Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.» 1 класс. УМК «Школа России»

Конспект урока по литературному чтению «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.» 1 класс. УМК «Школа России»

МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»











Конспект урока по литературному чтению

на тему: «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.»



1 класс

УМК «Школа России»







Составила: Лавриненко Светлана Кузьминична,

учитель начальных классов

I категории МОУ «Яснозоренская СОШ»





Ясные Зори

2014 год


Конспект урока в 1 классе по программе «Школа России»

Тема. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Тип урока. Решение учебной задачи.


Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.

Задачи:

Предметные:

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению условного обозначения глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;

- обеспечить закрепление умения перекодировать звуковую форму слова в буквенную на основе звуковых моделей слов;

- обеспечить закрепление приема воспроизведения слов вслух на основе его звукобуквенной модели;

- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, диск «Обучение грамоте» DVD, фасоль (10 штук) у каждого ученика, карточки для работы в группах, учебник «Азбука» (2 часть), картинки (в словах звук [ш], индивидуальные карточки, абаки, толковый словарь Ожегова.






Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1.

  • Прозвенел звонок, урок начинается.

Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем наших гостей. Садитесь.

Я дарю вам свою улыбку, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть этого дня, радость этого дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Итак, начинаем урок литературного чтения.


II. Подготовка к работе на основном этапе.

- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.


1) Дыхательная гимнастика.

«Ароматный цветок»

- Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите дыхание; на выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».


2) Артикуляционная разминка

«Губы»

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.


3) Упражнение для дикции.

Учитель произносит скороговорку «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?». Дети произносят скороговорку размеренно хором.



III. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ш)

- Сформулируйте тему урока.

(на доске вывешивается тема урока)



- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(На доске запись: Познакомиться со звуком … и буквой, ….

Учиться отличать …

Учиться читать….)



1. Познакомиться со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает.

2. Учиться отличать звук [ш] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.

3. Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

- Это и будет планом нашего урока.



- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новыми звуками, буквами?

(Для улучшения дикции, чтобы уметь читать слова с новой буквой).



- Какие знания и умения нам потребуются?

(Знания о звуке и букве, умение выделять звук, сравнивать, делать выводы).



IV. Реализация построенного проекта.

Слайд 2

  1. Работа с картинками.

(На доске картинки, все слова на этих картинках начинаются со звука [ш])

- Назовите слова, изображенные на картинках.

- Что общего у всех картинок, изображенных на доске?

- Исключите одну из данных картинок по самостоятельно найденному признаку.

(Слово Шарманщик отвечает на вопрос кто?, а остальные слова отвечают на вопрос что?. Слово Шарманщик обозначает один предмет, а остальные слова - несколько предметов).

- А кто такой шарманщик? (Бродячий музыкант с шарманкой).

(читаем объяснение слова в толковом словаре)

- А что такое шарманка? (Ручной орган).

- Произнесите первый звук в слове Шарманщик. ([ш]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Докажите.

(При произнесении звука [ш] воздух встречает препятствие, значит он согласный).



- Какой он: твердый или мягкий? (Твердый).



- Звонкий или глухой?

(При его произнесении слышится только шум, значит он глухой).



- Дайте полную характеристику звуку [ш].

(Согласный, глухой, твердый).



- Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

- Как это определить? («Включить» голос).

- Какой согласный является парным глухому согласному звуку [ш]? (Звонкий [ж]).



2. Постановка проблемы, открытие новых знаний.

- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.



(один ученик за компьютером работает над составлением звуковой схемы)

Работа в группах.

- Каждой группе нужно отгадать загадку и составить звуковые схемы отгадок.

1 группа. 2 группа.

На квадратиках доски На четыре ноги

Короли свели полки. Надевали сапоги.

Нет для боя у полков Перед тем как надевать,

Ни патронов, ни штыков. Стали обувь надувать.

(Шахматы) (Шины)

3 группа. 4 группа.

У меня нос колкий, Сижу верхом, не зная на ком,

Как у иголки, Знакомого встречу –

Но не шью, Соскочу, привечу.

А дырявлю только. (Шапка)

(Шило)

- Какой звук [ш] во всех отгадках: твердый или мягкий?

- Может быть, случайно так получилось, что звук [ш] во всех словах твердый? Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук [ш] произносился бы мягко. (Дети работают в парах).

- Получилось? (Нет).

- Какой вывод можно сделать? (Звук [ш] всегда твердый).

- Вот вы и открыли секрет согласного звука [ш]. Он всегда твердый.



3. Знакомство с новой буквой.

- С новым звуком познакомились. Что дальше по нашему плану мы должны делать?

- Кто знает, как называется буква, которая обозначает звук [ш]?

- Звук [ш] обозначается буквой «ша».



Слайд (диск)

(показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной)

- Для чего нужна заглавная, строчная буква «ша»?



- Найдите в алфавите букву «ша».

Слайд 3

- На что похожа буква «ша»? Прослушав стихотворении, вы узнаете, с чем сравнили образ буквы «ша» поэты?



(ребята читают стихи и показывают букву)

1. Посмотри на букву Ш – 2. Ах, табуретка хороша!

Буква очень хороша, Перевернул – и буква «ша».

Потому что из нее 3. Шура сено ворошил,

Можно сделать Е и Ё. Вилы в сене позабыл.



- Ребята, выложите на парте букву «ша» из фасоли.



Физкультминутка.



А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!



- Не поворачивая головы, скажите, картинки с изображением каких предметов вы заметили? В какой части слова находится звук [ш]?



- Еще раз поверните голову вправо, влево. Чем отличаются картинки изображенные справа от картинок изображенных слева? (ед. число, мн. число)



V. Первичное закрепление во внешней речи.



1. Работа с абаками.



- А чтобы прочитать букву «ша», нужно просто назвать звук [ш]. Возьмите абаки.

- Итак, знакомим букву «ша» с гласными буквами: с буквой «а», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «о», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «у», запишите и прочитайте.

- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «е», запишите и прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [э], а пишем «е»).

- Сделайте вывод.



- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «и», запишите и прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [ы], а пишем «и»).

- Сделайте вывод.

- Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали вывод? Открыли учебник стр. 17.



Слайд 4

- Какие это слоги открытые или закрытые. Докажите.

  1. Чтение слов.

Слайд 5

- Прочитайте слова:


школа Миша

кошка Гриша


- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной?


- По каким признакам мы можем разделить эти слова еще на 2 группы?

(одушевленные и неодушевленные)


- Составьте предложение со словом школа.

- Сколько слов в вашем предложении?


VI. Самостоятельная работа


  1. Работа по учебнику на с.16

Чтение пословицы и нахождение новой буквы самостоятельно.

- Прочитайте пословицу и отметьте количество букв.


Добрая шутка дружбы не рушит.


- Сколько букв в предложении? (24 буквы)

- Сколько букв «ша» встретилось в предложении? (2)

- В каких словах?


- Прочитаем предложение. Почему так говорят?


- Как вы думаете, может ли шутка разрушить дружбу?


Физкультминутка.



Слайд (тренажер БазарногоВ. Ф.)

Работа с офтольмотренажером.


VII. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Работа с книгой

Чтение текста с. 17 (по-цепочке).


Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе?

- Свой ответ подтвердите предложением из текста. Прочитайте это предложение.

- Какой бывает осень? (золотой, дождливой, поздней)

- Какое слово должно звучать в нашем предложении?


- Что автор говорит нам о рябине? Прочитайте.

- Как вы понимаете слово кисти «горели»? (краснели, алели, пылали)

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?


Слайд 6.(кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук)


- Что говорится о ребятах?

- Сколько ребят пошли в лес?

- Как вы догадались?

- Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].


- Какое название вы дадите нашему рассказу?


  1. Индивидуальная работа по карточкам.


(один ученик работает на компьютере, составляет слова)


- Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

Слайд 7.

Карточка 1 (не читающим учащимся)

1. Найди и вычеркни в строчках все буквы «ша».

(Сколько из них строчных, заглавных?)


ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ


Карточка 2 (читающим учащимся)

  1. Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?


ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС


Слайд 8. Проверка


VIII. Итог урока.

- Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.

- Справились мы со своими задачами?



IX. Рефлексия.

Смайлики.

- Оцените свою работу на уроке.

Слайд 9



- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!





11


Конспект урока по литературному чтению «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.» 1 класс. УМК «Школа России»
  • Начальные классы
Описание:

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

Автор Лавриненко Светлана Кузьминична
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3456
Номер материала 1707
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓