Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению "Сказка о царе Салтане...А.С.Пушкин по системе"Школа 2100" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению "Сказка о царе Салтане...А.С.Пушкин по системе"Школа 2100" 4 класс




План – конспект

урока по чтению в 4 классе







Тема урока:










hello_html_3450b070.gif

Верещагина Валентина Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4» Сорочинск









Сорочинск

28.10.14 год



а. с. пушкин.
«Сказка о царе салтане»

Цель: познакомить учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …»

Задачи урока :

образовательная – формировать основу правильного типа читательской деятельности;

развивающая – развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывающая – воспитывать читательский интерес к сказкам А.С.Пушкина ; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.

УУД: Личностные УУД:

- осознание обучающимися ценности изучаемого предмета и совместной учебной деятельности;

Метапредметные:

-уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- уметь оформлять свои мысли в устной форме учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оборудование:портрет А.С.Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая пушкинская сказка», выставка книг со сказками Пушкина, иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина. Ход урока

I.Организационный момент.Приветствие(1 мин)

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке.

II. Работа с текстом до чтения

2.1.Введение в тему(2 мин)

- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

-Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, отправимся в гости к А.С.Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане…»

-Нам пришло приглашение (Слайд 1)

«Приглашаем вас принять участие в записи сказки на радиостанции «Юные таланты»

« По этому приглашению, (Слайд 2)

По нашему хотению

Доставь, волшебный экран, нас

До места назначения.

Крибле, крабле,бумс»

2.2.Актуализация знаний «Интервью с ведущей радиостанции «Юные таланты»(5 мин)

-Здравствуйте, дорогие ребята. Я, ведущая передач радиостанции, очень рада, что вы приняли наше приглашение. Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С.Пушкине, что-то рассказать вам и показать.

Интервью:

1.В каком городе родился А.С.Пушкин?(Москва)

2.К какому роду принадлежала семья Пушкиных?(Старинный дворянский род)

3.Чем больше всего интересовались в этой семье? (Литературой и театром)

4.На каком языке, в то время было принято разговаривать в дворянском обществе? (на французском языке)

5.Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши? (французскую)

6.Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче? (собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке)

7.Кем был дядя А.С.Пушкина –Василий Львович? (известный поэт того времени)

8.Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей? (иностранцы-гувернёры)

9.Что вы знаете о маленьком Саше? (рано научился читать и делал это с большим удовольствием, своё первое стихотворение сочинил на французском языке)

10.Кто помог ему понять красоту русского слова, силу простого русского народа? (его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных)

11.Куда А.С.Пушкина отдали в 12 лет? (в Царскосельский музей)

2.3.Презентация «А.С.Пушкин»-ученик (3 мин) ИКТ

2.4. Выполнение задания 1 (тетрадь, с. 42).Работа в парах( 2 мин)

Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В чем разница?

Почему Пушкин каждый раз подчеркивает слово «сказка»,напоминая нам, что это вымысел? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)

2.5. Обсуждение названия сказки(3 мин)

-Что необычного в названии сказки?(Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора)

-Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? Какими вы представляете героев по их именам? (По словарю личных имён Гвидон –реальное имя, но малоупотребляемое).Ещё раз посмотрите на заголовок, иллюстрацию и предположите о ком же будет сказка? А какова роль девиц? Какова мораль сказки?

-У кого из героев нет имени?

III. Работа с текстом во время чтения.

3.1. Самостоятельное чтение учащимися начала сказки (с. 118–122 до слов «Мать и сын теперь на воле»).(5 мин)

Какой эпизод особенно взволновал?

Можно ли сказать, что в сказке Пушкина существует острый конфликт добра и зла?

ФИЗМИНУТКА «Морячка»( 2 мин)



3.2. Составление плана прочитанного: работа в группах(3 мин)

- На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? Слайд 3.

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

3.3.Беседа по прочитанному(3 мин)

Есть ли в сказке Пушкина зачин? О чем говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на русской земле.)

С чего начинается сказка? (Три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой торг – «кабы я была…».)

С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите примеры. (Балда с попом на базаре; старуха с золотой рыбкой.)

Эту национальную особенность Пушкин любил обыграть в сказках.

В чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении? (Ведет себя он необычно, подслушивает под окном; один на улице без свиты; жену выбирает и тут же женится.)





3.4. Выборочное чтение 2-й части. Кластер «Царь Салтан»( 5 мин)

Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям? (Он разный: добрый, доверчивый, верный муж, царь-отец, но бывает несправедливый, гневный; не зря же распоряжение « и царицу ,и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр)

3.4. Выборочное чтение 3-й части. (3 мин)

Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю.

Что в этих строках реальность, а что сказочное?

Чтобы его сказка еще больше была похожа на народную, поэт использует те слова и выражения, которые мы часто встречаем в волшебных сказках.

Интересно, сумеете ли вы их назвать.

Как растет в сказке Пушкина ребенок в бочке? «…И растет ребенок там…» (не по дням, а по часам).

Как же спасаются герои сказки?

IV. Работа после прочтения текста

1.Разноуровневые задания (4 мин)

Необходимый уровень:

«Допиши начало строчки» Слайд 4

……..успела …….заскрипела

……лягушку ……зверюшку

……сей раз …….приказ

.легонько …….тихонько

Повышенный уровень:

-Выпишите из сказки устаревшие слова, подберите к ним синонимы . Слайд 5

- С какой целью использует Пушкин устаревшие слова?

Максимальный уровень:

4.Выполнение задания2(тетрадь, с.42)Сам\работа. Проверка по шаблону Слайд 6

IV.Итог урока. Самооценка (2 мин)

Как относится автор к своим героям? (доброе отношение, с улыбкой)

Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они воплощение типичного зла (добра)? Почему?

- Как вы считаете, кого нужно отметить за работу на уроке?

V.Домашнее задание( 1 мин) Слайд 7

творческое задание 3 (тетрадь, с. 42); самостоятельное чтение (с. 122–127, до слов «Снова князь у моря ходит…»







Конспект урока по литературному чтению "Сказка о царе Салтане...А.С.Пушкин по системе"Школа 2100" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

        Данный урок находится в разделе  «У истоков русской детской литературы –XIXвек»,поэтому работа над текстом сказки Пушкина заключается в определении её морали и  особенностей его сказок, которые были бы доступны и понятны  всем  от мала до велика, по словам самого писателя. С предыдущими уроками и последующими этот урок связан одной темой – в героях сказки воплощение зла или добра..

         К моменту изучения данной темы учащиеся имеют первоначальное представление о сказках Пушкина и его биографии, поэтому  на этапе активизации деятельности применялось интервью  и презентация с привлечением учащихся. Оно помогло обобщить изученное .На этом же этапе было проведено сравнение названий сказок Пушкина с названиями русских народных сказок.

         Для формирования правильного типа читательской деятельности применялась технология продуктивного чтения. Она представляет собой «…трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения учащимися художественного произведения ( до чтения,  в процессе чтения и после чтения).

Автор Верещагина Валентина Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3790
Номер материала 51296
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓