Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по литературному чтению «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.» 1 класс. УМК «Школа России»

Конспект урока по литературному чтению «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.» 1 класс. УМК «Школа России»

Скачать материал

МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению

на тему: «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.»

 

1 класс

УМК «Школа России»

 

 

 

Составила: Лавриненко Светлана Кузьминична,

                               учитель начальных классов

                                       I категории МОУ «Яснозоренская СОШ»

 

 

Ясные Зори

2014 год

 

Конспект урока в 1 классе по программе «Школа России»

Тема. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Тип урока. Решение учебной задачи.

 

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.

Задачи:

Предметные:

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению условного обозначения глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;

- обеспечить закрепление умения перекодировать звуковую форму слова в буквенную на основе звуковых моделей слов;

- обеспечить закрепление приема воспроизведения слов вслух на основе его звукобуквенной модели;

- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

         Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, диск «Обучение грамоте» DVD, фасоль (10 штук) у каждого ученика, карточки для работы в группах, учебник «Азбука» (2 часть), картинки (в словах звук [ш], индивидуальные карточки, абаки, толковый словарь Ожегова.

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

Слайд 1.

-         Прозвенел звонок, урок начинается.

Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем наших гостей. Садитесь.

 Я дарю вам свою улыбку, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть этого дня, радость этого дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Итак, начинаем урок литературного чтения.

 

      II.      Подготовка к работе на основном этапе.

- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.

 

1)  Дыхательная гимнастика.

«Ароматный цветок»

- Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите  дыхание; на выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

 

2) Артикуляционная разминка

«Губы»

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

 

3) Упражнение для дикции.

         Учитель произносит скороговорку «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?». Дети произносят скороговорку размеренно хором.

 

        III.      Усвоение новых знаний и способов действий.

         - Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ш)

         - Сформулируйте тему урока.

(на доске вывешивается тема урока)

 

         - Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(На доске запись: Познакомиться со звуком … и буквой, ….

                              Учиться отличать …

                              Учиться читать….)

 

         1. Познакомиться со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает.

         2. Учиться отличать звук [ш] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.

         3. Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

         - Это и будет планом нашего урока.

 

         - Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новыми звуками, буквами?

(Для улучшения дикции, чтобы уметь читать слова с новой буквой).

 

         - Какие знания и умения нам потребуются?

(Знания о звуке и букве, умение выделять звук, сравнивать, делать выводы).

 

IV. Реализация построенного проекта.

Слайд 2

1.     Работа с картинками.

(На доске картинки, все слова на этих картинках начинаются со звука [ш])

          -  Назовите слова, изображенные на картинках.

         - Что общего у всех картинок, изображенных на доске?

         - Исключите одну из данных картинок по самостоятельно найденному признаку.

(Слово Шарманщик отвечает на вопрос кто?, а остальные слова отвечают на вопрос что?. Слово Шарманщик обозначает один предмет, а остальные слова - несколько предметов).

         - А кто такой шарманщик? (Бродячий музыкант с шарманкой).

(читаем объяснение слова в толковом словаре)

         - А что такое шарманка? (Ручной орган).

         - Произнесите первый звук в слове Шарманщик. ([ш]).

         - Какой это звук: гласный или согласный? Докажите.

(При произнесении звука [ш] воздух встречает препятствие, значит он согласный).

 

         - Какой он: твердый или мягкий? (Твердый).

 

         - Звонкий или глухой?

 (При его произнесении слышится только шум, значит он глухой).

 

         - Дайте полную характеристику звуку [ш].

(Согласный, глухой, твердый).

 

         - Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

         - Как это определить? («Включить» голос).

         - Какой согласный является парным глухому согласному звуку [ш]? (Звонкий [ж]).

 

         2. Постановка проблемы, открытие новых знаний.

         - Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.

 

(один ученик за компьютером работает над составлением звуковой схемы)     

Работа в группах.

         - Каждой группе нужно отгадать загадку и составить звуковые схемы отгадок.

                  1 группа.                                                   2 группа.

         На квадратиках доски                               На четыре ноги

         Короли свели полки.                                 Надевали сапоги.

         Нет для боя у полков                                Перед тем как надевать,

         Ни патронов, ни штыков.                         Стали обувь надувать.

                                      (Шахматы)                                              (Шины)

                   3 группа.                                                   4 группа.

         У меня нос колкий,                                   Сижу верхом, не зная на ком,

         Как у иголки,                                            Знакомого встречу –

         Но не шью,                                                Соскочу, привечу.

         А дырявлю только.                                                               (Шапка)

                                      (Шило)

         - Какой звук [ш] во всех отгадках: твердый или мягкий?

         - Может быть, случайно так получилось, что звук  [ш] во всех словах  твердый? Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук [ш] произносился бы мягко. (Дети работают в парах).

         - Получилось? (Нет).

         - Какой вывод можно сделать? (Звук [ш] всегда твердый).

         - Вот вы и открыли секрет согласного звука [ш]. Он всегда твердый.

 

         3. Знакомство с новой буквой.

         - С новым звуком познакомились. Что дальше по нашему плану мы должны делать?

         - Кто знает, как называется буква, которая обозначает звук [ш]?

         - Звук [ш] обозначается буквой «ша».

 

Слайд (диск)

(показ картинки с написанием  печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной)

         - Для чего нужна заглавная, строчная буква «ша»?

 

          - Найдите в алфавите букву «ша».

Слайд 3

         - На что похожа буква «ша»? Прослушав стихотворении, вы узнаете, с чем сравнили образ буквы «ша» поэты?

 

(ребята читают стихи и показывают букву)

         1. Посмотри на букву Ш –               2. Ах, табуретка хороша!

             Буква очень хороша,                       Перевернул – и буква «ша».

             Потому что из нее                        3. Шура сено ворошил,

             Можно сделать Е и Ё.                      Вилы в сене позабыл.

 

         - Ребята, выложите на парте букву «ша» из фасоли.

 

Физкультминутка.

 

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

 

- Не поворачивая головы, скажите, картинки с изображением каких предметов вы заметили? В какой части слова находится звук [ш]?

 

- Еще раз поверните голову вправо, влево. Чем отличаются картинки изображенные справа от картинок изображенных слева? (ед. число, мн. число)

 

V. Первичное закрепление во внешней речи.

 

         1. Работа с абаками.

 

- А чтобы прочитать букву «ша», нужно просто назвать звук [ш]. Возьмите абаки.

- Итак, знакомим букву «ша» с гласными буквами: с буквой «а», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «о», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «у», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «е», запишите и прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [э], а пишем «е»).

         - Сделайте вывод.

 

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «и», запишите и прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [ы], а пишем «и»).

         - Сделайте вывод.

         - Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали вывод? Открыли учебник стр. 17.

 

Слайд 4

- Какие это слоги открытые или закрытые. Докажите.

2.     Чтение слов.

Слайд 5

- Прочитайте слова:

 

школа            Миша 

кошка            Гриша

 

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной? 

 

- По каким признакам мы можем разделить эти слова еще на 2 группы?

(одушевленные и неодушевленные)

 

- Составьте предложение со словом школа.

- Сколько слов в вашем предложении?

 

VI. Самостоятельная работа

 

1.     Работа по учебнику на с.16

Чтение пословицы и нахождение новой буквы самостоятельно.

- Прочитайте пословицу и отметьте количество букв.

 

Добрая шутка дружбы не рушит.

 

- Сколько букв в предложении?  (24 буквы)

- Сколько букв «ша» встретилось в предложении?  (2)

- В каких словах? 

 

- Прочитаем предложение. Почему так говорят?

 

- Как вы думаете, может ли шутка разрушить дружбу?

 

         Физкультминутка.

 

Слайд (тренажер БазарногоВ. Ф.)        

Работа с офтольмотренажером.

 

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1.     Работа с книгой

Чтение текста с. 17 (по-цепочке).

 

 Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе?

- Свой ответ подтвердите предложением из текста. Прочитайте это предложение.

- Какой бывает осень?  (золотой, дождливой, поздней)

- Какое слово должно звучать в нашем предложении?

 

- Что автор говорит нам о рябине? Прочитайте.

 - Как вы понимаете слово кисти «горели»? (краснели, алели, пылали)

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

 

Слайд 6.(кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук)

 

- Что говорится о ребятах?

- Сколько ребят пошли в лес?

- Как вы догадались?

- Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].

 

- Какое название вы дадите нашему рассказу?

 

2.     Индивидуальная работа по карточкам.

 

(один ученик работает на компьютере, составляет слова)

 

- Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

Слайд 7.

Карточка 1 (не читающим учащимся)

    1.    Найди и вычеркни в строчках все буквы «ша».

(Сколько из них строчных, заглавных?)

 

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ

 

Карточка 2 (читающим учащимся)

1.     Найди границы слов  и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?

 

    ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

 

Слайд 8. Проверка

 

VIII. Итог урока.

         - Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.

- Справились мы со своими задачами?

 

IX. Рефлексия.

          Смайлики.

          - Оцените свою работу на уроке.

Слайд 9

 

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.» 1 класс. УМК «Школа России»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.06.2020 637
    • DOCX 36.3 кбайт
    • 63 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тяжлова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тяжлова Татьяна Петровна
    Тяжлова Татьяна Петровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82704
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 689 человек

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе