МОУ
«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района
Белгородской области»
Конспект
урока по литературному чтению
на
тему: «Твердый
согласный звук [ш], буквы Ш, ш.
Сочетание
ши.»
1
класс
УМК
«Школа России»
Составила: Лавриненко
Светлана Кузьминична,
учитель начальных классов
I категории
МОУ «Яснозоренская СОШ»
Ясные Зори
2014 год
Конспект
урока в 1 классе по программе «Школа России»
Тема. Твердый
согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
Тип
урока. Решение
учебной задачи.
Цель: создать условия для организации
деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.
Задачи:
Предметные:
- организовать деятельность учащихся по изучению и
первичному закреплению условного обозначения глухого твердого звука [ш] с
помощью печатной буквы;
- обеспечить закрепление умения перекодировать
звуковую форму слова в буквенную на основе звуковых моделей слов;
- обеспечить закрепление приема воспроизведения слов
вслух на основе его звукобуквенной модели;
- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию
фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного
интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного
труда на уроках обучения грамоте.
Личностные УУД: способствовать
формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать
формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные
учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и
одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: содействовать
развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в
учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
Коммуникативные: принимать участие
в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения;
договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила
вежливости.
Оборудование: компьютер,
проектор, колонки, презентация, диск «Обучение грамоте» DVD, фасоль
(10 штук) у каждого ученика, карточки для работы в группах, учебник «Азбука» (2
часть), картинки (в словах звук [ш], индивидуальные карточки, абаки, толковый
словарь Ожегова.
Ход
урока.
I.
Организационный
момент.
Слайд 1.
-
Прозвенел
звонок, урок начинается.
Сегодня к
нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем наших гостей.
Садитесь.
Я дарю
вам свою улыбку, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы
сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о
них. Вдохните в себя свежесть этого дня, радость этого дня, тепло солнечных
лучей. Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения
и бережного отношения друг к другу.
Итак,
начинаем урок литературного чтения.
II. Подготовка
к работе на основном этапе.
-
Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.
1) Дыхательная гимнастика.
«Ароматный цветок»
-
Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите дыхание;
на выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».
2) Артикуляционная разминка
«Губы»
-
Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите
упражнение 2-3 раза.
3)
Упражнение для дикции.
Учитель произносит скороговорку
«Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?». Дети произносят скороговорку
размеренно хором.
III. Усвоение
новых знаний и способов действий.
- Назовите звук,
который часто повторяется в этой скороговорке. (ш)
- Сформулируйте тему урока.
(на доске вывешивается тема урока)
- Какие цели и задачи мы поставим
перед собой на уроке?
(На доске запись: Познакомиться со звуком
… и буквой, ….
Учиться
отличать …
Учиться
читать….)
1. Познакомиться со звуком [ш] и
буквой, которая его обозначает.
2. Учиться отличать звук [ш] и
букву, которая его обозначает от других звуков и букв.
3. Учиться читать слоги, слова с
новой буквой.
- Это и будет планом нашего
урока.
- Как вы думаете, для чего нам
нужно знакомиться с новыми звуками, буквами?
(Для улучшения дикции, чтобы уметь читать
слова с новой буквой).
- Какие знания и умения нам
потребуются?
(Знания о звуке и букве, умение выделять
звук, сравнивать, делать выводы).
IV. Реализация
построенного проекта.
Слайд 2
1. Работа с
картинками.
(На доске картинки, все слова на этих картинках
начинаются со звука [ш])
- Назовите слова, изображенные на картинках.
-
Что общего у всех картинок, изображенных на доске?
-
Исключите одну из данных картинок по самостоятельно найденному признаку.
(Слово Шарманщик отвечает на вопрос кто?, а
остальные слова отвечают на вопрос что?. Слово Шарманщик обозначает один
предмет, а остальные слова - несколько предметов).
- А кто такой шарманщик? (Бродячий
музыкант с шарманкой).
(читаем объяснение слова в толковом
словаре)
- А что такое шарманка? (Ручной
орган).
- Произнесите первый звук в слове
Шарманщик. ([ш]).
- Какой это звук: гласный или
согласный? Докажите.
(При произнесении звука [ш] воздух
встречает препятствие, значит он согласный).
- Какой он: твердый или мягкий?
(Твердый).
- Звонкий или глухой?
(При его произнесении слышится только
шум, значит он глухой).
- Дайте полную характеристику
звуку [ш].
(Согласный, глухой, твердый).
- Подумайте, имеет ли этот звук
звонкую пару?
- Как это определить? («Включить»
голос).
- Какой согласный является парным
глухому согласному звуку [ш]? (Звонкий [ж]).
2. Постановка проблемы,
открытие новых знаний.
- Звук [ш] не простой, а с
секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните
следующее задание.
(один ученик за компьютером
работает над составлением звуковой схемы)
Работа в группах.
- Каждой группе нужно отгадать
загадку и составить звуковые схемы отгадок.
1 группа. 2
группа.
На квадратиках доски На
четыре ноги
Короли свели полки. Надевали
сапоги.
Нет для боя у полков Перед
тем как надевать,
Ни патронов, ни штыков. Стали
обувь надувать.
(Шахматы) (Шины)
3 группа. 4
группа.
У меня нос колкий, Сижу
верхом, не зная на ком,
Как у иголки, Знакомого
встречу –
Но не шью, Соскочу,
привечу.
А дырявлю только. (Шапка)
(Шило)
- Какой звук [ш] во всех
отгадках: твердый или мягкий?
- Может быть, случайно так
получилось, что звук [ш] во всех словах твердый? Попробуйте сами подобрать
такие слова, в которых звук [ш] произносился бы мягко. (Дети работают в
парах).
- Получилось? (Нет).
- Какой вывод можно сделать? (Звук
[ш] всегда твердый).
- Вот вы и открыли секрет
согласного звука [ш]. Он всегда твердый.
3. Знакомство с новой буквой.
- С новым звуком
познакомились. Что дальше по нашему плану мы должны делать?
- Кто знает, как называется
буква, которая обозначает звук [ш]?
- Звук [ш] обозначается буквой
«ша».
Слайд (диск)
(показ картинки
с написанием печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной)
- Для чего нужна заглавная,
строчная буква «ша»?
- Найдите в алфавите букву «ша».
Слайд 3
- На что похожа буква «ша»? Прослушав
стихотворении, вы узнаете, с чем сравнили образ буквы «ша» поэты?
(ребята читают стихи и показывают букву)
1. Посмотри на букву Ш – 2.
Ах, табуретка хороша!
Буква очень хороша,
Перевернул – и буква «ша».
Потому что из нее 3.
Шура сено ворошил,
Можно сделать Е и Ё.
Вилы в сене позабыл.
- Ребята, выложите на парте букву
«ша» из фасоли.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
- Не поворачивая головы, скажите, картинки
с изображением каких предметов вы заметили? В какой части слова находится звук [ш]?
- Еще раз поверните голову вправо, влево.
Чем отличаются картинки изображенные справа от картинок изображенных слева?
(ед. число, мн. число)
V. Первичное
закрепление во внешней речи.
1. Работа с абаками.
- А чтобы прочитать букву «ша», нужно
просто назвать звук [ш]. Возьмите абаки.
- Итак, знакомим букву «ша» с гласными
буквами: с буквой «а», запишите и прочитайте.
- Знакомим букву «ша» с гласной буквой
«о», запишите и прочитайте.
- Знакомим букву «ша» с гласной буквой
«у», запишите и прочитайте.
- Знакомим букву «ша» с гласной буквой
«е», запишите и прочитайте.
- Как звучит согласный звук [ш]: твердо
или мягко? (Твердо).
- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое
несоответствие вы заметили? (Слышим [э], а пишем «е»).
- Сделайте вывод.
- Знакомим букву «ша» с гласной буквой
«и», запишите и прочитайте.
- Как звучит согласный звук [ш]: твердо
или мягко? (Твердо).
- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое
несоответствие вы заметили? (Слышим [ы], а пишем «и»).
- Сделайте вывод.
- Давайте проверим, правильно ли
вы сформулировали вывод? Открыли учебник стр. 17.
Слайд 4
- Какие это слоги открытые или закрытые. Докажите.
2. Чтение
слов.
Слайд
5
-
Прочитайте слова:
школа Миша
кошка Гриша
-
Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной?
-
По каким признакам мы можем разделить эти слова еще на 2 группы?
(одушевленные
и неодушевленные)
- Составьте предложение со словом школа.
- Сколько слов в вашем предложении?
VI. Самостоятельная
работа
1. Работа по
учебнику на с.16
Чтение пословицы и
нахождение новой буквы самостоятельно.
-
Прочитайте пословицу и отметьте количество букв.
Добрая шутка дружбы не рушит.
-
Сколько букв в предложении? (24 буквы)
-
Сколько букв «ша» встретилось в предложении? (2)
-
В каких словах?
-
Прочитаем предложение. Почему так говорят?
-
Как вы думаете, может ли шутка разрушить дружбу?
Физкультминутка.
Слайд (тренажер БазарногоВ. Ф.)
Работа с офтольмотренажером.
VII. Включение
в систему знаний и повторение.
1. Работа с
книгой
Чтение
текста с. 17 (по-цепочке).
Выборочное
чтение.
-
О каком времени года упоминается в рассказе?
-
Свой ответ подтвердите предложением из текста. Прочитайте это предложение.
-
Какой бывает осень? (золотой, дождливой, поздней)
-
Какое слово должно звучать в нашем предложении?
-
Что автор говорит нам о рябине? Прочитайте.
-
Как вы понимаете слово кисти «горели»? (краснели, алели, пылали)
-Вспомните,
какие значения имеет слово кисти?
Слайд 6.(кисти ягод(
синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук)
-
Что говорится о ребятах?
-
Сколько ребят пошли в лес?
-
Как вы догадались?
-
Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах
должен быть звук [ш].
-
Какое название вы дадите нашему рассказу?
2. Индивидуальная
работа по карточкам.
(один ученик
работает на компьютере, составляет слова)
- Если вы будете внимательно выполнять
упражнения, то у вас обязательно все получится!
Слайд 7.
Карточка 1 (не читающим учащимся)
1. Найди и вычеркни в строчках все буквы «ша».
(Сколько
из них строчных, заглавных?)
ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
Карточка 2 (читающим учащимся)
1. Найди
границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом
назвать все эти предметы?
ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС
Слайд 8. Проверка
VIII. Итог урока.
- Посмотрите на наш план урока и
подведите итог нашей работы.
- Справились мы со
своими задачами?
IX. Рефлексия.
Смайлики.
- Оцените свою работу на уроке.
Слайд 9
- Я желаю вам успехов и хорошего
настроения на весь день!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.