- Спасибо, за оценку. Ребята получают отметку 5. Спасибо за урок! Сдайте карты оценивания.



Домашнее задание.

Выразительное чтение отрывка из стихотворения в прозе «Голуби» И. Тургенева. Найти в тексте олицетворения. Выполнить задание в тетради №2 на стр.13.









Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК "Школа 2100" Тема: Картины летнего дня. И.С. Тургенев «Голуби».
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК "Школа 2100".

Тема: "Картины летнего дня на примере изучения произведения И.С. Тургенева "Голуби".

Цели: Формирование осознанного, правильного, выразительного чтения. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости на прочитанное. Совершенствование всех видов речевой деятельности.

 

Задачи: 1.  На примере произведения И.С.Тургенева «Голуби» учить представлять картину летнего дня, нарисованную автором, познакомить с новым жанром стихотворения в прозе.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

а) самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации;

б) читать «между строк»;

в) самостоятельно формулировать главную мысль  текста;

г) находить толкование значений непонятных слов в толковом словаре, проводить словарную работу.

д) формулировать вопросы к тексту, прогнозировать

содержание по ходу чтения;

е) относить произведение к жанру стихотворения в прозе по определённым признакам: ритм, рифма, интонация.

 

настроение;

ё) по ходу чтения представлять картины, устно выражать

(рисовать) то, что представили;

ж) видеть в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

з) высказывать и аргументировать своё отношение к

прочитанному;

и) оценивать свою работу и работу одноклассников.

Автор Шумицкая Лариса Евгеньевна
Дата добавления 14.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2690
Номер материала 7124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓